Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан. Как празднуется Успение Божией Матери на православном греческом Востоке и на Руси

Все эти действия символически напоминают о телесном вознесении Божией Матери на небо, чудесном уверении апостолов в Ее преславном вознесении и о благодатном покрове и предстательстве Пр. Богородицы о роде христианском.
Ионафан,
архиепископ Тульчинский и Брацлавский

Как празднуется Успение Божией Матери
на православном греческом Востоке и на Руси

“Ангели успение Пречистыя зряще,
удивишася: како Дева восходит
от земли на небо!?“
Иерусалимская Православная Церковь, хранящая древнее предание о последних днях земной жизни Богоматери, начинает творить воспоминание о телесной Ее кончине за три дня до самого праздника Успения (25 августа по н.ст.).
В этот день рано утром св. Плащаница переносится духовенством из иерусалимского Гефсиманского патриаршего подворья, что вблизи храма Воскресения Христова, на Гроб Богоматери в Гефсиманском саду. Сама же процессия духовенства от Гефсиманского подворья к Гефсиманскому Гробу с Плащаницей символизирует скорбное несение св. Апостолами тела Богоматери от дома св. апостола и ев. Иоанна Богослова, в котором и произошло таинство смерти Преблагословенной Девы Марии. Апостолы, говорит местное предание, по причине множества народа, смогли прибыть к гробнице только к вечеру этого дня.
По пути следования процессии происходит целование верующими св. Плащаницы. К Плащанице допускают и некрещеных (женщин-мусульманок), но не для целования ее, а только для согбенного прохождения под Плащаницей. Ибо, как веруют православные греки, только крещеные православные христиане могут устами прикоснуться с благоговением к святой Плащанице Богоматери.
27 августа н. ст., в канун самого праздника Успения, ранним утром, духовенство направляется из дома Иерусалимской Патриархии к Гефсиманской гробнице торжественной процессией, символизируя шествие всех Апостолов, вместе с опоздавшим ко дню преставления Приснодевы апостолом Фомой. Перед Гробницей Богоматери торжественно совершается чин погребения Плащаницы Божией Матери, во время которого читается 17 кафизма с т.н. “Похвалами” Богородице, с повествованием об обстоятельствах Ее смерти и погребения, и о телесном воскрешении Её Божественным Сыном и о взятии Её с телом и душой в небесную Славу. К слову сказать, в честь последнего события – вознесения Богоматери — на Валааме высокопреосвященнейшим Сергием (Страгородским), архиепископом Финляндским, будущим Патриархом Московским и всея Руси, установлен памятный Крест.
В Иерусалиме праздничная утреня под Успение завершается на заре пением великого славословия, во время которого Плащаница Богоматери возносится вверх по многочисленным ступеням храма, к выходу из Гробницы, где на верхней площадке лестницы, при троекратном пении тропаря праздника, совершается троекратное ее каждение. Затем ее вновь полагают на прежнее место. Все эти действия изображают телесное восхождение Пр. Богородицы на небо «во облацех».
На месте восхождения Пр. Богоматери диакон полагает священнический пояс в напоминание того, что Божия Матерь, желая убедить Св. апостолов в Ее воскресении, сбросила с неба апостолу Фоме Свой пояс. Этот пояс напоминает всем верующим о том, что отныне Матерь Божия воистину и телом и душой пребывает живой на небесах.
Вот почему 15/28 августа, то есть в самый день праздника Успения, Иерусалимская Церковь воспоминает уже не смерть Божией Матери, а Её воскрешение из мертвых Божественным Сыном и чудесное Её восхождение на небеса силой Божией: “Ангели успение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева восходит от земли на небо!? “ – воспевает Святая Церковь. Божественную Литургию в самый день Успения торжественно служит Иерусалимский Патриарх на Гробнице Богоматери в Гефсимании. В этот день нет никакой печали на лицах православных греков. День Успения Богоматери для православных греков великий праздник, вторая Пасха, день ликования и радости.
По окончании Литургии св. Плащаница переносится из Гробницы назад — в Гефсиманское патриаршее подворье, что находится у храма Воскресения. Это символизирует пребывание воскресшей и возшедшей на небеса Божией матери около Своего Божественного Сына на небесах.
Так празднуют Успение в Иерусалимской Православной Церкви.
В современной же литургической традиции Русской Церкви богослужебный порядок праздника иной: воспоминание трех моментов праздника Успения (смерти, воскрешения и вознесения на небеса) “спрессовано” во временные рамки одного Всенощного бдения под праздник Успения и в Божественной Литургии в самый день праздника — 15/28 августа. В Русской Церкви этот чин не имеет определенного места в Минее и совершается произвольно: на первый, второй или даже на третий день праздника Успения.
Но так было не везде и не всегда. К примеру, в средневековой Москве в средние века, а в Киево-Печерской Лавре и поныне, в чине Утрени, совершаемой накануне дня праздника, в 3-4-ом часу зари, перед иконой Богоматери стихословятся статии 17-ой кафизмы «с похвалами». Чин именуется «Надгробным пением».
Как же этот погребальный чин сместился на третий день праздника Успения?
Ответ следует поискать в Подмосковье: в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры празднование Успения переносилось на 17/30 августа, т.е. на 3-й день после празднования Успения в Лавре. При этом также совершалось «погребение Плащаницы» с чтением 17-ой кафизмы с “Похвалами” из Иерусалимского чина. Перенесение празднования Успения было допущено священноначалием по снисхождению для отшельников Гефсиманского скита, желавших совершить празднование Успения по полному чину Иерусалимской Церкви, что требовало прибытия в скит большого числа клира и певчих, занятых в самый день праздника в Троицкой Лавре. Во время большевиков религиозные шествия по Москве были запрещены, был забыт и старинный обычай кремлёвских соборов отпевания св. Плащаницы в канун праздника Успения.
В 40-х годах ХХ столетия иерусалимский чин «погребения Плащаницы» был издан отдельной брошюрой для богослужебного употребления, но, к сожалению, без четких указаний относительно времени совершения этого чина и без указаний совмещения чина “Погребения плащаницы“ с существующим в Минее порядком праздничной службы. Постепенно, по подражанию Гефсиманскому скиту, отдельное чтение 17-ой кафизмы с Похвалами в соборах и на приходах стало распространяться по приходам и вновь совершаться, но не перед праздником Успения, как в Иерусалиме, а на третий день праздника, что, строго говоря, является нововведением. Этот новый «чин» разрушил единую цепь литургического воспоминания трех последовательных событий в земной жизни Пр. Богородицы: 1) пребывании Её во гробе, 2) Её воскрешении и 3) Её вознесении с телом на небо.
Но, огорчительнее всего то, что нынешний погребальный обряд “отпевания Плащаницы“ на третий день Успения в сознании простых прихожан стал ассоциироваться более с событием смерти и пребывания Пр. Богородицы во гробе, а не с последующим Её воскрешением Божественным Сыном и телесным вознесением Приснодевы на небеса, привнося запоздалую печальную, сентиментальную ноту в ликующую «пасхальную» кульминацию успенского торжества. Литургически это равносильно совершению погребения святой Плащаницы Спасителя, воздыханиям и горестным слезам на третий день после ликующей пасхальной ночи Воскресения Христова. Таковое следствие этого печального неуставного «уложения», несомненно, потребует в будущем своего упорядочения.
ПРОЕКТ МИНЕЙНОГО ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ПРАЗДНИКА УСПЕНИЯ
В СОЕДИНЕНИИ С ЧИНОМ ПОГРЕБЕНИЯ СВ. ПЛАЩАНИЦЫ
Посреди храма водружается уготованный для Плащаницы аналой с канонической иконой Успения Божией Матери. На святом Престоле полагается св. Плащаница Божией Матери. По чину совершается чтение паримий. Лития — по потребе. На «Бог Господь» тропари праздника (при открытых царских вратах). По тропарях праздника начинается пение нарочитых тропарей из иерусалимского чина: «Благообразных ученик», «Егда снизшла еси к смерти» и «Священным учеником, в Гефсиманию тело Матере Божия носящим» (на мотив “Благообразный Иосиф”). Трижды каждение св. Плащаницы (вокруг св. Престола). Предстоятель полагает три земных поклона. Св. Плащаница износится из алтаря северными дверьми. Совершается обнесение св. Плащаницы вдоль северной стороны храма (или вокруг храма) при пении «Апостоли от конец”. Затем вдоль южной стороны храма к аналою посредине храма. Святая Плащаница водружается на аналой, что символически соответствует несению святыми Апостолами одра с Телом Богоматери в Гефсиманию и полаганию его в Гефсиманскую гробницу. На аналое поставляется икона праздника и лампада перед нею. На пении последнего тропаря “Священным учеником”, совершается троекратное каждение св. Плащаницы. Далее следует чтение 17-ой кафизмы с “Похвалами” по обычаю К.П. Лавры.
По окончании третьей статии — малая ектения, возглас “Яко Тя хвалят”. Седален. “Хвалите имя Господне”, каждение алтаря, иконостаса, величание празднику, каждение храма при пении особых тропарей с припевом: “Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего”, гл. 5 (из иерусалимского чина). По окончании тропарей малая ектения, 4-й антифон «От юности», чтение праздничного Евангелия. Помазание елеем от праздничной лампады и далее всё по чину праздничной Утрени.
По Великом славословии (на пении последнего «Святый Боже») Св. Плащаница возносится духовенством от аналоя по ступеням на солею. “Премудрость прости”. При троекратное пении тропаря праздника «В рождестве девство» и каждении диакона, на солее совершается троекратное вознесение и нисхождение св. Плащаницы, после чего совершается осенение ею предстоящего народа. Все эти действия символически напоминают о телесном вознесении Божией Матери на небо, чудесном уверении апостолов в Ее преславном вознесении и о благодатном покрове и предстательстве Пр. Богородицы о роде христианском. Затем св. Плащаница вновь полагается на аналой и возлагается на неё священнический пояс. Стихиры праздника, ектении, и далее окончание Утрени по чину.
На малом входе Божественной Литургии совершается трижды каждение св. Плащаницы (при пении тропаря праздника), на «Приидите, поклонимся» перенесение св. Плащаницы с аналоя в алтарь и возложение её на св. Престол (что символизирует присное пребывание Пр. Богородицы около Своего воскресшего Божественного Сына на небесах).
Божественная Литургия совершается на св. Антиминсе, возложенном на св. Плащанице Божией Матери до отдания праздника Успения. На аналое в центре храма каноническая икона праздника Успения (до отдания праздника).