Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

29.07.2009. КИЕВ. Во время встречи с духовенством и мирянами в Трапезном храме Киево – Печерской Лавры Святейший Патриарх сказал речь о пастырстве и направлениях работы Церкви

«… Я хотел бы сказать несколько слов о пастырстве в наших современных условиях. Собственно говоря, пастырь должен быть пастырем всегда. И тысячу лет тому назад, сейчас, и наверное если Господь потерпит нас и род человеческий еще через тысячу лет. Ничего не изменится, потому что одно и тоже предназначение – пастырь должен вести человека к Богу. И поэтому природа пастырства что сегодня, что в прошлом, что в будущем — одна. А вот средства проявления пастырской ответственности могут быть разные. Ведь совершенно очевидно, что в традиции Православной Церкви приход это место, куда приходят люди. Возьмите старые времена, почти стопроцентных верующих людей в стране. И задача пастырская заключалась в том, чтобы строить храмы в шаговой доступности, ведь транспорта не было. Переезды на дальние расстояния требовали сил и времени, поэтому главная задача заключалась в том, чтобы в шаговой доступности строить храм, в этих храмах должны были быть колокола. Колокол зазвонит – двери храма открылись, и люди приходят. Никаких усилий не требовалось, чтобы они пришли в храм. Это было естественно. Почему наши общины получили названия приходов. Речь ведь идет не о финансовом приходе и расходе как иногда люди представляют себе приход. Речь идет о том , что люди приходят. Ни на одном языке община не передается словом приход, только на нашем с вами языке. И это отражает нашу историю, нашу традицию, высочайший уровень религиозности. Никуда ни куда не надо было приглашать – все шли, только храмы стройте. Вот почему в наших старинных городах в центральной части городов так много храмов. Поражаешься как много храмов в старой Москве, хотя многие храмы уничтожили. А такие города как Суздаль, Вязьма – думаешь, зачем же нужно было столько храмов? А нужно было – все были верующие. Люди не хотели толкаться , хотели прийти и помолиться, и храм должен был быть рядом с домом.
Ведь все изменилось. Сегодня у нас с вами много верующих – милость Божья. Уже не так как было раньше. Очень большая часть людей и особенно среди интеллигенции прошедшей через эту эпоху позитивизма, материализма еще не пришли к ясному убеждению, что храм Божий это самое главное место на земле. А потом много ведь соблазнов, много других притягательных центров: центров досуга, центров торговли. Современные супермаркеты, огромные, коммерческие центры там вы и покушать можете и купить можете и с горок покататься, и с дитишками там поразвлекаться. Вот такие храмы XXI века, которые строят почти в шаговой доступности. Больше всего по крайней мере в Москве что было построено так это вот эти коммерческие центры. Люди туда идут, в воскресение, в субботу, такой секулярный храм, развлекаловка. С одной стороны можно купить, удовлетворить свои потребности, отдохнуть, посидеть, выпить, закусить.
Не надо уходить все под одной крышей. Поэтому сегодня мы должны думать о том, чтобы люди пришли в храм. Приход перестает быть чем-то запрограммированным, приход в храм людей. Для того чтобы люди пришли, надо же к ним выйти на встречу. А вдруг они мимо храма идут по улице и не хотят поворачивать. Когда я говорю выйти на встречу я имею ввиду не просто выйти в двери и стать поперек улицы – вас не поймут. Церковь должна выйти на встречу миру, навстречу обществу. Она должна научиться говорить с людьми на их языке, она должна обострить сознание современного человека, показать принципиальную важность того, что она называет духовным измерением жизни.
Вот все охают, ахают по поводу кризиса который сейчас разразился. А мне кажется , что этот кризис может помочь людям. Вот больно много стали на мамону возлагать надежду. Деньги как синоним счастья, деньги синоним благополучия. Имеешь деньги — имеешь все. Имеешь свободу, имеешь власть, имеешь возможность наслаждаться всем тем чем ты хочешь наслаждаться. Полная иллюзия автомии от Бога от других, она возникает на волне повышенного потребления и повышенных материальных возможностей. Сегодня кризис помогает понять, что не все так просто. Что это иллюзия, вот этот образ счастливого современного человека. Это иллюзия, это мираж. Никто толком понять не может как это кризис возник. Где-то там в каких то кампаниях не хватило денег в американских и вся экономика мира начинает валится как карточный домик. Причем тут американские кампании ипотечные и допустим центральный рынок в Киеве. Потом оказывается что все связано.
Поэтому сейчас очень важный момент когда мы должны говорить миру Божью правду так чтоб эта правда Божья слышалась. Но для этого нужно научиться , а наш язык до сих пор бывает очень заскорузлым, мы еще до сих пор предпочитаем говорить схоластическими схемами что в проповеди, что общаясь с людьми. Я однажды случайно подслушал разговор одного монаха с интеллигентной женщиной не территории Даниловского монастыря. Я тогда еще не был Патриархом. Так в подрясничке, в пальто прогуливался. Обратил внимание, что такой упитанный, розовощекий, улыбающийся такой отец игумен стоит и с кем то разговаривает. К нему подходит женщина средних лет, интеллигентная с большим уважением обращается к отцу игумену, задает ему очень серьезный вопрос касающийся ее собственной жизни. Этот отец игумен так с верху вниз на нее посмотрел, и говорит ей: «Ты раба Божия туда отойди и подожди пока я освобожусь. Потом я тебе на это может быть отвечу». Меня так взволновал этот ответ игумена , что я подошел и сказа: «А почему ты называешь эту женщину на ты? А почему ты не мог ей ответить? А не думаешь ли ты, что она никогда тебя в том месте ждать не будет потому-то ты ей больше не интересен». Ведь бывает ведь и так. А бывает, что человек подходит с вопросом, а мы начинаем схемами отвечать. Очень простыми схемами, которые не достигают ума и сердца. Потому-то у нас у самих нет ответов на эти вопросы. У нас есть, что — то из учебников, но учебники то писались в прошлом, учебники то были рассчитаны на то время когда был приход, когда все в храм приходили, а собственного понимания проблемы нет. Потому-то в школе мы не учились сопрягать богословие с жизнью Вот самое важное что мы должны научиться — оживить наше богословие , вывести его из сферы интеллектуального дискурса, сделать его частью нашей пастырской жизни так как это было у святых отцов. Нужно научиться по новому отцов читать. Для того чтобы отцов понимать нужно хорошо знать историю, нужно знать то , что мы сейчас называем культурным контекстом в котором отцы писали . И замечательное это занятие когда вы начинаете сравнивать политическую ситуацию времен допустим Златоуста. Культурную ситуацию, философскую с тем что сейчас думаешь : «Господи Боже наш» да ведь ничего не меняется в нашем мире. Насколько Златоуст современен. Но если вы начнете Златоуста народу читать, мало будет пользы. А вот если методологию Златоуста, его идеи, которые родились из того самого исторического контекста вы через свое сознание проведете все то, что говорил Златоуст, его дух станет совершенно понятен современному человеку. Вот я думаю, что это самый главный тезис: богословие должно вдохновлять пастырское слово.
Когда я был ректором семинарии то помню имел такой разговор с группой студентов. Я настаивал на том. Что необходимо иностранные языки изучать чтобы был доступ не только русской богословской литературе, но необходимо изучать богословие зарубежное, ну и получил одну реплику от одного студента : «Что вы говорите. Мы что с нашими бабками по – английским что ли разговаривать будем. Ну и зачем это все богословие. Научиться служить, ну проповедовать». И ведь у этого человека была какая — то своя правда. Он в богословии не видео необходимости. Кстати это не проблема нашего прошлого, а возьмите вы все эти потуги царя Петра I учить российских недорослей. Не хотели в школу идти, потому что смысла не видели, потому-то богословие было очень схематичным, схоластическим и реально не связано с жизнью. Сегодня соединение богословия с жизнью является огромной задачей.
И позвольте мне на одном конкретном примере, поскольку я выступаю после вручения докторского диплома я должен о богословии говорить, не только о церковной практике. Но вот я бы хотел перейти к богословской части своего выступления и оттолкнуться оттого, что только что сказал. Вот нам нужно научиться сопрягать богословие с жизнью и учиться у святых отцов. Какой первый урок они нам дают как святые, как ученые? Они дают замечательный урок того, как богословие может и должно использовать достижения разума. Собственно говоря если вы читаете Каппадокийцев то вы не можете отделаться от того как идеи платонизма и неоплатонизма вошли в сознание каппадокийцев, ведь некоторые говорят: » ведь нечего нового у них нет». Это просто принесение языческих идей на христианскую почву. Но так говорят люди только близорукие, не видящие смысла того, что происходило в тот день, они сумели использовать светскую ученость светскую науку и даже светские. Языческие категории философии, для того чтобы выразить христианские идеи. И все то, что сказано о Святой Троице то, что живет на протяжении этих двух тысяч лет то, что перекликает свои силы было сформулировано именно таким образом не заимствовались идеи, инструментарий заимствовался по средством которого выражались глубочайшие истины християнства», сказал Святейший Патрирх Кирилл.