Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Блаженнейший Митрополит Владимир:«Каждый должен знать, к какой Церкви он принадлежит. И мэр, и премьер, и президент»

Мы всегда верим на слово приходящему и свидетельствующему о своей вере человеку, зная, что если нас обмануть можно, то Господа — никогда.
Блаженнейший Митрополит Владимир
— Ваше Блаженство, мы все были свидетелями того, как в канун Светлого праздника Пасхи Виктор Ющенко самолично раздавал главам украинских церквей привезенный из Иерусалима Благодатный огонь. Своим ли делом занимается руководитель государства или все же вторгается в сферу, где мирским людям, пусть даже высокопоставленным, надобно стоять в сторонке и молиться?
— Официальная делегация Украинской Православной церкви принимала Благодатный огонь из рук Патриарха Святого Града Иерусалима Феофила. Затем святыня специальным рейсом в лампаде-контейнере была доставлена в Киево-Печерскую Лавру. Там мы и раздали Благодатный огонь представителям епархий нашей церкви и верующим. А что касается акции президента с лидерами других христианских конфессий в Святой Софии, то на ум приходит евангельская история об апостоле Петре, который, идя за Христом, обернулся и увидел другого апостола, идущего за ними. Тогда Петр спросил: «А это кто?» Господь же ему ответил: «Тебе-то что до этого? Ты за Мной иди!» Вот и мы стараемся не оценивать действия власти, а просто следовать за Христом, храня святую православную веру и святую Православную церковь.

— Коль уж начали разговор о власть имущих… Мэр Киева Леонид Черновецкий неоднократно громко заявлял, что он-де настоящий православный христианин и посещает богослужения в Киево-Печерской лавре. Но в одночасье известно покровительство, если даже не членство Леонида Михайловича в секте «Посольство Божье». Владыка, вы одобряете такую, выражаясь языком наших политиков, разновекторность в вероисповедании столичного градоначальника?
— Церковь — не разведка, способная точно установить, какой веры или конфессии прихожанин. Мы всегда верим на слово приходящему и свидетельствующему о своей вере человеку, зная, что если нас обмануть можно, то Господа — никогда. Что касается посещения мэром Киева Лавры, то это бывает нечасто, а за богослужением в обычный воскресный день я и вовсе Леонида Михайловича в Лавре никогда не видел. Закрепившуюся же после падения атеистического режима чиновничью традицию посещать на Пасху или на Рождество различные храмы различных конфессий я считаю пережитком постсоветской эпохи. Каждый должен знать, к какой Церкви он принадлежит и прихожанином какого храма является. И мэр, и премьер, и президент.

— В прессе все чаще говорят о некой внутрицерковной (в УПЦ) оппозиции. Свое несогласие с политикой Киевской Митрополии открыто выражали глава Одесской епархии, затем Донецкой. Ваше Блаженство, среди депутатов оппозиционность — святое дело, но к чему сие может привести в Церкви?
— В Церкви может быть разномыслие, о чем говорил еще апостол Павел. Главное, чтобы это разномыслие не разрушало Богом заповеданное единство. А поскольку сегодня я не вижу никаких предпосылок к разделению внутри нашей святой Церкви, то и разговоры об «оппозициях» считаю не только необоснованными, но и вредными. А если и идет внутри Церкви дискуссия по тем или иным вопросам, то это свидетельство нашей открытости и возрождения соборности.

— В прошлом году лидер русинского движения священник Дмитрий Сидор поздравлял в Интернете верующих, цитируя почему-то пасхальное послание сербского патриарха. Скажите, Владыка, на Закарпатье юрисдикция Украинской церкви еще простирается, или там уже перешли в Сербский патриархат?
— Церковь не приветствует участия священнослужителей в политической борьбе. Мы искренне молимся, чтобы в протоиерее Димитрии пастырское возобладало над политическим. А в том, что священник в обращении к пастве цитирует иерарха единой во Христе святой Православной церкви, то есть Сербской, я не вижу ничего плохого. В Закарпатье у нас юрисдикция Украинской Православной Церкви.

— В Украине уже двадцать лет не утихают разговоры об автокефалии. По-вашему, какую реальную пользу или, наоборот, какой вред может принести сегодня полная независимость Украинской Православной Церкви?
— На сегодня разговоры об изменении существующего канонического статуса Украинской Православной Церкви неактуальны, ибо не способствуют укреплению единства нашей церкви, а могут привести к новым разделениям. Для меня единство нашей Церкви важнее ее канонического статуса. Статус же у УПЦ должен быть таким, каким хочет видеть вся Церковь: и духовенство, и церковный народ. А среди верующих сегодня нет единства мнений по этому вопросу, поэтому понимаем, что форсирование событий приведет лишь к усугублению расколов среди православных.

— Как Вы считаете, Ваше Блаженство, политика, проводимая Президентом Ющенко в церковных вопросах, способствует единству и согласию в Церкви?
— Я искренне благодарен Президенту за уважение к Церкви и невмешательство в наши внутренние дела. Мне понятно его желание восстановить единство Украинской церкви. Однако я уверен, что государство и политики, желая помочь церкви, не должны игнорировать мнение самой церкви и ее правила. В нашей стране, к сожалению, власти сами разрабатывают и пытаются реализовывать «сценарии объединения», даже не посоветовавшись с Церковью.

— Зачастую на сайтах наших власть имущих господ можно увидеть сообщения типа: «Юлия Владимировна помолится в Ионинском монастыре», или «Виктор Федорович завтра будет молиться в Киево-Печерской лавре». Как мне кажется, афиширование своего намерения посетить храм Божий — чистой воды пиар.
— То, что политики не стесняются своей религиозности, это хорошо, ибо они — пример для многих миллионов людей. Но я знаю и то, что многие из них приходят в церковь только тогда, когда работают телекамеры и фотоаппараты.

— Официально в УПЦ можно служить на любом языке (украинском в том числе), но на практике украиноязычных приходов — единицы, и то в Западной Украине. Почему в Киеве нет ни одного прихода с украинским языком, ведь в миссионерском плане это имело бы огромный успех?
— Украинская Православная Церковь никогда не ставила себе целью украинизацию богослужения. Наоборот, наши приходы являются хранителями традиции использования в богослужении церковнославянского языка. Более того, наши прихожане в большинстве своем выступают за сохранение этой традиции. А украинизации очень часто требуют люди, которые в храм не ходят и не знают красоты церковного пения и чтения. Украинский язык мы используем, если совершаем общественные богослужения в дни государственных праздников или при освящении памятников, предприятий, офисов.

— На последних выборах в Киевсовет баллотировался и наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел. А разве решение Собора УПЦ о запрете духовенству принимать участие в выборах распространяется не на всех представителей духовенства Украинской Православной церкви?
— Запрет духовенству на участие в выборах установлен для того, чтобы духовное лицо максимальное внимание уделяло своей пастве, церковным делам. Однако в своей канонической практике Церковь иногда допускает отклонения от установленных церковных норм ради церковной пользы. На сегодняшний день архиепископу Павлу как наместнику Киево-Печерской лавры приходится часто решать на уровне городских властей финансовые и имущественные вопросы. И ежели статус депутата Киевсовета поможет ему в решении насущных церковных вопросов, то исключение из общего правила можно сделать. Однако административные нагрузки владыки Павла не должны мешать несению его архипастырского служения.

— Чего греха таить, нынче профессия священника становится все более доходным делом. Иной раз видишь, как батюшка подъезжает к храму на автомобиле, который не то, что простому прихожанину, не каждому бизнесмену по карману. Делает ли что-то руководство УПЦ для прекращения дальнейшей коммерциализации Церкви?
— Церковь вынуждена самостоятельно решать вопросы своего материального благосостояния — для своей богослужебной, миссионерской, образовательной и социальной деятельности. А там, где касса, где деньги, там для священнослужителя, как и для любого человека, есть искушение. Однако все материальные дела церкви должны осуществляться в рамках христианской совести и государственной законности. И соблюдение всего этого зависит уже лично от того или иного церковного иерарха.
Что касается доходности профессии священника, то тут далеко не все однозначно. Большое количество священников у нас служит в приходах, достаток которых более чем скромен. Наоборот, для таковых на уровне епархий и благочиний изыскиваются средства для материальной поддержки. Опять-таки церковь ни у кого не требует денег. Пожертвования добровольны, и свечу или икону в храме верующий человек может купить по стоимости, соответствующей его материальному достатку.

Беседу вел Виталий Цвид,
газета «Новая»