Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Сергей Герук. Сестричество «Отрада и утешение»


Сергей Герук

16-й год ведет попечительскую деятельность в Киевской психоневрологической больнице №1 сестричество в честь афонской иконы Божией Матери «Отрада и утешение» Свято-Кирилловского прихода УПЦ. Ежегодно оказывается духовная и материальная помощь пациентам 28-ми отделений, среди которых два детских, отделение для людей, преступивших закон и проходящих судебно-психиатрическую экспертизу. Всего сестричество опекает более 11 тысяч больных в год.
Приход организован в 1993 году и был первым «больничным» в Киеве. Священным Синодом Украинской Православной Церкви неоднократно признавался одним из лучших в Украине.

Настоятель
Настоятель прихода протоиерей Федор Шеремета, служащий в то время в Покровском монастыре, осенью 1993 года по просьбе духовных чад пришел на территорию Павловской больницы (так она именуется у киевлян). Несколько будущих прихожан принесли стул и сосуд для освящения воды, и на территории, недалеко от древней Кирилловской церкви (12 век), действующей многие годы как музей, впервые за 67 лет после закрытия храма в 1926 году прозвучал чин водосвятного молебна. Через некоторое время стали подходить пациенты больницы, которым разрешен свободный выход из отделений. Некоторые приближались к отцу Федору и руками касались его рясы со словами: «А это настоящий батюшка?» После молебна о. Федор стал раздавать крестики и иконки. Больные с радостью принимали святыни, крестились, кто как умел, восклицая: «Вот и к нам Бог пришел! Этого батюшку Христос прислал!.. И Матерь Божия».
По сути, в этот осенний день Свято-Кирилловский приход начал свою душеспасительную деятельность. Главврач больницы Виталий Лисовенко откликнулся на инициативу православных. В помещении старого клуба, где некогда размещалась трапезная Свято-Кирилловского монастыря, было выделено помещение для совершения богослужений. А затем Церкви был передан в пользование и весь одноэтажный корпус, на то время пребывающий в аварийном состоянии. Несколько сестер по благословению настоятеля устроились работать санитарками в больничные отделения клиники, они же, а затем и другие сестры и братья стали приводить группы больных на богослужения. Так начало свою деятельность сестричество милосердия.
Затем на территории больницы была построена благотворительная столовая. Под Киевом, в с. Тарасовка Барышевского района, возник приходской скит с храмом мч. Александра Римского. Здесь же приход арендовал 60 гектаров (!) пахотной земли для ведения сельскохозяйственных работ. Продуктами питания, в том числе и медом из пасеки, и мясомолочными продуктами обеспечивают благотворительную столовую, где ежедневно питается 100 и более человек. Дело в том, что на обширной территории больницы «проживает» множество бездомных, бывших выписанных из больницы пациентов, которым некуда возвращаться, хронических больных и просто бродяг, узнающих, что «возле той церкви харчи дают и одежду, и могут обогреть». Некоторые из этого печального состава все же возвращают себе человеческий облик и вливаются в трудовую православную общину. На самой территории больницы – она располагается на древних Кирилловских холмах, покрытых дубовым и мешаным лесом, – имеется так называемая «Пустынька», тоже с садом, огородами, овощными хранилищами и пасекой. Здесь и трудятся «заблудшие овцы». Все эти начинания, в том числе и переоборудование старинного корпуса трапезной в новый храм Василия Великого, библиотека, местное радиовещание, издательская деятельность – все это инициативы неутомимого о. Федора Шереметы, опытного духовника и пастыря, выпускника Санкт-Петербургской академии, кандидата богословских наук и преподавателя литургики в духовных школах Киева. За эти 16 лет о. Федор воспитал целую плеяду пастырей, многие из которых ныне опытные протоиереи, настоятели храмов, в том числе и больничных.
Медперсонал больницы вскоре отметил улучшение состояния у некоторых пациентов, посещающих храм, участвующих в Таинствах исповеди и причастия. К примеру, одна из пациенток больницы, Тамара К., безуспешно проходящая лечение на протяжении нескольких лет, была выписана со значительным улучшением здоровья, а ныне она является одной из постоянных сестер сестричества и к врачам не обращается. Еще двое бывших молодых пациентов больницы – юноша и девушка – стали посещать храм, пели на клиросе, а затем венчались в Кирилловской церкви, и сейчас приводят своих деток на причастие, по-прежнему помогают о. Федору в его многогранной деятельности. Таких примеров множество, определенный процент прихожан как раз и составляют бывшие пациенты больницы (в этом феномен этой общины), которые вспоминают свой недуг как страшный сон. Но ни настоятель, ни сестры милосердия, как правило, не афишируют исцелений: верующие знают, что у Бога все возможно, а неверующие так или иначе припишут факт выздоровления в Церкви как «благоприятное воздействие мелодичного пения, благолепия храма и психологическое влияние священников».

Немного истории
В Кирилловском монастыре, созданном великим князем Всеволодом Ольговичем в ХІІ веке, начал свой духовный путь святитель Димитрий Ростовский, чудотворец, прозванный российским Златоустом. Как свидетельствует история, для Свято-Кирилловской обители (Свято-Троицкой до упразднения Екатериной II) была характерна попечительская деятельность о «сирых и убогих», здесь возникли так называемые «богоугодные заведения». Они образовались в 1786 году, когда Кирилловский монастырь был преобразован в приют для военных инвалидов. Для него были использованы бывшие монашеские келии. А в выстроенных новых корпусах разместилась психиатрическая больница, которая до этого находилась на ул. Константиновской, 6/8, на Подоле. В 1823 г. в восточной части монастыря построен комплекс из трех архитектурных сооружений (архитектор И. Шерлемань), где разместились богадельни для бывших военнослужащих, участников Отечественной войны 1812 года, и пожилых людей. Перед революцией на территории образовался целый медицинский комплекс с научными кафедрами, терапевтическим, хирургическим отделениями, открыта акушерско-фельдшерская школа. Все новые корпуса больницы на территории в 60 га построены уже в советское время.
Древний Кирилловский храм до революции действовал как больничный. На территории больницы долгое время проживали монахи и благочестивые миряне, ухаживающие за больными. Всего в Киеве под эгидой Церкви до революции действовало 9 богаделен. Казалось бы, небольшая цифра, но если учесть, что в 1913 г. население Киева составляло 150 тыс. человек (нынешний район города), вырисовывается иная картина. Кроме того, под началом Церкви проводилась масса благотворительных акций. Церковь была душой и стержнем попечительства, милосердия, воспитания и образования народа. Удушив веру, безбожный режим стал рождать Полиграфов Полиграфовичей Шариковых из булгаковской повести «Собачье сердце». И многие из них (да простит меня Господь) добросовестно трудились в «приснопамятном» Комитете по делам религий – бдительном оке КГБ.
Более 70 лет Православная Церковь была лишена прав заниматься делами милосердия, и ей приходилось это делать тайно. Например, при Свято-Покровском монастыре в хрущевское и брежневское время действовала богадельня для престарелых монахинь, куда часто определялись и благочестивые прихожанки, оказавшиеся на старости лет в одиночестве.

Тревожная статистика
Как уже говорилось, Свято-Кирилловский приход первым в Киеве возобновил благотворительную работу по уходу за больными. По существу, было положено основание для взаимодействия Церкви и государственных медицинских учреждений. Суровая статистика ВОЗ дает неутешительные цифры и прогнозы относительно роста психических заболеваний в мире.
Одно из страшных последствий этих скрыто протекающих душевных расстройств современного человечества – самоубийства. Недаром больше всего суицидов (более 25 случаев на 100 тыс. населения) как раз в странах с достаточно высоким материальным уровнем жизни. Это такие страны, как Австрия, Финляндия, Швейцария, Германия, а также страны Восточной Европы и Япония. В этот печальный список попадает и не блещущая экономическими достижениями Украина. Больше всего суицидов зафиксировано в наших промышленных городах и районах, пострадавших от аварии на ЧАЕС, – в среднем 35 случаев на 100 тыс. населения. Однако социологи считают, что реальная цифра в 2-4 раза выше официальной статистики. Число людей, страдающих психическими расстройствами, увеличившееся за последние 30 лет втрое, будет расти и дальше. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, лидирующих в количестве людских трудопотерь.
В Украине это принимает катастрофический характер: болезни нервной системы за период с 1992 по 2000 годы выросли на 43%, и эта цифра продолжает увеличиваться. Особую тревогу вызывают детские заболевания. Заболеваемость нервной системы у детей повысилась за пять лет, с 2000 до 2005 гг., почти на 30%. Нервно-психические нарушения за годы учебы в школе увеличиваются в полтора раза, с первого по восьмой класс доля больных детей с такими нарушениями, по данным некоторых исследователей, вырастает с 15 до 40%.
Эксперты ВОЗ считают, что в развитых странах мира в психиатрической помощи нуждается 5-10% населения. По данным официальной статистики, в Украине патология нервной системы составляет почти 6% у детей и подростков. При этом 68% детей школьного возраста курят, более 6% употребляют наркотические средства. К 2020 году депрессивные заболевания в мире превысят сердечно-сосудистые – нынешнего «лидера» болезней.
Поэтому в договоре, заключенном между Украинской Православной Церковью и Минздравом Украины, присутствует параграф, касающийся психических заболеваний в стране и благотворном влиянии Церкви в лечении подобных недугов. Например, по наблюдению доктора медицинских наук профессора Михаила Беро, директора Донецкой областной психоневрологической больницы, православная психотерапия, основанная на святоотеческом опыте, «вводит в царство подлинной терапии души, истоки которой ведут к Самому Христу и Его святым ученикам. Она представляет собой нравственно-религиозное направление психотерапии и базируется на христианских непреходящих ценностях, цементирующих многие века саму основу государства с его самобытной культурой, науками, ремеслами, определяя и всю общественную жизнь». Врач считает, что возрождение православной психотерапии с участием Церкви по работе с больными с расстройством психики и нервными заболеваниями отражает насущную потребность нашего больного и глубоко трагичного времени перемен, внесшего хаос и разброд в умы человеческие.

Сестричество
Три года тому назад Любовь Андреевна Шинкаренко приняла обязанности у своей предшественницы старшей сестры Екатерины Андреевны Бортковой, исполнявшей это послушание на протяжении пяти лет. Ныне Екатерина Андреевна – монахиня Предислава, насельница старинного Флоровского монастыря на Подоле, где в свое время принял благословение юный Прохор Мошнин, будущий светильник земли Русской преподобный Серафим Саровский. Собственно, духовная взаимосвязь пронизывает древние киевские храмы и обители, как правило, сыгравшие роль в духовном становлении подвижников Христовых. И для обителей этих, ведущих свою историю со времен Крещения Руси и деятельности равноапостольного великого князя Владимира, характерны были дела милосердия и попечительства о «страждущих, болящих, сирых и убогих». Не случайно сам великий князь-креститель, до крещения жестокий язычник, именовался в народе Красным Солнышком – за великую любовь и сострадание к бедному люду – качества, которые дарованы ему были Богом с благодатью святого крещения. Древние патерики рассказывают нам о случаях чудесных исцелений умалишенных. В пещере преподобного Антония Печерского сохранялось железное кольцо в стене, к которому привязывали одержимых, страждущих от нечистого духа. Да и сейчас киевские пещеры с мощами преподобных привлекают к себе тысячи людей, среди которых множество недужных.
С первых дней деятельности Свято-Кирилловского сестричества сами больные стали утверждать, что после посещения храма и особенно после принятия святых Даров Плоти и Крови Христовых они получали огромное облегчение.
«Я была человеком светским и далеким от Церкви, но уже тогда вняла призыву Господа быть православной христианкой и служить Ему в делах милосердия, – рассказывает старшая сестра сестричества «Отрада» Любовь Андреевна. – Переехав в Киев с мужем, офицером в отставке, я стала посещать Киево-Печерскую Лавру и там услыхала о Свято-Кирилловском приходе, который опекает психически больных людей. Мне очень захотелось как-то помочь этим несчастным. Пришла я в Кирилловскую и обратилась к о. Федору с просьбой дать мне какое-нибудь послушание. Он окинул взором мой элегантный вид (в миру, как светская женщина, я любила выглядеть эффектно), покачал головой и сказал: «Уж не знаю, какое Вам послушание дать. Нет у нас для Вас послушания…» Я очень огорчилась, пошла в храм и начала слезно молиться. Затем снова пришла к о. Федору с тем же вопросом, и он вторично меня отправил восвояси. Как я понимаю, мудрый духовник испытывал мое намерение. Я уж и дома взмолилась Божией Матери и думаю, ну, если в третий раз откажет, значит, нет воли Божией. Прихожу и говорю: «Батюшка, я все могу делать, хоть полы мыть, тряпки стирать». А он так удивленно: «Полы мыть?» и обратился к сестрам храма: «Дайте ей ведро и тряпку, пусть моет», а сам ушел. Я была на седьмом небе. Уж и драила эти полы с таким старанием, а о. Федор проходит мимо, смотрит, улыбается и ничего не говорит. В общем, прошла я послушание уборщицы на «отлично», и вскоре о. Федор благословил мне быть сестрой милосердия. Так Господь исподволь вел меня к этому богоугодному делу. Потому как одного желания мало – помогать ближним, нужно еще набраться терпения, просить у Господа помощи и сил, претерпеть разного рода искушения. Ибо враг рода человеческого не терпит таких дел и начинает творить козни. Только исповедь и откровенные беседы с духовником помогают преодолевать трудности. Ведь дело мы имеем с людьми, у которых больна душа. И для работы с такими страждущими нужно, в первую очередь, к себе самой быть очень внимательной.
В сестричестве 18 сестер милосердия. Это женщины разного возраста и разного рода занятий. Многие с высшим образованием, юристы, педагоги, экономисты. Большинство из них совмещает трудовую деятельность с послушанием в сестричестве. Как правило, в воскресные и праздничные дни они собираются всем составом, а в будние дежурят по очереди. Но они бы никогда не справились с таким объемом работ, если бы не помощники из числа прихожан. Например, раз в месяц на приход приезжает группа пожилых женщин-пенсионерок, которые из своей пенсии выделяют средства на покупку продуктов питания. Как правило, покупают качественное сало и готовят из него паштеты с чесноком и петрушкой, привозят на машине хлеб и другие продукты и потом полдня готовят бутерброды, которые разносятся по отделениям. Любовь Андреевна ведет небольшую статистику для учета, и оказалось, что в месяц сестры готовят около 80 тысяч бутербродов. Нашлись и благодетели среди представителей бизнеса, регулярно присылающие продукты питания.
Глядя на труды этих смиренных женщин в белых одеждах с красными вышитыми крестами, невольно вспоминаешь слова из Нагорной проповеди Спасителя: «Будьте милостивы, яко тии помилованы будут» (Мф. 5, 5).

Святки и Пасха

С рождественской звездой, иконами и пением колядок направляются группы детей воскресной школы во главе с духовенством и сестрами милосердия в отделения больницы. Приходской микроавтобус, груженный коробками с рождественскими подарками, иконками, святой водой и свечами, следует за ними. В детские отделения еще везутся игрушки, настольные игры, альбомы для рисования, фломастеры и карандаши, детские Библии. Мне доводилось принимать участие в этих праздничных волонтерских шествиях и видеть, с какой радостью встречали прихожан больные, томящиеся за закрытыми дверями в отделениях больницы. Как оживали их лица и блестели потухшие от болезни и медикаментов взгляды, как они радостно крестились и дружно отвечали на рождественское приветствие: «Христос раждается! Славим Его!» Также и на Пасху в больничных палатах и столовых звучат благовестные слова: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»