Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Протодиакон Сергий Косовский: «Уврачевать душевную и телесную боль»


Протодиакон Сергий Косовский:
(Беседа председателя Синодального отдела благотворительности и социального служения с верующими)

Виктор, православный христианин: Что означает слово «паллиативный»?
Архидиакон Сергий: Уважаемый Виктор, слово «паллиативный» происходит от латинского pallium – плащ, покрывало, накидка. По своему нынешнему употреблению в медицинском контексте этот термин относится к помощи, которая облегчает состояние человека, лечит внешние проявления болезни, ее следствия, а не причины.

Антонина, 31 год, Харьков: Как правильно? Паллиативная помощь — это обеспечение больному возможности как можно более активно прожить последние дни или спокойно отойти в мир иной?
Архидиакон Сергий: Уважаемая Антонина, правильно – это уврачевать духовную и душевную боль, облегчить страдание, дать мир душе, сохранить человека в его достоинстве.

Филипп, Овруч, студент: Уважаемый отец Сергий, как представитель социального отдела скажите, пожалуйста, планируется ли в нашей Церкви создать внутренний пенсионный фонд для священнослужителей, которые достигли пенсионного возраста? Потому что в принципе на сегодня ни один священник не состоит в пенсионном реестре (например, как это сделали католики на Западной Украине).
Архидиакон Сергий Косовский: Уважаемый Филипп, Вы ставите правильные и своевременные вопросы. Действительно, проблема социального, в том числе пенсионного, обеспечения священнослужителей приобретает все большую актуальность. Священник, прослуживший много лет и ушедший «на покой», должен быть социально защищен. Это касается и членов его семьи, которые тоже трудятся при храме. Недавно принятый закон Украины о негосударственном пенсионном обеспечении такие возможности открывает, и мы думаем о том, как этим можно воспользоваться наилучшим образом.
Поэтому на первую часть Вашего вопроса ответ утвердительный. Единственное, что я хочу заметить, это то, что такой пенсионный фонд не должен быть «закрытым» — любой человек имеет право стать его членом, по своему усмотрению. Это же относится и к размеру пенсионного отчисления и к возрасту предполагаемого выхода на пенсию (в соответствии с тем, как это регламентируется законом – плюс-минус десять лет от установленного пенсионного возраста). Важным является и то, что пенсионное накопление в таком фонде будет передаваться по наследству.

И еще один вопрос: Планируется ли в нашей Церкви создать механизм как, например, в Болгарской Церкви, для выплаты зарплаты священникам из фондов епархий, потому что, насколько я знаком с жизнью сельских батюшек, им действительно очень тяжело, особенно на маленьких приходах и вновь открывшихся.
Архидиакон Сергий: Теперь, что касается фонда взаимопомощи. На сегодняшнем этапе этот вопрос поднимается. Так, на собрании духовенства Киевской епархии под председательством Блаженнейшего Митрополита Владимира было принято решение о создании фонда помощи для священнослужителей, которые оказались в затруднительном положении.
По поводу помощи священникам небольших сельских приходов, то я думаю, что приходы в районных центрах могли бы оказывать такую помощь. Что касается выплат из епархиальных бюджетов, то такое предложение может быть рассмотрено на очередном расширенном заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви.

Николай Петрович, 44 года, Луганск: Отец Сергий, как Вы относитесь к мнению, что некоторые представители социальной сферы деятельности Церкви устраивают приюты для престарелых с единственной целью — отписать на свое имя квартиру?
Архидиакон Сергий: Уважаемый Николай Петрович, я отношусь к этому крайне отрицательно. В нашем ХХІ веке есть много подобных негативных примеров, но по линии нашего отдела по оказанию помощи престарелым людям подобное исключается. Создание церковных домов престарелых – одно из направлений нашей работы. Недавно Блаженнейший Митрополит Владимир дал благословение на создание еще одного дома для престарелых людей на окраине Киева. Если Вы располагаете фактами злоупотреблений или обмана людей, то, пожалуйста, сообщите мне об этом — по возможности.
Но, конечно, не нужно отрицать и право человека завещать свою квартиру, жилье или имущество приходу или церковной общине.

Алла, 27 лет, Винница: Как я понимаю, участие Церкви в этом процессе должно проходить по определенным стадиям. Вот придумали Вы концепцию, а что дальше? Как именно в практическом плане Украинская Православная Церковь собирается осуществлять этот проект? Какие уже есть наработки?
Архидиакон Сергий: Уважаемая Алла, дело в том, что прежде чем приступать к практической деятельности, тем более в таком сложном вопросе, его следует тщательно изучить, приобрести определенный опыт, извлечь из него уроки, сделать необходимые выводы и сформулировать принципы, по которым нужно осуществлять непосредственную деятельность. Именно таким путем мы и шли. Мы ничего не придумывали, как Вы говорите, мы старались обобщить и осмыслить тот опыт, который уже существует. Концепция призвана выделить приоритеты, задать рамки и главные цели. Это касается участия и самой Церкви, и тех, с кем она выстраивает отношения, осуществляя свое служение.
Наши наработки – это духовный и исторический опыт Церкви и наша практическая деятельность, которая на него опирается. Отдел благотворительности и социального служения проводит целый ряд социальных проектов, в том числе и по паллиативной помощи, однако в данном случае речь идет не о проекте, а о каждодневном служении Церкви, ее пастырей и чад, сталкивающихся с человеческим горем, страданием и смертью.

Володимир, 31 рік, Рівне: Отче, а чи не здається Вам, що під час економічної кризи люди мають піклуватися про свої родини, щоб хоч якось стабілізувати ситуацію, а вже потім про інших? Піклування про сторонніх людей не здається Вам протиріччям слів святого: «Спасися сам, і тисячі навколо тебе спасуться»?
Архідиякон Сергій: Справа, шановний Володимире, не в економічній кризі, а в духовній. Саме через те, що в суспільстві відбувається духовна криза, одним із проявів якої є домінування принципу «кожний за себе», стають можливими і всі інші кризи, зокрема те, що тепер називають економічною кризою. Болісно, що для багатьох людей проповідь Христа так і залишається непочутою. Слова преподобного Серафима Саровського: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» мають повністю протилежний зміст до того, що Ви сказали.

Лідія Іванівна, 42 роки, Харків, лікар: Інколи трапляються випадки, коли людина через сильний біль просить лікарів прискорити її смерть. Часто православні лікарі не погоджуються з цим, говорячи, що це гріх. А мучити людину не гріх? Дивитися на те, як вона страждає, не гріх? Особливо коли не можна нічого зробити. Чи не здається Вам, що допомога людині спокійно померти теж має бути складовою паліативної допомоги?
Архідиякон Сергий: Шановна Лідіє Іванівно, паліативна допомога не повинна мати нічого спільного з тим, що Ви маєте на увазі у своєму запитанні, а саме з евтаназією. Паліативна допомога якраз і спрямована на те, щоб полегшити страждання людини і допомогти їй гідно увійти в вічність, а не закінчити життя самогубством і приректи на вічне страждання. Ми маємо пам’ятати, що фізичні страждання, якими б жахливими і нестерпними вони не були, є тимчасовими. Так, це важке випробування і для хворого, і для тих, хто ним опікується, але ніхто не давав лікарю права позбавляти людину життя.
Якщо є найменша можливість врятувати життя — вона має бути використана, і нехай сумління підкаже лікарю, гріх це чи ні.

Наталія, 24 роки: Отець Сергій, в Вашій концепції є такі слова: «Водночас полегшення фізичного стану хворого медичними засобами відкриває можливості надання хворому духовної допомоги, що в свою чергу сприятиме полегшенню його фізичних страждань, а відтак і осмисленому сприйняттю хворим свого життя та смерті».
А як це узгоджується з ситуаціями, коли лікар змушений стримувати біль пацієнта тим, що дає йому наркотики (знеболювані)? Як взагалі Церква ставиться до подолання тілесної болі за допомогою медичних препаратів, що мають наркотичні властивості?
Архідиякон Сергій: Шановна Наталія, Ви абсолютно вірно зрозуміли зміст наведених слів. Вкрай бажано, щоб сприйняття людиною свого стану було осмисленим і вільним від впливу, який іноді може бути заподіяний наркотичним препаратом. З іншого боку, біль — сам вже є впливом на свідомість. Загалом, Церква не має певного ставлення до самих препаратів (в тому числі наркотичних) як до засобів знеболювання, Вона висловлює лише певні застереження щодо наслідків їх застосування для людини як особистості. Якщо знеболюючий ефект домінує над можливими побічними негативними наслідками дії препарату на свідомість людини, то його вживання є цілком прийнятним. Тим більше, що в сучасній медицині поширюються методики, які намагаються зменшувати такий вплив. Також важливо розуміти, що реакція на препарат носить індивідуальний характер, і робити якісь однозначні узагальнення було б, на мою думку, неправильним.

Александр, 22 года, Киев: Скажите, пожалуйста, большой возраст, телесная немощь и отсутствие родственников — это единственные критерии, по которым людям будет оказана паллиативная помощь? Или есть другие варианты, например, когда человек семейный или молодой?
Архидиакон Сергий: Паллиативная помощь оказывается человеку, исходя из его физического состояния и характера болезни. И такую помощь больной должен получать в процессе лечения и в больнице, и дома (независимо от возраста и социального положения). Специально организовывать учреждения с целью оказания ими только паллиативной помощи (так называемые хосписы) имеет, по нашему мнению, смысл только для тех людей, которые эту помощь, скорее всего, нигде больше получить не смогут (бездомные, заключенные, люди с психическими расстройствами и некоторые другие категории).

Отец Евгений, Киев: Отче, важной составляющей этой программы является духовное окормление больных. То есть Вам в Вашей деятельности не обойтись без священников медицинского благочиния. Готовы ли они участвовать в этой программе по своему уровню и опыту?
И есть ли какие-то возрастные рамки для священников, которые предположительно будут участвовать в этой программе? Ведь многие из них молоды, а старого, умирающего человека, как правило, вытерпеть нелегко, а тем более, духовно наставить… Ваше мнение по этому поводу.
Архидиакон Сергий: Уважаемый отец Евгений, увещевать болящего – это, по большому счету, обязанность любого пастыря, ну а с человеческой стороны к такому служению нужно привлекать тех, кто имеет к нему духовное расположение. И такие люди есть. Наш отдел организовывает обучение для тех, кто решил оказывать помощь престарелым, больным, инвалидам, наркозависимым, ВИЧ-инфицированным. Но одних только курсов недостаточно. Нужен духовный и жизненный опыт. Думаю, что медицинское благочиние должно стать здесь примером.

Василий, 30 лет, Северодонецк: Вы наверняка изучали опыт протестантских деноминаций в области оказания паллиативной помощи. Что положительного Вы можете выделить из этого?
Архидиакон Сергий: Да, Василий, действительно, протестантские деноминации имеют опыт в области организации и оказания паллиативной помощи, и я мог в этом лично убедиться, будучи, например, во Франции в составе делегации Министерства здравоохранения Украины. Положительным есть заботливое и проникновенное отношение к больным, хорошие условия их пребывания и организация помощи. Это мы наблюдали в доме для престарелых людей, находящемся в ведении одной из религиозных общин, в предместье Парижа. У нас в Украине я не знаю о таком практическом опыте.

Ієромонах Єлисей, 29 років, Мукачеве: Якщо є проект концепції Української Православної Церкви, то, мабуть, такі ж концепції готували й інші конфесії. Чи вивчали Ви їх? Якою літературою Ви користувалися, створюючи цей документ? Іще важливо знати, як самі люди (пацієнти) ставляться до поняття «надання паліативної допомоги»?
Архідиякон Сергій: Справа в тому, отче, що хвору людину, як правило, турбує не стільки назва допомоги, що їй надається, скільки її зміст та користь, яку вона може від неї отримати. На нашу думку, слід виходити з конкретних проблем і потреб самої хворої людини, а не з формальних класифікацій та назв. Саме виділення паліативної допомоги в окремий напрямок медицини і створило уяву про нібито альтернативу лікувальної медицини та паліативної допомоги. Насправді такої альтернативи не має і не повинно бути. Про це, власне, і йдеться у концепції.
Тепер щодо джерел. Загалом їх можна поділити на дві частини. Перша – це джерела осмислення проблеми – Святе Письмо та Священне Передання Церкви, що зафіксоване в джерелах, в тому числі творах святих отців, які Вам, без сумніву, відомі. До цього слід додати деякі загальновідомі богословські роботи, зокрема такі, як «Апологетика» протоієрея Василія Зеньковського, «Догматичне богослов’я» В.М. Лосського тощо. Слід окремо виділити «Основи соціальної концепції Руської Православної Церкви» та «Основи вчення Руської Православної Церкви про достоїнство, свободу та права людини», в безпосередньому узгоджені і в контексті з якими відбувалася підготовка концепції. У великій нагоді стала також «Настольная книга священнослужителя» (т. 8), яка лишається одним з найбільш корисних джерел при розгляді практичних питань.
Друга група джерел – це література стосовно філософських, соціокультурних та медичних аспектів хоспісної та паліативної допомоги. Переважно це західні автори та дослідники. У практичному плані суттєвим виявився наш власний досвід служіння та допомоги невиліковним хворим, а також досвід наших вітчизняних та деяких іноземних лікарів та інших фахівців, зокрема тих, що працювали разом з нами та допомагали у нашій роботі протягом останніх десяти років.
Так що запропонована концепція – це узагальнення досвіду, а не теоретична «кабінетна» робота. Щодо інших конфесій, то в подібному концептуальному плані формулювання проблеми паліативної допомоги нам на сьогодні не відомі, хоча деякі автори і приділяли увагу цьому питанню (Еліо Сгречча, Віктор Тамбоне «Біоетика»).

Дмитро, 25 років, м. Рівне: Чи плануєте Ви навчання бажаючих для здійснення специфічної допомоги людям, які здійснюють догляд за важкохворими?
Архідиякон Сергій: Шановний Дмитре, так, таке навчання відбувається, і ми беремо участь у його організації та проведенні. Зокрема, на базі Національної медичної академії післядипломної освіти ім. П.Л. Шупика створено спеціальний навчально-методичний центр, який почав здійснювати таку підготовку, причому по усіх складових допомоги (медична, соціальна, духовна, психологічна). Розроблений за нашою участю курс потрібен для медичних, соціальних працівників, духовних осіб, волонтерів тощо.

Дмитро, 25 років, м. Рівне: Яку модель паліативної допомоги плануєте використовувати в своїй роботі?
Архідиякон Сергій: Шановний Дмитре, безпосередньо ми не можемо планувати такі речі самостійно, оскільки ця проблема комплексна. З нашої точки зору, найбільш сприятливою для України була б європейська (континентальна) модель, в якій паліативна допомога розглядається як невід’ємна складова медичної допомоги, а її об’єм та пропорція у відношенні зі спеціалізованим лікуванням залежить від стану хворого та характеру перебігу його хвороби. Суто хоспісна — англосаксонська модель, яку, до речі, запозичила Польща, на нашу думку, є більш віддаленою для нас у культурному відношенні.

Борис Петрович, 40 лет, Киев: Логично, чтобы государство само создавало хосписы и оказывало своим гражданам паллиативную помощь. Для этого есть и средства, и помещения, и люди. Но оно почему-то прибегает к помощи Церкви. Как Вы думаете, почему?
Архидиакон Сергий: Уважаемый Борис Петрович, государство хоть и не в полной мере, но располагает теми возможностями, о которых Вы говорите. В силу своего служения и своей миссии Церковь занимает в обществе особое место. Во-первых, именно духовная помощь и поддержка, которую может оказать Церковь, необходимы больному человеку и его близким. С другой стороны, духовное и нравственное воспитание человека является предметом церковного попечения. Средства и помещения — это, конечно, хорошо. Но, прежде всего нужна любовь, жертвенность, особое душевное расположение, духовная решимость служить ближнему, видеть и понимать смысл своей деятельности, ее цель и ценность. И здесь одного государства, по-видимому, недостаточно.

Анастасія, 29 років, Бровари: Отець Сергій, чим хоспіс відрізняється від будинку для престарілих?
Архідиякон Сергій: Шановна Анастасія, будинок для престарілих — це місце, де живуть літні люди, або за своїм бажанням, або в силу тих обставин, що склалися в їх житті. Це їхнє помешкання.
Хоспіс – це заклад, в якому перебувають невиліковно хворі вмираючі люди, термін життя яких є прогнозованим (на практиці від півроку до декількох тижнів або днів). У хоспісі такі люди отримують лікування важких проявів їхніх хвороб — хронічний біль, пролежні, набряки, віддишка, депресія тощо – і мають перебувати під постійним медичним наглядом.

Виктория Павловна, 42 года, Запорожье: Каковой будет система оплаты услуг по оказанию паллиативной помощи населению?
Архидиакон Сергий: Уважаемая Виктория Павловна! Мне думается, что те отчисления, которые делает человек в виде налогов, сборов в социальные фонды и так далее, должны покрывать затраты по оказанию паллиативной помощи или уходу за больным, т.е. по факту их предоставления — быть бесплатными, по крайней мере, на некотором установленном минимальном уровне.

Василий, 25 лет, Москва: Отец Сергий, скажите, пожалуйста, может ли распространяться паллиативная помощь на детей, в частности на тех, кто болен раком? Если да, то как?
Архидиакон Сергий: Уважаемый Василий, да, распространяется. Паллиативная помощь оказывается ребенку и его семье, согласно международным рекомендациям, с момента установления угрожающего жизни диагноза, независимо от прогноза заболевания. Духовная, психологическая помощь и поддержка необходимы с самого начала, а если требуется, то и социальная. Важно медицинское наблюдение и уход в период между стационарными курсами лечения. Даже тогда, когда болезнь отступила и жизнь ребенка вне опасности, паллиативная помощь важна.

Лариса, 36 років, Київ: Яким є Ваше ставлення до такого факту, що часто лікарі відправляють додому людей з онкологічними діагнозами, говорячи, що людині залишилося жити дуже мало?
Архідиякон Сергій: Шановна Ларисо, моє ставлення до цього є негативним. Як священнослужитель, я вірю в те, що життя людини знаходиться в руках Божих і не визначається однозначно за медичними прогнозами.

Вика, 34 года, Одесса: Как правильно провести в последний путь умирающего вследствие тяжелого заболевания? Дайте, пожалуйста, конкретные практические советы как священнослужитель.
Архидиакон Сергий: Уважаемая Вика, если тяжело больной находится в сознании, то необходимо постараться, чтобы он имел возможность встретиться со священником. Во время такой встречи человек сможет облегчить свою совесть, сказать о том, что его беспокоит в душе, получить совет, наставление. Православный человек в такой ситуации исповедуется и причащается, над ним совершается таинство Елеепомазания. В такой ситуации больные люди нуждаются в присутствии близких. Для умирающего это становится утешением и поддержкой.

Леонид Викторович, 43 года, Винница: Что бы Вы посоветовали людям, которые настолько боятся умереть, что даже священника в больничной палате воспринимают как предвестника смерти и из-за этого не хотят исповедаться и причаститься в последний раз?
Архидиакон Сергий: Я бы посоветовал таким людям серьезно поговорить со священником или просто с православным человеком. Многое может стать понятным, что-то успокоит. Такая беседа очень важна. Часто за страхом смерти скрываются и конкретные беспокойства, которые могут быть развеяны, часто это необъяснимый страх. Каждый случай индивидуален. Поверьте, что церковные Таинства являются большим утешением. Если человек не привык к общению со священником в обычной жизни, то такая встреча в болезни может его настораживать. Для верующего человека это не так. Такой человек видит в смерти переход в вечность, радость встречи с Богом.

Павло, Біла Церква: Отче, Ваш відділ часто стикається з людьми, яким залишилося жити не так багато часу. Скажіть, будь ласка, як правильно соборуватися і хто має право підходити до цього Таїнства?
Архідиякон Сергій: Шановний Павле, Таїнство звершується згідно встановленого Церквою чину, послідування якого викладено в Требнику — спеціальній богослужбовій книзі. Підготовка до Таїнства, як правило, супроводжується постом та сповіддю. Таїнство звершується над православними християнами для укріплення їх духовних та тілесних сил.

Вікторія Павлівна: Що робити матері, якщо священик постійно говорить, що хвороба її сина – це кара Божа. І не хоче відвідати наш дім, щоб поговорити з сином?
Архідиякон Сергій: Шановна Вікторіє Павлівно, я раджу вам звернутися до священика, до якого у вас лежить душа, або до священика, який є благочинним у вашому районі. Думаю, що відповідь, на яку Ви скаржитеся, неправильна.

Анатолий, 31 год, Киев: Отец Сергий, с какими научными медицинскими и социальными учреждениями работает сегодня Синодальный отдел благотворительности?
Архидиакон Сергий: Уважаемый Анатолий, Украинская Православная Церковь имеет договор о сотрудничестве с Министерством здравоохранения Украины. Наш отдел сотрудничает с Национальной медицинской академией последипломной подготовки им. Шупика, Национальным центром рака, Киевским городским онкологическим центром, Институтом паллиативной помощи Минздрава, Центром микрохирургии глаза, Киевской городской администрацией, отделами социального обеспечения районов города Киева, некоторыми высшими учебными заведениями.

Виктор, Черкассы: Батюшка, известно, что в тюрьмах очень многие люди больны туберкулезом и раком на сложных стадиях. Не кажется ли Вам, что этих людей нужно подводить под амнистию или переводить в закрытые медицинские учреждения для постоянного содержания? Как на практике живут такие люди в тюрьмах? И может ли Ваша программа оказания паллиативной помощи распространяться на такие категории людей, как заключенные и военнослужащие?
Архидиакон Сергий: Да, Виктор, думаю, что Вы совершенно правы, и такая возможность должна быть. Мы об этом и упомянули отдельно в нашей Концепции. Больные люди, находящиеся в тюрьмах, нуждаются в отдельном уходе и особом содержании, которое на сегодняшний день, к сожалению, отсутствует. Программа паллиативной помощи должна распространяться и на те категории, о которых Вы говорите.

Инокиня Елизавета, Московская епархия РПЦ: Отец Сергий, благословите. Как Вы считаете, возможно ли применение каких-то элементов оказания паллиативной помощи младенцам, которых ежедневно оставляют в родильных домах, потому что они больны неизлечимыми заболеваниями? К примеру, пороками сердца, параличом, психическими расстройствами и так далее.
Архидиакон Сергий: По своей сути паллиативная помощь как поддержка, как опека, как забота о человеке больном, беспомощном, требующем нашего участия, нужна и младенцам, оставленным на произвол судьбы, страдающим от тяжелых недугов. В этом нет никакого сомнения. И если есть возможность оказывать такую комплексную всестороннюю помощь, то это нужно делать.
Конечно, на уровне того, кому в последнее время оказывается эта помощь, она стала восприниматься только как уход за умирающими. Но по своему содержанию она имеет более широкий смысл.