Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Иеромонах Симеон (Томачинский). Великий сын Украйны


Иеромонах Симеон (Томачинский),
кандидат филологических наук

19 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, под сенью низенькой глиняной хаты, увенчанной шелковицами и черешней, родился Николай Васильевич Гоголь. Родился на земле, за которую веками бились сильные земли: крымский хан и русский царь, гордые поляки, воинственные шведы, надменные литовцы, – на земле, где Кочубей вынашивал свои смелые замыслы, а Мазепа беспощадно казнил его, где войска самонадеянного Карла XII вместе с ордой жестокого гетмана были разбиты ратниками Петра Великого…
Любовь к родной земле Гоголь пронес через всю свою жизнь и выразил в своем творчестве. Жил ли он в Санкт-Петербурге, в Риме или в Москве, воспоминания о широких степях, чернобровых казачках, разудалых малороссийских песнях, в которых так ярко выразилась душа народа, никогда не оставляли его.
Гоголь не слишком известен как историк, хотя этому поприщу он посвятил изрядную часть своей юности. Его исследования, дошедшие до нас, отличаются особой глубиной проникновения в предмет, оригинальностью и ярко выраженной телеологичностью – раскрытием цели и смысла исторического процесса, ведомого рукой Промысла Божьего.
Еще двадцатилетним Гоголь замыслил грандиозный труд, посвященной родной стороне, о котором говорил друзьям так: «Историю Малороссии я пишу всю, от начала до конца. Она будет или в шести малых или в четырех больших томах». В нескольких периодических изданиях в 1934 году Гоголь дал «Объявление об издании Истории Малороссии», где просил присылать различные материалы: записки, летописи, песни и т.д. В своем труде, работа над которым продолжалась уже пять лет, Гоголь, по его словам, хотел «представить обстоятельно, каким образом отделилась эта часть России; как образовался в ней этот воинственный народ, козаки, означенный совершенною оригинальностью характера и подвигов; как он три века с оружием в руках добывал права свои и упорно отстоял свою религию.., как мало-помалу вся страна получила новые взамен прежних права и наконец совершенно слилась с Россиею».
Не менее глубоко Гоголь изучал историю средних веков, причем судьбу Украины писатель неизменно осмысляет в контексте мировой истории. Частично мы можем познать замысел автора по его опубликованной работе «О средних веках».
Порабощение Европы арабо-мусульманской культурой на излете Средневековья открывало Гоголю миссию России как последнего оплота истинной веры – Православия. Именно поэтому писатель считал важнейшим событием истории Украины ее воссоединение с Россией, ведь украинский народ «уже в начале имел одну главную цель – воевать с неверными и сохранять чистоту религии своей». Защита и укрепление православной цивилизации – вот главная задача славянских народов, которую они могут осуществлять, по мысли Гоголя, только в нерушимом единстве.
Скептики могут проворчать, что Гоголь – может, и неплохой писатель, но историограф доморощенный, несерьезный, а его труды не представляют научной ценности. Посмотрим, однако же, на факты.
В 1831-1835 гг. Гоголь – преподаватель истории в Патриотическом институте благородных девиц, одном из лучших вузов своего времени, который к тому же находился под покровительством императрицы. В 1834 году его историческими исследованиями заинтересовался сам министр народного просвещения С.С. Уваров; он ознакомился с гоголевским «Планом преподавания всеобщей истории» и заказал несколько статей на историческую тему, которые, очевидно, должны были стать проверкой для писателя. Результатом этих тестов и трудов стало то, что вместо кафедры всеобщей истории в Киевском университете Святого Владимира (куда Гоголь стремился вслед за своим другом М.А. Максимовичем и где его уже готовы были принять) он получил место профессора кафедры средних веков в Санкт-Петербургском – столичном! – университете.
Первая лекция, по отзывам слушателей, была блестящей. Н.И. Иваницкий с восторгом вспоминает: «Не знаю, прошло ли и пять минут, как Гоголь овладел совершенно вниманием слушателей. Невозможно было спокойно следить за его мыслью, которая летела и преломлялалсь, как молния, освещая беспрестанно картину за картиной в этом мраке средневековой истории». Высоко отзывались о гоголевском курсе и Пушкин с Жуковским, которые присутствовали на одной из лекций.
И пусть в дальнейшем курс не вызывал столь бурного восторга, да и Гоголь к нему потихоньку охладевал, но ведь это так понятно! Гоголь был всецело занят подготовкой и изданием своих сочинений: он уже сделал выбор в пользу художественного творчества. Не зря его исторические сочинения попрекали за «слишком горячий», жгучий слог. Но «что за история, если она скучна!» – восклицает Гоголь. И берется за «Тараса Бульбу».
Гоголь полагал, что для понимания истории порой важнее не документы и летописи, а народное творчество. Малороссийские песни, по его словам, – «надгробный памятник былого». «Историк не должен искать в них показания дня и числа битвы или точного объяснения места, верной реляции; в этом отношении немногие песни помогут ему. Но когда он захочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда захочет выпытать дух минувшего века, общий характер всего целого и порознь каждого частного, тогда он будет удовлетворен вполне: история народа разоблачится перед ним в ясном величии». По мнению Гоголя, «ничто не может быть сильнее народной музыки, если только народ имел поэтическое расположение, разнообразие и деятельность жизни; если натиски насилий и непреодолимых вечных препятствий не давали ему ни на минуту уснуть и вынуждали из него жалобы и если эти жалобы не могли иначе и нигде выразиться, как только в его песнях». Такова была Украина «в ту годину, когда хищно ворвалась в нее уния».
Да и сам Гоголь точнее и полнее отразил историю Украины в своих художественных произведениях – в первую очередь в «Тарасе Бульбе». В этом эпическом полотне и была явлена давняя мысль Гоголя о том, как украинский народ «три века с оружием в руках добывал права свои и упорно отстоял свою религию».
Два Тарасовых сына, Остап и Андрий, как бы прообразуют собой саму Украину, раздираемую на части. Один, верный отеческим заветам, бьется за них даже до смерти; другой, увлеченный коварными ляхами, становится предателем своего народа. Но Гоголь оптимистично смотрит в будущее: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!» Тарасово дело должно победить.
Гоголь писал свои произведения на русском языке и считал необходимым хранить верность «языку Пушкина». Своему земляку, известному слависту О.М. Бодянскому он говорил: «Нам, Осип Максимович, надо писать по-русски… надо стремиться к поддержке и упрочению одного, владычного языка для всех родных нам племен». Однако украинская разговорная стихия органично вошла в ткань гоголевских произведений как местный колорит и как сочный полновесный голос в общей полифонии.
По Гоголю, характерное свойство русского языка – «самые смелые переходы от возвышенного до простого в одной и той же речи». Знаменитый лингвист В.В. Виноградов полагал, что «совмещение торжественных церковно-славянских слов с простой разговорной лексикой, с вульгаризмами просторечия — есть признак общенародного языка и могучее средство риторического воздействия». Гоголь, по словам ученого, «ищет образцов такого смешанного стиля в языке святых отцов и находит их в проповедях Златоуста».
В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь отмечал: «Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны — выбирая на выбор меткие названия из бесчисленных своих наречий…». Самому Гоголю это мастерски удавалось.
Вера, история, язык – вот фундамент, на котором строится русско-украинское единство. «Русский и малоросс – это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой невозможно», – утверждал Гоголь.
А в своем письме 1844 года к А.О. Смирновой Гоголь так развил эту тему: «Никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, – явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характера, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве».
Гоголь был верным и любящим сыном Украины. Сыном, которым страна по праву может гордиться. И к словам которого может прислушиваться.