Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан: «смирению, послушанию и выдержке я учился у Блаженнейшего Митрополита Владимира»

- Владыка, сердечно поздравлям Вас с 60-летним юбилеем! Вы перешли свой очередной «Рубикон». Скажите, какие мысли у вас возникают по данному поводу? Что сделано? Что хотелось бы еще совершить?
Благодарю за поздравление. Я также сердечно благодарю Святейшего Патриарха Кирилла за высший орден Русской Православной Церкви – «Святого князя Владимира» II степени — к моему 60-летию и за его приветственное письмо, в котором, как в своё время и Патриарх Алексий Второй, дал высокую оценку моим скромным трудам и в стенах Ленинградской Духовной Академии и Семинарии, и на всех епископских кафедрах, на которые я был направлен решением Священного Синода УПЦ, вплоть до моего служения в Тульчинской епархии. Я не был избалован вниманием к своим личным «круглым датам» и потому приветственный адрес Святейшего Патриарха Кирилла и публичное награждение церковным орденом на Поместном Соборе РПЦ стали для меня большой моральной поддержкой.
Поздравили меня с 60-летием практически все епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, в том числе украинские. Среди поздравивших Посол Российской Федерации в Украине Виктор Степанович Черномырдин, мэр Москвы Ю. В.Лужков и даже несколько губернаторов моей Родины – России, множество иереев, диаконов и мирян. Благодарю всех сердечно! Кстати, в текущем году исполнилось и 20 лет моего архиерейского служения. Что же до «Рубикона», то «Слава Богу за всё!» — повторю, как свои, слова святителя Иоанна Златоуста.
«Что мною уже сделано?» Всегда кажется, что сделано очень мало. Но, если моё музыкальное «наследие» или архиерейское служение кому-то уже пригодилось или помогло найти дорогу в храм – это будет, верю, к оправданию моего земного 60 –летнего, порой драматического странствия ко Господу.
Что же до будущих дел, то у меня ещё много незавершенного, потому «планов громадьё» пока не составляю. Но хотел бы увидеть прекращение церковных расколов на Украине по слову пророка-царя Давида: «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня…!».
2. Вы были иподиаконом выдающегося архиерея Русской Церкви митрополита Никодима (Ротова). Расскажите, пожалуйста, каким он был? Что знаменательного Вы для себя от него почерпнули?

Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) любил Церковь и исповедовал церковно-историческую правду, как она есть. Эти качества и соделали его великим Иерархом РПЦ двадцатого столетия. В обиходе он был доступным человеком, в сердце которого никому не было тесно. Темы для бесед у него были только церковные. Под его влиянием постепенно формировалось отношение студентов ко Святой Евхаристии, как центру духовной жизни христианина. Это помогало избегать нездоровой увлечённости псевдорелигиозным фольклором и держать ум в трезвении. Митрополит Никодим был, в известной степени, увлекающимся человеком, почти романтиком. Так осуществление пророчества Христа о едином Церковном Стаде с единым Пастырем-Христом он видел не в отдалённой перспективе, а как близкое завтра. Ради этой мечты он положил много сил и труда. Но жизнь оказалась более суровой. Униатская экспансия на Украине практически отбросила эту евангельскую перспективу назад и перечеркнула благие надежды на скорое восстановление церковного единства Востока и Запада на основах Святого Православия. Думаю, что только Сам Господь ведает времена и сроки исполнения Своих обетований о Церкви.
Если же говорить кратко о моих «университетах», то у митрополита Никодима я учился любить Литургию, у Патриарха Кирилла разумной действенности, а вот, терпению, смирению, послушанию и выдержке я учился у Блаженнейшего Митрополита Владимира. Великое счастье иметь перед очами живые духовные примеры!

3.Известно, что вы были первым наместником возвращённой в 1988 году Церкви Киево – Печерской Лавры. Что больше всего вам запомнилось в тот период? Каким был состав братии обители в то время? Каким сейчас? Что изменилось?
Это был юбилей 1000-летия Крещения Руси. КПСС разрешила его отпраздновать. На просьбу Священного Синода РПЦ, Церкви вернули часть Киево-Печерской Лавры – Дальние пещеры. Запомнилось начало обильного мироточения от «безымянных глав». Кругом кипели строительные работы. Трудился в Лавре старшим строителем мой брат Александр. А покойная мать – Ольга Семёновна и сестра Антонина стали первыми поварами для монашеской братии из пяти человек. Было ещё несколько послушников-трудников. Некоторые из них уже архиереи и наместники монастырей, настоятели соборов. Помню, Лавру посетила покойная Раиса Максимовна Горбачёва – супруга генсека КПСС. По тем временам это был настоящий подвиг. На территории Лавры открылись семинария и академия. Казалось, наступает духовная весна… Но, впереди Лавру ожидала упорная борьба с раскольником-самосвятом Филаретом, отражение попыток её захвата боевиками УНСО, изнурительная борьба за возвращение зданий и территорий Лавры монашеской братии. Навещая ныне монастырь, радуюсь его ухоженности и духовности богослужения. Это всё – заслуги владыки архиепископа Павла – наместника обители. Внёс свою лепту в её благолепие и Блаженнейший Митрополит Владимир: восстановленный под его началом 70-й корпус Лавры, новая резиденция Предстоятеля УПЦ — благолепное пристанище для труда и молитвы.
4. Вы непосредственно были свидетелем того, как Филарет организовывал раскол. В РПЦ состоялись выборы нового патриарха. Скажите, на ваш взгляд, как себя будет вести Киевский патриархат? Будут ли какие – то изменения в его внутренних позициях?
Основные виновники реанимации расколов в УПЦ в 90-х годах прошлого столетия – бывший митрополит Филарет (по бесовской гордыне) и бывший президент Леонид Кравчук (по незнанию религиозной психологии народа и крайней амбициозности). Пришлось тогда и мне, да и вам, журналистам, крепко потрудиться для обличения и низложения раскольника Филарета. Он потому и мстит нам злобно много лет.
Что же до будущего? Внутри самой УПЦ-КП изменения есть: «архиереи» и «клирики» УПЦ-КП в частных беседах уже не скрывают желания скорейшего ухода «святейшего анафемы». Но Филарет вновь пользуется политической поддержкой «сверху». Время укажет, какие канонические пути допустимы для Церкви при врачевании церковных ран. Главное сегодня – это твёрдое стояние за единство Русской Православной Церкви во всей полноте её канонической области.
5. Прошедший в Москве Архиерейский и Поместный Соборы увенчались выбором нового Предстоятеля РПЦ. Как бы Вы охарактеризовали личность нового Патриарха?
Очень важно, что Архиерейский и Поместный Собор РПЦ под председательством Патриаршего Местоблюстителя митрополита Кирилла, стали настоящей Школой Соборности для архиереев нового поколения, клириков и мирян. Избрание рабочих органов (президиума, мандатной, счётной, редакционных комиссий), утверждение членами Соборов повестки дня и регламента Соборов, строгое следование нормам регламента и процедуре избрания Патриарха, сама, наконец, культура проведения дискуссий и голосования поправок и поправок к поправкам – всё это для многих наших украинских архиереев стало откровением.
Избранного по воле Божией нового Предстоятеля РПЦ можно смело назвать Народным Патриархом. Не сговариваясь, 2/3 членов Поместного Собора из 56 стран, на одном дыхании, в первом туре голосования избрали Патриархом Московским и всея Руси Патриаршего Местоблюстителя митрополита Кирилла, Иерарха, твёрдо стоящего за сохранение и укрепление единства Русской Православной Церкви на всей её канонической территории, включая Украину.

Зная будущего Святейшего Патриарха Кирилла много лет, (из коих 16 лет я был под его ректорским руководством в Петербургской Академии и Семинарии и пять последних лет, как член Синодальной Комиссии РПЦ по старообрядчеству), могу засвидетельствовать, что от юности он был верующим человек. Его вера зиждется и на личном религиозном опыте, и на глубоком переживании Тайны Святой Евхаристии, как Живого Присутствия Христа среди Своей Общины. Святейший Патриарх Кирилл прагматичный, но очень добрый и сердечный человек. Он не всегда готов демонстрировать последние качества всем без разбора, по Евангелию. Церковная судьба Святейшего – дорога терпения, взлётов и разочарований. Ему хорошо известны и преданность, и предательство. Святейший Патриарх Кирилл – реалист. В живом общении он более простой и непосредственный, чем на экранах телевизоров. Святейший не забывает своих усопших родителей, молится за них и за своего покойного наставника – владыку Никодима.

Избрание митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси, да ещё впервые в истории РПЦ с таким ошеломляющим перевесом голосов, показало, что вся Церковь остро нуждается в Первосвятителе с ясной церковной позицией, в человеке твёрдой воли и открытых действий, сочетающего в себе и молитвенный подвиг, и решительные действия во Славу Божию. Внимательно просмотрите киноматериалы и вглядитесь в глаза избранного Патриарха Кирилла, когда на вопрошание: «Принимает ли он патриарший жребий?» он жертвенно, произнёс: «Приемлю, благодарю и ни мало вопреки глаголю». Глазам его открылась, как мне показалось, вся широта и глубина предстоящего патриаршего крестоношения.
За митрополита Кирилла отдал свой голос и Блаженнейший Митрополит Владимир, и подавляющее большинство украинских иерархов, что не трудно заметить по интернет-отчётам архиереев о Поместном Соборе РПЦ в своих епархиях. Украинские иерархи в нынешних непростых исторических условиях отдали предпочтение кандидату, не скрывающего преданности идее канонического единства УПЦ с Московским Патриархатом, что вызывает новую волну лютой ненависти Филарета и его подручных, и их закулисных «кукловодов».
6. Владыка расскажите о жизни в епархии. Какие существуют на сегодняшний момент проблемы? Какие у Вас отношения с властями?
Считаю себя сельским епископом, потому что население Тульчинской епархии в основном аграрное. Люди на Подолии религиозны, но храм посещают не все. Клирики епархии меня приняли, доверяют и помогают мне управлять епархией. По «панским дорогам» (так здесь именуют мощёные булыжником сельские тракты) трясусь в своём стареньком авто и в жару, и в мороз, добираясь до местечек, сёл и хуторов. Посещаю школы, училища, служу по приходам, чтобы люди знали своего архиерея. Это укрепляет связь епископа с клиром и людьми. Местные районные и областные власти относятся ко мне хорошо. Стараюсь им не докучать и они мне тоже. По будням, днём – канцелярские дела и приём батюшек и мирян. Поздним вечером, а то и ночью, сижу над переводами, творю духовную музыку. Ночью писал и мемуары, которые выложены в Интернете. И, вот так, без отпуска и выходных, в радости и в скорбях прошли почти все 20 лет моего архиерейского служения.
7. Широко известна Ваша творческая деятельность как композитора и аранжировщика хоровой музыки. У Вас уже несколько сотен духовных сочинений. Какие новые произведения вы готовите? Кого бы могли отметить из современных композиторов? Почему в 2008 году не состоялся уже ставший традиционным фестиваль «Глас Печерский»?
Когда я был юным, то первым моим духовным сочинением стало «Величит, душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе Моем». А последним — стихира «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть». Многое из моего нотного «скарба» так и лежит «под спудом», ожидая увидеть свет Божий. К сожалению, нет денег для печати и потому опасаюсь, что всё сие превратится со временем в труху. Правда, мне обещан киевским митрополичьим издательством небольшой тираж моей «Чернобыльской литургии», посвященной памяти героев-ликвидаторов последствий атомной беды. Любопытна она будет нашим регентам тем, что в ней впервые сольно изложены заупокойные Апостол и Евангелие. Музыка Литургии доступна средним хорам и щедро пропитана украинским мелодизмом.
Современных духовных композиторов много. Могу назвать моего творческого друга, талантливейшего епископа Илариона (Алфеева), сочинившего «Рождественскую ораторию» и «Страсти по Матфею» в сопровождении оркестра. Оба опуса исполнялись в московской консерватории, второе — в присутствии покойного Патриарха Алексия Второго. Пишет много хорошей музыки и игумен Силуан (Туманский) из Саранска, Мордовия (у него открыт свой муз.сайт). В Сибири трудится духовный композитор и, что важно, историк церковной музыки, Толстокулаков (его сочинения и статьи по церковному пению выложены на его сайте), в Москве – Ковальджи, Кустовский (известный сайт-архив церковных нот «Клирос»), в Киеве – Болгарский и другие. Московское патриаршее издательство и издательство «Живоносный источник» регулярно печатают их сочинения.
Что же до фестиваля церковной музыки «Глас Печерский», то, полагаю, организаторам не удалось собрать в кризисное время деньги на его проведение. А жаль, хорошая была площадка для обмена хоровым опытом и новинками из партитур. А вот, в Днепропетровской епархии, по благословению митрополита Иринея, регулярно собирается международный музыкальный фестиваль. В этом году одно из призовых мест на нём заслужил детский хоровой приходской коллектив из г. Ладыжин Тульчинской епархии (настоятель прихода — протоиерей Сергий Малиновский).
8. О ваших переводах на национальные языки литургических текстов. Какую цель они преследуют?
Это не переводы, как таковые, а скорее литературная редакция уже существующих дореволюционных и современных переводов литургических текстов. Разумеется, есть в этом и авторский творческий элемент. Началось же моё «переводческое» хобби так. Давным-давно меня сильно «задело» высказывание дореволюционного Обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева, что, якобы принципиально невозможно передать «безобразной русской фразой» смысл херувимской песни или задостойника Рождества Христова «Любити убо нам», а тем более, положить их на ноты. Потрудившись над текстами, я и перевёл, и положил их на ноты. И получилось очень недурственно. Затем издал евхаристологический «Толковый путеводитель по молитвословиям Литургии» с комментарием на русском и украинском языках. Ну, тут и зашипели на меня наши «святые осы». Филаретовцы тоже «изостриша язык свой, яко змиин»: им вот, не понравилось, что в их «национальную вотчину» влез «росийский шовинист» Ионафан! «Яд аспидов под устнами их!». Ополчаются и поносят меня, как правило, анонимно, но, уверен, с подачи расстриги Филарета. Какие убогие, ограниченные создания! Им бы радоваться, а они негодуют! Мне их по-человечески жаль! Кстати, цель издания моих литургических работ на национальных языках отнюдь не богослужебная, а исключительно катехизаторская и миссионерская. По-моему, церковно-славянская стихия нашего богослужения — это неприкосновенный высший мир звуков ангелов и человеков! Но смысл его текстов необходимо знать и мирянам, и клирикам, ибо сказано в Писании: « Пойте Богу разумно!».
9. Как бы Вы охарактеризовали сложившийся мировой кризис? На Ваш взгляд, почему Украина на протяжении двадцати лет никак не может встать на ноги? В чем причина и в чем Вы видите выход?
Греческое слово «крисис» означает «суд». Для христианина любой кризис — это Суд Божий, время переосмысления, переоценки своего жизненного «кредо». Думается, чтобы Украине, как и другим странам, встать на ноги, надо научиться жить по нравственной правде, по природным силам, и по доброму разуму. Но, в любом случае, властям и богатым не следует забывать о бедных: не бросать их в беде и они ответят им благодарностью. Всем же простым смертным надо постараться устоять на палубе жизни, как матросы в шторм, и не опускать руки, помогать друг другу и тёплым словом, и добрым делом. И ни в коем случае не терять надежду на помощь Божию! Кризис, как чёрная туча, скоро пронесётся и рассеется, и на горизонте жизни вновь засияет солнце.
10. В каком направлении Церковь должна направлять сейчас свою деятельность? На какие сферы обратить большее внимание?
У Церкви Христовой только одно подлинное дело на Земле – продолжение проповеди Благой Вести о спасении во Христе. А нам, христианам, всю земную жизнь надо учиться идти по стопам Спасителя. При этом не быть слепыми, вечно недовольными фанатиками, не забывать, что Любовь – превыше всех иных добродетелей, что в её основании лежит святое сострадание ко всей твари Божией – и к человеку, и к животным, и к растениям, и к природе в целом. Милующая любовь – это нравственный императив всей жизни христианина. Помните? «И долго буду тем любезен я народу, что … милость к падшим призывал!» Это А.С. Пушкин о служении Поэта. Разве, не то же следует сказать и о служении Церкви?
11.Какие проблемы нужно на Ваш взгляд решать внутри самой Церкви, Ее внутренней жизни?
Позвольте ответить подробнее на этот важный вопрос. Проблем накопилось очень много. Главная – в Церковь ныне влилась и крестилась масса народу. Крестилась, но не просветилась! Отсюда – дремучая филаретовщина, катакомбная диомидовщина, бредовое зомбирование общества политическими мифологемами.
Надо понять и то, что если сейчас, в эпоху наступления либеральных идей при помощи глобальных информационных технологий мы «проспим» нашу молодёжь, то рискуем в недалёком будущем превратиться в маленькую христианскую, закрытую от мира секту. Храмов будет много, но они будут пустыми. В обществе может измениться парадигма христианской традиции. Уже сейчас необходимо повернуться лицом к молодёжи, решительно идти в их среду с проповедью христианской морали, как это уже показал нам диакон Андрей Кураев. А от властей добиваться для молодёжи введения факультативного курса «Основ православной культуры» в стенах школ и университетов.
Крушению традиционной христианской морали, распаду института семьи и брака Святейший Патриарх Кирилл противопоставляет восточное Православное Предание, знание святоотеческого наследия, в сочетании с общинным молитвенно-евхаристическим опытом Церкви.
Святейший Патриарх Кирилл желает, чтобы дух подлинной соборности проник глубоко в церковное общество. Он предлагает возродить т.н. предсоборные совещания или иные форумы, как площадки для свободной и открытой дискуссии, как место встречи Церкви и секулярного общества. Это должна быть упорная, целенаправленная, всеобъемлющая и кропотливая работа, цена которой – будущее и Церкви, и Страны, в котором мы живём. Слава Богу! Последний Поместный Собор с радостью одобрил этот проект оживления церковного свидетельства в общественной жизни.
Предтечею подобных форумов в минувшем десятилетии на Украине были, на мой взгляд многочисленные церковно-научные конференции, но более всего, их прообразом стало предсоборное совещание делегатов украинских епархий на последний Поместный Собор РПЦ, имевшее место, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, в Киево-Печерской Лавре 17 января 2009 года.
Важно, что на этом предсоборном совещании авторитетные иерархи УПЦ и иереи в своих выступлениях и репликах осудили практику «документально», на перспективу, нацелить православных Украины на разрыв с Полнотой Русской Православной Церковью, как неотвратимого условия объединения с раскольниками-автокефалистами. Соборяне, за единичными исключениями, сказали «Нет!» процессу тихой автокефализации УПЦ.
Стратегический профиларетовский и провластный план разрыва с РПЦ часто именуется его лоббистами едва ли не единственной «моделью восстановления единства украинского православия». Однако, Блаженнейший Митрополит Владимир, к радости подавляющего большинства соборян, разглядел пагубную для единства самой УПЦ суть «откольного плана» и благословил снять с обсуждения, «яко не бывшую», непопулярную идею «ползучей» автокефализации УПЦ, явив этим богомудрым актом отеческую заботу о подлинном единстве канонической православной Церкви Московского Патриархата на Украине.
На этом примере видно, что предсоборные совещания, как и другие форумы под эгидой Церкви, действительно способны помочь услышать пульс жизни всей Церкви, чтобы затем на канонических Архиерейских и Поместных Соборах Иерархи облекли услышанное в точные и верные определения. Об этой живой двуединой церковной связи гласит и православное Священное Предание, определяющее как признаки истинной Церкви Христовой, так и характер соборного взаимодействия Богоустановленной Иерархии и Народа Божия: «Где Епископ – там должен быть и Народ (Божий), а где Народ (Божий) – там должен быть и Епископ».
12. Что бы Вы в завершении беседы пожелали нашим читателям: духовенству и мирянам нашей Церкви? Будьте всегда миролюбивы и терпеливы, «во искушениях не ослабевайте, в трудах не леностны, Господу служите!» Поддерживайте молитвой и действием своих Архипастырей. Русь Святая, Русь Патриаршая, — Дом Пресвятой Богородицы! Храни Веру Православную, ибо в ней тебе утверждение!
Беседовал Игорь Стокалич,
Пресс-служба УПЦ