Завещание Патриарха
05.12.2008. МОСКВА. Патриарх Алексий завещал похоронить его в Богоявленском соборе столицы
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, возможно, будет похоронен в Богоявленском Елоховском соборе в Москве. Как стало известно «Интерфаксу», такова воля патриарха, которая содержится в его завещании.
По данным источника, члены Синода также рассматривают предложение провести похороны Алексия II во вторник.
Богоявленский собор в Елохове был построен в 1717-1722 годах. Храм никогда не закрывался, хотя в середине 1930-х годов был на грани закрытия. В 1933 году недалеко от собора размещались канцелярия и резиденция патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия.
2 июля 1938 года был закрыт собор Богоявления в Дорогомилово, после чего собор в Елохове стал патриаршим и кафедральным. Этот статус он сохраняет по сей день.
В свое время в кафедральном Богоявленском соборе был похоронен патриарх Сергий, который руководил Русской православной церковью с 1925 по 1944 год.
Архитектором могилы патриарха Сергия был выдающийся российский архитектор Алексей Щусев, который до этого построил мавзолей Ленина на Красной площади, Казанский вокзал в Москве, Марфо-Мариинскую обитель, храм на Куликовом поле и много других выдающихся архитектурных сооружений, ставших классикой советского архитектурного ХХ века.
Кроме того, в Елоховском соборе хранится рака с мощами святителя Алексия, митрополита Московского, – небесного покровителя Алексия II. Сначала святитель Алексий был похоронен в Чудовом монастыре Кремля, однако после канонизации его мощи перенесли в Успенский собор.
До строительства и освящения храма Христа Спасителя в Москве в 1996 году Елоховский собор был не только кафедральным московским, но и главным храмом всей страны.
05.12.2008. МОСКВА. Святейший Патриарх завещал отпеть его по иерейскому чину
В Православной Церкви существует четыре основных последования отпевания и погребения умерших: обычный для мирян, для умерших младенцев, для монахов и священников (иереев). Согласно воле почившего Святейшего Патриарха Алексия отпевание Его Святейшества будет совершено по иерейскому чину.
Последование погребения священнического отличается большей сложностью, большей продолжительностью и торжественностью. Тот, кто в Таинстве Священства получил благодать освящать других, кому верующие и при жизни его должны были воздавать особое почтение как отцу духовному своему или своих собратий при последнем прощании должен быть почтен сугубо сравнительно с тем, как чествуются в подобных случаях все другие освященные Таинствами христианскими верные. Того, кто был совершителем служб церковных, кто сам предначинал церковные торжества и ими утешал и услаждал молящихся с ним, подобает в это последнее пребывание с его телом в земном храме усладить «трапезою духовною», сугубо изобильною и роскошною. О том, у кого важнейшим делом жизни было молиться о других, подобает в этот знаменательный для него день вознести соборне сугубые, усиленные молитвы. Все это и имеет в виду последование погребения священнического. Оно сохраняет основные части последования погребения мирских людей, но лишь непорочны остаются здесь в том виде, как и там. Все остальное здесь усиливается, умножается, заменяется другим, восполняется новым.
Самое выдающееся отличие этого последования — пять чтений из Апостола и Евангелия. Это придает ему совершенно исключительный характер, ибо изо всех последований только еще исследование елеосвящения имеет семь Апостолов и Евангелий, да утреня Великого Пятка 12 Евангелий. Каждое чтение Апостола и Евангелия предваряется целым рядом псалмов, антифонов, тропарей, седальнов. За первыми тремя Евангелиями следуют особые молитвы. Пред 5-м Апостолом — блаженны, которые здесь не на шестой, особенно грустный глас, как в последовании погребения мирских человек, а на второй, тоже с оттенком некоторой грусти, но полный нежной любви, в данном случае любви духовных детей к духовному отцу. Канон в этом последовании особый, нарочитый, тогда как в мирском погребении субботний из Октоиха. Глас для канона здесь тот же, что и там, шестой, но в большей его части, в своеобразном величественном напеве канона Великой Субботы и Великого Четвертка.
Как и в других подобных последованиях канон поется без ирмосов лишь с катавасией по 3, 6, 9 песням. По 6-й песни канона не один, а 24 икоса, каждый заканчивающийся припевом аллилуиа, а весь ряд икосов предваряется и завершается каждением. По 9-й песни по праздничному ексапостиларий, содержание которого — славословие Господу от лица усопшего за самую смерть. Ныне упокоихся и обретох ослабу многу, яко преставихся от истления и прилепихся к животу: Господи, слава Тебе. Усопший уже ощущает на себе благодетельность смерти, он успокоился уже от земных волнений, он получил уже ослабу многу от земных скорбей и благодарит Господа. Но он хочет, чтобы и окружающие его гроб прониклись бы таким же настроением, он как бы хочет посильнее и поглубже внушить им эту мысль о благодетельности для человека смерти, ибо верующие смертию к Владыке приходят. Поэтому ексапостиларий здесь необычно повторяется пять раз (обычно — не более трех раз), переплетаясь с псаломскими стихами, в которых разительное противопоставление: человек — как трава, дни его — как цветок полевой, вышел из него дух, и не стало его (Пс. 102, 14-15) и истина Господня пребывает во век (Пс. 116, 2). За ексапостиларием следуют утренние псалмы 148-150, стихиры 4, великое славословие, которое читается по будничной редакции, как и на утрени Великого Пятка. Затем поются стихиры Дамаскина: Кая житейская сладость, причем здесь не по одной на каждый глас, а по несколько (2-3) со своими особыми в каждом гласе стихами и богородничными. Весь ряд этих стихир на 8 гласов заканчивается еще особо стоящими тремя стихирами 8-го же гласа. Слава 6-го гласа, и ныне богородичен. Таким образом, иерейское погребение есть как бы соединение трех знаменательных служб: утреня В. Пятка, В. Субботы и Четвертка Великого Канона.
После стихир утренний стих Благо есть, Трисвятое, тропари Покой Спасе… В покоищи Твоем, Господи и богородичен Мати Святая. Затем сугубая ектения, последнее целование и все дальнейшее как и в мирском последовании. Только при перенесении гроба к могиле поется не начало последней литии, Святый Боже, а ирмосы великого канона Помощник и Покровитель. Знаменательно, что для данного случая избраны ирмосы именно великого канона, выдающегося, исключительного канона. Так соответствует обстановка и своеобразный напев шестого гласа и содержание, а в особенности начала. Служитель Церкви, тот, кто при жизни своей, быть может, в этом самом храме так часто славословил Господа, теперь, оставляя храм, громогласно возвещает провожающим его, что его Помощником и Покровителем по-прежнему остается Господь, что он по-прежнему будет прославлять Господа, возносить Бога отцов своих, а вместе с тем, предполагается, будет и молиться Господу о собратиях своих и чадах духовных. Пение более продолжительное, чем начало литии вызывается и практическими соображениями. Хотя расстояние от храма до могилы иерея еще ближе, чем до могилы мирянина, ибо ей приличествует быть если не в самом храме, то непосредственно около стен храма, но путь до нее длиннее. У нас в древности установился обычай по изнесению гроба иерея из храма обносить его вокруг храма. На это не достанет пения одного только начала литии: последование погребения не говорит об обнесении гроба вокруг храма. Но назначение пения ирмосов Великого Канона, поющихся косным напевом, предполагает какое-то шествие более, продолжительное, чем только от храма до могилы.
Так чествует Святая Церковь того, кого Сам Господь в Церкви служителя поставил… в человецех духовным достоинством украсил… и на земли жизнь его прославил. Так в последний раз утешает она совершителя служб церковных многоразличными видами пения и чтения. Так призывает Святая Церковь верующих совершить усиленное и продолжительное моление у гроба молившегося за них исполнить его последнюю просьбу: молю всех знаемых и другое моих: помяните мя пред Господем. Можно ли поэтому делать хоть какие-нибудь сокращения в этом последовании? А сколько назидания предлагается в нем для живых! Недаром в уста усопшего влагается обращение к окружающим гроб: вас ради сотворих рыдание, негли имети кому к пользе. Рыдания не нужны по усопшему… Все это скорбное торжество имеет в виду по преимуществу окружающих гроб, — не послужит ли оно кому на пользу?
Из работы святителя Афанасия, епископа Ковровского
«О поминовении усопших по уставу Православной Церкви»
10.12.2008. МОСКВА. Святейший Патриарх Алексий ІІ вел личный дневник
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, отошедший ко Господу 5 ноября, вел дневник. Об этом сообщил глава пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский, который последние четыре года тесно общался с патриархом.
«Он мне как-то показывал свой дневник, который вел каждый день… Вы не можете представить себе количество этих тетрадей», – сказал священник, уточнив, что речь идет о десятках. Как сообщает газета «Взгляд», по некоторым данным, Алексий II вел дневник с того момента, как стал патриархом, то есть не менее 18 лет.
Судьбу личных вещей и церковных документов Алексия ІІ решает Комиссия по приему имущества почившего, созданная на внеочередном заседании Священного Синода. Председателем комиссии назначен архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
Вопрос о возможности публикации дневников Алексия II, скорее всего, будет приниматься на высшем церковном уровне, сообщил корреспонденту «Интерфакс-Религия» профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев. «Обычно после смерти выдающегося человека его дневники публикуются, если нет строгого завещания их не публиковать», – заметил собеседник агентства.
В свою очередь другой источник «Интерфакс-Религии» в Московском патриархате напомнил, что у Алексия II были глубокие, доверительные отношения со многими известными людьми нашего времени, и впечатления о многих важных исторических моментах он записывал в своих дневниках.
«Патриарх Алексий был человеком эпохи, и несомненно, что его дневники также являются документом эпохи, ибо ныне почивший предстоятель правил при четырех главах российского государства, был примирителем непримиримых политических группировок, при нем сменился строй, сменилась идеология», – сказал представитель Церкви.
В то же время, по его словам, «вопрос о публикации дневников патриарха является более чем деликатным, ведь многие политики, близко общавшиеся с Алексием II, по-прежнему находятся на руководящих постах, а другие, даже находясь в отставке, активно влияют на политику».
05.12.2008. СЕВЕРОДОНЕЦК. Состоялся концерт православного барда – Ирины Гореловой