Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Послание Синода Белорусской Церкви по случаю юбилея Крещения Руси

И все мы видим и свидетельствуем, что сегодня, как и столетия тому назад, сердца людей согревает надежда и память о том, что Святая Русь – это Дом Пресвятой Богородицы. И никогда Святая Русь не была ограничена этническими межами, национальными территориями или государственными пределами.
Послание Синода Белорусской Церкви по случаю юбилея Крещения Руси
Накануне торжеств в Минске по случаю 1020-летия Крещения Руси Синод Белорусской Православной Церкви опубликовал послание.

«Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры – клир, монашествующие и паства Белорусской Православной Церкви, дорогие соотечественники!
Два десятилетия назад произошло событие, положившее начало возрождению Православной Церкви на исторических землях Святой Руси и послужившее духовному преображению народов Руси Великой, Белой и Малой.
В 1988 году весь христианский мир пытался понять, чем станет 1000-летняя годовщина Крещения русичей в водах Днепра святым равноапостольным князем Владимиром? Будет ли празднование этой даты значимым лишь для узкого в те времена круга верующих людей, или же оно найдет более широкий отклик в обществе? Жива ли память народа о своих православных корнях и великой истории и ждёт ли она часа своего пробуждения?
Сама история ответила на эти вопросы в год 1000-летия Крещения Руси.
Семьдесят лет, которые предшествовали этой величественной дате, стали исполнением Библейского образа, явленного пророку Илие на горе Хорив (3 Цар. 19: 8-14). Так и революция была подобна большому и сильному вихрю, «раздирающему горы и сокрушающему скалы». Вслед за ней последовало коренное преобразование уклада жизни, сравнимое с землетрясением. А затем был огонь нескончаемой войны – войны друг с другом, с внешним врагом, с самими собой…
Святая Церковь на нашей земле выживала, буквально следуя словам Божественной книги Псалтири и повторяя их вслед за страждущим Псалмопевцем: «Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась».
Но вот в юбилейном году Крещения Руси с прореченной точностью стали сбываться и следующие строки тридцать восьмого псалма Давидова: «Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим» (Пс. 38: 2-4).
В дни торжеств Православная Церковь впервые за семьдесят лет получила возможность во весь голос, во всеуслышание обратиться ко всем и к каждому и говорить к сердцам соотечественников своим языком – языком Евангелия и милосердия, языком примирения и любви, языком исторического единомыслия и общенародного единодушия.
Тысяча лет христианской истории нашего Отечества словно сосредоточились в словах, которые лежат в начале всех начал и в основании всех основ: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». И до небес достигло ответное слово народа: «Аминь»! И хотя ещё далеко не все сознавали тогда значение этого слова, – оно было сказано! История Отечества вновь вступила на христианский путь: тысячу лет спустя после выбора этого пути святым равноапостольным князем Владимиром!
Вопреки многим ожиданиям празднование 1000-летия Крещения Руси так всколыхнуло сердца и умы людей разных возрастов и званий, что сон разума отлетел, и жажда Истины пробудила души. После грозных испытаний, мы, как и пророк Илия, ощутили «веяние тихого ветра», в котором был Господь (3 Цар. 19: 12).
За двадцать лет, прошедших с юбилейного 1988 года, неузнаваемо изменилась жизнь человека и народа, страны и мира. Но не революционные потрясения, не воинствующий дух неразумной ревности возрождают Православную Церковь и служат преображению народной души, а веяние тихого ветра молитвы и раскаяние в делах, недостойных христианского звания.
Повседневным кропотливым трудом и стремлением стяжать дух мирный, как учил прадедов наших преподобный Серафим Саровский, восставала из тесноты и уничижения Русская Православная Церковь в России, Украине, Беларуси, во всех странах и на всех землях, где живут люди, осознающие себя её духовными чадами.
И всё это время мы не были и не остаёмся одни! В каждый миг нашего возрождения о нас и об отцах наших молятся наши святые соотечественники, весь сонм христианских святых и Приснодева Мария, Которая не оставляет без Своего Покрова народы Руси.
Сегодня каждый из нас, православных христиан, в ответе перед Господом и Царствием Его за то, как распоряжаемся мы благодатью, привнесённой в наши сердца милостию Божией. Именно об этом вопрошают нас лики со святых икон древних и современных мастеров, об этом заставляют размышлять книги великих отцов и учителей Церкви и труды нынешних богословов и церковных писателей.
Ведь ни для кого не секрет, что враг рода человеческого усиливается в этом мире день ото дня и потому не может терпеть перед собой таких преград, как верующее сердце человека, как духовно воспрянувший народ. В духовном мире никогда не прекращается противостояние тихого ветра Господня бурям, потрясениям и огненным испытаниям князя мира сего.
Что сможем мы противопоставить новым опасностям разделения? Как сумеем сохранить в единстве то, что достигнуто за двадцать лет возрождения Святого Православия? Как преумножить нам на нашей земле славу Божию и укрепить христианское достоинство наших народов?
Ответ дан без малого две тысячи лет тому назад святым апостолом Павлом и заключается он в общенародном и общецерковном стремлении «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4: 3).
Слова Апостола, прозвучавшие в Послании к жителям древнего Ефеса, должны быть не только гимном нынешних торжеств в честь 1020-летия Крещения Руси! Этот символ христианской мудрости и залог современного торжества Православия призван стать огненным начертанием на скрижалях каждого верующего сердца: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4: 5).
Вспомним, возлюбленные отцы, братья и сестры, какие события в жизни наших народов предшествовали 1000-летию Крещения Руси и последовали после него. За два года до юбилея, в апреле 1986-го, образ апокалиптической «звезды полыни» (Откр. 8: 11) полыхнул смертельным огнём в Чернобыле. А в конце 1991-го распалась единая семья народов.
Мы научились жить с тем наследием, которое оставили после себя эти события. Но мы не должны забывать их жестоких уроков и трагических последствий, ибо они оплачены высокой ценой жизни и разбитых судеб огромного числа людей.
История показала, что именно Святое Православие пребывает самой тонкой и одновременно сильнейшей связующей нитью для наших народов. Тайна этого единства не скрыта от нас, хотя начало её находится в глубине тысячелетий человеческой истории. В Священном Писании устами Премудрого царя Господь призывает каждого человека: «Сын мой! отдай сердце твое Мне» (Притч. 23: 26). Земная Церковь ответственна за все сердца, которые устремлены к Богу. Она потому и пребудет вовек, что ей доверяют и Бог, и человек.
Но это обоюдное доверие требует особой ответственности! Ибо как можно совершать миссию единения рода человеческого с его Творцом, не сохраняя при этом внутри себя единства веры и служения, не соблюдая соответствия образа мыслей образу жизни, не заботясь о совпадении слов и дел? Тем паче, что во всём этом Церковь призвана являть миру образец устроения жизни, заповеданный Самим Богом.
В июле сего знаменательного года в первопрестольном граде Москве Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви вынес особое определение о единстве Церкви.
«Сегодня, как и во все времена, – говорит Святая Церковь устами сонма всех своих архипастырей, – одним из главных вызовов Святому Православию является разномыслие в Церкви по различным вопросам церковной жизни. Оно может обратиться в орудие против Церкви Христовой, раздирая её на части, а может побудить к более глубокому осознанию и переживанию церковного единства».
Празднование 1020-летия Крещения Руси в Москве и в Киеве благоутвердили выбор церковного народа Великой, Малой и Белой Руси, который неразделим в своем единении вокруг общей Купели Крещения и единой Евхаристической Чаши!
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ, совершив в Киеве Божественную литургию в сонме многочисленных представителей Поместных Православных Церквей, произнёс пророческое слово с вершины Лаврского Киево-Печерского холма: «Ни границы, ни пространства, ни воля отдельных людей не властны над великой и непреодолимой силой: над духовным и молитвенным единством святых угодников Божиих, которые оставили нам в наследие единую Церковь Христову».
Возлюбленные отцы, братья и сестры! В эти дни Белорусская Православная Церковь вносит свой вклад в летопись празднования 1020-летия Крещения Руси. И все мы видим и свидетельствуем, что сегодня, как и столетия тому назад, сердца людей согревает надежда и память о том, что Святая Русь – это Дом Пресвятой Богородицы. И никогда Святая Русь не была ограничена этническими межами, национальными территориями или государственными пределами. Равно как и Дом Приснодевы Марии не имеет на земле ни стен, ни ограждений.
Святая Русь – это место, о котором можно сказать словами Господа нашего Иисуса Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). А Дом Богородицы на земле – это сердце человеческое. И потому ныне, в дни нашего торжества 1020-летия Крещения Руси, мы вторим едиными устами и единым сердцем священному призыву святого апостола Павла: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 6). Аминь.
+ Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси
+ Димитрий, Архиепископ Витебский и Оршанский
+ Стефан, Архиепископ Пинский и Лунинецкий
+ Аристарх, Архиепископ Гомельский и Жлобинский
+ Гурий, Архиепископ Новогрудский и Лидский
+ Феодосий, Архиепископ Полоцкий и Глубокский
+ Артемий, Епископ Гродненский и Волковысский
+ Софроний, Епископ Могилевский и Мстиславский
+ Иоанн, Епископ Брестский и Кобринский
+ Стефан, Епископ Туровский и Мозырский
+ Серафим, Епископ Бобруйский и Быховский
23-25 октября 2008 года»