Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

18. 12.2008. ДНЕПРОПЕТРОВСК. В мужской монастырь епархии прибывают мощи святителя Николая Чудотворца

Частица мощей святителя Николая Чудотворца — одного из самых почитаемых в христианском мире святых – накануне дня его памяти прибудут в Самарский Свято-Николаевский Пустынный мужской монастырь Новомосковска Днепропетровской епархии. Торжественная встреча состоится 18 декабря в 14:00.
Ковчег со Святыней доставят в епархию насельники Свято-Вознесенского мужского монастыря Луганской епархии, где он постоянно пребывает. После встречи ковчег будет поставлен на аналой для всеобщего поклонения верующих.
Пребывание святыни продлится до 28 декабря, а возможно — на неделю дольше.
От православной братии Самарского Свято-Николаевского Пустынного мужского монастыря наместник обители архимандрит Досифей (Савелов) приглашает всех желающих принять участие в знаменательном событии, а журналистов региональных СМИ — осветить в прессе данное событие.
Адрес: г. Новомосковск, ул. Монастырская, 1. тел: 8 (05693)- 2-23-94.
Историческая справка:
Святитель Николай Чудотворец родился в 257 году в городе Патара, области Ликии в Малой Азии, и в течение 50 лет служил Мирликийским архиепископом. Скончался 6 декабря (19 декабря по новому стилю) 342 года в возрасте 85 лет. Он прославился за добродетель и чудеса, творимые во имя Бога. 19 декабря Православная Церковь чествует день памяти одного из любимых святых на Руси — святителя Николая Чудотворца. К этому угоднику обращаются не только верующие, но и язычники, и всегда он отзывался своей неизменной чудесной помощью всем, искавшим ее. Ни одному святому в православной Руси не воздвигалось такое количество храмов и часовен. Доказательством этого служит и самая большая численность приходов в Днепропетровской епархии, освященных в его честь: тридцать два величественных храма и небольших, недавно открывшихся общин наименованы его святым именем. По случаю престольного празднования в этих храмах прошли праздничные богослужения.
Чем же можно объяснить такую особенную, необыкновенную любовь нашего народа к святителю Николаю Мир Ликийскому? Святой при жизни был необыкновенно добр и милостив. Но разве другие святые были менее милосердны? Нет, вспомнить хотя бы святителя Иоанна и праведного Филарета Милостивых. Поборник и защитник веры? Конечно да, но не более чем Василий Великий, Григорий Богослов или Феодор Студит. Великий чудотворец? Безусловно, но не меньшим был, скажем, и Спиридон Тримифунтский, и Георгий Победоносец. В чем же дело?
Думается, что в характере Святителя Николая нашлось что-то родственное и близкое славянской душе. Возможно, это необыкновенная решительность и смелость в заступничестве за несправедливо осужденных и гонимых. Святой Николай открыто восстанавливает и защищает правду. По его житию мы знаем — он всегда рядом с простым человеком: солдатом, купцом, земледельцем или мореходом. И он не говорил много слов, а просто выручал, спасал, исцелял. Все это чрезвычайно тронуло русскую душу и запечатлелось во множестве народных сказаний и стихов о защитнике и помощнике обездоленных — Николе Угоднике. Его призывают во всех бедах и несчастиях, он хранитель на водах, покровитель земледелия и скотоводства, помощник всем странствующим.
В Днепропетровской епархии единственный мужской монастырь назван в честь святителя Николая. За свой более чем 400-летний период существования этой святой обители судилось пережить нелегкие времена. Десять лет назад он возродился из пепла.
История монастыря начинается в 1576 году. Тогда запорожцы получили в свое распоряжение обширные земли, куда входил и старинный город Самарь с прилежащими лесами. Они стали укреплять город, и на островке в дубовом лесу основали небольшое укрепление с деревянной церковью в честь святителя Николая и несколькими жилыми помещениями, куда по распоряжению коша Запорожского помещали «ранами скалеченных казаков, всех больных, на баталиях раненых». В 1602 г. крепость становится монастырем. В этом году в качестве настоятеля храма сюда пригласили строгого подвижника иеромонаха казацкого Киево-Межигорского монастыря Паисия. Он перестроил жизнь крепости на монастырский лад. Казаки приветствовали начинания о. Паисия, все лучшее отдавали обители, благоговейно чтили ее, называя Запорожской Палестиной и Новым Иерусалимом.
Со временем Свято-Николаевский Самарский монастырь был в числе самых больших и богатых. В его стенах находилась духовная школа для мальчиков, после окончания которой они поступали в Киевскую семинарию. Печатная мастерская издавала церковную и учебную литературу. Золотошвейная мастерская славилась изделиями вышивки. Были у обители мельницы, скотные дворы, хутора, пасеки, сенокосы. Также обитель оказалась надежным форпостом запорожцев в русско-турецких войнах 1735-1739 и 1768-1774 гг.
Весь монастырский комплекс, включая пять храмов и 96-метровую колокольню, походил на Оптину Пустынь. В усыпальнице главного монастырского собора нашли свое упокоение пять Екатеринославских архипастырей.
В данный момент наступило благодатное время для возрождения былой красоты, славы и величия Самарского Свято-Николаевского Пустынного мужского монастыря. В стенах обители подвизается 25 человек. Повсюду ведутся реставрационные работы. В обители четыре храма: центральный — Свято-Николаевский, трапезный — Антония и Феодосия Киево-Печерских, Преображенский и подземный храм в честь святых мучеников Кирика и Иулитты. Главной святыней обители была и остается «Самарская» икона Божьей Матери, которой уже более 270 лет покланяются верующие.
Пресс-служба Днепропетровской епархии