03.10.2008. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Памятник деревянного зодчества XVIII века – снова находится в аварийном состоянии
Сегодня стало модно интересоваться культурой и историей своего отечества, искать у себя казацкие корни. Но проявляется эта мода чаще всего на словах, а не на деле. Особенно когда поддержка культурных памятников нашей области нуждается в серьезном финансировании. Мы ведем речь о Новомосковском Троицком соборе, которому в мае 2008 года исполнилось 230 лет. И 40 из них он находится в аварийном состоянии.
– Купола с северной стороны сместились на 115 сантиметров и продолжают заваливаться внутрь, происходит перекос среднего ребра, – рассказывает настоятель собора, митрофорный протоиерей Владимир Цешковский. – Что на самом деле послужило причиной разрушения – неизвестно. Для того, чтобы определить, нужно провести научное исследование. Прошлой осенью был заключен договор о проведении фасадных работ. Рабочие прогрунтовали и покрасили пятую часть фасада собора, сняли более 15 слоев старой краски, после чего возникла необходимость провести комплексное исследование самого здания. На данный момент специалисты говорят, что собор нуждается в комплексной реставрации. С внешней стороны храма имеются щели не менее 1 см шириной. С позапрошлого века никто не обновлял обшивку, и кое-где она сгнила.
Своими силами прихожане сумели обновить лестницу, поменяли в ней марши, и это сразу же вызвало возмущение со стороны официальных органов, которые заговорили о «нарушении исторического облика памятника». Но по лестнице и ходить было невозможно, ступеньки разваливались под ногами. Конфликты на тему разрушения исторической ценности возникали и в 1993 году, когда в подполе храма было установлено более 90 кирпичных подпорок для поддержки деревянного фундамента. – Пока он разваливается, никого не волнует сохранность памятника, – жалуется отец Владимир. – Как только мы пытаемся его ремонтировать, начинаются крики о нарушениях. Храм – это место, в котором душа слышит душу. Нужно спешить восстанавливать памятник, чтобы было в чем отчитаться перед Богом на исходе жизни. Тем более что храм не просто стоит без дела – в него на бесплатную экскурсию приезжают не менее 14 000 школьников в год, которые имеют возможность погрузиться в историю казачества и полюбоваться мастерством древних зодчих. В храме получали благословение наши миротворцы перед отправкой в горячие точки. При храме работает школа рукопашного боя казацких джур, которая существует с 1993 года. В соревнованиях на Хортице ее воспитанники всегда занимают призовые места.
Для осуществления проекта реставрации собора тяжело найти меценатов, потому что процедура договоров очень сложна, и много денег улетучивается в процессе «бумаготворчества». Храм не может заказывать услуги по реставрации от своего имени, даже если деньги на это предоставляются.
На одно только составление проекта затрачено уже 1 млн. 200 тыс. гривен бюджетных средств, сама реставрация будет стоить не менее 12 миллионов.
Помимо основного здания собора, в тяжелом состоянии находится колокольня. Большой колокол, когда-то висевший здесь и весивший 4 тонны 250 кг, был снят и переплавлен. Из меньших колоколов работают всего 2 или 3.
Одна из интереснейших достопримечательностей собора – швейцарские часы, заказанные 130 лет назад фирме Павла Бурре. Они до сих пор функционируют и показывают время на 3 стороны света: южную, западную и северную, хотя тоже давно нуждаются в реставрации. Раньше они отбивали каждую четверть часа, но теперь нет колокола, который бы звенел. Гири боя часов (каждая по 90 кг) болтаются впустую.
Весной прорвало трубы пожарной безопасности собора, которые 40 лет никто не менял, и 3 месяца лета храм был без воды.
Коммунальные услуги для храма – это отдельная и, увы, печальная история. 1 гигакалория тепла для городского жителя стоит около 5 гривен. Для храма же, как и для большого завода, стоимость установили в 365 гривен. Где храму брать такие деньги – неизвестно. Задолженность на этот год уже составляет 47 тысяч. И отец Владимир обеспокоен тем, что отключат отопление. А если храм не отапливать в наши сырые зимы, то дерево окончательно разрушится.
Охранная зона храма превратилась в рынок. Там торгуют всем на свете, перегораживая подъезд и подход к храму. Зайти в него сейчас очень сложно. Приходится переступать через самодельные прилавки и крайне невоспитанных торговцев, один из которых, не желая уступать дорогу, однажды облил отца Владимира кефиром. Правда, попал за это в милицию и потом долго извинялся. В 1991-м тогдашний мэр Синицкий запретил въезд и торговлю в охранной зоне храма. Но при новом городском голове Литвищенко ситуация ухудшилась, хотя и было принято постановление убрать лотки из охранной зоны памятника старины, но оно так и осталось на бумаге при попустительстве властей.
Прихожане неравнодушно относятся к своему храму. И когда возникла необходимость делать косметический ремонт, было собрано 400 тысяч фивен. Взносы были разные – от 25 тысяч, перечисленных мэром, до 5 гривен, которые принесла в храм женщина-инвалид, ветеран войны, воспитывающая внучку-сироту.
Возведенный казаками форпост православия, а сейчас форпост культуры и духовности, теперь, во время тяжелое и неспокойное для нашей уже независимой нации, нуждается в нашей помощи и поддержке.
Мария Агибалова
газета «Горожанин»
Благотворительный счет всенародного сбора средств на реставрацию Новомосковского Свято-Троицкого собора: ЕДРПОУ 21908436, р/с 2600630196180 МФО305545 в филиале отделения Проминвестбанка в г. Новомосковске Днепропетровской области.