Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

400-летие со дня кончины князя Константина Острожского

«Стоять в благочестии, пока достанет сил…»
Василий Анисимов

Трагические времена взыскуют героев. Катастрофа, на грани которой оказалось Православие в польско-литовском государстве в конце ХVІ века, была результатом заговора королевской власти, Рима и православной иерархии, учредивших в 1595 году Брестскую унию. «Торжество унии, – писал М. Грушевский, – созидалось на отступничестве малодушных, на разгроме стойких и насильственном подавлении, путем всяких репрессий, народного самоопределения». По замыслу организаторов, Православная Церковь, и без того притесняемая где только возможно, должна была прекратить свое существование на украино-белорусских землях. Не поучилось: на защиту Православия стал князь Константин Острожский, вокруг которого объединились все антиуниатские силы страны.
Константин (в крещении – Василий) Константинович Острожский (1526-1608) принадлежал к древнему и славному роду волынских князей, из которого вышли знаменитые полководцы, государственные деятели и даже святые Православной Церкви (прп. Феодор, князь Острожский, был насельником Киево-Печерской Лавры, где его мощи пребывают и поныне). Магнат, владелец 24 городов, более ста сел и деревень, был поборником Православия. Он основал 600 церквей и 20 монастырей. В 1576 году на его средства была также учреждена Острожская академия, из стен которой вышли известные церковные и общественные деятели. Князь Константин подготовил первое на славянском языке полное издание Библии (Острожскую Библию), которая использовалась в православных церквях и монастырях почти четыре столетия. Он вел строгий, богоугодный образ жизни, в Великий пост одевался в бедную одежду и уединялся в монастыре, где дни и ночи проводил в раздумьях и молитве.
Уния – ложь, и создавалась она коварством и предательством для окатоличивания православных Западной Руси. За спиной у верующих и князя Константина все православные епископы во главе с Киевским митрополитом Михаилом Рогозой вошли в сговор с королевской властью и папой Римским и объявили о переходе в унию. Предательство епископата, тех, кого он десятилетиями защищал и содержал, стало ударом в спину престарелому князю. «Я уже в преклонных летах и надеюсь скоро покинуть этот мир, а вы оскорбляете меня, отнимаете то, что для меня всего дороже – православную веру!» – писал он королю. «Достойное созидается достойными, а честное совершается честными», – бросил князь к епископам-изменникам и начал бурную деятельность против Брестского униатского собора и унии. Его знаменитое Окружное послание мобилизовало и объединило православных в борьбе за свою веру. «Что может быть бесстыднее и беззаконнее их дела? Шесть или семь злонравных человек злодейски согласились, пастырей своих, святейших патриархов, которыми поставлены, отверглись, и считая нас всех правоверных бессловесными, своевольно осмелились от истины отрывать и за собою в пагубу низвергать! Какая нам от них польза? Вместо того, чтоб быть светом миру, они сделались тьмою и соблазном для всех», – писал он.
Князь Константин Острожский не одолел унии, она после его смерти еще два столетия свирепствовала на белорусских и украинских землях, пролив, по слову Шевченко, «целое море слез и крови». Однако подвиг князя, его стояние за веру стали примером для последующих поколений русичей.
Исполнилось 400 лет со дня его кончины. В Польше и Белоруссии 2008 год объявлен Годом Константина Острожского. С 9 по 14 мая в Белоруссии и в Украине прошли тожеств, посвященные памяти Константина Острожского. Из Минска в Тарасово, родовое имение Острожских, прошел молодежный крестный ход.
В храме Рождества Богородицы Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси, совершил Божественную литургию в сослужении священников из Киева, Вильнюса, Варшавы и Белостока.
За Литургией молились посол Сербии Сречко Джукич, посол Украины Игорь Лиховой, председатель Минского облисполкома Леонид Крупец, министры культуры, образования и информации, командующий внутренними войсками МВД генерал-майор В.В. Гайдукевич. Были приглашены также ученые из России, Польши, Украины и Минска.
После Литургии Митрополит Филарет освятил колокол, отлитый в честь этого памятного события. Владыка Филарет и председатель Минского облисполкома Леонид Крупец торжественно открыли мемориальную доску с изображением князя Константина Острожского, созданную по проекту скульптора Инкова и архитектора Лаврецкого мастерами Игорем Воюшем (ЧПУП «Ваи») и Александром Боровиком из прихода «Всех скорбящих Радосте».
Затем почетные гости во главе с владыкой Филаретом заложили аллею памяти в честь благоверного князя. В это время колокол был поднят на звонницу. Вечером в малом зале Белорусской государственной филармонии состоялся концерт, посвященный 400-летию памяти князя Константина Острожского. В концерте принял участие Государственный камерный хор Республики Беларусь.
На следующий день торжества продолжились в древнем Турове, городе на Припяти, в котором родился князь Константин Острожский. Во времена Киевской Руси город был столицей княжества, здесь жил знаменитый епископ Кирилл Туровский, златоуст древней Церкви. Митрополит Филарет в сослужении архиереев из Белоруссии и Украины совершил Литургию на частично сохранившемся фундаменте древнего храма. По окончании богослужения были возложены цветы к памятнику святителю Кирилла Туровского и освящен крест на месте будущего строительства кафедрального собора. Затем в местном Доме культуры состоялось первое пленарное заседание Международной научно-богословской конференции “Князь Константин Острожский – славный просветитель и защитник Православия”. Его открыл митрополит Филарет, с докладами выступили ученые из Белоруссии, Польши, России, Украины. Епископ Нежинский и Прилукский Ириней в своем выступлении остановился на исторической и духовной общности наших народов. В частности, он назвал имена двух известных белорусских святителей: Георгия (Конисского) и Иоасафа (Жевахова), первый из них родился в г. Нежине, а второй – в г. Прилуки Нежинской епархии.
Конференция продолжила свою работу 12 мая в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина. На пленарном заседании выступили ректор университета профессор М. Чесновский, заместитель губернатора Брестской области Л. Цуприк, кандидат богословия епископ Брестский и Кобринский Иоанн, проректор Христианской богословской академии в Варшаве протоиерей Марьян Бендза, профессор Киевской духовной академии архимандрит Нестор (Соменок). С докладами, посвященными эпохе Константина Острожского, его деятельности и вкладу, который он внес в духовную, культурную, политическую сферы жизни народа, выступили участники конференции – ученые и богословы из Беларуси, России, Украины, Польши, Литвы. Были освещены важные стороны жизни и деятельности князя Константина Острожского. Поступило предложение назвать одну из улиц Бреста именем князя Константина Острожского.
По окончании конференции Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, совершил освящение памятного креста в честь 400-летия со дня кончины князя. Крест установлен на территории Свято-Николаевского гарнизонного собора Брестской крепости.
Руководители области и города дали прием в честь участников конференции.
Конференция завершилась паломнической поездкой участников в украинский город Острог, являвшийся с ХIV века резиденцией князей Острожских и давший имя княжескому роду. Участников на паперти Богоявленского кафедрального собора встретил архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей. Владыка рассказал о жизни князя в Остроге и об истории кафедрального собора, который стал его усыпальницей. Затем гости посетили родовой замок князей Острожских, осмотрели экспозицию краеведческого музея. Вместе с архиепископом они посетили два монастыря, основанные князьями Острожским, – Межирицкий Свято-Троицкий монастырь и Дерманский Свято-Троицкий, где смогли приложиться к святыням знаменитых обителей и познакомиться с их историей. Гости также посетили источник cвятого Николая в селе Гильча Здолбуновского района.
На прощальной трапезе владыка Варфоломей поблагодарил всех за посещение Ровенской епархии.
Острожские торжества продолжатся в августе в Польше.

Из Окружного Послания князя Константина Острожского
24 июня 1595 года
«С молодости моей я воспитан моими преименитыми благочестивыми родителями в истинной вере, в которой с Божиею помощию и доселе пребываю, и надеюсь непоколебимо бывать до конца жизни. Я научен и убежден благодатию Божией, что кроме единой истинной веры, насажденной в Иерусалиме, нет другой веры истинной. Но в нынешние времена злохитрыми кознями вселукавого дьявола сами главные начальники нашей истинной веры, прельстившись славою света сего и помрачившись тьмою сластолюбия, наши мнимые пастыри, митрополит с епископами, претворились в волков, и, отвергшись единой истинной веры святой Восточной Церкви, отступили от наших вселенских пастырей и учителей, и приложились к западным, прикрывая только в себе внутреннего волка кожею своего лицемерия, как овчиною; они тайно согласились между собою, окаянные, как христопродавец Иуда с жидами, отторгнуть благочестивых христиан здешней области без их ведома и вринуть с собою в погибель, как и самые сокровенные писания их объявляют. Но Человеколюбец Бог не попустит вконец лукавому умыслу их совершится, если только Ваша милость постараетесь пребыть в христианской любви и повинности. Дело идет не о тленном имении и погибающем богатстве, но о вечной жизни, о бессмертной душе, которой дороже ничего бить не может. Весьма многие из обитателей нашей страны, особенно православные, считают меня за начальника православия в здешнем крае, хотя сам я признаю себя не большим, но равным каждому, стоящему в правоверии. Потому, опасаясь, как бы не остаться виновным перед Богом и пред вами и узнав достоверно о таких отступниках и явных предателях Церкви Христовой, извещаю о них всех вас, как возлюбленную мою о Христе братию, и хочу вместе с вами стоять заодно спасения, чтобы с Божиею помощию и вашим ревностным старанием они сами впали в те сети, которые скрытно на нас готовили… Что может быть бесстыднее и беззаконнее? Шесть или семь зловредных человек злодейски согласились между собою и, своих, святейших патриархов, от которых поставлены, осмеливаются властно, по своей воле отторгнуть всех нас, правоверных, будто бессловесных, от истины и низвергнуть с собою в пагубу. Какая может быть от них польза? Вместо того чтобы быть светом миру, они сделались тьмою и соблазном для всех… Если татарам, жидам, армянам и другим в нашем государстве сохраняются без всякого нарушения их законы, не тем ли более нам, истинным христианам, закон, если только все мы соединимся вместе и будем? А я как доселе во все время моей жизни служил трудом и имением моим непорочному закону святой Восточной Церкви, в размножении святых писаний и книг и в прочих благочестивых вещах, так и до конца при помощи Божией обещаюсь служить пользу моих братий, правоверных христиан и хочу вместе со всеми вами, правоверными, стоять в благочестии, пока достанет сил…».