Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

10.07.2008. ПОЛТАВА. Верующим епархии передана икона священномученика Сильвестра (Ольшевского) с частичкой его мощей

Управляющему Полтавской епархией архиепископу Филиппу была передана в дар икона Священномученика Сильвестра (Ольшевского), архиепископа Омского и Павлодарского с частичкой его святых мощей. Икона была передана по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия (Процюка), который с 1964 по 1967 год пребывал на Полтавской кафедре.
Такой дар неслучаен, ведь 24 года из своей архипастырской деятельности владыка Сильвестр отдал Полтавской епархии.

Историческая справка:
Священномученик Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский и Павлодарский.
Священномученик Сильвестр (в миру Иустин Львович Ольшевский) родился 1 июня 1860 года в Киевской губернии в семье диакона Льва Ольшевского. В 1883 году юноша Иустин окончил Духовную семинарию; в 1887году — Киевскую Духовную Академию.
С юных лет, сам будучи родом из мест наводненных разного рода сектантскими группами и учениями, он решил посвятить себя миссионерскому делу, делу проповеди и обращения заблудших в Святое Лоно Единой Спасающей Апостольской Православной Церкви. Особое внимание уделил он в своих трудах богословскому и догматическому опровержению секты штундистов, чрезвычайно распространившейся в западных губерниях России в начале 20-го века. В 1889 году Иустин Львович, будучи светским лицом, был назначен миссионером Киевской епархии — случай необыкновенно редкий, почти единичный (это требовало от миссионера выдающихся качеств).
2 февраля 1892 года по специальному разрешению Священного Синода, Иустин Ольшевский был рукоположен в сан пресвитера — опять-таки редчайший случай, ибо он был неженатый мирянин. О. Иустин был истинным нестяжателем по природе своей и не имел ничего из имущества; он жил в скромной келье при монастырской гостинице, жил строгой, не показной, а истинной монашеской жизнью, хотя формально и не был еще монахом, не принял монашеского пострига. С особой нежностью и лаской о. Иустин относился к детям — которых любил безгранично. Это хорошо ощущалось всеми, и в его присутствии дети не обнаруживали не тени смущения или робости, как это часто бывает по отношению к учителю-наставнику.
16 января 1911 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Сильвестра (о. Иустина предварительно постригли в мантию с именем прп. Сильвестра Печерского) епископа Прилукского, викария Полтавской епархии.
По наречении во епископа архимандрит Сильвестр сказал поистине пророческое слово, пророческое как в отношении своей личной судьбы, так и в отношении всей нашей многострадальной Православной Церкви. Были там такие удивительные слова: «С двух сторон нас ведут и влекут. О как сильно нынче влечение плоти и мира, вооруженных совершенным состоянием наук, искусств и всякой техники! Мир тянет на свою сторону всеми средствами, до телесного насилия включительно,- и отторгает наследие Божие. Мирская зараза проникает ныне в богословскую науку и в клир. Ныне более чем когда-нибудь Христианская Церковь подобна кораблю, обуреваемому великим волнением житейского моря. Для верных наступают времена исповедничества. Вот с какой стороны теперь «Им пояшет и ведет, аможе не хощеши» (Ин. 2118). Трудно и страшно ныне архипастырствование.
4 июня 1915 года преосвященный Сильвестр назначен епископом Омским и Павлодарским. В ноябре 1918 года в Томске, отрезанном от остальной России линией фронта, состоялось соборное совещание архипастырей Сибири, которое организовывало Высшее временное церковное управление Сибири, главой которого стал архиепископ Сильвестр. Церкви были возвращены земля и собственность, в школах восстановлено преподавание Закона Божия. Была восстановлена учебная деятельность в пяти Духовных семинариях и в пяти Духовных училищах.
Когда адмирал Колчак пришел к власти, архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привел его к присяге как Верховного правителя России. В марте 1919 года епископ организовал крестный ход по городу с участием Колчака и колчаковского правительства. Был восстановлен институт военных священников, и в армию их было направлено более двух тысяч. Церковное управление, возглавляемое преосвященным Сильвестром, разослало более шестидесяти тысяч воззваний, в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма.
Осенью 1919 года армия Колчака начала отступать, и, в конце 1919 года, белая армия оставила Омск, в который скоро вошли большевики. Архиепископ без колебаний — что само по себе уже является удивительным подвигом исповедничества — остался в захваченном городе. И это при том, что он прекрасно отдавал себе отчет в том, что уж его то, учитывая всю его предшествующую деятельность, сии новые земные властители, коим «Бог попустил изблевать свое лукавство» (св. Феофан Полтавский), не простят и не помилуют. Сщмч. Сильвестр знал на что он шел, и этим то еще более ценно для нас всею чистою и прямою жизнью его явленное исповедание Православной Веры мужественного, непоколебимого архипастыря, «ничто же сумняшеся» всю душу свою кладущего за вверенную ему от Самого Господа паству его.
Захватив город большевики сразу же арестовали его. Архиепископ Сильвестр был заключен в тюрьму, где в течение двух месяцев его истязали, требуя от него… покаяния!!! О всеподлое лукавство чад мира сего! О безумие, о иудина злоба! Каин, Каин, где брат твой Авель? Зачем убил ты брата своего, кровь его вопиет к Небу. Вдумайтесь: они (эти самые Каины, Иуды, Юлианы и прочие) требовали от сщмч. Сильвестра… покаяния! Но покаяния в чем и перед кем? Покаяния в том, что он не Каин, в том, что он не Иуда? О безумие мира сего!
Естественно, ничего не добившись, они подвергли святителя жестокой и мучительной смерти. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем раскаленным до красна шомполом пронзили сердце.
Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину 26 февраля 1920 года.
Пресс-служба Полтавской епархии