Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

27.06.2008. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Жемчужина деревянного зодчества

Присамарье — одно из лучших мест на украинской земле. Казаки, люди мудрые, знали, где создавать свои зимовники. После ликвидации императрицей Екатериной II Запорожской Сечи они начали заселять берега Самары. В одной из казацких столиц — Новоселице был возведен величественный девятикупольный Свято-Троицкий собор, который впоследствии стал важнейшим центром православия юго-восточной Украины и духовным корнем, от которого берут свое начало другие храмы и монастыри. Он был возведен без единого гвоздя на средства казаков в 1778 г. в честь победы запорожцев в русско-турецкой вой¬не. Создавая шедевр деревянного зодчества, воины Христовы попытались сохранить для потомков частичку Православной веры. Аналогов храму в мировой архитектуре нет. Его красота вдохновляет многих художников, чтобы им полюбо¬ваться, приезжают с дальних и ближних регионов Украины.
В настоящее время новомосковская святыня является шедевром монументального украинского деревянного зодчества. Собор внесен в государственный реестр культурного национального наследия (охранный №151) вместе с колокольней (охранный № 1081), и отмечен в реестре ЮНЕСКО как куль¬турный и исторический памятник Православия. В 2008 году Новомосковской святыне — девятикупольному Свято-Троицкому собору исполнилось 230 лет.
Старейший на Днепропетровщине (в позапрошлом году Новомосковск отметил 430-летие) город расположился на берегах Самары, чьи просторные плесы огранены живописными плавнями и щедрой разнолесицей рощ. В далеком XVII веке выдающийся французский военный инженер де Боплан в своем «Описании Украины» не без восхищения заметил, что никакая другая местность не может сравниться с этими богатствами. Правда, в то время у Новомосковска, звавшегося Самарой-Новоселицей, главной рукотворной достопримечательности еще не было. Свято-Троицкий собор украсил город без малого полтора столетия спустя.
В 1736 году вернувшиеся с войны запорожцы Алешкинской Сечи, ушедшие туда после Полтавской битвы в 1709 году, основали Новоселицу. Самарская земля много раз разорялась, опустошалась крымскими и нагайскими татарами, здесь пролито много человеческой крови, но жизнь возобновлялась. Во времена Запорожской Сечи Новоселица была центром одной из восьми паланок (округов) — Самарской — и являлась столицей Восточного Запорожья, которая насчитывала 10 тысяч жителей. Столица обеспечивала войска продуктами питания, денежными средствами, и играла в жизни казачества существенную роль. Отличительной особенностью запорожских казаков была их глубокая религиозность. Защита православной веры и Святой Церкви составляла основу всей их жизни. Около 1740 года они из простой хаты устроили себе Свято-Троицкую церковь, которая, по словам епископа-историка Феодосия (Макаревского), «древностию своею превосходила многие запорожские церкви».
К 1770-му году Свято-Троицкая Новоселицкая церковь сделалась ветхой и по своей малости не могла вместить всех богомольцев, так как увеличилось число населения и обслуживаемых Присамарских хуторов-зимовников. В 1773 году «смотритель слободы» самарский полковник Антон Головатый (ставший первым украинским адмиралом, штурмовавший Измаил), старшины и прихожане на своей Раде постановили возвести на границе своих зе¬мель своеобразный форпост — величественный собор, который сможет сберечь дух Православия и оградит от притязаний униатов и протестантов. Совет решил в другом месте устроить новую трехпрестольную церковь: главный престол — во имя Пресвятой Троицы, правый предел — во имя святых апостолов Петра и Павла; левый — во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Вместе с тем решили, что во время сооружения храма не должно быть использовано ни одного железного гвоздя, что «не годится в храме Спасителя, распятого на кресте и прибитого к нему железными гвоздями, вбивать в дерево железные гвозди, а нужно в дерево вставлять деревянные табли и на них крепить основу церкви». Благословенная грамота на постройку нового храма была выдана Киевским митрополитом летом 1774 года и привезена в Самарчик иеромонахом Давидом. Выбрав место, запорожцы купили несколько домов и разрушили их. Также была разобрана и ветхая церковь.
2 июня 1775 года, за несколько дней до уничтожения Запорожской Сечи, место под Свято-Троицкий храм было освящено и заложено его основание. Покидая Сечь, запорожцы решили оставить о себе память на этой земле — вместо обветшалой городской церкви воздвигнуть собор. Разумеется, с непременным условием, что в округе ему не должно быть равных.
Для строительства новой святыни Самарские запорожцы пригласили мастера из Новых Водолаг Харьковской губернии Иоакима Погребняка, ранее построивший 17 однокупольных церквей — человека «высокой, истинно-христианской жизни,… усердный к делу, набожный и благоговейный». Но такая молва о нем возникла немного позже. Поначалу же запорожцы отнеслись к мастеру-самоучке с недоверием. Худощавый, низкого роста, да еще и рыжий, Иоаким явно не был похож на зодчего, способного создать шедевр. Сомнения еще больше усилились, когда мастер неожиданно исчез. Пошла молва, что он попросту испугался ответственности и гнева, скорых на расправу казаков. Лишь спустя два месяца Аким появился у градоначальника — измученный и заросший. Все это время он провел в плавнях возле монастыря, изнуряя себя постом и молитвами.
На собравшемся Совете «почтенных батькив» Слободы он предложил построить церковь с 9-ти куполами и нарисовал ее на доске (по преданию — для большей наглядности проектного замысла представил заказчикам сплетенную из лозы модель будущего храма, которая хранилась до 1812 г., а затем по ветхости рассыпалась). Запорожцы пришли в восхищение и поручили мастеру ее строительство за 2.000 рублей, из которых он тот час изъявил желание пожертвовать на новую церковь 24 рубля.
Храм строился по всем канонам деревянного зодчества. Основным приспособлением для заготовки брусьев был топор. Как мастерам удалось достичь такой высокой точности изготовления деталей храма, сегодня остается загадкой. Этим уникальность церкви не ограничивается. До сих пор потомки восхищаются красотой Свято-Троицкого собора и удивляются тому, как можно было построить храм без единого железного гвоздя. А ведь причиной всему было решение запорожцев о том, что «не годится в храме Спасителя, распятого на кресте, в дерево вбивать железные гвозди».
Три года Иоаким Погребняк строил храм. Размеры и особенности постройки поистине впечатляющие. Окружность здания составляет около 124 метров (58 саженей), общая площадь — 512 квадратных метров. Стены из дубовых и сосновых бревен переходят в девять четырехъярусных башен-куполов. Они расположены в три ряда, каждый из которых является опорой соседним, создавая равновесие и гармонию. Снаружи храм обшит досками, окрашенными в белый цвет, что придает сооружению легкость и нарядность, подчеркнутые возвысившимся на 35 метров центральным куполом. Внутри — три престола: главный Троицкий и два боковых — Петро-Павловский и трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. За этот шедевр деревянного зодчества выдающийся народный мастер получил своеобразный Знак качества – Аттестат.
Сооружение собора обошлось без мистики, и 13 мая 1778 года город праздновал освящение храма. Общая стоимость нового собора составила 16763 рублей 71 копейку — колоссальнейшая сумма на то время.
Центральный предел нового собора (с временным иконостасом и жертвенником) был освящен первым архипастырем новоутвержденной епархии — архиепископом Славянским и Херсонским Евгением (Булгарисом). Он в сослужении «администратора» архимандрита Феоктиста и соборного клира освятил Свято-Троицкий собор и совершил в нем первую Божественную литургию.
Строительство было закончено, но внутренние работы в храме продолжались еще два года. По благословению архиепископа Славянского и Херсонского Никифора (Феотоки) 30 августа 1780 года Новоселицкий протопоп Григорий Порохня освятил Петропавловский предел, а 8 сентября того же года — Трехсвятительский. 18 апреля 1781 года наместником Екатеринославского духовного правления Амфилохием были освящены новоустроенные в центральном пределе собора иконостас и жертвенник. В мае 1782 года Преосвященный архиепископ Никифор (Феотоки) с архипастырским визитом посещал Новоселицу и «обозревал девятиглавую трехпрестольную церковь и восхищался великолепием и благоустройством ея».
После ликвидации Запорожской Сечи Новоселица входила в состав Азовской губернии, а затем, после образования в 1784 г. Екатеринославского наместничества, здесь начали строить губернский город.
В июле 1793 года по распоряжению митрополита Екатеринославского и Херсонес-Таврического Гавриила (Бодони) Павлоградское духовное правление из Самарского монастыря было переведено в Новоселицу.
26 января 1795 года слобода была переименована в город Новомосковск и стала цент¬ром Новомосковского уезда, а правящий архиерей своей резолюцией благословил Свято-Троицкую церковь именовать «градскою Соборною».
Через пятьдесят лет, в 1830 году, возникла необходимость в капитальном ремонте собо¬ра. Пять лет велась реконструкция, и в начале 1835 года, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический Гавриил (Розанов) торжественно освятил собор и еще пятьдесят лет в нем совершались богослужения.
В первозданном виде Новомосковский храм просуществовал до конца XIX века. Но когда служившие фундаментом дубовые сваи сгнили, собор накренился. Его признали аварийным и постановили снести, намереваясь взамен построить каменную церковь синодального типа. Скорее всего, так и сделали бы, не стань на защиту собора известные историки Дмитрий Яворницкий и Яков Новицкий. В итоге «высочайшей милостынею» была разрешена перестройка храма.
В 80-е годы XIX столетия, в период управления епархией епископа Екатеринославского и Таганрогского Феодосия (Макаревского), собор находился на капитальном ремонте. Реконструкцию собора доверили бригаде под руководством архитектора Карманского. Здание полностью разобрали, но затем у городских властей возникли обоснованные сомнения в финансовой чистоплотности реставраторов, что стало поводом для их позорного отстранения от работы. Желающих же продолжить строительство не находилось. Да и откуда им взяться, если на месте храма осталась груда непронумерованных бревен и досок. И снова пришел на выручку умелец из Новых Водолаг. Возрождением дела своего талантливого земляка занялся мастер-реставратор из Харьковской губернии Алексей Пахучий. По фотографии, сохраненной свя¬щенником Иоанникием Вахниным, и пропорциям иконостаса он сумел воссоздать храм в первозданном виде. Отличие было лишь в том, что теперь собор возвышался на кирпичном фундаменте, а рядом возвели колокольню с часами-курантами, высотой 35 метров. На новую звонницу установили 7 колоколов, самый большой из которых весил 4 тонны 206 кг (262 пуда 14 фунтов). Осенью 1888 года собор вновь предстал во всей своей дивной красоте. Это было первое возрождение Свято-Троицкого собора. Всего же за двухвековую историю своего существования он четыре раза переживал свое второе рождение.
В конце XIX в. Новомосковск был небольшим провинциальным купеческим городом — спокойным и мирным. Плодородные земли, обилие садов, рыбы в реках, дичи в лесах обеспечивали жителям этого края безбедное существование. В это время собор продолжает украшаться. В начале XX столетия к оригинальным деревянным фризам ручной работы внутри здания добавилась роспись масляной краской в куполах с изображением четырех евангелистов неизвестными художниками. Когда в городе появилось электричество (1927 г.) стеариновые свечи в люстрах были заменены постоянными электролампочками.
Нельзя сказать, что Октябрьский переворот 1917 года народ здесь встретил с восторгом. Наоборот, в городе сформировались гайдамацкие курени, поддерживающие Центральную Раду. Это было время противоречивых мыслей, поступков и действий. Вскоре власть в городе удалось захватить большевикам. Миру и покою наступил конец. Гражданская война разорила людей, обрекла их на голод, холод, потери близких. В начале 1923 г. Новомосковск был разрушен. Предстояла огромная работа, чтобы привести его в порядок, восстановить производство, отстроить жилые дома.
В это тяжелое время братоубийственной войны и атеистической идеологии Свято-Троицкий собор пережил нелегкий период — трижды его пытались разрушить.
Первая угроза разрушения нависла над архитектурным шедевром в начале 30-х годов прошлого века. На сей раз его решили снести под предлогом борьбы с религией — летом 1937 года собор пытались разобрать. Однако намерению властей воспротивились горожане во главе с учителями братьями Бабкомалыми: прихожане с камнями в руках встретили «натиск», а студенты педучилища отказались от участия в разрушении святыни. Поэтому атеистическое рвение ограничилось лишь прекращением богослужений да снятием с колокольни четырехтонного колокола. Здание храма пытались переоборудовать под спортзал, но, к чести новомосковцев, заниматься физкультурой у алтаря они не стали. Тогда собор приспособили под склад «Заготзерно».
В сентябре 1941 года, с началом гитлеровской оккупации служба в соборе возобновилась. Да только истинная цена фашистской заботы о храме выяснилась два года спустя, после освобождения города советскими войсками. Тогда же стало известно имя еще одного спасителя собора. Им оказался тринадцатилетний сын полка Толя Морозов. Движимый любопытством, мальчишка занялся поисками подземного хода, который, по слухам, соединяет храм с монастырем на другом берегу Самары. В подвале паренек обнаружил связку из 32 противотанковых мин, выведенную на взрыватель капитаном зондер-команды Густавом Вальтером.
В послевоенное время была предпринята четвертая попыт¬ка разрушить собор. В Хрущевские гонения решением бюро Новомосковского горкома КПУ в 1963 года собор снова закрывают, с одной, неизменной, целью — стереть с лица земли. На защиту памятника стал знаменитый писатель, уроженец Днепропетровска Олесь Гончар. Он пишет одноименный роман «Собор», в котором поднимает тему не только защиты памятников архитектуры, но и человеческих душ. В этой кампании классика украинской литературы поддержали знаменитые деятели культуры Михаил Шолохов, Михаил Стельмах, Петр Казаченко. Василий Шукшин, Сергей Баруздин. Собор спасли, но под его сводами размещают филиал краеведческого музея для экспозиций отдела декоративно-прикладного искусства. Правда, атеистический музей просуществовал недолго, поскольку из-за скудости экспонатов популярностью он не пользовался. Фантазия же властей вновь ограничилась переоборудованием шедевра зодчества под заурядный амбар. С мая 1966г. начались ремонтно-реставрационные работы памятника архитектуры XVIII столетия, продолжавши¬еся более 20 лет. Но все эти работы носят косметический характер.
Только в 1988 году столичные чиновники вняли многочисленным просьбам общественности. Да и то, скорее всего, лишь потому, что повод был слишком серьезный — празднование тысячелетия крещения Руси. Собор передали церковной общине, занявшейся устранением последствий варварского хозяйствования: хлещущей воды из системы отопления, провалившимся полом, исписанными стенами…
10 февраля 1989 года архиепископ Симферопольский и Крымский, временно управляющий Днепропетровской епархией Леонтий (Гудимов) освятил престол пра¬вого предела в честь святых апостолов Петра и Павла и совершил Литургию. С этого момента в соборе возобновились богослужения. Период очередного возрождения выпал на плечи настоятелей протоиерея Алексея Ерохина, а после него протоиерея Николая Евдокимова. 21 июня 1993 года указом епископа Днепропетровского и Криворожского Кронида (Мищенко) настоятелем собора был назначен протоиерей Владимир Цешковский, который до настоящего момента исполняет возложенные на него послушания.
24 февраля 1995года архиепископ Днепропетровский и Криворожский Ириней (Середний) в сослужении соборного духовенства совершил великое освящение центрального — Свято-Троицкого — предела, а 29 сентября 2000 года — он же освятил престол левого предела в честь трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова. 29 января 2000 года на территории собора был построен и освящен юбилейный храм в честь 2000-летия Рождества Христова. В настоящее время соборный клир насчитывает пять священнослужителей: настоятель протоиерей Владимир Цешковский, протоиерей Иоанн Шиян, протоиерей Роман Цешковский, иерей Виталий Гребинюк и протодиакон Павел Илларионов.
К огромному сожалению единственный в мире деревянный казацкий храм, памятник мирового значения и шедевр архитектуры время от времени подвергается униже¬нию и притеснению. Во время строительства городского ав¬товокзала на несколько метров проникли в охранную зону храма. Сейчас на Соборной площаде, в охранной зоне памятника стоят торговые ряды, в частности — «Славянский», продовольственные магазинчики, киоски и питей¬ные заведения.
Несмотря на это, собор, как и 230 лет назад, радует людей своим видом и служит им, смиренно дожидаясь помощи. Ее необходимость уже отчетливо видна в наклонившихся более чем на метр банях Трехсвятительского предела. Вот только с последователями Иоакима Погребняка и Алексея Пахучего дело не ладится, не говоря уже о заказчиках, способных оставить о себе память на этой земле.
Удивительно, но, пережив самые тяжелые испытания, соборный храм в эпоху демократии, независимости и свободы погибает! Поэтому, удастся ли спасти в пятый раз исторический памятник национального значения, зависит только от нас.
Диакон Георгий Скубак