Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

27.06.2008. ДНЕПРОПЕТРОВСК. В областном центре прошла выставка, посвященная быту и религиозной жизни казачества

В Днепропетровском историческом музее им. Д. Яворницкого прошла выставка «Козацькому роду нема переводу». Это был совместный проект областного музея и представителей различных казацких организаций Украины. Экспозиция приурочена 360-летию со дня победы украинского войска в битве под Желтыми Водами.
Коллекция запорожских казацких раритетов существовала уже в частном музее Александра Поля в конце XIX века, а затем ее дополнил Дмитрий Яворницкий. На выставке представлено немало уникальных экспонатов. Например, икона Покрова Пресвятой Богородицы с запорожцами во главе с Петром Калнышевским, напрестольный крест 1774 года, сделанный из кипариса и меди с использованием литья и чернения. Или портрет гетмана Ивана Мазепы — копия 1877 года с работы неизвестного художника. А также казацкий жупан, кубанская бурка, генеральский мундир, есаульский китель, турецкие сабли, ятаганы, ядра, пистолеты, нагайка, кинжал… Один из самых раритетных экспонатов — Евангелие, напечатанное в Москве в 1793 году, которое было приобретено для церкви села Романково Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии.
Помимо экспонатов представлены экспонаты истории казачества на Украине, и в частности в Приднепровье.
Запорожье было уникальным феноменом на фоне средневековой Европы. Запорожская Сечь являлась своеобразной казачьей «республикой» с верховным органом — сечевои радой. Это была военно-политическая организация с республиканской формой правления, способом ведения хозяйства, аналогичным фермерскому, с налаженной системой образования и медицинского обслуживания, высокой нравственностью и культурой. Иностранцев удивлял высокий уровень грамотности среди всех слоев населения, в том числе крестьян, женщин и детей. Павел Алеппский восхищался отношением к детям-сиротам — они пользовались особым покровительством общества, посещали школу, где им уделялось особое внимание со стороны учителей. Путешественники с удивлением смотрели на крестьянок, идущих в церковь со священными книгами и нотами. Женщины умели не только читать, но и петь по нотам в многоголосом хоре. Во времена Новой Сечи (1734-1775 гг.) из ста запорожцев больше половины (55 чел.) были грамотными. Средоточием знаний для всего Запорожья и многих славянских стран служила обладавшая высоким авторитетом Киево-Могилянская академия. В самой Запорожской Сечи действовала школа, дававшая своим питомцам (взрослым и детям) специальные военные знания и общеобразовательную подготовку. В дубовых лесах, в самом сердце Запорожья, в районе нынешнего села Орловщина Новомосковского района действовала своеобразная «консерватория» — школа вокального и хорового пения. Учеников учили читать, писать, считать, нотной грамоте и т.д. Отсюда выходили кадры для всех церквей и школ Вольностей Войска Запорожского Низового. В каждой слободе непременно действовали церковь, школа и шпиталь — своего рода современный дом престарелых, в котором доживали век больные, раненые и увечные запорожцы. Важным очагом духовности, нравственности, образования и книжности служил войсковой Самарский Пустынно-Николаевский монастырь.
На выставке, помимо раритетов рядом располагались экспонаты, созданные нашими земляками-современниками: картины С. Чайки, скульптурные композиции В. Наконечного. По словам старшего научного сотрудника музея Юлии Осадчей, сейчас в Днепропетровской области насчитывается 28 казацких организаций. Представители некоторых из них пришли на открытие выставки и поделились своими планами, в которых — создание казацкого лицея, патриотическое воспитание молодежи. А тех, кто не успел принять участие в выставке, сотрудники музея приглашают присоединиться и предоставить экспонаты. Пусть все знают, какие они — сегодняшние казаки!
Диакон Георгий Скубак