Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

25.06.2008. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Автокефалы под шум реституционных вопросов пытаются завладеть зданием в центре города

За годы безбожной власти в Днепропетровске было разрушено и перестроено огромное количество храмов. Оставшиеся церковные здания использовались для различных нужд. С целью окончательного преодоления негативных последствий тоталитарной политики бывшего СССР относительно религии, обеспечения восстановления нарушенной справедливости, защиты прав и законных интересов религиозных организаций, дальнейшего процесса их морально-политической реабилитации, улучшения отношений взаимной религиозной и мировоззреченской терпимости, создания условий для утверждения принципов свободы совести и вероисповедного равенства Президент Украины издал Указ № 279 от 21 марта 2002 года, в котором, в частности, говорится: «4. Рекомендувати органам місцевого самоврядування вжити заходів з відновлення порушених прав церков і релігійних організацій, зокрема щодо повернення їм колишніх культових будівель, іншого церковного майна (в тому числі приміщень), що перебувають у комунальній власності і використовуються не за призначенням».
Согласно этому постановлению многие храмовые здания были возвращены Православной Церкви и другим религиозным конфессиям. Но некоторые культовые сооружения до сегодняшнего дня остаются в руках частных лиц и приватных организаций.
Так Днепропетровская римско-католическая община до сих пор борется за возвращение ей помещения бывшего костела. Также и местная мусульманская община заявила о своих правах на здание школы, где еще в 1911 году была построена двухъярусная, каменная, с высоким минаретом мечеть. Несмотря на 17 лет независимости нашей страны так и остается в государственном ведении изумительный шедевр архитектурного зодчества как Свято-Николаевский (Брянский) храм, возведенный в честь 300-летия «Дома Романовых». Сейчас он с успехом используется под Дом органной и камерной музыки. Не узнать в данный момент и величественный первый кафедральный собор Екатеринослава — Свято-Успенский. Он полностью перестроен и в нем находится 10-я городская больница. Также два огромных трехэтажных здания, в которых до революции располагались духовная семинария и мужское духовное училище, заняты другими учреждениями. За советский период варварства в областном центре было уничтожено десятки великолепных храмов. В настоящее время на их месте находятся парки, стадионы и другие общественные учреждения. Пока их возвратить по многим причинам не удается.
Но хуже всего, то, что под «шумок» этой борьбы за свои религиозные права «подмазались» и приверженцы самопровозглашенной церковной структуры — Украинской автокефальной православной церкви, которая была создана путем политических интриг, спекуляций на национальном вопросе и для реализации личных амбиций. И это возмущает!
Не так давно в региональных средствах массовой информации, в частности на областном телевидении «51 канал», журналисты начали муссировать тему с возвращением полуразрушенного здания по улице Короленко, 20а, в котором якобы до революции находился храм «автокефалистов». Как утверждает областной благочинный Днепропетровско-Запорожской епархии УАПЦ «архимандрит» Никанор уже собраны все архивные документы, подтверждающие их законное право на данное здание. По его словам храм этот был построен в 1910 году на собственные деньги одного из епископов автокефальной церкви. В советское время здание храма переходило из рук в руки. Последними собственниками, эксплуатирующими помещение, было профтехучилище. В настоящее время представители УАПЦ и последователи раскола жалуются, что чиновники не передают им их «законный» храм. Верующие канонической Православной Церкви на Украине возмущены подобными заявлениями «автокефалистов», потому что знают — они исторически неверные!
На самом деле, прежде чем рассматривать любой исторический вопрос человек должен оставить в стороне все свои конфессиональные и религиозные пристрастия. Только тогда он может и для себя, и для общественности изложить правдивую историю. Дело в том, что у человека, знающего историю возникновения автокефального движения в Украине и ориентирующегося в истории города сразу возникает несколько вопросов.
Во-первых. Как можно претендовать на дореволюционное здание, если «автокефальное» движение в Украине возникло в 1919 году? А если быть скрупулезным в данном вопросе, то современная Украинская автокефальная церковь берет свое начало от 19 августа 1989 года, когда о своем выходе из-под юрисдикции РПЦ вместе со своим приходом заявил львовский протоиерей Владимир Ярема. До революции в Российской империи не было Украинской церкви, в то время она именовалась «Греко-российская Православная Церковь».
Во-вторых. Разве можно говорить о существовании на Востоке Украины, да еще в имперском государстве, «национальной церкви», если сейчас, во времена независимости и демократии УАПЦ является самой малочисленной конфессией в области и насчитывает всего 10 (!) приходов?
В третьих. Интересно, какой же это «автокефальный» епископ строил на свои средства храм? Если исследовать историю Екатеринославской епархии, то в 1910 году кафедру возглавлял епископ Симеон (Покровский), который был назначен 12 ноября 1896 года. Но он не строил по улице Первозвановской никакого храма, а также не поддерживал «автокефальный» раскол. Единственный архипастырь Екатеринославской кафедры, который соблазнился на «автокефалию» был архиепископ Агапит (Вишневский). Но он на кафедре был с 4 октября 1911 года. Горькая страница его жизни начинается с 1919 года. Именно после захвата Киева петлюровцами он возглавил самочинный «Синод Украинской Православной Автокефальной Церкви», запретил поминовение за богослужением святителя Тихона (Белавина), Патриарха Московского, и митрополита Киевского Антония (Храповицкого), за что был запрещен в служении Юго-Восточным ВЦУ. Но через некоторое время владыка Агапит, оказавшись на территории, занятой Добровольческой армией, принес покаяние и вернулся к управлению Екатеринославской епархией. После установления на Украине советской власти был арестован, скончался в тюрьме от пыток, голода и тифа. Именно он, на предложение подписать публичное отречение от Бога ответил: «Если скажете, что отрубите одну руку за другой, то и тогда я не подпишу отречения».
Любой другой епископ, из соседних епархий не мог строить храм как в Екатеринославе, так и в любом другом городе — запрещено канонами. В имперской России ему бы не дали на это разрешения. Такой беспорядок может происходить только в нашей «демократической» стране.
В четвертых. Если «автокефальный» храм построили в 1910 году, то наверняка он должен был быть отмечен на плане Екатеринослава 1913 года? Но, если посмотреть на план губернского города за 1913 год, то, как бы нам не хотелось, и как бы мы не всматривались в карту, мы не найдем там указаний на существования храма. Все другие культовые сооружения православных, католиков, мусульман, протестантов и даже караимов отмечены. Простите, но не в одном исследовании по истории Екатеринослава, как дореволюционном, так и современном, а также в справочных изданиях нет указаний на расположение там храмового сооружения.
В пятых. А что по этому поводу говорят историки и краеведы города? Как признался сам благочинный Днепропетровско-Запорожской епархии УАПЦ «архимандрит» Никанор в одном из своих выступлений по телевидению, на его запрос сотрудники исторического музея официально ответили, что там отдельного здания храма не было. Если и был храм, то он был домовой, так как там до революции располагалась община Красного Креста. А, как известно, в дореволюционной России все богадельни, все лечебные учреждения имели больничные храмы и часовни.
Ну и конечно, возмутил аргумент, приведенный «священнослужителем» УАПЦ на теледебатах. «Там было указано Всевышним этот храм построить!». Неоспоримое историческое доказательство?! Но с таким аргументом любой может выразить свои права на ту или иную недвижимость, тем более в центре областного центра.
Одним словом, вывод напрашивается сам собой, в очередной раз «автокефальная церковь» пытается обманом завладеть городской собственностью. И это не удивительно, ведь ложью она была создана, ложью и продолжает жить.
Диакон Георгий Скубак