К 1020-летию Крещения Руси Международный круглый стол: «Крещение Руси – первый праздник Отечества»
В единстве времен и поколений
Анатолий Захарченко
По благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины, 28 марта в Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры прошел Международный круглый стол «День Крещения Руси – первый праздник Отечества».
Ведущий форума Юрий Молчанов представил почетных гостей и после общей молитвы предоставил слово архиепископу Гомельскому и Жлобинскому Аристарху. Владыка зачитал обращение Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, и пожелал всем участникам плодотворной работы. Круглый стол освещали ведущие СМИ Украины, России и Белоруссии. «5 канал» вел прямую телетрансляцию форума.
Первым с докладом о международном праздновании «Дня Крещения Руси» выступил один из инициаторов этой акции народный депутат Украины Василий Горбаль. Он подчеркнул, что празднование юбилея Крещения Руси имеет цель объединить граждан Украины из всех регионов и всех поколений вокруг своей истории, своей Церкви, а также напомнить братским народам об истоках нашей веры и цивилизации.
С обстоятельными размышлениями о смысле Крещения и его значении для народа и государства выступил первый Президент Украины Леонид Кравчук. Он, в частности, сказал: «Огромная проблема нашего государства состоит в том, что очень плохо выполняются законы, в том числе и канонической Православной Церкви. В то же время жить в мире, согласии, исповедовать православные догматы и каноны – это наше неминуемое призвание. Философы и богословы разных времен пишут, что основной мыслью человека всегда была и будет мысль о Боге, а два главных Божьих дара человеку – это вера и разум. Вера помогает нам всем и особенно политикам служить людям, украинскому народу. Кстати, политики часто прячут свои не совсем чистые действия под христианским лозунгом «каждая власть – от Бога», на что я хотел бы ответить: нельзя абсолютизировать это высказывание, ведь оно дает возможность власти обожествлять себя, и она забывает, что должна служить людям. Закон существует для людей, а не люди для закона. Празднование 1020-летия Крещения Киевской Руси должно всех нас научить большому терпению. Я никогда не был и не буду являться сторонником споров или соревнований за первенство в Православной Церкви, а потому скажу, что это празднования должно в первую очередь быть шагом к единению – единению расколотой Украинской Православной Церкви, единению всех Православных Церквей».
Академик Петр Толочко и диакон о. Андрей Кураев посвятили свои доклады исследованию исторических и духовных реалий Руси времени Крещения. Петр Петрович остановился на характеристике Византийской империи как самого процветающего государства мира с высокоразвитой культурой, наукой, градостроением, литературой, философией. Благодаря Крещению это стало достоянием и древнерусского государства. «Мы принадлежим к мировой православной цивилизации, принадлежим тысячелетие. Не подвергая сомнению ценности других цивилизаций, мы стоим за тот исторический выбор, который сделали наши предки», – отметил он.
Диакон о. Андрей Кураев, в свою очередь, обосновал мысль о свободном выборе русичами православной веры, которая сформировала менталитет восточных славян. «Крещение Руси, – подчеркнул он, – имеет значение не только общеславянское, но и общеевропейское, ведь оно фактически сохранило Европу от инославной агрессии».
Петр Порошенко, продолжая круглый стол, проанализировал сферы человеческой жизнедеятельности, которые сформировало или на которые оказало кардинальное влияние Крещение Руси и приобщение народа к православной цивилизации. По его мнению, главной целью празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси «должно быть приближение человека к Богу, к Православной Церкви». Народный депутат Андрей Деркач выступил с фундаментальным докладом «Русь в политическом контексте Европы», в котором осветил многовековую драматическую историю православных народов и их борьбу за свою веру и свою Церковь. Народный депутат, доктор исторических наук Дмитрий Табачник в своем выступлении подверг критике попытки переиначить и выхолостить историю Украины, Православной Церкви. «В этом праздновании очень важно подчеркнуть бестолковость и ненужность актов насилия над духовностью людей, самое главное – это довести обществу необходимость уважать выбор своих сограждан, быть толерантными и терпеливыми. Я хотел бы посоветовать политикам призадуматься над духовной историей нашей страны, призадуматься над тем, что каждый из нас оставит после себя в мире. Празднование Крещения Руси должно стать фактом единства, которого так не хватает современному человечеству», – отметил он.
Олимпийская чемпионка Лилия Подкопаева акцентировала внимание на необходимости деятельного участия в праздновании юбилея представителей науки, культуры и спорта и напомнила, что «вера без дел – мертва». Президент медиа-холдинга «Радонеж» Евгений Никифоров остановился на проблемах церковно-государственных отношений постсоветских странах и подверг критике попытки власти вмешиваться во внутренние дела Церкви. Руководитель пресс-службы УПЦ Василий Анисимов призвал журналистское сообщество как можно шире освещать юбилейные акции, помочь людям приобщиться к «тысячелетнему свету нашей веры».
В докладе «Крещение: начало начал» настоятель Свято-Троицкого Ионинского монастыря архимандрит Иона напомнил о тысячелетней истории святости, истоки которой в крещенской днепровской купели. О необходимости отстаивать в современном мире тысячелетний православный выбор нашего народа говорил в своем выступлении один из инициаторов проведения юбилея Крещения Руси Алексей Омельяненко. Он напомнил, что организаторы международных торжеств обратились к руководителям Украины с просьбой поддержать эту акции, а День Крещения Руси объявить государственным праздником.
Лидер известной группы рок-группы «Братья Карамазовы» Олег Карамазов остановился на проблеме привлечения к празднованию молодежи, к преодолению трагического разрыва между поколениями. По его мнению, участие в торжествах выдающихся представителей разных поколений и разных профессий сделает их действительно всенародными. Протоирей Андрей Ткачев посвятил свой доклад проблеме единства Православной Церкви и вызовам этому единству в историческом и современном срезе. Духовный попечитель МОО «День крещения Руси», настоятель Свято-Покровского монастыря (Голосеевская Пустынь) архимандрит Исаакий подчеркнул важность духовной составляющей юбилейных торжеств. Крестный ход с мощами святого равноапостольного князя Владимира по городам братских стран, молитва Креститель Руси и ее небесному покровителю укрепят духовное единство наших народов.
В обсуждении докладов и выступлений приняли участие священнослужители, историки, общественные деятели, журналисты. На круглом столе также присутствовала большая группа слушателей Киевских духовных школ. Подводя итоги дискуссии, владыка Аристарх отметил высокий уровень докладов, глубину и разнообразие затронутых проблем. Он поблагодарил участков круглого стола за продуктивную работу и пожелал помощи Божией всем участникам международных юбилейных торжеств.
По окончании форума его организаторы дали прием для участников встречи, а гости столицы совершили также экскурсию по древнему Киеву.
Приветствие
Митрополита Минского и Слуцкого Филарета
Досточтимые участники и организаторы круглого стола «День Крещения Руси – первый праздник Отечества»! Сердечно приветствую Ваше собрание, которым предваряются торжества в честь 1020-й годовщины события, ставшим судьбоносным в истории народов святой Руси. Двадцать лет назад празднованием тысячелетия Крещения русичей в водах Днепра было положено начало духовного воскрешения нашего Отечества. За этим событием весь христианский мир следил, затаив дыхание. В то время сотни тысяч, затем миллионы людей начали осознавать, что все мы по замыслу нашего Творца и по слову апостола не массы, но сограждане святым и свои Богу. Полагаю, что это было главным мотивом духовного преображения человеческих сердец и единственным чистым источником идей религиозного национально-патриотического державного преображения наших народов. Двадцать лет, прошедшие с той поры, изменили нашу жизнь и нас самих столь решительно, что нам стоит вновь прибегнуть к этому источнику, вновь обратить к нему души людей, которые истомлены суетой и жаждой истины. Мы призваны не только воскресить в памяти образ, слово и дело общей купели днепровского крещения народов России, Украины и Белоруссии, но заново осознать, что мы одной крови со своими христианскими предшественниками, жившими в течение более десяти столетий на этих землях. Твердо верю, что дальнейшая связь наших народов преодолима лишь в том случае, если мы всем своим существом осознаем многовековую сопричастность нашей крови и крови наших предков с единой евхаристической чашей, которой мы соединяемся с телом и кровью Господа нашего Иисуса Христа.
1020-летняя христианская история вплотную подвела наши народы к необходимости в исповедовании того, кто мы в очах Божьих и в лоне святой его Церкви? Все еще вздорные дети и несмышленые соперники? Или, наконец-то, научились быть воинами Христовыми, гражданами святой Руси, подданными Небесного Царя.
Молитвенно надеюсь, что предстоящее празднование 1020-летия Крещения Руси проявит истинно христианские достоинства и державную честь наших народов, которые уже не раз в своей многовековой истории проявляли спасительную способность омывать грехи в святых водах покаяния и возрождаться к новой жизни.
Искренне желаю всем Вам, друзья мои, успеха в нашем общем добром православном деле.
С благословением Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии
Леонид Кравчук: «Главная мысль человека – это мысль о Боге»
Спасибо за оказанную честь выступить на этой конференции. Слава Богу, мы будем праздновать 1020-летие Крещения Руси в Киеве и одновременно в Москве и Минске, потому что после распада Союза политики стремились создать такую ауру и такую духовную ситуацию в каждой стране, которая позволяла бы жить в мире и благочестии, жить по законам морали, духа и церкви. Но не все так произошло, как хотелось.
В 1992 году мы в Украине приняли «Закон о свободе совести». Это был первый такой закон на территории бывшего Советского Союза. В нем определены главные принципы, по которым должны жить все, в том числе и церковь, в Украине. К сожалению, сейчас этого нет. Поэтому задаю вопрос себе и всем: может ли 1020-летие празднования Крещения Руси сделать шаг к примирению внутри украинского Православия и сделать большой шаг для единения Православия на территории Украины, Белоруссии, России? Может ли засвидетельствовать ту заслуженную историческую роль Православия в мире как великого движения духа и человека?
Думаю, что мы это сможем сделать, если все этого захотим. Если вновь мы не будем стремиться каждый праздновать по-своему, подчеркивая свою исключительную роль. Кстати, хочу напомнить историю празднования 900-летия Крещения Руси. Праздновалось оно в Киеве, и приезжал сюда царь и участвовал в торжествах. А уже 1000-летие праздновалось в Москве, а в Киеве частично. Но хочу подчеркнуть, я не был сторонником соревнования Православия: где его корни, где его истоки. Его корни в самом Православии, в том виде, в котором мы должны жить и понимать друг друга. Но нельзя надеяться, что все проблемные процессы в украинском Православии пройдут очень быстро. Думаю, что празднование должно научить нас великому терпению, чтобы гражданское общество и духовное смогли преодолеть все проблемы. Сейчас мы не будем искать причины этих проблем, потому что это отдельная тема. Я хочу только попросить всех, чтобы празднование и в Москве, и в Киеве, и Минске, и в других регионах, где Православие имеет большой заслуженный авторитет и большую силу, было направлено на единение.
Политики смотрят на этот процесс несколько по-другому. Единение духа не означает создание единой политической семьи. Это невозможно, и стремиться к этому не надо. Это была бы огромная ошибка, которая повредила и самому Православию. Но жить в мире и согласии и исповедовать каноны Православия – это наша общая задача.
В Украине существует раскол не только политический, исторический, у нас, к сожалению, раскол проходит по линии языковой и в какой-то части по линии духовной. Я был бы счастлив, если бы это великое событие – празднование духа человеческого помогло нам преодолеть и эту болезнь.
Читая разные книги, я пришел к такому заключению: и теологи, и философы склоняются к тому, что главная мысль человека – это мысль о Боге. Вот если мы осознаем это, то продвинемся далеко вперед. Вера помогает нам, направляя сознание и разум. К Богу приходят одинокие путники, а не толпы людей, лишенные веры и национального чувства. Это для меня является аксиомой жизни.
Небо ниспослало нам два великих дара: веру и разум. Насколько мудро мы сможем использовать их, отказавшись от политических дрязг и вмешательства некоторых вождей, настолько этот праздник выполнит свою миссию.
Диакон о. Андрей Кураев: «Князь Владимир своим выбором спас Европу»
Я хотел бы продолжить мысль, которая прозвучала из уст первого Президента Украины, о том, что люди приходят к Богу как одинокие странники, а не в потоке, где каждый не отдает себе отчет в том, что он сделал. За 1020 лет нашей истории, я думаю, что именно в этом произошла главная перемена. То общество, которое возглавлялось киевским князем, это было общество патриархальное, общество, в котором власть в восприятии всех подданных действительно воспринималась как власть от Бога. Князь – это отец, все – его дети. В том обществе не было такого перестроечного диссидентского настроения: мы и они. Именно так, я помню, в те годы воспринималась песенка Аллы Пугачевой «Эй вы там, наверху». Но ничего подобного в годы тысячелетней давности не было. И поэтому не вполне верно мыслят те люди, которые сегодня полагают, что князь Владимир совершил некое насилие над жителями древней Руси, силою заталкивая их в Днепр. Дело в том, что тогда не было такого отделения людей: себя от своего же отца. И поэтому, скорее всего, это был отцовский авторитет, нежели полицейское понуждение.
Внимание тех, кто говорит о том, что это был насильственный акт, который оторвал народ от его исконных арийских языческих корней, я бы хотел обратить на следующее обстоятельство. Во-первых, Киевская Русь не была полицейским государством, а некоторые историки полагают, что это было протогосударственное образование, а не государство с той точки зрения, что в нем еще не было повсеместно присутствующего аппарата государственного понуждения. Там иные были способы принятия решений и их реализации. По большому счету, если говорить о Великороссии, то государство до конца, пожалуй, достроил Петр I в XVIII веке, когда сверху от императорского дворца донизу, до каждой волости доросли инструменты управления и контроля. Так вот, Киевская Русь точно не была регулярно-полицейским государством. Плюс к этому я не помню, чтобы у нее была какая-то полицейская стража по границам. И сержанты Карацупы с овчарками не сторожили границы Киевской Руси. И это означает, что тот человек, который не был бы согласен с выбором веры, который от имени народа и вместе с народом совершил князь Владимир, этот человек мог спокойно уйти. Было бы куда уходить. Рядышком те же самые литовцы, тогда совершенно братский народ, которые еще 300 лет сохраняли язычество. Потом венгры, которые сегодня кичатся тем, что в Евросоюзе, но они гораздо позже Киевской Руси приняли христианство. Хочешь? Иди туда! Не говоря уже о Крыме, о дикой степи да и просто о Поволжье, на север, леса, где еще столетия потихонечку отстранялось христианство. Даже здесь, где-нибудь в пригородах Киева, можно было построить хуторок, найти деляночку, опушку и там вести привычный для себя уклад жизни без чужеземного якобы навязанного Бога по имени Иисус Христос
Но мы не видим, чтобы после обращения Киева к христианской вере мощные потоки политической эмиграции захлестнули бы окрестные территории. Мы не видим убыли населения Киева и других крупнейших центров Киевской Руси. Мы не видим серьезных движений протеста.
Я понимаю, что мне могут напомнить: а как же Новгород, в котором якобы Добрыня крестил мечом, а Путята огнем? Ну, во-первых, Новгород Великий совсем в другом месте. Это не то, что сегодня называют Украиной. Во-вторых, это единственный прецедент. В-третьих, меня поражает готовность наших современников – преподавателей школ и университетов – казаться глупее, чем они есть, и понимать несомненную художественную идиому в качестве констатации факта. Ни Добрыня, ни Путята не могли крестить ни огнем, ни мечом, ни водою, ни духом просто по той причине, что они не были священниками. Они были полномочными представителями киевского князя в Новгороде Великом. При этом мы видим из сообщений «Повести временных лет», первое, что сделали восставшие новгородцы – разметали по бревнышку храм Ильи Пророка. Значит, он уже был в этом городе до этого якобы насильственного крещения Новгорода. Во-вторых, с чем было связано это восстание? Да простят мне жители Украины эту аналогию, но мне кажется, что реформы, которые проводил князь Владимир, структурно были похожи на те реформы, которые проводил другой Владимир – Путин в России. А именно это был труд по созданию единого государства из множества удельных княжеств. В ельцинские времена Россия по сути была не гране распада. Пресловутый парад суверенитетов. А когда самарско-башкирско-татарские и прочие князьки вкусили сладость самостоятельного управления, потом, конечно, трудно приводить их к некому общему закону и порядку. Ну, вот так же было и в Новгороде Великом тысячу лет назад. Но, соответственно, если бы киевские бояре сказали: «Люди, встаньте грудью на защиту нашего права контролировать ваши кошельки», то вряд ли на этот замечательный призыв новгородцы бы отреагировали. Поэтому призыв был брошен совершенно иной, когда шкурные интересы прикрываются якобы заботой о небе и о душе. И вот в данном случае тоже был брошен лозунг: «Станем за веру отчию и дедичью». И вот тогда последовала вполне понятная реакция из Киева для того, чтобы навести там порядок.
Итак, второй тезис, который я хотел сказать в опровержение мифа о том, что князь Владимир совершил какое-то жуткое насилие над своим народом. Есть народно-фольклорная память о князе Владимире. Я подчеркиваю, что эта память хранится в былинах. Былины – это не официальные летописи. Официальные документы, конечно же, подвергались цензуре. А вот былины – это реально народная память. И именно в них князь Владимир предстает как «Владимир Красное Солнышко». Я не думаю, что тирану в веках дали такое прозвище. Если бы от Владимира действительно осталась кровавая память, наверное, он иначе бы описывался в былинной памяти народа.
Еще раз говорю, Киевская Русь не была полицейским государством. Здесь было куда уйти от неприятной для тебя государственной власти или новой государственной религии. Или куда-нибудь на хуторок близ Диканьки, или же куда-то за почти несуществующую призрачную границу этого племенного союза. И это не происходило. Напротив, прирастало население и прирастала территория Киевской Руси. Поэтому вряд ли можно описывать те события в терминах привычных для нас – борьбы с тоталитарным режимом.
Вспоминая о тех обстоятельствах крещения Руси, хотелось бы обратить внимание на одну страничку этой истории, к которой мало обращаются. Дело в том, что поступок и выбор князя Владимира положили основание каноническому существованию Русской Православной Церкви. Но присутствие христианской проповеди, Христова Слова здесь слышалось и раньше. И как это ни странно – это слово слышалось из уст ирландца. Потому что именно ирландские монахи в раннее средневековье были совершенно удивительными миссионерами. И они действительно доходили до берегов Днепра. Логика этих ирландских монахов-миссионеров была очень ясная, очень экстремистская. Они исходили из того, что «я монах». Если я монах, то я не должен иметь ничего своего здесь на земле. Я бы сказал это словами более поздними, словами Дон Кихота: «Не называй своим ничего, кроме своей души. Станет все то, что жалко терять, обузою на пути». У нас и сегодня, когда имя монахов упоминается в прессе, то его фамилию берут в скобки, в знак того, что этот монах вынес все внеличностное в себе за скобки своей новой жизни.
То есть то, что во мне определено социокультурным окружением, наследием, генетикой – вот это не мое, я теперь другой. А ирландские монахи вынесли за скобки не только свою малую семью, но и большую семью, потому что все эти ирландцы, шотландцы, пикты, они же жили кланами. И эти ирландские монахи сказали: «Нет, я не могу, отказавшись от маленькой семьи – от невесты или родителей, – я не могу не отказаться и от большой семьи». И они уходили. Плюс на это накладывалось и другое миссионерское соображение – аскетическое. Эти монахи считали, что одна из величайших радостей, которая может быть у человека, это радость родного языка. Радость слышания звуков и мелодики родной речи. И ирландские монахи сказали: «Если мы монахи, то как мы можем этим наслаждаться?» И они уходили за границу от родной речи, от привычных родных пейзажей. Плыли за моря. А за морем от Ирландии находится Европа. И вот они приплывали в Европу и шли к саксонским, германским, скандинавским королькам, к славянским князьям, и эти люди их слушали по той причине, что за ирландскими миссионерами не маячила никакая империя. Когда к этим варварским правителям приходили миссионерские посланцы из Рима или из Византии, то было понятно, что они посланцы не только от небесного царя, но и от земного, и согласие с ними будет иметь не только духовные, но и политические последствия. За проповедью латинского миссионера отчетливо просматривалась двойная тиара римского папы, то есть знак духовной власти, но и светской. И константинопольские посланцы учили о том, что нельзя иметь церковь и не иметь императора. Даже в XIV веке патриарх Антоний пишет московскому князю именно эти слова. Хотя у Константинополя не было и малейшей возможности управлять жизнью на Руси, «но тем не менее номинально вы должны признавать нашего императора своим патроном и владыкой».
Понятно, что этим новым народам, пополнявшим население Европы, эта идея не была по нраву. И вдруг приходят ирландские монахи и просто говорят о Христе, о вере, без политики. Их кушали время от времени, но все-таки и слушали. А потом приходили новые монахи, и их еще более внимательно слушали. И соглашались. И вот этого тоже сегодня забывать нельзя. Нельзя забывать и того, что крещение Руси – это событие общеевропейское.
И что, с другой стороны, крещение киевской Руси – это событие по своим последствиям также создало общеевропейское эхо правды. Опять же я с недоумением отмечаю: греки этого не заметили. Это парадокс, но ни одна византийская летопись, ни один византийский хронист X-XI веков не заметил крещения Киевской Руси. Даже в XII веке можно встретить такие византийские хроники, где при перечислении врагов Византийской империи и врагов имени Христового по привычке перечисляются и славяне.
Парадокс крещения Руси: скорее, князь Владимир навязал свой выбор Византии, которая сама не знала, что делать с этим подарком судьбы. Как Алексей Константинович Толстой писал в своей поэме: «Кошмар! Приехал князь креститься в Херсонес!» Такая замечательная поэма у него была, передающая паническое настроение греков по этому поводу.
И тем не менее, пусть даже по началу это не было достойным образом осознано теми или иными современниками-хронистами, но по сути произошло важнейшее событие.
В конце концов, хоть на секунду задумаемся, а если бы выбор князя Владимира был другим? Князь Владимир очень мудро отшутился от мусульман во время известных прений о выборе веры. И когда соответственно мусульмане говорят: «У меня такая замечательная религия, почему не хочешь принять?» Князь Владимир отвечает юродиво: «А на Руси есть веселье и пить, и не можем без того жить!» Некоторые люди опять сегодня смеются над князем Владимиром. Но это очень умное и дипломатичное юродство. Он смог не обидеть мощную мусульманскую сторону, которые тут рядышком, соседи. Смог их не обидеть, не раздразнить, как бы себя немного уничижил: «Вы знаете, у вас такая духовная религия, что мы не доросли. Ребятки, живите без нас, спокойно…» А представьте, если бы он не отшутился? А представьте, если бы князя Владимира очаровали мусульманские проповедники, что было бы с Европой? И так через несколько столетий турки до Вены дошли. Испания была под мусульманами чуть раньше. Я думаю, что если бы еще славянский союз принял через князя Владимира ислам, боюсь, что Европы хоть чуть-чуть похожей на нынешнюю не было бы. И жили бы мы в каком-то глобальном халифате и обсуждали сложные проблемы мультикультурного диалога мусульманского и китайского миров.
Но князь Владимир своим выбором спас Европу, и об этом тоже забывать нельзя. Размышляя об этом, я бы хотел, чтобы мы смотрели не только назад, но и вверх, прежде всего вверх, к небу. На то небо, ради которого князь Владимир сделал свой выбор. У свердловской рок-группы «ЧайФ» есть замечательные строки: «Хочется раздеться, в небо окунуться». Вот я просто не знаю лучшей формулы крещения. Вот когда-то эта тоска по небу коснулась души князя Владимира. Мне бы хотелось, чтобы сегодня тоска по человечности, тоска по чистоте, тоска о том, чтобы стать на ступеньку выше самого себя сегодняшнего, чтобы такая тоска посещала как можно больше людей. Мы попробуем помочь в пробуждении и осознании рефлексий. Этой очеловечивающей грусти, тоски, но которая потом разрешает себя в радости.
Петр Порошенко: «Юбилей – еще один шаг к вере и духовности»
Мне бы хотелось начать со слов благодарности организаторам. Нас сейчас смотрят телезрители «5 канала». И я думаю, что, приобщившись к нашей дискуссии, они вспомнят об очень важном празднике, который нас ждет. Каждый хоть на небольшой шаг приблизится к церкви, к Богу. И это я буду считать главным результатом нашей встречи.
У каждого своя дорога к Богу. И Леонид Макарович абсолютно правильно сказал, что к Богу не идут толпами. К Богу приходят одинокие путники. В 1988 году, когда практически в безбожной, атеистической стране праздновали 1000-летие Крещения Руси, для многих молодых людей, среди которых был и молодой студент Петр Порошенко, это был праздник, когда ты впервые осознанно вошел в Божий храм, впервые осознанно пришел на Божью Пасху сквозь кольцо оперативных комсомольских отрядов дружинников, переписывающих и передающих в университет фамилии тех, кто там появился. Но ты сознательно сделал этот выбор.
Я бы очень хотел, чтобы наше празднование 1020-летия хотя бы как-то продолжило эту традицию. Считаю, что это очень важно. Я здесь присутствую не как политик, а как верующий человек, а позиция верующего не терпит публичности. Она не должна получать широкого рекламирования. Но действительно это было знаковое событие в истории моей страны. И академик Толочко правильно сказал, что с этого крещения началась идентификация моего народа. Это было начало отсчета нашей государственности. Именно тогда стала развиваться наша наука и культура, архитектура и медицина, литература и искусство. Безусловно, это знаковая веха в истории нашего народа. Я с огромным удовольствием и вниманием слушал выступление Андрея Кураева, и действительно дискуссии, которые будут показывать серьезную историческую общность наших народов, наверное, будут усмирять раскольнические ультрареакционные тенденции, которые кто-то пытался раскачать в наших обществах. Мне было интересно узнать, что во времена Ельцина демократия привела к тому, что под угрозой стало существование России как государства ввиду возможного раскола.
Я считаю демократию одним из важных завоеваний Украины. И мы ни в коем случае не можем во имя каких-то светлых целей пожертвовать хотя бы толикой демократии. Но при этом мы не можем потерять нашу страну и нам нужно искать союзников. И, с моей точки зрения, эти союзники – вера и Церковь. Церковь, не вмешивающаяся в политику, а идущая прямо к сердцу верующего и способствующая его приобщению к Богу, является очень важным и эффективным путем для объединения этой страны.
Проводя абсолютно четкую линию от того времени, как крещение Руси князем Владимиром объединило совершенно разные племена, так и на сегодняшний день вера и Церковь должны служить очень мощным рычагом, который позволит усмирить противоречия и объединить нашу Украину и наши славянские народы
Дмитрий Табачник: «Празднование Крещения Руси поможет отказаться от гордыни и противоречий»
Глубоко символично, что круглый стол посвящен самому главному празднику в жизни украинского народа. Ибо крещение является первым таинством из всех, через которое проходит человек и душа его. Глубоко символично, что круглый стол и подготовка всех мероприятий по празднованию Крещения Руси проходит в Лавре, в святом месте. Здесь около тысячи лет назад один из самых великих земляков – митрополит Иларион, первый русич – начал созидать своими руками монастырь, скоро ставший духовным центром всей Киевской Руси. Летописи пишут о митрополите Иларионе: «А был лес тут великий. И выкопал он пещерку, отпевал часы и молился Богу тайно». И очень скоро в этом великом стремлении трудами душевными и трудами физическими сделать землю киевскую более духовной у него нашлись последователи. Мне очень понравился тезис Андрея Кураева, что крещение Руси не было актом полицейского понуждения, а было актом подчинения отцовскому авторитету. Именно поэтому тоска по чистоте, по человечности, желание окунуться в небо веры так быстро распространилось по территории Киевской Руси.
В ходе подготовки празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси мы, наверное, много будем говорить и анализировать, что дало нашему народу Крещение как цивилизационный выбор. Как приобщило оно к самой передовой на то время цивилизации христианства. Что дал этот светоносный взрыв? Мне бы хотелось предложить вместе подумать о тезисе: «От чего накануне этого праздника нам стоит отказаться, чтобы достичь единства общества, страны и политических сил». Ведь история православия – это история жизни нашего народа, история всех цивилизационных процессов. Поэтому я глубоко убежден, что этот праздник 1020-летия Крещения Киевской Руси станет всенародным, если продемонстрирует желание и политиков-мирян, и людей в духовном сане отказаться от гордыни и противоречий, того, что разрушает наше общество.
И мы должны найти в себе силы отказаться от насилия в первую очередь духовного, в гуманитарной сфере. Я убежден, что многие проблемы современного украинского общества и государства лежат в плоскости попыток органов государственной власти оказать насильственное давление на общество, заставить его пересмотреть глубокие духовные и исторические традиции, правила и убеждения. Ведь по сути одним из наиболее болезненных вопросов есть вопрос пересмотра и откровенной фальсификации истории. Причем это делается по четко заданным канонам. И этот проект является столь же антироссийским, как и антиукраинским. Потому что в попытках фальсифицировать историю разрушаются глубокие духовные корни единения славянских народов, как раз возникавшие и складывающиеся в Х-ХІ веках, в эпоху Крещения Руси. Попытка разрушить канву исторических знаний является, безусловно, попыткой разрушить и духовное единение между украинским, белорусским и российскими народами. Но мне кажется, что этот проект обречен на провал, потому что приносит обществу большие духовные и политические проблемы.
Это выбрасывание из курса учебных заведений огромного пласта украинской русскоязычной культуры, являющейся такой же неотъемлемой частью духовной сокровищницы украинского народа, как в XVII веке была украинская латиноязычная духовная литература. Как в XVI, XVII, XVIII веках неотъемлемой частью была украинская польскоязычная культура. И насильственная вивисекция украинской русскоязычной культуры, выдающихся писателей Гоголя и Короленко, Паустовского, Ахматовой, Багрицкого, Бабеля и многих других, корнями проросших в Украине и творивших не только для украинского, но и для всех славянских народов. Их изъятие является процессом ущербным, глубоко бездуховным и безнравственным.
Попытка оказать насильственное воздействие на общество, внедряя тезис о том, что русский язык в Украине является языком иностранного государства, абсолютно опровергается любыми историческими исследованиями. Кроме того, для огромной территории Украины, для десятков миллионов наших граждан это родной этнический язык.
Глубоко убежден, что празднование Крещения Руси должно быть самым главным актом подчинения отцовскому авторитету, актом самоограничения. Потому что Украина по своим ментальным, духовным, историческим традициям достаточно различная. И самое главное – донести до общества важную мысль о том, что люди Западной Украины могут иметь иных героев и образцы для поклонения, чем люди Южной, Центральной или Восточной Украины. Но они должны уважать выбор своих сограждан. Попытка государства активно вмешиваться в гуманитарную политику не способствует единению общества. И любые неосторожные решения в этом контексте будут глубоко ущербны и отразятся не только на нашем поколении, но и тех, кто будет жить на этой земле после нас.
Для тех, кто сделал политику и публичное существование своей профессией, наверное, всегда стоит задуматься: «Что каждый после себя оставит на земле?» И если тот же Иларион писал о Ярославе Мудром, впервые называя великого киевского князя «премудрым», как главное его достижение: «Князь создал дом Божий, великой святой премудрости его. На святости освещения града всего, украсив его всякой красотой». Митрополит подразумевал «храм» в переносном и прямом смысле, как результат той деятельности, которую оставляет после себя человек. И если мы верим в то, что история Православия является историей жизни нашего народа, то мы не должны вмешиваться и насильно исправлять ее.
Важным моментом единения будет являться понимание самоограничения каждого из тех, кто истинно верующий человек, тогда у нас не будет современных нелепостей в жизни. Не будет «вырванных» страниц из школьных учебников, не будет двойной идеологии и морали. Потому что попытка навязать идеологию в образовании является прямым нарушением Конституции. Это приведет к отторжению молодых поколений от идеи государствообразующей. Ведь рано или поздно молодой человек, пытливый и интересующийся, из интернета или от родных и близких все-таки узнает правду. И тогда под сомнение будет поставлена вся официально преподанная ему история Украины. Он будет отторгнут от идеалов государства, от доверия своим государственным институтам. Это очень тревожный и деликатный процесс. И я бы еще раз хотел призвать всех к взаимной уступчивости, толерантности. Именно толерантность и самоограничение могут помочь нам сделать празднование Крещения Руси светоносным взрывом общего единения всех, населяющих эту землю.
Мы были бы неисправимо наивными, если бы думали, что в течение одного года политические, идеологические и духовные проблемы в нашей стране удастся разрешить. Но дорогу к храму осилит только идущий. Давайте вместе сделаем шаг, и каждый ограничит себя в своих амбициях и в своем нежелании слышать друг друга.
Протоиерей Андрей Ткачев: «Юбилей Крещения как взгляд в будущее»
Я хочу сказать словами Николая Сербского, который говорил, что в сравнении с великими людьми всемирного значения Христос – это юноша. И Конфуций, и Моисей, и Магомет, и другие духовные вожди в период своего водительства были зрелыми и даже пожилыми людьми. На их фоне Христос – юноша. На пике его жизни, в момент крестных страданий ему всего 33 года. Христос должен быть понятен молодежи. Совершенно очевидно, что в христианстве и в самом Христе много такого, что нужно не только лишь старикам, но и молодежи. Христос уникален в том смысле, что и женщине и мужчине, и философу-книжнику и рыбаку, и земледельцу и многодетной матери, и юному и старому Христос предлагает совершенно свои специфические ответы на особенные вопросы, возникающие в том или ином сердце. Надо сказать, что пока христианская проповедь молодежи – это поле непаханое и нива несеяная.
Я бы хотел поговорить о повседневной церковной действительности. По мысли Достоевского, настоящие проблемы возникают у человека тогда, когда у него будет хлеб на каждый день, то есть когда у человека растет уровень имущественного благосостояния и комфорта и уходит тревога о хлебе насущном. Это тот комплекс проблем, который возникает в процессе глобализации и стремления к повышению жизненных стандартов. Таким образом, мы дожили до того времени, когда сытый человек не знает, для чего ему жить. В этом смысле у Церкви появляются новые задачи, на которые нельзя искать ответы в прошлом. Потому что столь масштабных задач в истории перед Церковью не поднималось. Так люди никогда не жили, так быстро они никогда не преодолевали расстояния, так быстро не обменивались информацией, такого доступа к различным товарам и услугам до недавних лет в распоряжении среднестатистического человека никогда не было. На фоне этого комфорта совершенно исчезает жизненная мотивация. Всякий человек, и в особенности молодой, вырванный из контекста традиционного воспитания, чаще других не знает, зачем ему жить. Это порождает прямое и косвенное самоубийство в виде различных уходов в античеловеческие субкультуры, связанные с латентным способом самоубийства: от алкоголизма до наркомании. В этом аксиологическом вакууме у Церкви появляется важнейшая задача – спасать человека. Возвещать человеку о том, что он человек, говорить ему, почему и зачем он человек. И говорить ему, что он драгоценен.
На фоне таких крупнейших задач Церкви, как евхаристическое возрождение и, как говорил Флоровский, неопатристический синтез, идет борьба за человека в глобальном понимании, борьба за достоинство человека, за его потенциальную возможность быть боговместимым. Украинская же церковь постоянно ломает копья о проблемы второстепенной важности. Это проблема решения своего статуса, проблема поднятия статуса, проблема перехода от широкой автономии к положению патриархии и так далее. Это мешает нам заниматься главным делом. На сегодняшний день нам, к счастью, никто не связал руки и не заклеил рот, и мы можем вести на всех фронтах вполне успешную работу. Это касается школы, вуза, тюрьмы, больницы, прихода, монастыря и так далее. Отвлекаться в это время на вопросы второстепенной важности мне представляется очень опасным. Украинская церковь, ощущая себя самодостаточной или, во всяком случае, полноправной сестрой в семье православных народов, должна по-новому ощутить необходимость единства с Русской Церковью и ощутить свое уникальное и важнейшее место в этой полноте. Мы знаем римский принцип «разделяй и властвуй». Слово «разделяй» в этом принципе стоит на первом месте. Сначала разделяй, потом властвуй. Мне кажется, что на личный статус Украинской Церкви, при ее абсолютной независимости финансово-административной, при возможности решать все внутренние вопросы по части учреждения епархий, открытия обителей, учебных заведений и других церковных вопросов, едва ли не преступлением является ненужное муссирование темы возможного преобразования в патриархию. Россия весьма неоднородная страна, как в плане государства, так и в церковном отношении. Русская церковь богата разнообразием, как букет. И Украинская Церковь занимает в этом букете достойное место. Даже не одно, потому что Украина слишком крупная, чтобы быть одним цветком. Русь очень богата разнообразием. Чтобы это понять, достаточно отметить, что Японская Православная Церковь входит в полноту Русской Церкви. И от севера до юга, от востока до запада – это огромная нива, в которую включена и Украинская Православная Церковь. Русская Церковь настолько пестра и разнообразна, что покидать такой букет и стремиться к самостоятельному существованию на данном этапе очень неразумно. Мы еще не освоили все те богатства, которые открываются нам в этом органическом единстве. Николай Сербский по этому поводу говорил, что это огромная непаханая нива от Дуная до Сахалина, которая открылась благодаря крещению Руси Владимиром и постепенно стала засеиваться и осваиваться. По масштабам своей огромности она сам Рим и саму Византию делает какими-то маленькими провинциями. Если протестантский и католический Запад в каком-то смысле спас себя иммиграцией в Америку, то византийское православие спасло себя в уходе на север, в Русь. Это огромный цивилизационный сдвиг, внутри которого мы составляем, если не первое, но и не второе место. Процессы разделения, процессы споров о второстепенном опасны тем, что они не имеют конца. Например, сама Украинская Церковь настолько богата и разнообразна и по этническому составу, и по региональным различиям, касающимся языка богослужения, что мы со временем не застрахованы, что, к примеру, Закарпатская епархия с богатой самостоятельной историей, и Крымская, и другие совершенно особые епархии не пожелают последовать по пути повышения статуса. Если заниматься решением статусных вопросов, то процесс распада может никогда не закончиться.
Врагов у нас, кроме дьявола, нет и быть не должно. Но те друзья, в объятиях которых можно задохнуться, известны по именам. Киевский патриархат в первую очередь. К сожалению. Это те вчерашние братья, взаимоотношения с которыми являются самой серьезной проблемой в современной Украине. Я уверен, что экономические сложности отступят на второй план, если мы поймем всю трагедийность украинского раскола. В этой связи хочется отметить, что национальная идея очень часто замешивается на интуитивном язычестве. Этнонационализм действительно питается какими-то мутными корнями. Вообще логическим завершением всякой последовательной национальной идеи будет являться возвращение к местному язычеству. И мы уже сегодня, стремясь возрождать украинскую духовность, впадаем в язычество типа праздника Ивана Купала, безразборного смешения языческих и христианских традиций. В результате мы получаем весьма сомнительного качества «ёрш», который через СМИ предлагается на каждый праздник по всем каналам. Это очень опасное явление. Потому что можно, возрождая духовность, забыть о духовности и возродить местное язычество.
Также имеется и вторая опасность для украинской действительности – экклезиологическая. Это Украинская греко-католическая церковь. Опасность заключается в том, что в разговорах о единстве она предлагает нам свою модель единения – католическую экклесиологию. А в разговорах об этнической самоидентификации она стоит в одном ряду с украинскими националистами. Гибкость этого троянского коня католической догматики в одежде восточного обряда – очень серьезный фактор нашей современной духовной жизни. И этот фактор еще будет динамически развиваться долгое время. Он будет опасен и для России. Особенно для ее западных пределов. Если православная Украина богословски не решит этот вопрос, то весь православный мир будет страдать от этого фактора еще очень долго. На сегодняшний день Римско-католическая церковь по целому ряду вопросов может быть нашим помощником, и сотрудником, и участником широкого диалога, пускай в католицизме имеется немало мест для критики. Поскольку она выполняет до сего дня функцию совести западного мира, она сигнализирует о непоправимости греховной жизни, она зовет людей к Евангелию.
Но униатская церковь мешает нам полнокровно сотрудничать. Своим симбиотическим сосуществованием восточного обряда и католической догматики она является препятствием в диалоге между двумя большими Церквами-сестрами.
Празднование Крещения Руси не только историческое событие. В нем есть и догматика, и взгляд в будущее, причем предчувствие будущего. Будущее не только наступает. Оно творится. Здесь есть некий могучий поворот руля. Вполне возможно, что для огромных слоев населения празднование станет поводом задуматься об истории своего народа и своем месте в нем. И мне бы хотелось, чтобы Украинская Православная Церковь, к которой я имею счастье принадлежать, больше концентрировала свое внимание на вопросах чисто церковных, чисто евхаристических, чисто миссионерских, чисто догматических, не вовлекаясь в политизацию. Градус политической заангажированности нашего общества столь высок и так долго длится, что этот перегрев не может не сказываться и на церковной жизни. Поэтому ради тех задач, которые стоят перед нами в будущем, нам нужно сосредоточиться на сугубо церковных вопросах. Не присутствующий здесь политический деятель Александр Мороз как-то сказал, что современная история Украины доказывает, что человеческими силами и руками ни создать, ни уничтожить церковь невозможно. Эти слова политика, стоявшего у истоков современной украинской государственности, могли бы стать афоризмом.
У церкви есть проблемы, у мира есть проблемы. И Церковь может их решать, но не политическими средствами, а только духовными.
В заключение я хочу привести высказывание Освальда Шпенглера, который считал, что на смену цивилизации Фауста грядет цивилизация Достоевского. На смену идейно умирающей, по факту умирающей, цивилизации Запада должна прийти цивилизация православная. Мы должны быть активно включены в этот процесс, а не пассивно. Перед всеми православными народами стоит очень серьезная экклезиологическая и евхаристическая задача – преодолевая различия, соединяться все больше и больше и проповедовать миру Христа, о котором сказал Достоевский, что Запад нашего Христа не знает. Действительно, в православной миссии есть нечто такое, чего Запад еще не слышал. И динамика роста православных приходов за пределами традиционно сложившихся православных культур говорит о том, что у Православия великое будущее. Ради этого будущего Церкви нужно как можно меньше заниматься прикладными, земными вопросами и как можно больше воплощать свою евхаристическую и миссионерскую природу.
01.05.2008. ПОЛТАВА. Владыка Филипп посетил родной университет
01.05.2008. ХЕРСОН. В єпархії вшанували Чудотворний образ Богоматері