Блаженнейший Митрополит Владимир: «Не стоит «прикипать душой» к политическим баталиям»
Когда в 1991 году все вместе создавали единое независимое государство, ни о каком расколе не думали. Если таковой появляется, то он рукотворный, а не естественный.
Блаженнейший Митрополит Владимир: «Не стоит «прикипать душой» к политическим баталиям»
— Ваше Блаженство! Украина замерла в ожидании нового парламента, нового правительства, новой вертикали власти. Впрочем, говорят, что и будущая власть ненадолго, и вскоре надо ожидать новых выборов. Как Вы расцениваете нынешнюю общественно-политическую обстановку в государстве?
— Я думаю, что и Украина, и каждый гражданин не должны «замирать» ни до, ни во время и ни после выборов. Человек должен трудиться, заниматься семьей, обустраивать с Божьей помощью свою жизнь. Не стоит «прикипать душой» к политическим баталиям. И они пройдут, а было и останется самое главное – жизнь с ее насущным хлебом, радостями и заботами. Наш многотерпеливый народ научился жить, трудиться и выживать, независимо от бурь на властном олимпе.
Демократия, выборы не только должны приближать народ к власти, давать возможность постоянно оказывать на нее влияние, но и показывать, что они могут формировать власть эффективную. Если мы ежегодно меняем правительства, постоянно находимся в состоянии политического кризиса, то об эффективности власти говорить не приходится.
— А какая власть эффективна?
— Очевидно, та, которая видит реальные проблемы общества, может профессионально их решать, сосредоточив ресурсы, заручившись общественной поддержкой. И ведь таких проблем – множество.
— А что мешает ей быть эффективной?
— Отсутствие единства. Церковь уже более трех лет постоянно выступает с обращениями к государственным и политическим деятелям нашей страны с призывом к единению во имя Украины. Ведь она дорога всем, независимо от национальности, языка и места проживания.
— Но сегодня пишут о том, что реальностью стал «цивилизационный раскол» на две Украины, каждая из которых — со свой ментальностью, своими приоритетами.
— Это надуманная проблема. Когда в 1991 году все вместе создавали единое независимое государство, ни о каком расколе не думали. Если таковой появляется, то он рукотворный, а не естественный. Соседняя Россия состоит из десятков народов, «миницивилизаций», с разной историей, языком, религией, и там таких расколов могло быть множество, но ведь ищут путь единства, а не разобщения. Есть история разорения Иваном Грозным Казани, что было трагедией для татар, но есть и история спасения России теми же татарами, вместе с народным ополчением Минина и Пожарского, от интервентов в 1612 году. Есть история покорения народов Кавказа, но есть и история героической защиты Брестской крепости чеченцами и другими выходцами с Кавказа. Все это — факты истории. Их надо знать, но если народы решили жить в одной стране, то надо постоянно напоминать о том, что соединяло эти народы, о братской жертвенной защите единого отечества. И вместе идти в будущее. Это общемировая практика.
У нас вообще нет таких проблем: подавляющее большинство граждан принадлежат к одной истории, к одной цивилизации, рожденной в Киеве, на берегах Днепра. Вокруг этого наследия и надо объединяться. Мы выступили с предложением объявить День святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, государственным праздником. Его поддержали и общественность, и Президент Украины. В августе нынешнего года, в праздник Крещения Руси, мы постарались объединить вокруг него людей не только разных регионов, но и разных поколений. Были служба в Лавре, крестный ход, освящение часовни на берегу Днепра и большой концерт на Певческом поле. Собралось около сорока тысяч молодых людей. Они посмотрели фильм о Крещении и Киевской Руси, перед ними выступали академик Петр Петрович Толочко, священники, народные коллективы и знаменитые рок-музыканты из Украины, России, Грузии.
— Вы благословляли и выступали на этих торжествах. Сложно было общаться со столь необычной аудиторией, с этими тысячами «рокеров» и «фанов»?
— Напротив, легко и радостно. Ведь в молодых людях надо видеть не только «рокеров», «панков» или как они еще сами себя именуют по своим увлечениям, а, прежде всего, тех, кем они являются по рождению – нашими детьми, внуками, будущим нашего народа и страны. Им сегодня очень нелегко из-за социальной необустроенности, малопонятной дороговизны жилья и жизни, потогонной системы нашего молодого капитализма, где цивилизованные условия труда, социальная защита трудящегося сведены до минимума, а иногда и просто отсутствуют. Но молодежь вынуждена соглашаться на любые условия работодателя, чтобы не потерять работу и заработок. С другой стороны, молодежь подвергается не просто опасности «доступности искушений», как говорил Владимир Соловьев, эти искушения буквально преследуют ее через кино, Интернет, рекламу, видиопродукцию, газеты и книги, пропагандирующие порочный образ жизни. Наркомания, игромания, алкозависимость, проституция, порнография – все это стремительно распространяется в молодежной среде, причем не только в городской, но и сельской. Устоять, не сломаться в таких условиях человеку помогает вера. Праздник показал, что нет отторжения, что возвращение нашей молодежи, которая ни в школе, ни в вузе не имеет даже возможности ознакомиться с основами своей исторической веры, к истокам нашей духовности, к Православной Церкви — реально. Мне показалось, что молодежь слушала с удивлением и интересом. Святой Креститель Руси объединил всех. Надеюсь, что такой праздник станет традиционным.
— А какие еще личности могут быть «объединительными»?
— В отечественной истории их более чем достаточно. Это и преподобный Нестор Летописец — отец нашей истории, литературы, журналистики. Это и святитель Димитрий Ростовский, юбилей прославления которого мы празднуем. Считалось, что наши казаки — прекрасные воины, а учение для них – мучение. Святитель Димитрий доказал, что это не так. Он происходил из казацкого рода, родился в небольшом городке Макаров на Киевщине. Благодаря своему таланту, он стал крупнейшим религиозным деятелем, богословом, писателем-энциклопедистом. Его главный труд – многотомные «Жития святых» за триста лет переиздавались много раз. И лучшего пока никто не создал. Это и Тарас Шевченко…
— Ваше Блаженство, прошла информация, что Вы стали первым, кто пожертвовал 50 раритетов шевченкианы Институту Литературы НАНУ для будущего музея. А что это за проект?
— Это очень хорошая идея – создать в Киеве современный просветительско-исследовательский общедоступный музейный комплекс «Шевченковский Дом», где была бы возможность и послушать лекции, и поработать с первоисточниками, научной и справочной литературой, и познакомиться с эпохой Кобзаря. Я сам всю жизнь собирал все, что касается жизни и творчества Шевченко, книги, публикации поэта и о нем, прежде всего, конечно, дореволюционные. Они дают возможность глубже понять и полюбить его творчество. Наши музеи все нуждаются в кардинальной модернизации с применением новых технологий, чтобы сделать наше культурное наследие более доступным современнику. Хорошо, что она начнется с Шевченко. Есть уже и соответствующий указ Президента. Он должен открыться в 2009 году. Тогда же будем отмечать и 200-летие Николая Васильевича Гоголя.
— Но ведь он — «иностранец». Таким в разделе «зарубежная литература» он представлен в школьной программе.
— Об этой нелепости, действительно, уже много лет говорят, но ничего не меняется. Гоголь своим художественным гением открыл Украину и украинцев как самобытный народ для культурной Европы. «Вечера на хуторе близ Деканьки» при жизни писателя по рекомендации Пушкина были переведены на французский язык и изданы во Франции. Гоголь, как и Шевченко — одно из самых ярких самовыражений украинской души. Можно ли представить Украину без Гоголя? Он сумел выхватить и запечатлеть в замечательных художественных образах основные черты характера нашего народа – открытость, мечтательность, задушевность, неповторимый юмор. Он оказал огромное влияние на украинскую, русскую, мировую литературу. Для Гоголя книга была не развлекательным чтивом, а учительницей жизни, потому что в своем творчестве он ставил «главные вопросы» — о человеке, смысле и цели его жизни. Он был глубоко верующим православным человеком, написал «Размышления о Божественной литургии», «Избранные места из переписки с друзьями» — тоже книга религиозная. Гоголь прожил всего 41 год, но по силе воздействия на художественную мысль с ним мало кто может сравниться. Он переведен на все европейские языки, о нем написаны десятки тысяч исследований. Безусловно, человечество еще долго будет обращаться к его творчеству. Я не знаю, кому пришло в голову лишить Гоголя «украинского гражданства», но его нужно непременно вернуть.
Если мы будем «выталкивать» из национального культурного пространства Гоголя, Короленко, Бердяева, Шестова, Зеньковского, Булгакова, Некрасова, Прокофьева и т.д., Киев, Одессу, Харьков, Крым , другие регионы с их блистательным литературным, культурным, научным наследием прошлого и современным достоянием, то, действительно, можем прийти к «цивилизационному расколу». А наши бесконечные политические, социальные, экономические проблемы будут его только углублять.
— Ваше Блаженство, очевидно, что объединяет не только культура, но и история. У нас же на едва ли не все исторические личности и события уже сформированы взаимоисключающие точки зрения. Последняя история с Шухевичем — тому подтверждение.
— В истории нашего народа много трагедий, но немало и свершений, побед. Гражданская война, голод, политические репрессии, фашистская оккупация, практически полное разрушение экономического потенциала страны, Чернобыль – это страшные трагедии, которые наш народ перенес и в которых выстоял. О них надо постоянно помнить. Но была и великая Победа, жертвенный подвиг миллионов людей в борьбе с абсолютным злом, человеконенавистничеством, чем являлся фашизм. Американский писатель Уильям Фолкнер отмечал, что в народном сознании Неизвестный солдат, покоящийся в братских и безымянных могилах, связан с Христом Спасителем. Что Христос явился в его облике и погиб безымянным на полях сражений, спасая человечество. Поэтому многие народы воина-освободителя называли спасителем. Конечно, это художественное допущение, но оно передает отношение людей, переживших войну, к подвигу нашего солдата. Победа – это дар наших братьев, отцов, дедов и человечеству, и нам. Она – источник исторического оптимизма для нынешних поколений. Заложенная тысячелетней православной верой в народную душу любовь к отечеству, к правде, помогла не только выстоять, но и победить зло. Всегда надо помнить и о подвиге чернобыльцев-ликвидаторов, а это сотни тысяч людей, которые, как и полагается христианам, борясь с последствиями атомной катастрофы, отдавали жизни и здоровье за народ, страну, «други своя».
Что касается УПА и Шухевича, то это одна из драматических страниц Великой Отечественной и послевоенных лет в западном регионе. Многие историки считают ее гражданской войной, а гражданские войны изобилуют трагедиями, жертвами, но в них не бывает героев.
— Мы затронули гуманитарную сферу, но есть еще и политическая, социальная, экономическая сферы, где единства достичь, наверное, легче?
— Единства можно достичь везде, если ставить себе такую цель, если уважать оппонентов, уметь идти на компромиссы. Какая бы власть у нас не была сформирована, ей все равно придется этими проблемами заниматься. Конечно, социальная сфера, самая чувствительная, поскольку касается каждого гражданина. Скажем, единовременная помощь матерям при рождении ребенка. Это важная социальная инициатива, конечно, объединяет всех. Необходимы долговременная программа помощи молодым семьям, пока мы не преломим нынешнюю демографическую ситуацию. Сегодня, когда у нас ежегодно смертность на триста тысяч человек превышает рождаемость, сохранение народа должно быть общенациональным приоритетом. Причем вымирают бедные слои населения, те, кому недоступны качественное питание, медицинское обслуживание, в основном – сельское население. Нужны программы по безопасности труда и жизни в Украине. Чтобы такие трагедии, как в Днепропетровске или нынешняя в Донецке, не повторялись. Я уже не говорю о наших дорогах, которые ежедневно уносят столько жизней! Каким образом правительство будет решать эти проблемы, мы узнаем после того, как оно сформируется.
— Влияет ли обстановка политической неопределенности на Церковь?
— Церковь уже давно привыкла рассчитывать на свои силы. Ежедневно тысячи священников правят службы Божие, идут туда, где нужна их помощь – в семьи, детские дома, больницы, тюрьмы. Закладываются новые храмы, освящаются построенные. В епархиях, на приходах идет большая социальная работа: открыты воскресные школы, проходят конференции по педагогическим, культурным, социальным проблемам, организуются песенные фестивали. Недавно в Лавре прошел Международный фестиваль церковного пения «Глас Печерский», где кроме наших хоров, участвовали церковные хоры из Болгарии, Румынии, Сербии, Грузии, Эстонии, России, других стран. В середине октября мы провели очередной Международный фестиваль православного кино и телепрограмм «Покров — 2007», в котором приняли участие кинематографисты многих стран мира. В сентябре в Лавре прошел крупный международный богословский форум – Успенские чтения, где богословы и философы из Украины, Белоруссии, США, Франции, Италии, Польши, других стран обсуждали нравственные ценности христианства. Политическая ситуация не влияла на обычную жизнедеятельность Церкви. И слава Богу! Труды священников, мирян позитивно оценены обществом. По опросам общественного мнения Церковь уверенно лидирует в рейтинге доверия населения.
Сегодня у верующих есть возможности посещать святые места, широко развивается паломничество в Святую Землю, к святыням Ближнего Востока, Греции, Польши, Молдовы, Белоруссии, России. Два месяца назад паломническая группа в 600 человек посетила Иерусалим, Вифлеем и другие города Святой Земли. Это то, что остается с верующим человеком навсегда.
Мы состоим в евхаристическом единстве и братском общении со всеми Поместными Православными Церквами. Недавно нас посетил Александрийский Патриарх Блаженнейший Феодор, до этого были Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Блаженнейший Митрополит Христофор и архиереи из большинства Поместных Церквей, прибывших на празднование 15-летия Харьковского Архиерейского Собора. Был в Украине с визитом митрополит Вашингтонский Лавр. Во время наших поездок за рубеж мы имели возможность молиться и общаться с Предстоятелями Иерусалимской, Константинопольской, Грузинской Церквей, нашими братьями-архиереями из других патриархатов. Вообще заметено выросло количество контактов между православными на всех уровнях: общецерковном, епархиальном, приходском. Наши епископы, священники принимают участие в различных торжествах, конференциях, которые проводят братские Церкви. Налаживаются связи между монастырями, духовными учебными заведениями. Представители нашей Церкви принимают участие в европейских и мировых религиозно-общественных форумах. Все это говорит о том, что Церковь укрепляется, становится полноценным партнером государства в служении народу и человеку.
— Вы говорили о межправославном сотрудничестве. Однако появилась проблема взаимоотношений с Румынским патриархатом, принявшим решение организовать свои епархии на канонической территории УПЦ — в Черновицкой и Одесской областях.
— Действительно, появилась проблема. Нас связывают с Румынской Церковью многовековые братские отношения. Это явно недружественное решение. И немотивированное. Какая в этом нужда, если там есть православные епархии, а службы, где того хотят прихожане, ведутся на румынском языке? Каноническая территория Православной Церкви совпадает с государственными границами страны. Все православные украинцы Румынии являются прихожанами Румынской Православной Церкви, а румыны Украины – Украинской Православной Церкви. Кого это не устраивает? Очевидно, что это – шаг к разделению, возбуждению сепаратистских настроений. Мы обратились к нашим братьям с просьбой отменить это решение.
— Некоторые комментаторы делают предположения, что под религиозной оболочкой Румыния, пользуясь сегодняшней слабостью Украины, заявляет о территориальных претензиях к ней. При этом ссылаются на пропагандируемую румынскими националистами карту «Великой Румынии», в которой территории образованных епархий обозначены как румынские. Насколько обоснованы такие предположения?
— Сегодня трудно об этом судить. Подождем ответа, переговоров, а потом уже будем делать выводы.
— В последнее время УПЦ и, прежде всего Киево-Печерская Лавра, попала в СМИ под шквал критики относительно реставрационных и восстановительных работ в монастыре. Как Вы относитесь к этому?
— По-моему, всякий, кто посещает Лавру, видит, как из года в год трудами насельников монастырь преображается. Нам есть, с чем сравнивать. Мы бываем за границей, видим, как и в каком виде в странах соцлагеря, где также господствовал атеизм, возвращаются Церкви ее храмы, здания, имущество. Государство восстанавливает, благоустраивает и отдает в собственность. У нас, доведя до крайней степени ветхости, отдают в аренду. И церковь за свой счет начинает восстановительные, реставрационные работы, причем делает это под строгим присмотром специалистов и государства. Уже большинство корпусов Нижней Лавры подняты из руин и ветхости, в них проведены капитальные ремонты, которые не делались десятилетиями, заменены перекрытия, кровли, но сохранен их исторический вид. И эти работы будут продолжаться. Однако у нас есть часть светских СМИ, для них монастырь всегда виноват. Если бы та же арка из-за ветхости обвалилась и поранила кого-нибудь из посетителей, виноваты были бы, конечно, монахи. Когда монахи ее разобрали, и, под руководством специалистов, укрепляют фундаменты и восстанавливают – их обвиняют в нанесении ущерба историко-культурному наследию местного значения. Это наследие создано Церковью, сотни лет Ею сохранялось и защищалось, и оно будет сохранено для будущих поколений.
К счастью, не все СМИ занимаются очернительством Церкви. Многие дают объективную информацию, достойно представляют Церковь в информационном пространстве. Среди них – «Вестник Пресс-службы УПЦ», юбилейный, 75-й выпуск которого готовится к печати. Я бы хотел поздравить весь коллектив издания с юбилеем, поблагодарить за труды, пожелать помощи Божией в вашей творческой работе. Пусть она будет всегда успешной!
Беседовал В. Анисимов
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: Молодежь как бесценное достояние