07.04.2008. ПОЛТАВА. Верующие почтили память священномученика
В день молитвенного почитания Священномученика Василия (Зеленцова) в Свято-Макариевском кафедральном соборе Полтавы, по окончании Божественной Литургии, был отслужен молебен перед памятником Небесному покровителю кафедрального города. После Евангелия проповедь о жизни и подвигах Священномученика Василия произнёс ключарь Свято-Макариевского собора протоиерей Василий Цьолка.
В этот день множество богомольцев пришли молитвенно поклониться Полтавскому Святителю.
СПРАВКА: Священномученик Василий, епископ Прилукский
Память священномученика Василия установлено совершать 22 марта/ 4 апреля. День памяти – 4 апреля (преставление)
Василий Иванович Зеленцов (таково мирское имя священномученика) родился в 1870 году в с. Зимарове Ранненбургского уезда Рязанской губернии в семье священника.
Окончив юридический факультет университета и Санкт-Петербургскую Духовную Академию, преподавал в Духовном училище. В 1917 – 1918 гг. участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
Прибыл в Полтаву с епископом Феофаном (Быстровым). Состоял миссионером в светском звании. В 1919 году рукоположен архиепископом Феофаном во священника, служил в Свято-Троицкой церкви г. Полтавы.
Проникновенные проповеди пастыря на каждом богослужении, его духовные беседы, бывшие каждое воскресение и в праздники вечером, а также его пламенные молитвы привлекали в храм множество людей, причем не только его прихода, но и всей Полтавы; даже иноверцы посещали богослужения отца Василия. Когда батюшка молился, он никого и ничего не замечал, но только проникновенно и с любовью говорил с Небесным Отцом о себе и своих духовных чадах. Такой же молитве отец Василий учил и своих прихожан. Вся его паства знала наизусть многие церковные песнопения, и потому, когда в малые праздники не было хора, пели все.
Любовь к ближнему была образом жизни отца Василия: он пешком обходил окраины, помогая нуждающимся, причем помощь эта была совершенно без различия национальности и веры. Знали, например, многих баптистов, католиков и евреев, которым любвеобильный пастырь помог в трудную минуту. Своей пастве батюшка отдавал все, порой последнее. Кроме того, отец Василий имел на своем иждивении и воспитывал четырех осиротевших детей священника. Иноверцев батюшка вразумлял и увещал, не боялся проводить публичные диспуты не только с сектантами, но и с безбожниками. Своими кротостью и смирением, равно и духовной мудростью, отец Василий так воздействовал на людей, что многие откровенно заблуждавшиеся до того в вопросах веры невольно признавали: «Вот это действительно христианин!». В начале 20-х годов в противовес комсомолу батюшка организовал Покровское Христианское общество молодежи. В 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей «в пользу голодающих Поволжья». Голодающие между тем продолжали умирать, и изъятие нужно было лишь для унижения и ослабления Церкви. Отец Василий резко выступил против разграбления церквей. Он обратился к прихожанам с просьбой жертвовать голодающим хлеб, а к властям – чтобы указали, сколько именно нужно хлеба. Батюшка заявил: «Мы дадим вам вдвое, втрое больше, но не трогайте наших храмов». Против отца Василия было возбуждено «политическое» дело.
Находясь в тюрьме, где его держали до суда, батюшка проповедовал, а все, что ему передавали, раздавал нуждающимся из числа заключенных.
Летом 1922 года состоялся суд (или, как говорили тогда в Полтаве, «расправа») над священником Троицкой церкви Василием Зеленцовым. Обвинение – в противлении изъятию церковных ценностей. Суд был «показательным», и все было предрешено. Впрочем, в последний день, день вынесения приговора, произошло нечто, омрачившее торжество безбожников: отец Василий произнес последнее слово. Осенив себя крестом, невинный мученик сказал приблизительно так: «Много за эти дни говорили против меня, со многим я не согласен и многие обвинения я мог бы опровергнуть. Я приготовил большую речь, по пунктам, но сейчас передумал и скажу немного. Я уже заявлял вам, и еще раз заявляю, что я лояльный к советской власти как таковой, ибо она, как и все, послана нам свыше. Но, где дело касается Веры Христовой, касается храмов Божиих, там я боролся, борюсь и буду бороться до последнего моего вздоха с представителями этой власти. Позорно, грешно было бы мне, воину Христову, носящему этот Святой Крест на груди, защищать лично себя в то время, как враги ополчились и объявили войну Самому Христу. Я понимаю, что вы мне делаете идейный вызов, и я его принимаю. И, какое бы наказание вы ни вынесли мне, я должен его перенесть твердо, без страха, даже смерть готов принять, ибо нет награды выше, как награда на небесах».
Изумленные слушатели, многие из которых вовсе не симпатизировали обвиняемому, умолкли и слушали эту речь внимательно, с уважением. Даже начальник ГПУ Линде сказал отцу Василию: «Как служителя культа и как врага советской власти, я Вас с удовольствием расстрелял бы, но признаюсь, что я уважаю Вас, как человека убежденного и стойкого».
Суд, как и следовало ожидать, вынес смертный приговор. При последнем слове – «к расстрелу» – отец Василий широко перекрестился и со спокойной улыбкой благословил всех, говоря при этом: «Господь с вами, успокойтесь, все в Божьей воле, смотрите, ведь я спокоен. Идите с миром по домам».
В камере смертников батюшка ждал своего последнего дня с радостью и даже восторгом.
Между тем, защитник подал ходатайство о помиловании, а делегаты от всех жителей города, и, в частности, полтавских промышленных предприятий, поехали в Москву к Ленину. С мнением рабочих посчитались, и заменили смертную казнь 10-ю годами тюремного заключения. Рассказывают, что отец Василий был даже огорчен отменой первоначального приговора.
Страстотерпца поместили в общую камеру. Там священника так полюбили, что даже матерые уголовники называли его «наш батюшка» и защищали от издевательств тюремщиков, не позволяя ему выполнять наряды (чистить помещение, выносить нечистоты и проч.) и не сквернословя в его присутствии.
Через некоторое время отца Василия перевели в Харьков, где он и отбывал срок, который по какой-то амнистии был сокращен более чем на половину.
В Харькове заключенного батюшку привезли однажды на антирелигиозный диспут. Там отец Василий произнес такую сильную речь, что о ней заговорил весь город.
После освобождения батюшка прибыл в Полтаву, и тут, по всеобщему желанию паствы, был рукоположен во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Хиротонию совершили блаженной памяти архиепископ (впоследствии митрополит) Полтавский и Переяславский Григорий (Лисовский, + 1927) и тайно прибывший епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик, + 1937). Рукоположение состоялось 12 августа 1924 года (по другим данным – 1925) года. При наречении Владыка сказал речь, которая по сути своей была клятвой на верность служения истинной Церкви Христовой и обещанием бороться с Ее врагами и отступниками.
Владыка Василий старался активно бороться с возникшим в то время самосвятством разных толков, вызывал главарей самосвятов на публичные прения о вере, но вожди лже-автокефалии, зная мудрость и силу слова Владыки, побоялись принять вызов.
Преосвященный продолжал служить в Троицкой церкви, и многие привычно называли его «отцом Василием». Всех прихожан Владыка знал по именам, любил их, интересовался жизнью каждого.
В своих проповедях Владыка обличал преступления безбожников, и чем большими были преступления, тем бесстрашнее и громче звучали обличения.
В 1926 году Преосвященный был снова арестован и сослан на три года в Соловецкий лагерь, а около 1928 года – выслан из Соловков в Иркутскую область (но, возможно, на Колыму или в Магадан). С нового места ссылки и пришла последняя весточка от Владыки: на маленькой открытке были слова «Мирно наблюдаю закат солнца. Так подходит к закату и моя жизнь». Действительно, 9 декабря 1929 года Владыка снова был арестован и на этот раз отвезен в Москву, на Лубянку. А 3 февраля 1930 года Преосвященного приговорили к расстрелу.
Бог весть, каковы были последние дни священномученика. По одним данным, Владыку расстреляли в одном из подвалов на Лубянке в Страстной Четверг 1930 года; по другим – после зверского допроса живым бросили в тюремную клоаку. Но по данным Свято-Тихоновского богословского института (Москва), священномученик погребен на Ваганьковском кладбище.
Память о мудром и любвеобильном архипастыре, твердом воине Христовом епископе Василии всегда сохранялась в душах верующих полтавчан. Сотни людей молились за упокой «убиенного епископа Василия», чтили его как святого и призывали в молитвах о его помощи. И вот, по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Полтавского и Кременчугского Феодосия, были поданы материалы к канонизации священномученика. Много усилий для сбора документов о жизни и мученической кончине святого приложил протоиерей Александр Антонюк, клирик Спасской церкви г. Полтавы.
11 июня 1997 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение о причислении убиенного епископа Прилукского, викария Полтавской епархии Василия (Зеленцова) к лику святых. По благословению Высокопреосвященного Митрополита Феодосия была написана икона священномученика и создана служба.
Торжества в связи с прославлением священномученика Василия состоялись в Полтаве 4 апреля 1998 года, в день празднования памяти святого. В последний раз была отслужена заупокойная лития по убиенному епископу Василию. С тех пор каждый год в день его памяти богослужения служатся за уставом храмового праздника, обязательно служится Божественная литургия.
07.04.2008. СЕВЕРОДОНЕЦК. Управляющий епархией встретился с представителями власти
07.04.2008. КИЕВ. Президент Ющенко поучаствовал в весенней толоке