Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

ПАМЯТИ АРХИЕПИСКОПА ХРИСТОДУЛОСА

И словом, и жизнью

Сергей Василенко

Православный мир и все христианское мировое сообщество простилось с выдающимся православным иерархом – Предстоятелем Элладской Православной Церкви Архиепископом Афинским и всея Греции Блаженнейшим Христодулосом. Он скончался 28 января в возрасте 69 лет от рака. Правительство Греции объявило трехдневный траур, более трехсот тысяч человек в первые два дня пришли в афинский кафедральный собор проститься с замечательным архипастырем. Главы христианских государств прислали свои соболезнования, на похороны прибыли Восточные Патриархи и высшие иерархи Поместных Церквей Мирового Православия.
Элладская Церковь попросила всех, кто приходит проститься с иерархом, не покупать цветов и венков, а пожертвовать небольшую сумму денег на благотворительные нужды, что было бы лучшей данью памяти и уважения к трудам почившего, который был у истоков многих социальных и благотворительных проектов.
Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодулос (в миру Христодулос Параскеваидис) родился в городе Ксанти в Восточной Македонии на севере Греции в 1939 году. В 1962 году получил диплом юриста, а в 1967 — богослова. Изучил английский и французский языки, получив сертификаты об окончании языковых курсов. Самостоятельно овладел также итальянским и немецким языками. Во время учебы на юридическом факультете в 1961 году был рукоположен в сан дьякона, а в 1965-м — пресвитера. Доктор теологии.
В течение девяти лет был проповедником и духовником в храме Успения Божьей Матери афинского района Пальо Фалиро, затем в течение семи лет – секретарем Священного Синода Греческой Православной Церкви. В 1974 году Христодулос был возведен в сан епископа и одновременно избран митрополитом Димитриадским. В этом ранге принимал участие в многочисленных поездках за рубеж в составе делегаций Греческой Православной Церкви. В апреле 1998 года на заседании Синода был избран Архиепископом Афинским и всей Греции.
Архиепископ был яркой фигурой не только всего православного мира, но и политической жизни Греции. Его позиция не всегда вызывала однозначную реакцию, но была твердой и основанной на искренних убеждениях. Христодулос отличался особым мнением по действиям НАТО на Балканах, протестовал против удаления графы «вероисповедание» из греческих удостоверений личности, не принимал обсуждаемое в обществе разделение школы и церкви, критиковал реформу орфографии новогреческого языка, выступил инициатором закона о запрещении игровых автоматов, но одновременно встретился в 2001 году с папой Римским Иоанном Павлом II, выступал за сближение двух христианских конфессий, даже появились сообщения о возможном обсуждении путей преодоления великого раскола христианской церкви. Не возражал также против строительства мечети в Афинах.
А главное, Православная Церковь под предводительством Христодулоса реализовала множество программ социальной помощи бедным, старикам, детям, наркоманам и токсикоманам, одиноким матерям, беженцам, причем не только в Греции, но и за границей. Для этого была специально учреждена Социальная служба при Греческой Православной Церкви.
Архиепископ активно выступал в прессе, из-под его пера вышло множество статей в разных газетах и журналах. Христодулос – автор двух книг. Последняя книга «Душа Европы» вызвала большой резонанс и была переиздана на английском языке под названием «The European Psyche». По одним только заголовкам можно судить о глубине освещаемых тем – «Логика истории и стратегия интереса», «Europa Nostra (Наша Европа)», «Futurum (Будущее Европы)», «Культуры и права народов», «Представление церкви на горизонтах Европы».
Блаженнейший Христодулос был другом Украины и Украинской Православной Церкви, греческие монастыри постоянно принимали на оздоровление чернобыльских детей из разных епархий УПЦ. В августе 2001 года он совершил официальный визит в Киев в связи со всецерковным и всенародным празднованием 950-летия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Он доставил на праздник для поклонения величайшую святыню – честную главу святого апостола Андрея Первозванного, единственного из учеников Христа посетившего наши земли и пророчески предсказавшего, что здесь будет город, где «воссияет благодать Божия».
Предстоятель Элладской Церкви осудил украинские расколы и призвал православных верующих объединиться вокруг канонической Церкви Украины. Обращаясь к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру после Божественной литургии в Киево-Печерской Лавре при огромном стечении народа, он сказал: «Наша Мерность от имени всей Полноты святейшей Элладской Церкви заверяет Вас, что в Вашем лице Мы признаем канонического Митрополита Киевского и всея Украины, истинного и единственного хранителя апостольского преемства в святейшей Православной Церкви Украины, вместе с досточтимой иерархией, честным клиром и благочестивым украинским народом, который находится под Вашим церковным водительством».
Архиепископ Христодулос был борцом за чистоту веру, осуждал не только украинские богоотступные расколы, но и украинскую унию. Когда в 2003 году Ватикан решил перебазировать униатов из Львова в Киев и даже учредить униатский патриархат, отповедь архиепископа была резкой. От имени Элладской Православной Церкви он заявил, что она
– «во-первых, категорически отвергает намеренно заранее провозглашенное, небратское, незаконное и провокационное намерение создать Униатский Патриархат на Украине, считая осуществление этого решения раной для богословского диалога и достигнутого недавно значительного прогресса в отношениях обеих Церквей и в частности без существенной причины, поскольку униатский уклон в регионе Украины, навязанный польской короной, в конце концов, относится к прошлому и не может претендовать на какое бы то ни было церковное узаконивание;
— во-вторых, она считает необходимым всеправославное осуждение этого намерения, с одной стороны, потому что оскорбление Святейшей Русской Церкви является оскорблением всего Православия, а с другой, потому, что вопрос унии сам по себе является оскорблением в адрес большинства поместных Святейших Православных Церквей, как это подтверждается серьезным кризисом, возникшим в официальном богословском диалоге за два последних десятилетия;
— и, в-третьих, она озабочена исторически не обоснованным оскорблением канонического обоснования Патриаршего Института в Церкви, а также произвольным и не согласным с общим каноническим преданием Вселенских соборов стремлением экклезиологически оправдать унию.
Святейшая Элладская Церковь всегда была против унии, сильно осуждая ее и тех, кто служил через нее стремлениям Римо-Католической Церкви».
В Греции Архиепископ Христодулос прославился и как «молодежный» архипастырь. Известны его посещения молодежных клубов и дискотек, когда юноши и девушки бросали танцы и обсуждали с первоиерархом вопросы смысла, правды и цели жизни. Он стремился и был примером для пастырей. В конце жизни ему было уготовано стать примером стойкости в борьбе со смертельным недугом. Он знал о свое страшном диагнозе и не скрывал его. Лечение в Европе и США не принесло положительного результата, но Блаженнейший Христодулос не терял расположения духа и даже последними неделями и днями своей жизни свидетельствовал то, что проповедовал.
Ниже мы публикуем последнее интервью Предстоятеля Элладской Церкви, которое он дал накануне Рождества одной из газет греческой диаспоры США

Архиепископ Афинский и всея Греции Христодулос: «Главное в моем служении – это осознание жажды любить людей»

– Ваше Блаженство, каковы Ваши мысли, пожелания и молитвы в это Рождество?
– Мысли не могут быть далеки от желания приблизиться к Таинству Божественного Освобождения и Снисхождения, добровольного отказа от Божественного блеска и одновременного облачения в кожаный земной хитон, что привело к вочеловечению Сына и Слова Божьего ради любви к людям. Если бы мы могли оценить величие этого события вне мирских измерений духа времени, мы бы всю жизнь со страхом и признательностью стояли в оцепенении перед величием Божьего милосердия, которое не единожды явилось в мир, но проявляется «днесь» в жизни каждого верующего, открывающего свое сердце реальности живоносной веры и отказывающегося от заблуждений и ограниченности рационализма.
Таково мое пожелание в это Рождество – избегнуть всего затасканного и пережить это Таинство внутренне и опытно в Церкви, в той среде и атмосфере, которые Она создает. Только таким образом мы переживем истинное Рождество.
Конечно, особенно в этом году, когда мое здоровье подвергается суровому испытанию и Бог сам посещает меня в болезнях, мои мысли обращены ко всем тем нашим ближним, которые болеют и страдают. В прежние годы я навещал их в больницах и иных государственных и церковных учреждениях, исполняя, таким образом, свой священный долг, согласно заповеди Иисуса Христа. В этом году я их посещаю мысленно и молюсь о них еще сильнее, но в целом я чувствую их сильнее, чем когда-либо, и призываю их иметь веру, мужество, надежду. Бог нас не оставит.

– Греческая община хотела бы получить из Ваших уст информацию о состоянии Вашего здоровья.
– Всем известно, что я столкнулся с серьезными проблемами со здоровьем. Я с самого начала желал и продолжаю желать того, чтобы наш народ знал весь ход этих событий без уверток и попыток сокрытия правды. У меня есть чувство и убеждение, что мы, церковные мужи, не принадлежим сами себе. В первую очередь мы принадлежим Церкви и ее членам и когда преуспеваем, и когда подвергаемся испытаниям.
Я предал себя в руки Божьи, а также и врачей, к научному знанию и опыту которых я питаю абсолютное доверие. Я осознаю тяжесть своего состояния, но не сдаюсь. Я уповаю на любовь Божию. Пусть свершится Его воля.

– Как это неожиданное испытание изменило Вас, а именно: как Вы теперь видите свою связь с Богом и людьми?
– Боль может подействовать на человека двояко: ужесточить его и ожесточить против Бога и людей, удаляя его от общества, либо смягчить, облагородить и заставить посмотреть на свою жизнь и на свою связь с Создателем и ближними другими глазами. Пределы такой двойственности зависят от размера веры. Тот, кто верит и вверяется Богу и Его воле, воспринимает боль, болезнь и всякого рода испытание как Его посещение. Он может в данный момент недоумевать, кричать «ПОЧЕМУ», но, в конечном счете, осознавать, что все, что Бог попускает в нашей жизни – хорошее, плохое или даже трагическое, – Он попускает ради нашей же пользы и нашего совершенствования. В этом случае больной стремится к общению с людьми, желает стать причастным их любви, почувствовать облегчение от общения с ними.
В противоположном случае, когда вера отсутствует или поверхностна, иными словами, когда отсутствует доверие воле Божьей и Бог превращается в противника и неприятеля, болезнь ожесточает человека, делает его неприступным и труднодоступным.
Я славлю Бога за то, что в такой трудный период в моей жизни Он укрепил и усилил мою веру и дал мне возможность пережить и сделать образом жизни все то, чему я учил и благовествовал другим все прошлые годы. Я благодарю Его за то, что я не один, так как рядом со мной постоянно находятся мои духовные чада, сострадающие мне в моей болезни; за то, что я могу с большей легкостью расставлять приоритеты жизненных ценностей и пренебрегать жизненными слабостями и мелочами; за то, что более легко могу прощать и простирать руку снисхождения к тем, кто меня огорчил или причинил боль в прошлом.

– Чем ознаменована Ваша жизнь, а особенно Ваше управление Элладской Церковью?
– Одной особенностью, из которой вытекают и исходят все остальные. Это осознание жажды любить людей, постоянно служить их нуждам, духовным или материальным. Это осознание долга служителя Церкви перед народом Божьим. Только в случае его преуспевания наше духовное и общественное дело истинно, богоприятно, плодоносно и одобряемо обществом.
Это заставляет Церковь и ее людей быть первопроходцами на общественном поприще, быть избранными общественными тружениками во имя Иисуса Христа, по достоинству получая народную любовь и доверие.
Это высшее предназначение у меня было и есть перед глазами, и во имя него я действовал и буду продолжать действовать в качестве церковного лица, занимая самое высокое место в церковной иерархии нашей Родины. Во имя него и борьба, и гонения, и жертвы, и боли, и огорчения, и столкновения, и проблемы. Но также во имя него и удовлетворение, которое я чувствую от того, что до сего момента я в полной мере исполнил свой долг.

– И напоследок, есть ли будущее у эллинизма и Православия в Америке, или, может быть, мы приближаемся к его концу?
– Все зависит от вас. Со временем теряется и угасает то, что предается забвению. Столько лет греческая община существует и преуспевает, так как она зиждется на двух основаниях: эллинизме и Православии – и вращает свою жизнь и интересы вокруг Церкви. Эти силы нуждаются в заботе, уважении и постоянной подпитке. Когда вы будете почитать и переживать эти высшие живоносные блага, исходящие от них, и систематически передавать их своим детям, тогда община не просто будет существовать, но
будет продолжать совершать великие дела. А когда вы их оставите, вы ассимилируетесь, оборвете связи с теми элементами, которые до сего дня были вашей греко-православной особенностью, и превратитесь в безликий остаток некоего романтического прошлого, прекрасного, но мертвого. Конечно, если все это имеет значение для вас, зарубежных греков, в данном случае американских, то для греков, живущих в самой Греции, которые часто не почитают то, что унаследовали от своих отцов, это имеет во много раз большее значение.
Не поддавайтесь искушениям и удобствам глобализации. Боритесь – ваше будущее в ваших руках.
Перевод с греческого Зинаиды Оборневой
Православие.Ru