Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

18.03.2008. ОДЕССА. Владыка Агафангел совершил постриг в схиму архимандрита Иону

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, совершил богослужение с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре. После завершения вечерней службы Владыка совершил постриг в великую схиму одного из старейших насельников — духовника обители архимандрита Ионы с наречением имени в честь пророка Ионы.
Напомним, что принятие великого ангельского образа (греч. — «ту мегалу ангелику схйматос», «великой схимы), — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом (Флп.1,23). Последование великого ангельского образа походит на чин пострижения в малую схиму, но совершается с большей торжественностью, строгостью, соответствующей высоте принимаемых обетов.
Настоятель предлагает принимающему великую схиму те же вопросы, какие предлагаются в чине малой схимы: «Что пришел еси, брате? Желаеши ли сподобитися ангельскому образу?» и т. д. и при этом вопрошает: «Отрицаешися ли мира, и яже в мире, по заповеди Господней?»
После испытания пришедшего и молитв о нем настоятель; велит ему трижды подать ножницы и затем постригает его. При пострижении ему дается новое имя. Теперь следует облачение. Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, что носят и иноки малой схимы, только с ними соединено значение более великих обетов. Так, при облачении в рясу настоятель говорит: «Облачится в ризу правды и радования, великаго ангельскаго образа». При облачении в мантию говорит: «Приемлет мантию великаго и ангельскаго образа». Вместо клобука великосхимник надевает кукуль (греч. «то кукулион» — шапочка). Кукуль остроконечен и покрывает голову и плечи кругом, и украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. При надевании его настоятель произносит: «Облачится в куколь беззлобия, в шлем спасительнаго упования». Затем возлагается аналав (греч. — «аналамбанин» — воспринимать) — такой же, как и параман, четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами. При возложении аналава настоятель говорит, что великосхимник восприемлет крест свой на рамех и следует Владыце Христу. Оканчивается чин пострижения в великую схиму целованием мира — братским приветствием.
После облачения нового схимника следует краткая ектения диакона о его благосостоянии духовном и пение крещального стиха: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуйа», после чего читается Апостол, где святой апостол Павел (Еф.6, 10- 17) учит, какова наша духовная брань и как мы должны сражаться. Затем следует евангельское чтение (Мф. 10, 37, 38; 11, 28-30), где Спаситель проповедует самоотвержение и отвержение от плотских привязанностей.
Братия, приветствуя нового своего сподвижника целованием мира, поет: «Познаем, братие, таинства силу: блуднаго сына, от греха востекшаго к отчему дому, преблагий отец, встретив, лобзает и вновь дарует ему познание своей славы, и совершает таинственное с горними пиршество, закалая тельца упитаннаго, дабы мы достойно сожительствовали и предавшему его на заклание, человеколюбивому Отцу, и славной сей жертве — закалаемому Спасу душ наших».
После завершения пострига митрополит Агафангел поручил схиархимандрита Иону в духовное окормление другому старцу обители — архимандриту Никону. Затем владыка обратился к новому схимнику монастыря с архипастырским напутствием: «Господь поставил, тебя, брат, на свечнице церковной для того, чтобы быть светильником, молитвенником за народ Божий, совершать молитвы, прошения, благодарения, молиться о всех тех, кто приходит к тебе для того, чтобы утешить их в скорбях и испытаниях. Более тридцати семи лет ты несешь послушание в нашей святой обители. Тогда, еще молодым, ты взял на себя легкое бремя ига Христова.
Ты никогда в жизни своей не нарушал заповедей Божиих и монашеских обетов, ты всегда любил молиться, и молитва твоя слышится Богом.
Ты не получил духовного образования, но сам Господь умудрил тебя, и ты стал наставником многих человеческих душ”.