70-летие расстрела Соловецких узников
Святейшему Патриарху вручена премия «Человек года»
В Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя состоялось вручение премии «Человек года — 2007», учрежденной Русским биографическим институтом, сообщает пресс-служба Московской Патриархии. Вручение премии проходит уже в пятнадцатый раз, она присуждается решением Экспертного совета Русского биографического института за выдающиеся достижения в различных сферах деятельности.
Как указано в наградных документах, «за выдающийся вклад в духовное возрождение России» в номинации «Религия» лауреатом премии назван Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Русский биографический институт и газета «Известия» одним из самых значительных событий истекающего года назвали подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью.
Принимая награду, Святейший Патриарх поблагодарил руководителей Русского биографического института за присуждение премии и отметил, что эту награду он воспринимает как Предстоятель Русской Православной Церкви, ее епископата, клира, монашествующих и православных верующих. Также в своем выступлении Святейший Патриарх коснулся темы подписания акта о восстановлении единства в Русской Церкви: «Это был акт собирания русского рассеяния. По милости Божией это рассеяние закончилось, и сейчас Зарубежная Церковь и Московский Патриархат — единая Русская Православная Церковь».
Также лауреатами премии стали композитор Родион Щедрин, бизнесмен Алишер Усманов, председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов, главный редактор газеты «Коммерсант» Андрей Васильев, президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев и др.
Работой экспертного совета по присуждению премии «Человек года» руководит гендиректор Русского биографического института писатель Святослав Рыбас. Совет формируется из числа известных политиков, ученых, деятелей религии, науки, культуры, а также лауреатов премии прошлых лет.
Лауреатам вручаются диплом и серебряный крест, представляющий собой копию Георгиевского креста, в розетке которого расположен золотой двуглавый орел.
Святейший Патриарх совершил в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре панихиду по митрополиту Киевскому Николаю (Ярушевичу)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II молитвенно почтил память митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича). 13 декабря Его Святейшество в сослужении наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископа Сергиево-Посадского Феогноста совершил заупокойное богослужение у гробницы архипастыря в крипте Смоленского храма монастыря.
Обращаясь к собравшимся почтить память митрополита Николая, Его Святейшество сказал: «В 1922 году Господь призвал его к архиерейскому служению. Он начал свой архипастырский подвиг в тяжелую пору гонений и закончил жизнь исповеднически, будучи лишенным самого дорогого для каждого священнослужителя – возможности совершать богослужения». Святейший Патриарх Алексий отметил, что «люди помнят Владыку Николая как замечательного проповедника и исповедника веры».
Одна из городских улиц Америки названа в честь волынянина-новомученика
Одна из улиц в городе Джерси-Сити, штат Нью-Джерси, отныне будет носить имя священномученика Александра Хотовицкого, сообщает сайт Вашингтонской и Нью-Йоркской епархии Православной Церкви в Америке. 2 декабря православная общественность собралась на торжественную установку дорожного указателя, увековечивающего память священномученика Александра.
6 мая 2007 года приходу святых апостолов Петра и Павла в Джерси-Сити, основанному священномучеником Александром в годы его служения в США, исполнилось 100 лет. Знаменательно, что улица святого Александра Хотовицкого появилась в Джерси-Сити в канун дня его памяти, отмечаемого 4 декабря по новому стилю.
Протопресвитер Александр Хотовицкий родился в 1872 года на Волыни. По окончании Волынской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии будущий священнослужитель был направлен в Алеутскую и Североамериканскую епархию, где занял место псаломщика при только что построенном храме святителя Николая в Нью-Йорке. В 1896 году был рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем этого прихода. Его трудами вместо малого приходского храма был возведен грандиозный собор Святителя Николая. С 1898 по 1907 год отец Александр служил под омофором святителя Тихона, будущего Патриарха Всероссийского.
Отец Александр с успехом совершал миссионерское служение в США, главным образом среди униатов — выходцев из Галиции и Карпатской Руси. Ему нередко поручалось представлять Православную Церковь в американских религиозных учреждениях и собраниях.
Трудами отца Александра были созданы православные приходы в Филадельфии, Юнкерсе, Панайке и других больших и малых городах Северной Америки. Под его редакцией издавался «Американский православный вестник» на английском и русском языках.
Деятельное участие отец Александр принял в организации и деятельности епархиального «Православного общества взаимопомощи», исполняя в разное время обязанности его казначея, первого секретаря и председателя. Общество оказывало материальную помощь австрийским русинам, македонским славянам, русским воинам в Маньчжурии и российским военнопленным в японских лагерях.
Самоотверженное пастырское служение будущего новомученика в Америке продолжалось 18 лет. В феврале 1914 года он был переведен в Гельсингфорс (ныне Хельсинки), где нес священническое служение до августа 1917 года.
Летом 1917 года протоиерей Александр был назначен ключарем кафедрального храма Христа Спасителя в Москве. Он принял активное участие в работе Поместного Собора 1917-1918 гг. В годы гражданской войны отец Александр был одним из ближайших помощников святителя Тихона по управлению Московской епархией.
В мае 1920 и в ноябре 1921 года отец Александр подвергался кратковременным арестам. Его обвиняли в нарушении декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви — в преподавании Закона Божия детям.
В 1922 году, под предлогом помощи голодающим, власти проводили насильственное изъятие церковного имущества. Отец Александр организовал в храме Христа Спасителя сбор средств для помощи голодающим; в то же время предпринимались усилия к тому, чтобы сохранить от поругания храмовые святыни. 27 ноября 1922 года начался судебный процесс по обвинению 105 священнослужителей и мирян в том, что они «пытались удержать в своих руках церковные богатства и на почве голода свалить советскую власть». Среди главных организаторов был назван протоиерей Александр Хотовицкий. Приговор революционного трибунала оказался более мягким, чем высказанное в обвинительной речи требование смертной казни, — 10 лет лишения свободы.
После возвращения святителя Тихона к церковному управлению и ряда его заявлений о лояльности Советской власти многие из священнослужителей и мирян были амнистированы. В октябре 1923 года освободили из-под стражи и отца Александра, однако менее чем через год, в сентябре 1924, он был сослан на поселение в Туруханский край сроком на 3 года.
По возвращении из ссылки протоиерей Александр был возведен в сан протопресвитера и стал одним из ближайших помощников заместителя местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия, под началом которого он ранее служил в Финляндии. В 1930 году протопресвитер Александр был назначен настоятелем Ризоположенского храма на Донской улице в Москве. Осенью 1937 года он был вновь арестован. На этом документальные сведения о нем прерываются, однако большая часть устных сообщений говорит о его мученической кончине.
Протопресвитер Александр Хотовицкий канонизирован на Архиерейском Соборе в Москве в 1994 году.
В Санкт-Петербурге прошли памятные мероприятия в связи с 70-летием расстрела отца Павла Флоренского, Леся Курбаса и других узников Соловецких лагерей
В день 70-летия массового расстрела под Ленинградом 509 узников Соловецких лагерей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области прошли мемориальные мероприятия. Это убийство узников – одна из кровавых страниц большого Соловецкого расстрела 1937-начала 1938 годов.
В августе 2007 года исполнилось 70 лет с начала репрессий, уничтоживших десятки тысяч людей. Особое место среди расстрелянных в 1937-1938 годах занимает многотысячная группа православных священнослужителей. 8 декабря исполнилось 70 лет со дня расстрела под Ленинградом выдающегося богослова, ученого-энциклопедиста отца Павла Флоренского.
Особая тройка УНКВД Ленинградской области (начальник УНКВД ЛО Л. Заковский, его заместитель В. Гарин и прокурор Ленинграда Б. Позерн) во исполнение приказа №00447 стремилась не только выполнить, но и перевыполнить разнарядку, установленную для Соловецких лагерей. Было предписано осудить по «первой категории» (т.е. расстрелять) 1200 человек до конца 1937 года. Были приговорены к расстрелу и расстреляны 1825 человек, т.е. на 52% больше.
Основанием для вынесения приговора служила справка начальника Соловецкой тюрьмы И.А. Апетера. Расстрел был осуществлен в три этапа. Из-за того, что на Соловках уничтожить такое количество людей было невозможно, приговоренные были отправлены на Большую землю. 1111 человек, доставленные с Соловков в город Кемь (Карелия), были расстреляны с 27октября по 4 ноября 1937 года в урочище Сандормох в районе г. Медвежьегорска.
Группу из 509 человек, привезенных в Ленинград, расстреляли. Документы о расстреле подписаны 8 декабря 1937 года комендантом УНКВД Ленинградской области А. Поликарповым. По расследованиям, проведенным НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург), местом расстрела этого этапа является урочище Койранкангас, известное как Ржевский артиллерийский полигон в Ленинградской области в районе поселка Токсово. Этот полигон использовался как место расстрела с 1918 года. В 1930-е годы на нем было расстреляно 30 000 человек. Из-за закрытости фондов до сих пор окончательное количество погибших не установлено.
Последнюю группу приговоренных из 200 человек, в отношении которых постановление тройки было вынесено только 14 февраля 1938 года, расстреляли в том же феврале прямо на Соловках.
Среди расстрелянных под Ленинградом 8 декабря 1937 года были представители различных национальностей и вероисповеданий.
— русские: литераторы В. Бестужев-Рюмин, Г. Жантиев, выдающийся богослов и ученый протоиерей Павел Флоренский, адвокат А. Бобрищев-Пушкин, писатели: Л. Грабарь-Шполянский, А. Бескина, Е. Мустангова, преподаватели, научные работники, служащие, рабочие, в том числе осужденные в Ленинграде 16 человек рабочих судостроительного завода им. Жданова, 9 человек рабочих Пролетарского паровозоремонтного завода, 13 человек рабочих Охтенского химкомбината и т.д.
— украинцы: режиссеры А. Курбас, Д. Ровинский, литераторы Н. Кулиш, В. Пидмогильный, академик С. Рудницкий, профессора Н. Зеров, В. Пидгаецкий, П. Филиппович, Е. Черняк, В. Чеховский, М. Яворский;
— немцы, среди них священники приходов Республики немцев Поволжья;
— поляки, среди 98 человек 34 католических священника;
— узбеки, осужденные по делу «Милли истикляр» в Ташкенте В. Абду, И. Мулла, А. Ходжаев;
— удмурты, среди которых писатель и просветитель К.П. Чайников (псевдоним — Кузебай Герд), поэты К. Яковлев, И. Бурдюков и др.
В день памяти убийства 509 соловецких узников были проведены мемориальные мероприятия, которые начались панихидой в домовом храме Покрова Пресвятой Богородицы при Школе народного искусства императрицы Александры Феодоровны. В панихиде приняли участие представители фонда «Андреевский флаг» (Москва), который выступил инициатором проведения этого дня народной памяти.
В панихиде приняли участие родственники расстрелянных соловецких узников. Среди них: внук выдающегося богослова и ученого-энциклопедиста отца Павла Флоренского – председатель рабочей группы по исследованию чудесных знамений, происходящих в Православной Церкви, профессор кафедры литологии Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина д. г-м. н. П.В. Флоренский; внук профессора Р.Н. Литвинова – сподвижника и сокамерника отца Павла Флоренского — член Общественной палаты Российской Федерации Р.Н. Литвинов; племянник преподавателя и офицера К.М. Столярова — вице-президент Фонда полярных исследований, заведующего сектором Российского института культурного и природного наследия В.П. Столяров.
Из Школы народных искусств участники мемориальных мероприятий вместе с учениками школы и педагогами отправились на места массовых захоронений погибших в годы репрессий: Ржевский артиллерийский полигон в районе поселков Токсово и Левашово. Там по благословению благочинного Адмиралтейского округа Петербургской епархии архимандрита Сергия (Стурова) священником Федором Кузнецовым из храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала были проведены панихиды. Если в Токсово практически ничего еще не сделано по увековечиванию памяти безвинно погибших и до сих пор не определены границы захоронений, то в поселке Левашово уже с 90-х годов организовано мемориальное кладбище.
После посещения мемориалов участники церемонии посетили музей-квартиру А. Блока, где прошел вечер памяти отца Павла Флоренского.
8 декабря также были проведены панихиды по отцу Павлу Флоренскому и по пострадавшим вместе с ним во многих храмах и монастырях Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Крыма и других городов. Помянули невинно убиенных и участники объединенного крестного хода Владивосток, Якутск — Москва международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы».
Мемориальная программа была проведена в рамках Международной духовно-просветительской программы «Под Звездой Богородицы», посвященной историческому воссоединению Русской Православной Церкви, по инициативе фонда «Андреевский флаг». В организации и проведении приняли участие ученики и преподаватели Школы народных искусств императрицы Александры Феодоровны, священники Адмиралтейского благочиния Петербургской епархии, Благотворительный фонд «Родная Балашиха» (президент – Л. Самоделова), научно-информационный центр «Мемориал» (Санкт-Петербург, Т. Косинова), Сретенская семинария (зав. кафедрой Т. Шутова), квартира-музей А. Блока в Санкт-Петербурге.
В Российской академии наук опровергают версию о прекращении Сталиным гонений на Церковь в 1939 году
В Институте российской истории РАН считают, что версия о прекращении гонений на Русскую православную церковь со стороны советского государства еще до Великой Отечественной войны была специально сфабрикована для создания образа «православного» Сталина.
Старший научный сотрудник института, кандидат исторических наук Игорь Курляндский утверждает, что в историографический оборот был запущен ряд подложных документов – во-первых, «Указание ВЦИК и Совнаркома» от 1 мая 1919 г. №13666/2 за подписью В. Ленина с призывом «как можно быстрее покончить с попами и религией», а во-вторых, «Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 11 ноября 1939 г.», отменяющее ленинское «Указание» и признающее «нецелесообразным» преследования священников и верующих. «Сочинение этих бумаг понадобилось для достижения ясных политических целей – формирования и внедрения в общественное сознание мифа о расположенности Сталина к Церкви и православной религии еще до войны, создания положительных образов «православного» Сталина и «патриотического» сталинского руководства», – пишет И. Курляндский в статье, опубликованной в «Политическом журнале».
По словам историка, В. Ленин «не подписал за всю свою партийно-государственную деятельность ни одного документа, который носил бы название «Указание». Более того, номер подложного, по мнению эксперта, документа – 13666/2 – был специально выдуман, «чтобы искусственно ввести в него апокалипсическое «число зверя», придать бумаге ярко выраженный мистический характер, связать его с «сатанинской» стихией российского большевизма, которой якобы и положил предел мудрый «государственник» Сталин».
«Текст «Указания» Ленина является грубым историческим фальсификатом, сочиненным специально для того, чтобы подкрепить собой другой фальсификат, показывающий мнимую расположенность Сталина к Церкви и «православно верующим» еще до войны», – утверждает сотрудник ИРИ РАН.
О подложности же документа Политбюро от 1939 года, якобы прекращающего преследование Церкви и означающего «либеральный поворот» Сталина в церковной политике, говорят, по словам И. Курляндского, факты «новых жестоких репрессий по церковным делам» в 1940-1942 годы. В это время, отмечает историк, продолжалась и фабрикация «групповых» церковных дел.
Число репрессий в отношении Церкви резко сокращается лишь с 1943 года «в результате действительного поворота государственной политики» уже в самый разгар Великой Отечественной войны.
Власти Молдавии пригрозили пересмотреть решение о регистрации так называемой «Бессарабской митрополии»
Власти Молдавии могут пересмотреть решение о регистрации «Бессарабской митрополии» Румынской Православной Церкви, несмотря на приговор Европейского суда по правам человека. Об этом заявил президент Молдавии Владимир Воронин, комментируя решение Синода Румынской Православной Церкви учредить три епархии на территории Украины и Молдавии. По его мнению, подобные действия Румынской Церкви «подрывают устои православного мира». «Мы не можем торговать верой и делать ее заложницей политики. Поэтому можем выйти из решения Страсбургского суда о регистрации «Бессарабской митрополии», – сказал президент в интервью молдавскому телевидению.
Как «прямое и агрессивное вмешательство в каноническую территорию другой церковной иерархии» расценила действия Румынской Церкви и митрополия Молдавии, которая является канонической частью многонационального Московского Патриархата.
Так называемая «Бессарабская митрополия» была учреждена Патриархатом соседней Румынии после провозглашения независимости Молдавии в 1992 году. Это вызвало протест как молдавских властей, так и митрополии Молдавии. Правительство республики десять лет отказывалось ее официально регистрировать, опасаясь раскола в Православной Церкви. Однако по решению Европейского суда по правам человека в 2002 году власти вынуждены были все же зарегистрировать митрополию, а также признать ее правопреемником «Бессарабской митрополии», действовавшей на территории страны с 1918 по 1944 год, когда Молдавия входила в состав Румынии. Русская Православная Церковь, которая действует в Молдавии с 1813 года, считает «Бессарабскую митрополию» незаконной.
Согласно данным государственной службы по делам культов, у митрополии Молдавии по состоянию на 2007 год около 1100 приходов. У «Бессарабской митрополии» – в десять раз меньше.
В России Русской Церкви не возвращены еще около десяти тысяч храмов
Русской Православной Церкви не возвращены еще около десяти тысяч храмовых зданий, тысячи же переданных нуждаются в восстановлении, сообщил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент.
На пресс-конференции он сказал, что 58 российских епархий в прошлом году обратились в Патриархию с просьбой оказать помощь на восстановление храмов в размере 9 миллиардов 707 миллионов рублей. За последние 17 лет, по данным митрополита, количество храмов Русской Церкви в России увеличилось в пять раз, и большинство из них – храмы, возвращенные Церкви «в руинном состоянии».
Церковь благодарна правительству за помощь в их восстановлении, но нуждается в большем, и не только в чисто материальном плане. «Работы по восстановлению храмов, утраченной живописи должны вести высококвалифицированные специалисты. И мы надеемся, что государство и в будущем будет готовить хороших реставраторов», – сказал митрополит Климент. По его словам, сегодня существуют определенные проблемы реставрации памятников: старое поколение опытных реставраторов уходит, а молодежь не проявляет к этой специальности особого интереса.
Директор федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой подтвердил, что девяностые года прошлого столетия «дали провал в реставрационных школах». «Сегодня школы в Суздале, Владимире, Томске переживают довольно сложный период – есть проблемы с людьми, которые работают по белому камню, дереву», – признал Швыдкой. «Я надеюсь, что отношения государства и конфессий будут развиваться в том же духе, как они развивались последние 15 лет, причем в последние 8 лет – с особой поддержкой государства. Россия сегодня уже не страна, где обезглавлены храмы и разрушены купола», – продолжил он.
По его словам, если в 2004 году число восстанавливаемых объектов не превышало 50, а объем государственного финансирования составлял порядка 200 миллионов рублей, то в 2007 году речь идет уже о 364 объектах и 1,5 миллиардах рублей. Принятый в этом году бюджет на 2008-2010 годы предусматривает выделение 6 миллиардов рублей на сохранение памятников истории и культуры, переданных в пользование религиозным организациям. Ежегодно на эти цели будет выделяться по 2 миллиарда рублей.
Список объектов, подлежащих финансированию уже в 2008 году, формируемый, в том числе управлением делами Московской Патриархии, будет утвержден в ближайшее время.
Швыдкой особо отметил, что большая часть бюджетных средств идет на восстановление именно православных объектов, потому что «исторически так сложилось, что около 70% памятников связаны с Русской Православной Церковью».
Сергею Аверинцеву исполнилось бы 70 лет
10 декабря академику Сергею Сергеевичу Аверинцеву исполнилось бы 70 лет. Накануне этого дня в Москве в часовне Свято-Филаретовского института (СФИ) была отслужена панихида, в которой приняли участие близкие друзья и соратники ученого. Сергей Аверинцев являлся членом Попечительского совета СФИ.
По окончании богослужения священник Георгий Кочетков сказал краткое слово. Во время небольшой поминальной трапезы с глубокой печалью говорилось о том, что творения великого ученого сейчас почти не издаются: не только не осуществляются попытки издать полное собрание его сочинений, но и серийные тематические выпуски, скажем, сборники издательства «Дух и литера», в последнее время перестали выпускаться.
Собравшиеся не только делились личными воспоминаниями об С.С. Аверинцеве, но также говорили о том, как не хватает в наше время его живого, непосредственного, сказанного именно в сегодняшней ситуации слова – всегда точного, глубокого, бесстрашного, одновременно мирного и непримиримого.
Правительство Израиля признало Патриарха Иерусалимского Феофила III
Закончился трехлетний спор между Иерусалимской Православной Церковью и израильским кабинетом. Три года назад Патриарх Ириней был обвинен в продаже церковной земли в Восточном Иерусалиме израильским поселенцам и отстранен от власти. Вместо него был избран Патриарх Феофил III.
Изменения в руководстве Патриархии должны быть согласованы с правительствами Израиля, Иордании и палестинской автономии. Израильтяне отказались признать легитимность избрания Патриарха Феофила. На протяжении трех лет продолжался диспут между руководством Патриархии и израильским кабинетом, который учредил специальную комиссию для разрешения конфликта.
В конце концов, с Патриарха Феофила взяли обещание принимать решения «на основании принципов равноправия», независимо от расовых и религиозных соображений и признали его назначение
Святыне Одесчины поклонились тысячи уральцев
Тысячи уральцев пришли 19 декабря, в день Святителя Николая Чудотворца, в Свято-Троицкий кафедральный собор Екатеринбурга, чтобы поклониться частице мощей святого. Святыня была доставлена на Урал из Свято-Покровского Балтского мужского монастыря Украины.
Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил
праздничный молебен. «Святой Николай Чудотворец – один из самых любимых на Руси святых. Он прославился своим отзывчивым сердцем, заботой о нуждающихся, помощью людям в жизненных невзгодах», – рассказали в Екатеринбургской епархии.
В настоящее время в Екатеринбурге ведется реконструкция храма в честь Святителя Николая Чудотворца. Уже возведены купола, проводятся строительные и отделочные работы внутри здания. Стены храма и алтарь будут украшены уральскими самоцветными и поделочными камнями.
Молдавские власти требуют депортации в Румынию четырех священников и монахини из т.н. «Бессарабской митрополии»
Власти Молдавии потребовали от четырех священнослужителей и монахини из т.н. «Бессарабской митрополии» покинуть территорию страны. В вину клирикам этой митрополии Румынского Патриархата, канонический статус которой не признается Русской Православной Церковью, ставится отсутствие разрешения на пребывание и работу на территории Молдавии.
Глава канцелярии «Бессарабской митрополии» диакон Андрей Делеу расценил инцидент как «новую волну преследований» против представителей данной юрисдикции, предпринятых «политическим руководством республики». Руководство митрополии, по словам диакона, намерено «в самое ближайшее время» обратиться в Европейский суд по правам человека с требованием разобраться в происшедшем.
Со своей стороны в Румынской Патриархии выразили озабоченность требованием молдавских властей, усмотрев в этом попытку запугивания клириков «Бессарабской митрополии». Пресс-секретарь Румынской Церкви священник Константин Стойка отметил, что было бы желательно, чтобы подобные ситуации разрешались на месте, при участии представителей местных властей. В свою очередь МИД Румынии в специальном заявлении выразил сожаление в связи с решением властей Молдавии депортировать из страны румынских клириков.
В Звенигороде (Россия) появится первый в мире музей церковного вина
При Саввино-Сторожевском мужском монастыре в подмосковном Звенигороде появится первый в мире музей церковного вина.
«В музее будет представлена коллекция вин, которые с момента Крещения Руси и по сегодняшний день использовались в богослужебной практике Русской Православной Церкви», – рассказал насельник обители иеродиакон Лазарь (Гришунов). По его словам, экспонаты коллекции будут сопровождаться подробными историческими справками, описывающими всю хронику употребления вин из разных стран в литургической практике Православной Руси, начиная от греческих и фряжских вин в допетровский период и заканчивая крымскими винами и французским кагором.
Музей и дегустационный зал при нем разместятся в отдельном здании, которое будет специально построено рядом с обителью на месте, где некогда располагался каретный двор. «Это будет единственный и первый в мире музей подобного рода. Каждое вино, которое будет у нас в коллекции, само по себе является целой легендой в богослужебной истории Русской православной церкви», – отметил отец Лазарь.
Помощь в строительстве музея и организации коллекции окажет одна из крупных российских управляющих компаний, регулярную поддерживающих обитель. Мэр Звенигорода Леонид Ставицкий также заявил о своей полной поддержке будущего проекта. Открытие музея церковного вина планируется в августе 2008 года.
В Китае выпущено 50 миллионов экземпляров Библии для христианского меньшинства
50 млн. экземпляров Священного Писания издано в Китае к настоящему времени. По этому показателю Китай занял одно из первых мест в мире.
Как отметил глава государственного управления по делам религии КНР Е Сяовэнь, китайское правительство будет и далее поддерживать выпуск и распространение китайскими христианскими организациями Библии.
По его словам, религиозные организации страны готовы во время пекинской Олимпиады – 2008 оказывать зарубежным спортсменам и туристам всяческое содействие в отправлении религиозного культа, включая предоставление достаточного количества экземпляров Библии.
Католизицм
Папа Римский обвинил ООН в недостаточном уважении моральных законов
Папа Римский Бенедикт XVI осудил логику «морального релятивизма» (относительности моральных устоев), которой подчинена деятельность ООН и других международных организаций. Принимая в Апостольском дворце представителей католических неправительственных объединений, аккредитованных при ООН, понтифик отметил существование «нежелания признать главенство моральных законов». Бенедикт XVI подчеркнул, что достоинство личности суть «единственная гарантия мирного сосуществования между народами». По мнению Папы, «этические принципы не подлежат обсуждению».
Обозреватели указывают, что полемический тон заявлений понтифика напоминает его же слова в адрес «Международной амнистии», ратующей за легализацию абортов. Здесь обратили внимание, что на следующий день после подписания энциклики «Спасенные надеждой» глава Римско-католической Церкви счел нужным заявить, что и ООН не может «вести себя так, будто Бога не существует». Представители Ватикана предполагают, что эта тема может стать центральной в предстоящем выступлении Бенедикта XVI на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в апреле 2008 года.
Руководитель служба печати Святого Престола Федерико Ломбардии сказал журналистам, что заявление Папы истолковано неправильно. В действительности, сказал отец Ломбарди, понтифик лишь напомнил, что «часто международные дебаты отмечены логикой релятивизма».
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл встретился в Риме с Папой Римским Бенедиктом XVI
Папа Римский Бенедикт XVI пожелал здоровья и помощи Божией Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Приветствие Предстоятелю Русской Церкви понтифик передал на встрече с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, которая состоялась 7 декабря в Ватикане. Папа Римский выразил удовлетворение результатами недавнего визита Святейшего Патриарха Алексия в Страсбург и Париж, подчеркнув важность данного визита как для христианского свидетельства секулярному миру, так и для двусторонних отношений.
На встрече обсуждался широкий круг тем, касающихся отношений между Русской Православной и Римско-католической Церквами и православно-католического диалога в целом. Участники беседы дали положительную оценку усилиям сторон, предпринятым после предыдущей встречи митрополита Кирилла с Папой Бенедиктом XVI, которая состоялась сразу после интронизации понтифика в апреле 2005 года. Эти двусторонние усилия были направлены на выработку совместной позиции двух Церквей перед лицом наиболее важных проблем, волнующих сегодня человечество.
Так, был проведен ряд конференций и консультаций по вопросам, связанным с сохранением христианских ценностей в жизни современной Европы и всего человечества. Стороны также высказали поддержку сотрудничеству представителей Русской Православной и Римско-католической Церквей при международных организациях, а также участию двух Церквей в многостороннем межрелигиозном диалоге.
Папа Римский предостерег от потребительского отношения к празднику Рождества
Приближающийся праздник Христова Рождества «осажден материализмом, внутренними и внешними пустынями, в коих существует человек нашего времени». Такое предупреждение прозвучало из уст Папы Римского Бенедикта ХVI во время проповеди после прочтения традиционной воскресной молитвы «Angelus Domini» («Ангел Господень»). Со времени Папы Римского Пия XII (1939-1958) стало традицией, что в воскресенье в полдень Папа читает молитву, стоя в окне Апостольского дворца перед паломниками. Как правило, после молитвы понтифик произносит краткую проповедь и благословляет собравшихся. Обращаясь из окна своего рабочего кабинета в Апостольском дворце к десяткам тысяч паломников на площади Святого Петра, понтифик процитировал евангельский отрывок со словами Иоанна Крестителя. «Голос великого пророка помогает нам, мужчинам и женщинам, понять истинный смысл Рождества, торжество которого часто, увы, воспринимается исключительно в материалистическом ключе», – посетовал Папа Ратцингер.
Протестантизм
В Германии зажгли самую большую в мире рождественскую свечу
На рождественском базаре в германском городке Шлитц на востоке земли Гессен появилась огромная свеча, которая представляет собой украшенную каменную башню высотой 36 метров. На ее вершине смонтировано около 140 разноцветных электрических лампочек в форме пламени высотой шесть метров.
Все желающие могут подняться на лифте на верхнюю площадку башни и полюбоваться сказочным видом рождественского базара. Гигантская свеча зажигается в Шлице с 1992 года и занесена в Книгу рекордов Гиннесса.
Ислам
Турецкие имамы станут профессиональными футболистами
Управление по делам религии Турции решило серьезно заняться спортом и привести всех исламских священнослужителей в хорошую физическую форму. Для этого решено создать собственный спортивный клуб «Имамспор». Организация рассчитывает, что уже в ближайшем будущем клуб станет одним из самых популярных в стране.
Наряду с популярным в Турции футболом турецкие имамы будут также соревноваться в таких видах спорта, как легкая атлетика, баскетбол, волейбол, борьба, настольный теннис и стрельба из лука. Основным девизом клуба станет: «пропаганда современного спортивного мировоззрения и морали». Клуб турецких имамов в следующем сезоне начнет свои выступления в любительской лиге, но цель «Имамспора» — добраться до премьер-лиги, где выступают профессиональные команды.
Иудаизм
Израиль хочет перенести могилу раби Нахмана из Умани в Иерусалим
Канцелярия премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта ведет переговоры с Украиной по переносу могилы известного хасидского праведника раби Нахмана из Умани в Иерусалим. Как сообщает радиостанция «Немецкая волна», в случае достижения компромисса израильтяне готовы предложить украинской стороне большую финансовую компенсацию. В конце декабря прошлого года делегация МИД Израиля посетила Умань и Киев. Украинская сторона сообщила, что место захоронения хасидского праведника является национально-культурным достоянием. Между тем канцелярия Э.Ольмерта имеет свое видение этого вопроса. Советник премьера Ави Видерман обратился к духовным лидерам брацлавской общественности. В то же время большинство хасидов выступают против переноса могилы раби Нахмана из Умани. «Украинцы не хотят потерять такую важную туристическую «жемчужину». Потому в Израиле понимают, что придется выплатить компенсацию», — отмечает радиостанция. Израиль надеется привлечь к этому вопросу филантропов. Если такие не найдутся, компенсации Украине могут выплатить из государственного бюджета Израиля. Более 200 лет назад раби Нахманом (1772-1810), потомком основателя хасидизма Баал Шем Това, было создано Брацлавское движение хасидов. Раби Нахман родился в Хмельницкой области, но незадолго до смерти поселился в Умани, где и был похоронен. С тех пор место его захоронения стало центром поклонения ортодоксальных евреев. До октября 1917 года хасиды посещали могилу цадика (праведника) Нахмана в Умани, но в 1920 году правительство приняло решение кладбище снести и землю отвести для строительства жилых домов. Тогда один из богатых киевских евреев купил участок земли с могилой Нахмана и построил на этом месте домик. В 1930-е годы паломничество к могиле раби Нахмана прекратилось, возобновившись лишь с 1988 года.
Разное
Американский астрофизик утверждает, что раскрыл секрет Вифлеемской звезды
Грант Мэтьюс, астрофикик из университета Нотр-Дам в городе Саут-Бенд (США, штат Индиана) утверждает, что сумел разгадать загадку «звезды с Востока», свет которой две тысячи лет назад привел волхвов к яслям Младенца Христа. После двух лет исследований и работы с базами данных аэрокосмического агентства США NASA ученый пришел к заключению, что светило, возникшее на небе в момент Рождества, стало результатом необычного расположения планет. Так, по его мнению, Вифлеемская звезда на самом деле была сочетанием Солнца, Луны, Юпитера и Сатурна, выстроившихся в ряд в созвездии Овна, в то время как в соседних созвездиях находились Венера и Марс. Документальных свидетельств о Вифлеемской звезде практически нет — в Евангелии от Матфея приводятся лишь слова волхвов: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Веками астрономы, богословы и историки пытались точно определить, какую именно звезду увидели мудрецы. Астроном Иоганн Кеплер в 1604 году предположил, что звезда Вифлеема стала соединением Марса, Юпитера и Сатурна, сообщает телеканал WLFI со ссылкой на «Associated Press».
По материалам электронных СМИ
подготовил Анатолий Чорногор
04.02.2008. ТУЛЬЧИН. Архиепископу Ионафану исполнилось 59 лет