14.02.2008. МОСКВА. Ни Православная, ни Католическая Церкви не отмечают «День влюбленных»
Ни Православная, ни Католическая Церкви не отмечают, по их общему мнению, «пошлый языческий» праздник «всех влюбленных», в который западное народное предание превратило 14 февраля по Григорианскому календарю — день памяти христианского святого третьего века епископа Валентина.
«Сейчас можно отметить с положительной стороны, что празднование «Дня влюбленных» («Дня святого Валентина») в России уже не так ярко и масштабно», — сказал глава секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата священник Георгий Рябых. Он объяснил наметившуюся тенденцию тем, что люди, наконец, увидели, что распространенная трактовка и коммерциализация этого праздника «просто опошляет высокую идею любви», «выхолащивает ее возвышенную суть» и превращает любовь в «еще один продукт для рыночной торговли».
«День святого Валентина» в том виде, в каком он навязывается россиянам, пропагандирует такие отношения мужчины и женщины, которые, по словам священника, «не являются любовью в настоящем понимании». Под «влюбленными» часто понимаются люди, согласно христианским канонам, подлежащие епитимьи (наказанию) за сожительство вне брака, отметил отец Георгий. «Пропагандируется безответственное отношение друг к другу. Люди, живущие вне брака, относятся друг к другу именно безответственно, не готовы отдавать себя до конца. Церковь же считает, что любовь должна быть полной и ответственной», — пояснил священник.
Критическое отношение к «Дню всех влюбленных», подчеркнул он, вовсе не означает, что люди не должны проявлять внимание, нежность, заботу друг о друге, дарить подарки. Наоборот, «каждый день должен быть праздником проявления любви к своим ближним, своей семье, детям, друзьям», убежден представитель Московского Патриархата.
По его словам, в православной традиции особыми праздниками любви и семейного счастья считаются дни памяти святых, отличавшихся в земной жизни супружеской верностью и взаимопониманием, например, Петра и Февронии Муромских или Царственных Страстотерпцев. Хорошим поводом проявить особое внимание к любимому человеку, добавил отец Георгий Рябых, является день ангела (именины), день рождения или крестин.
«Если же хочется устроить торжества именно 14 февраля, то можно направить эту энергию на подготовку к празднованию Сретения Господня (15 февраля). Вечером накануне Сретения в православных храмах традиционно пройдут торжественные богослужения», — сказал священнослужитель.
Символично и то, что в праздник Сретения Господня Русская Православная Церковь уже несколько лет подряд отмечает День православной молодежи, возносит молитвы и о благополучном устройстве семейной жизни юных россиян.
Генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в свою очередь, сообщил, что в российских католических храмах 14 февраля вместо «Дня влюбленных», имеющего языческие корни, отмечается литургический праздник покровителей Европы святых Кирилла и Мефодия. Празднование же в честь святого Валентина в этот день является, по словам священника, «факультативным».
Валентин так же как Кирилл и Мефодий — общий святой и Католической, и Православной Церквей, живший до их разделения, а именно в третьем веке. «О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений, зато очень много легенд», — отметил Ковалевский.
Этот святой был епископом итальянского города Терни в то время, когда христиане подвергались преследованиям со стороны императора Клавдия. Однажды Валентин исцелил от слепоты дочь сановника Астериуса, после чего вся семья сановника приняла Христианство. Это вызвало гнев императора — и 14 февраля 269 года епископ был обезглавлен. В те дни в Римской империи проходили ежегодные торжества в честь богини Юноны — покровительницы любви. Традиционно в этот праздник возлюбленные дарили друг другу записки с именами друг друга. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. Это совпадение и послужило причиной того, что святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных. «Это народная традиция, а не церковная», — подчеркнул Ковалевский.
Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римских солдат, представитель Католической Церкви назвал «легендой».
По его словам, в любви и особом внимании друг к другу в день святого Валентина нет ничего предосудительного, но настоящая любовь связана с ответственностью — и Церковь призывает влюбленных думать друг о друге не только в этот день. Более благородными праздниками для влюбленных католиков Ковалевский считает церковный праздник Святого Семейства, когда многие супруги по традиции обновляют обеты любви и верности друг другу, а также отмечаемый в марте день памяти святого Иосифа — покровителя семьи.
РИА «Новости»
14.02.2008. ДОНЕЦК. В честь дня православной молодежи епархиальный сайт открыл новый раздел