24.01.2008. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Фильм «Девочки, девочки» или «Как постигается смысл слова — «Полюбить»
В начале размышления кинообозревателя и журналиста Анны Регульской хочется привести лишь некоторые комментарии кинокритиков, которые прозвучали в средствах массовой информации.
Анфиса Букреева: «Фильм, который способен уврачевать душу и сердце. На мой взгляд, хорошо, когда зритель плачет — это слезы очищения».
Константин Шруб: «Кинокартина, которая раскрывает истинный смысл настоящей жизни».
Ассоль Овсянникова: «Это кино, после которого хочется жить! Жаль, что на нашем телевидении нет ниши для таких фильмов».
Полюбить…
(Размышления о документальном фильме «Девочки, девочки»)
Есть такая притча о двух парах следов. Человек предстал пред Господом после кончины, и возроптал на то, что Бог оставил его в бедах и болезнях. И тогда Господь показал ему картину жизни, где на протяжении всего пути рядом со следами этого человека шла еще одна пара следов. «Видишь»,- сказал Господь, — «Вот твои следы, а рядом – мои. Я всегда был рядом с тобою». «Но посмотри, — воскликнул человек, — вот здесь, здесь, и здесь – лишь одна пара следов! А ведь это были самые трудные периоды моей жизни!» «Просто я нес тебя на руках…», ответил Господь…
Как случайности нашей жизни складываются в закономерность, которая называется судьбой? Дорога или река жизни … Мы движемся по ней, всматриваясь в происходящее. Так же, как девушка Ксения, совершая поездку в монастырь, движется навстречу осмыслению собственной жизни …
Фильм «Девочки – девочки» автора Игоря Собко и режиссера Александра Столярова – размышление молодой девушки Ксении, которую профессия журналиста привела в Малоярославец в Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь. При монастыре есть детский приют «Отрада», в котором живут и учатся девочки. Чем они живут, о чем мечтают, и предстоит понять такой же по сути девочке…
«Из моей ли это судьбы? И что – из моей?» Посещение женского монастыря — в какой-то степени для нее путешествие внутрь себя… Это фильм – исповедь: ни солгать, ни взять фальшивую ноту невозможно – все взвешено мерой сердца и души. Не солгут ни голос, ни глаза…Фильм начинается с вопроса о несчастной любви, и заканчивается словом «полюбить». Вся картина – о том, как постигается смысл слова — «Полюбить». Полюбить Бога, человека, жизнь… Через постижение Божественно любви, и любви к Господу нашему…
Ксюша говорит, а мы – лишь случайные свидетели того, как она взвешивает, будто комок глины с ладони на ладонь перекатывает – первые фразы своего рассказа, своего анализа происходящего.
Все мы в этой жизни – путники. Каждая встреча на этом пути – божественный знак, смысл которого мы постичь стремимся… Мы шагаем в этом мире, и бережные руки Господа подхватывают нас в самые трудные минуты, посылая нам навстречу людей, несущих любовь. Это так же удивительно, как и то, каким чудом, земля подхватывает ступающую ногу?
…Дорога, ожидание встречи, предчувствие обретения устойчивости.
Стоит монастырь под синим небом, и здесь свое счастье, свои традиции. Человек светский будто попадает в мир, где время течет по другим законам. Здешнему миру неведома суета, но за размеренностью жизни – ежеминутный труд: шаг за шагом, душа вбирает все бытие. Именно здесь приходит понимание того, что жизнь нужно строить, как храм. И есть лишь один способ возвести это здание – жертва. Жертва, не как покаянный жест, но как безвозмездный дар. Главная крепость человека – это его душа, его образ мыслей, его жизненная мудрость. А мудрость начинается с готовности к потерям…
… Нежная душа девочек (воспитанниц монастыря, и девочки — которая живет за пределами этих стен) начинает постигать это. В их жизни уже была неизбежность утраты. Путь к Богу у каждой из них начинался по-своему. Но продолжился через постижение собственного сердца….
Ксюша продолжает размышлять. Она говорит о потаенном в своей душе с пронзительной искренностью. О своей любви, о потере, о любимом человеке, о родителях… Человек жаждет, чтобы его поняли и приняли. Понимание – как горная вершина, где свободно дышится.
«Девочки приходят к Богу, обычно после пережитой несчастной любви… Я так хотела помочь человеку…»
Какая же это сложная диалектика: что мы теряем, и что приобретаем взамен? И можно ли жалеть о случившемся? Или не случившемся…
Современный мир – недостойная и опасная схватка человеческих истин.
В монастыре истины просты: человек измеряется тем, что он отдает другим людям.
Только понять это нужно сердцем. Рассудочное знание – лишь мертвая книжная мудрость, слова, оторванные от дела. Ясные и чистые глаза, несмотря на то, что эти девочки уже пережили так много страшного и жестокого. Бережные руки сестер монастыря разгладили складочки горя в детских душах.
«Что могу сделать я? Пожалеть, посочувствовать? Или любить и радоваться каждой новой встрече?» Помните нестареющий секрет из «Маленького принца»: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Ксюша слушает то, что говорит ее сердце. Она знает по себе: очень страшно, когда предают. Можно размышлять о несчастной девичьей любви. Можно размышлять о нелюбви родителей к своим детям. Так или иначе — человеку присуща слепая, неодолимая жажда тепла. Поэтому, ошибаясь снова и снова, человек находит дорогу к огню.
Наверное, все просто: посмотрите на детей, и тогда вы узнаете, что счастье – это когда ясное солнышко, небо голубое, и когда тебя ВСЕ ЛЮБЯТ! Солнышко с неба легко проникает в их душу, становясь солнышком внутренним. Любовь лечит душу, любовь дает свет и силу, любовь может подарить душе крылья и поднять ее в небо. Она дает мечту. А для этого душа должна быть тонкой и трепетной, отзываться на тоску окружающих, и чувствовать боль. Полюбить. Всей полнотой сердца… Мир – он разный, и ты можешь быть не только нежной птицей, парящей над землей. Нужно суметь обрести устойчивость…
…Дорога, и слово «полюбить»… И надежда: было бы, чем одаривать…
Кинообозреватель Анна Регульская
24.01.2008. СИМФЕРОПОЛЬ. В епархии молились о упокоении репрессированных казаков