Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

06.12.2007. СИМФЕРОПОЛЬ. Андрей Кураев: Веру ставят на уровень идеологической обслуги

В пресс-центре «Крымской правды» вчера состоялась пресс-конференция православного миссионера диакона Андрея Кураева. Темы содержательной беседы были весьма разнообразны. Вот лишь часть из них.

Самостоятельность украинской церкви
У Украинского поместного собора вполне однозначная репутация. Всегда, когда они собирались, решали вопрос об отделении. Будем надеяться, что нынешний собор нарушит эту печальную традицию и подтвердит своё единство с православной церковью Московского патриархата.

Смена вероисповедания
Ребёнок задаёт вопрос, что станет с православным, если он примет другую веру? Ему станет скучно. Опыт измены — грустный опыт. Он над собой раскинет палатку, но всегда жить в палатке скучно, лучше иметь небо над головой. Опыт перехода из православия может показаться весёлой авантюрой. Может авантюрой и оказаться, но радости не доставит.

История с запретом лекций в Севастополе
Завтра я встречаюсь с Владимиром Казариным, представителем администрации города. Думаю, в ходе беседы мы разъясним возникшие недоразумения. Пока говорить об этом считаю преждевременным.

Что такое церковь?
Сейчас в Крыму основная тема лекций — «Что такое церковь». Будет и тема внутрицерковных настроений. Это и трагедия, разворачивающаяся в Пензенской области с закопанцами. Как она стала возможной? Как можно было допустить себя до этого? Поначалу все дружно сказали: сектанты, сектанты. Я с самого начала подозревал, что это не сектанты, и оказался прав. Это наши православные люди, судя по тому, кого они считают для себя авторитетными. Их авторитеты несут нравственную ответственность за то, что произошло. Ведь не их «гуру» привёл в православие, опыт проживания ими нашей веры был настолько странен, что они оказались под влиянием городского сумасшедшего. Чем же они питались, чем кормились духовно? На эти вопросы ещё предстоит ответить. Пензенский митрополит поначалу говорил: это не наше дело, а милиции. Сейчас говорит: наша вина, что они там. Может быть, дождёмся обращения патриарха к своим чадам. Это наша болезнь вековая — ожидание конца света. Но если врач знает о предрасположенности к болезни, он должен при первых же симптомах проводить терапию. Необходимо систематическое просветительское усилие в самой церкви. У всех есть курсы повышения квалификации, только у попов их нет. Без этого и священники иногда начинают поддерживать околосектантские настроения. Поскорее бы исцелиться от юбилейной болезни самой церкви.

О творчестве Леонтьева…
Можно ли его сравнивать с Достоевским, Толстым? Следует различать понятия публицистики и художественной литературы. Как публицист он выше Толстого и Достоевского, как художник — вообще не из этого огорода. Для меня он интересен как свидетель, какие-то у него есть детальки, которые знал современник, а мы не знаем. Иногда он говорил нечто, к чему стоит прислушиваться и сейчас, например, современной Украине. Константин Леонтьев давно предвидел, что, когда рухнет Османская империя, новые народы растащат православие по своим национальным квартирам и там задушат его. Нечто подобное, мне кажется, и происходит сейчас, когда исчезает вселенское дыхание православия и появляется мелкопоместный православизм. Веру ставят на уровень идеологической обслуги националистической похоти. Мне было странно видеть национальные флаги в алтарях на Балканах, хотя сейчас они где-то и в России появляются.

… и Соловьёва
«Три разговора» были очень значимой для меня книгой. Она помогла расколдовать «Апокалипсис». В этом направлении Владимир Соловьёв делает очень значительный шаг. Каждая отдельная фраза ошибочна, а в целом — очень точно. Бывает такое и в иконописи. Каждая отдельная деталь анатомически неточна, а в целом — великолепно. Соловьёв помог понять, что «Апокалипсис» — это книга о нас. Для христианина очень важно воспринимать всю Священную историю как свою. Когда Соловьёв стал воспринимать мир трагически, он и стал русским мыслителем.

Выбор пути и уход из миссионерства…
Если вы хотите найти сенсацию, то она будет именно в этом. Да, я рассматриваю этот год как последний в активной миссионерской деятельности. В таком режиме жить нельзя, хочется бросить якорь, сидеть дома среди книжек, читать, может быть, писать их. Раз в месяц куда-то выезжать. Возможно, уйду из аудиторий, но будет много места в медийном пространстве.
Если понимать в узком смысле, то миссионер — это человек, который не боится входить в любую аудиторию, может найти общий язык со всеми и быть интересным и для академиков, и для солдат, он это делает постоянно, легко срывается с места и уезжает вдаль от своего прихода, и, наконец, постоянно присутствует в средствах массовой информации. Если вот так определить современного миссионера, то их мало.
Я не собирался с самого начала никуда ездить, проносить какую-то свою мысль. Мессианского комплекса у меня, надеюсь, нет. «Виноват» патриарх, он начал брать меня с собой в поездки, преодолел московскую замкнутость, для москвичей ведь за кольцевой дорогой нет жизни. Потом стали приглашать меня отдельно, и я понял, что на жизнь в Москве уже времени не остаётся. И с той поры живу в самолётах. Это даже не я выбираю, куда и когда мне приезжать. Не я выбираю, не я строю свою жизнь.
Когда у меня полные залы, одна часть меня радуется, что столько людей, но мечтаю я о том, чтобы стать ненужным, увидеть конкурентов, преемников. Но полный зал — это ведь и феномен отложенного спроса. Люди не смогли услышать то, что их интересует, здесь, у себя.

И о Крыме
Привязанность и любовь к Крыму, конечно, есть. Был болезненным ребёнком, и врачи сказали: хотите, чтобы вылечился, возите к морю. И каждое лето привозили сюда. С тех пор, если в течение года не увидел тёплого моря, гор, пальм, чего-то мне явно не хватает. За горами Крымскими начинается моя маленькая родина. Крым — это не просто география, это — культура. Это место, в котором стык, излом, естественно, что здесь проходит немало интересных конференций, в которых принимаю участие.
И, наконец, есть интерес у людей, у церковных общин к тому, чтобы встречи были регулярными.
Наталья АСТАХОВА. – «Крымская правда»