Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

04.12.2007. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Исполнилось 285 лет со дня его рождения первого украинского философа

Сын малоземельного казака, Григорий Саввович Сковорода родился в 1722 году в селе Чернухи на Полтавщине. Двести лет не было даже известно, в каком месяце и какого числа он родился. Только в 1992 году переводчик Петр Пелех обнаружил в письме к литератору Ковалинскому от 22 ноября 1763 года рассказ о том, как провел день своего рождения Григорий Сковорода. Эта автобиографическое указание является до сих пор единственным документом, которая указывает дату рождения украинского философа — 3 декабря 1722 года.
Несмотря на то, что его родители были бедными крестьянами, они нашли средства на образование двоих сыновей. Младший Грыць рано пошёл в церковно-приходскую школу и уже в семь лет читал псалтырь; по праздникам и в воскресенье он ходил петь в церковь. По словам биографов, Григорий уже в детстве «отличался наклонностью к богопочитанию, талантом к музыке, охотой к наукам и упорством духа».
В 16 лет Григорий стал студентом Киево-Могилянской Академии, где с перерывами учился на протяжении 10 лет. В 20 лет Сковороду отправили в Петербургскую капеллу. С его талантом он мог сделать певческую карьеру в столице, но блестящий придворный мир не прельстил юношу. В отличие от других, в Петербурге Григорий избегал кутежей и по-прежнему занимался любимым делом: созерцал мир, размышлял над внутренним смыслом внешних событий и сочинял музыку на свои стихи.
В 22 года, в 1744-м, Сковорода покинул капеллу, чтобы завершить обучение. Из Киево-Могилянской Академии он вынес отличное знание древнееврейского, греческого, немецкого, польского языков и латыни, являвшейся языком не только академического, но и бытового общения студентов.
В 1750-м 28-летний Григорий был зачислен в посольскую миссию и три года провёл в Европе. Он пешком обошёл Венгрию, Австрию, Словакию, Чехию, Польшу, Германию, Италию: общался с народом, посещал лекции немецких философов.
Вернувшись в Украину, Сковорода стал преподавателем: сначала в Переяславской семинарии читал поэтику, затем в Харьковском коллегиуме — этику. Однако вскоре из-за противоречий с руководством он лишился места.
Ещё в юношестве Григорий был увлечён образом мудреца, идеалом философа, каким в литературе изображался Сократ: безразличный к земным благам, нечувствительный к холоду и зною, умеющий усмирять телесные страсти, спокойный перед лицом смерти и считающий высшей ценностью знания.
Оказавшись на улице, Сковорода решился стать украинским Сократом. С неразлучной сопилкой и котомкой, в которой лежала его главная драгоценность — дорогая Библия, он отправился путешествовать по миру в поисках истины.
Ещё одним идеалом для философа был Христос, который «не искал дворцов, не бежал в многолюдные и роскошные города, не предавался чревоугодию, а пошёл по пустыни, ища лишь Царства Божьего».
Слава о Григории Саввовиче ширилась по России. Познакомиться с ним, поговорить стремились многие. Его уговаривали остаться в училище Троице-Сергиевой лавры, предлагали чины и хлебные места. Сама Екатерина, уважавшая философа, приглашала его в столицу, на что Сковорода ответил: «Я не покину родины… Мне моя свирель: дороже царского венца».
Григорий Сковорода горячо любил свою родину и народ. Он полагал «идолопоклонством» отдавать детей для учения иностранцам. Он презирал людей, которые искали «мудрость» не в разуме своего народа, а среди «чужих» учителей-авантюристов: «огонь нужно зажечь у себя в доме, — учил он, — а не просить его у соседей». Свою философию, свои мысли и пожелания Сковорода иллюстрировал множеством живых образов, сравнений, аллегорий. Язык его представлял смесь книжной славяно-русской и народной украинской речи.
Важной стороной учения Сковороды является этика; здесь можно выделить такие главные аспекты: истина полноценна в соединении с «добропорядочностью», вне ее она бессмысленна и превращается в «пустой интерес»; знания и наука должны служить народу; самопознание раскрывает «родство» (природу); добропорядочность есть выбор деятельности в соответствии со своей «природой». Труд, основанный на «родстве», дает радость, поэтому он служит народу.
Религиозно-библейская тематика и соответствующий стиль изложения являются для Сковороды формой, в которой живет и «дышит» вполне земное содержание. Библия толкуется им аллегорически, как «поэтическое творение». В своей философии Сковорода пропагандирует религиозную свободу и терпимость. Он — ярый враг фанатизма и внешней обрядности. Философ подвергал критике нерадивых священнослужителей, как «корыстолюбцев», «сластолюбцев», «лицемеров», «лютых зверей» и т. п. Он также подвергал острой критике официальную религию за ее схоластику. В то же время Сковорода рассматривал Библию, как «третий», «символический мир», выделяя в ней «внешнюю» — материальную сторону и «внутреннюю» — имеющую «божественный смысл». Библия для Сковороды — «и бог, и змей». Облекая свою проповедь просветительства, свою этику в религиозную форму, философ мечтал о создании религии «любви», «добропорядочности», «правды» и «истины». Цель человеческой жизни, — утверждал Сковорода, — счастье, блаженство; путь к нему — «разумное и сознательное следование блаженной натуре». В обществе, считал философ-демократ, должно быть строго соблюдаемое «сродство» к той или иной «стати» (состоянию, занятию). Каждый должен трудиться сообразно своим наклонностям и способностям. Сковорода верил в наступление счастливого «царства любви, без вражды и раздора». Будучи горячим патриотом Украины, он призывал «узнать свой народ и в народе себя».
Интересны и взгляды Сковороды на взаимоотношения между «черным» народом и панством, считающим себя «белым» обществом. «Панская мысль о том, будто простой народ есть черным, кажется мне смешной, — писал Сковорода, — так точно, как мысль некоторых философов, будто земля есть мертвой. Как же эта мертвая мать может родить живых детей? И как же это из чрева «черного» народа вылупились «белые» паны? Говорят: простой народ спит — пусть спит, сном сильным, богатырским. Но всякий сон имеет пробуждение, а кто спит, тот еще не мертвец, не труп. Когда выспится, то проснется, когда намечтается, то очнется и расхрабрится!».
Выдающимся явлением в украинской литературе является поэзия Сковороды. Большинство его стихотворений и песен собраны в сборнике «Сад божественных песней», который является поэтической летописью внутренних переживаний Сковороды. Широкую популярность получили две лирические песни: «Ах поля, поля зелены» и «Ой ты, птичка желтобока», они вошли в популярные песенники XVIII-XIX веков. Песня «Всякому городу нрав и права» содержит сатиру на представителей современного Сковороде общества: помещиков, купцов. чиновников… Она вошла в репертуар народных певцов-кобзарей. Из поэтических произведений Сковороды, не вошедших в «Сад», известно стихотворение «De libertate» («О свободе»), где автор воспевает Богдана Хмельницкого, как «отца вольности».
В 1774 году Сковорода издал сборник «Басни Харьковские» (30 басен). Идею о наиболее «приятном и свойственном человеку труде» автор развивает в басне «Пчела и шершень», а в басне «Оленица и кабан» философ резко критикует паразитическое существование феодалов. Более развернутыми и распространенными, чем басни, были притчи Сковороды. Таковы, например, две притчи: «Благодарный Бродий» (аист) и «Убогий жайворонок», написанные в 1787 году.
Из философских и литературных прозаических трудов Сковороды наиболее известными являются следующие: «Начальная дверь ко христианскому добронравию» (1766), «Диалог о древнем мире» (1772), «Разговор дружеский о душевном мире» (1773), «Алфавит, или букварь мира» (1775), «Брань архангела Михаила со сотаною» (1783). Даже из этих немногочисленных примеров видно, что все творчество Григория Сковороды отражало настроение среднего и особенно низшего украинского казачества и простого городского люда, т. е. социальных групп, экономически закрепощенных в XVIII веке. И эти труды свободолюбивого мыслителя создавались в период, когда действовал указ Петра I 1720 года о запрете печатания украинских книг, «даби нікакой розни і особого наречія в ніх не было». Поэтому лишь только в 1860 году в Петербурге вышел первый сборник: «Сочинения в стихах и прозе Г.С.Сковороды».
Глубокая образованность и оригинальность мышления снискали Г. Сковороде заслуженную славу. Утверждение демократических, народолюбивых принципов в украинской литературе многим обязано Сковороде. Общеизвестно, что И. Котляревский, Гр. Квитка-Основьяненко, Т. Шевченко и многие другие классики украинской литературы в той или иной мере испытали на себе глубочайшее воздействие творчества и философии Г. Сковороды. Глубина мыслей Сковороды, аскетический образ жизни, стремление к свободе не случайно вызвали у историков сравнения Сковороды с Сократом.
Итогом философских и жизненных исканий Григория Саввовича стало учение о счастье: он видел его в независимости от окружающего мира и душевной гармонии. Человек бывает счастлив только тогда, когда у него много друзей, когда он открывает в себе частичку Бога, раскрывает свой талант, заложенный Всевышним, находит истинно свой путь и занимается чем-либо не по принуждению, а по призванию. Если каждый человек найдёт своё дело, будет выполнять его с любовью, он достигнет гармонии. Тогда весь мир тоже станет гармоничным — мечтал Сковорода.
9 ноября 1794 года Григорий Саввович, гостивший у друга на Харьковщине, после обеда вышел в сад с лопатой и стал копать. На вопрос, чем он занят, семидесятидвухлетний Сковорода ответил: «Пора, друг, закончить путешествие!». Вырыв могилу, он вошел в дом, переоделся в чистое бельё, лег на лавку, заснул и больше не проснулся.
На могиле великого украинского пилигрима выбили его слова: «Мир ловил меня, и не поймал». Григорий Сковорода оставил после себя десятки учеников, трактатов, остроумных высказываний, стихотворений, музыкальных произведений. Впервые его работы были напечатаны лишь спустя 100 лет после его смерти.
Диакон Георгий Скубак