04.12.2007. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Исполнилось 285 лет со дня его рождения первого украинского философа
Сын малоземельного казака, Григорий Саввович Сковорода родился в 1722 году в селе Чернухи на Полтавщине. Двести лет не было даже известно, в каком месяце и какого числа он родился. Только в 1992 году переводчик Петр Пелех обнаружил в письме к литератору Ковалинскому от 22 ноября 1763 года рассказ о том, как провел день своего рождения Григорий Сковорода. Эта автобиографическое указание является до сих пор единственным документом, которая указывает дату рождения украинского философа — 3 декабря 1722 года.
Несмотря на то, что его родители были бедными крестьянами, они нашли средства на образование двоих сыновей. Младший Грыць рано пошёл в церковно-приходскую школу и уже в семь лет читал псалтырь; по праздникам и в воскресенье он ходил петь в церковь. По словам биографов, Григорий уже в детстве «отличался наклонностью к богопочитанию, талантом к музыке, охотой к наукам и упорством духа».
В 16 лет Григорий стал студентом Киево-Могилянской Академии, где с перерывами учился на протяжении 10 лет. В 20 лет Сковороду отправили в Петербургскую капеллу. С его талантом он мог сделать певческую карьеру в столице, но блестящий придворный мир не прельстил юношу. В отличие от других, в Петербурге Григорий избегал кутежей и по-прежнему занимался любимым делом: созерцал мир, размышлял над внутренним смыслом внешних событий и сочинял музыку на свои стихи.
В 22 года, в 1744-м, Сковорода покинул капеллу, чтобы завершить обучение. Из Киево-Могилянской Академии он вынес отличное знание древнееврейского, греческого, немецкого, польского языков и латыни, являвшейся языком не только академического, но и бытового общения студентов.
В 1750-м 28-летний Григорий был зачислен в посольскую миссию и три года провёл в Европе. Он пешком обошёл Венгрию, Австрию, Словакию, Чехию, Польшу, Германию, Италию: общался с народом, посещал лекции немецких философов.
Вернувшись в Украину, Сковорода стал преподавателем: сначала в Переяславской семинарии читал поэтику, затем в Харьковском коллегиуме — этику. Однако вскоре из-за противоречий с руководством он лишился места.
Ещё в юношестве Григорий был увлечён образом мудреца, идеалом философа, каким в литературе изображался Сократ: безразличный к земным благам, нечувствительный к холоду и зною, умеющий усмирять телесные страсти, спокойный перед лицом смерти и считающий высшей ценностью знания.
Оказавшись на улице, Сковорода решился стать украинским Сократом. С неразлучной сопилкой и котомкой, в которой лежала его главная драгоценность — дорогая Библия, он отправился путешествовать по миру в поисках истины.
Ещё одним идеалом для философа был Христос, который «не искал дворцов, не бежал в многолюдные и роскошные города, не предавался чревоугодию, а пошёл по пустыни, ища лишь Царства Божьего».
Слава о Григории Саввовиче ширилась по России. Познакомиться с ним, поговорить стремились многие. Его уговаривали остаться в училище Троице-Сергиевой лавры, предлагали чины и хлебные места. Сама Екатерина, уважавшая философа, приглашала его в столицу, на что Сковорода ответил: «Я не покину родины… Мне моя свирель: дороже царского венца».
Григорий Сковорода горячо любил свою родину и народ. Он полагал «идолопоклонством» отдавать детей для учения иностранцам. Он презирал людей, которые искали «мудрость» не в разуме своего народа, а среди «чужих» учителей-авантюристов: «огонь нужно зажечь у себя в доме, — учил он, — а не просить его у соседей». Свою философию, свои мысли и пожелания Сковорода иллюстрировал множеством живых образов, сравнений, аллегорий. Язык его представлял смесь книжной славяно-русской и народной украинской речи.
Важной стороной учения Сковороды является этика; здесь можно выделить такие главные аспекты: истина полноценна в соединении с «добропорядочностью», вне ее она бессмысленна и превращается в «пустой интерес»; знания и наука должны служить народу; самопознание раскрывает «родство» (природу); добропорядочность есть выбор деятельности в соответствии со своей «природой». Труд, основанный на «родстве», дает радость, поэтому он служит народу.
Религиозно-библейская тематика и соответствующий стиль изложения являются для Сковороды формой, в которой живет и «дышит» вполне земное содержание. Библия толкуется им аллегорически, как «поэтическое творение». В своей философии Сковорода пропагандирует религиозную свободу и терпимость. Он — ярый враг фанатизма и внешней обрядности. Философ подвергал критике нерадивых священнослужителей, как «корыстолюбцев», «сластолюбцев», «лицемеров», «лютых зверей» и т. п. Он также подвергал острой критике официальную религию за ее схоластику. В то же время Сковорода рассматривал Библию, как «третий», «символический мир», выделяя в ней «внешнюю» — материальную сторону и «внутреннюю» — имеющую «божественный смысл». Библия для Сковороды — «и бог, и змей». Облекая свою проповедь просветительства, свою этику в религиозную форму, философ мечтал о создании религии «любви», «добропорядочности», «правды» и «истины». Цель человеческой жизни, — утверждал Сковорода, — счастье, блаженство; путь к нему — «разумное и сознательное следование блаженной натуре». В обществе, считал философ-демократ, должно быть строго соблюдаемое «сродство» к той или иной «стати» (состоянию, занятию). Каждый должен трудиться сообразно своим наклонностям и способностям. Сковорода верил в наступление счастливого «царства любви, без вражды и раздора». Будучи горячим патриотом Украины, он призывал «узнать свой народ и в народе себя».
Интересны и взгляды Сковороды на взаимоотношения между «черным» народом и панством, считающим себя «белым» обществом. «Панская мысль о том, будто простой народ есть черным, кажется мне смешной, — писал Сковорода, — так точно, как мысль некоторых философов, будто земля есть мертвой. Как же эта мертвая мать может родить живых детей? И как же это из чрева «черного» народа вылупились «белые» паны? Говорят: простой народ спит — пусть спит, сном сильным, богатырским. Но всякий сон имеет пробуждение, а кто спит, тот еще не мертвец, не труп. Когда выспится, то проснется, когда намечтается, то очнется и расхрабрится!».
Выдающимся явлением в украинской литературе является поэзия Сковороды. Большинство его стихотворений и песен собраны в сборнике «Сад божественных песней», который является поэтической летописью внутренних переживаний Сковороды. Широкую популярность получили две лирические песни: «Ах поля, поля зелены» и «Ой ты, птичка желтобока», они вошли в популярные песенники XVIII-XIX веков. Песня «Всякому городу нрав и права» содержит сатиру на представителей современного Сковороде общества: помещиков, купцов. чиновников… Она вошла в репертуар народных певцов-кобзарей. Из поэтических произведений Сковороды, не вошедших в «Сад», известно стихотворение «De libertate» («О свободе»), где автор воспевает Богдана Хмельницкого, как «отца вольности».
В 1774 году Сковорода издал сборник «Басни Харьковские» (30 басен). Идею о наиболее «приятном и свойственном человеку труде» автор развивает в басне «Пчела и шершень», а в басне «Оленица и кабан» философ резко критикует паразитическое существование феодалов. Более развернутыми и распространенными, чем басни, были притчи Сковороды. Таковы, например, две притчи: «Благодарный Бродий» (аист) и «Убогий жайворонок», написанные в 1787 году.
Из философских и литературных прозаических трудов Сковороды наиболее известными являются следующие: «Начальная дверь ко христианскому добронравию» (1766), «Диалог о древнем мире» (1772), «Разговор дружеский о душевном мире» (1773), «Алфавит, или букварь мира» (1775), «Брань архангела Михаила со сотаною» (1783). Даже из этих немногочисленных примеров видно, что все творчество Григория Сковороды отражало настроение среднего и особенно низшего украинского казачества и простого городского люда, т. е. социальных групп, экономически закрепощенных в XVIII веке. И эти труды свободолюбивого мыслителя создавались в период, когда действовал указ Петра I 1720 года о запрете печатания украинских книг, «даби нікакой розни і особого наречія в ніх не было». Поэтому лишь только в 1860 году в Петербурге вышел первый сборник: «Сочинения в стихах и прозе Г.С.Сковороды».
Глубокая образованность и оригинальность мышления снискали Г. Сковороде заслуженную славу. Утверждение демократических, народолюбивых принципов в украинской литературе многим обязано Сковороде. Общеизвестно, что И. Котляревский, Гр. Квитка-Основьяненко, Т. Шевченко и многие другие классики украинской литературы в той или иной мере испытали на себе глубочайшее воздействие творчества и философии Г. Сковороды. Глубина мыслей Сковороды, аскетический образ жизни, стремление к свободе не случайно вызвали у историков сравнения Сковороды с Сократом.
Итогом философских и жизненных исканий Григория Саввовича стало учение о счастье: он видел его в независимости от окружающего мира и душевной гармонии. Человек бывает счастлив только тогда, когда у него много друзей, когда он открывает в себе частичку Бога, раскрывает свой талант, заложенный Всевышним, находит истинно свой путь и занимается чем-либо не по принуждению, а по призванию. Если каждый человек найдёт своё дело, будет выполнять его с любовью, он достигнет гармонии. Тогда весь мир тоже станет гармоничным — мечтал Сковорода.
9 ноября 1794 года Григорий Саввович, гостивший у друга на Харьковщине, после обеда вышел в сад с лопатой и стал копать. На вопрос, чем он занят, семидесятидвухлетний Сковорода ответил: «Пора, друг, закончить путешествие!». Вырыв могилу, он вошел в дом, переоделся в чистое бельё, лег на лавку, заснул и больше не проснулся.
На могиле великого украинского пилигрима выбили его слова: «Мир ловил меня, и не поймал». Григорий Сковорода оставил после себя десятки учеников, трактатов, остроумных высказываний, стихотворений, музыкальных произведений. Впервые его работы были напечатаны лишь спустя 100 лет после его смерти.
Диакон Георгий Скубак
05.12.2007. КРЕМЕНЧУГ. Епископ Евлогий посетил Потоцкий монастырь