Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Диакон Георгий Скубак. Святыня Екатеринослава

Святыня Екатеринослава
Диакон Георгий Скубак

Исполнилось 210 лет со дня освящения деревянного храма в честь Успения Божьей Матери . Этому храму история отвела особую роль — он стал первым кафедральным собором губернского города Екатеринослава. В настоящий момент в современном перестроенном здании городской больницы № 10 тяжело увидеть былое величие соборного храма, поражающего своей красотой современников. Уже более семидесяти лет нет Свято-Успенского собора, но в юбилейный день необходимо вспомнить о нем — “живом свидетеле” становления, развития нашего города на трех холмах, который сыграл одну из наиболее значительных ролей в духовной жизни тогда еще Екатеринослава, а ныне – Днепропетровска.
Поселения на месте нынешнего Днепропетровска известны с незапамятных времен, а в XVI-XVIII веках эта территория активно обживалась запорожским казачеством. Именно с ними связывается и история развития православия.
Так, в 1781 году в расположенной на месте нынешнего центра Днепропетровска слободе Половица (которая к тому времени имела больше ста дворов и полутора тысяч человек населения) по инициативе бывших запорожцев Лазаря Глобы (сыгравшего значительную роль в развитии города в целом), Игната Каплуна, Андрея Мандрыки, Даниила Косолапа началось строительство новой церкви, названной во имя святых апостолов Петра и Павла. Она располагалась среди небольшой дубравы, напротив современного лицея № 100. Но, законченная летом 1783 года, деревянная церковь так никогда и не была освящена. За несколько дней до освящения по неизвестной причине загорелся купол церкви. Поскольку строительные леса были уже разобраны, потушить пожар не удалось. Спасти удалось лишь иконостас и некоторую церковную утварь.

В 1784 году казаки подали новое прошение о строительстве церкви. Но из-за слухов о ликвидации слободы и перенесении ее на место бурно развивающегося Екатеринослава, которому в то время вообще пророчили роль “Южной столицы” империи, с самим строительством решили повременить. Эти слухи вскоре подтвердились. И все-таки в 1786 году жители Половицы успели достроить и освятить молитвенный дом во имя Казанской Божией Матери, который стал первым храмом нашего города. Увы, время не сохранило эту постройку…
Только 15 января 1791 года непосредственно в Екатеринославе освятили первую городскую церковь во имя иконы Казанской иконы Богоматери. В нее же перенесли иконостас и церковную утварь из того самого молитвенного дома, который был уже упразднен. Первая городская церковь, на самом деле, была не так уж и нова. Это здание еще в 1780-1781 годах построили для храма Екатеринослава Кильченского (так тогда назывался Новомосковск). Прослуживший десять лет храм решили … перевезти в новый Екатеринослав. Такое решение было принято по той причине, что на строительство нового храма у “бурно развивающегося” Екатеринослава не было… средств. Сначала предполагали перенести уже упоминавшийся Казанский молитвенный дом из расположенной гораздо ближе Половицы – но его состояние было настолько ветхое, что в дороге он мог просто рассыпаться. Потому-то и состоялось “путешествие” церкви из Екатеринослава Кильченского.
Казанскую церковь, правда, тоже планировали как временную. Ни по своим скромным размерам, ни по архитектурному стилю она не подходила столичному городу Екатеринославу. Поэтому, расположившись недалеко от Днепра на месте современного дома по площади Демьяна Бедного, 1, она простояла недолго. Но оставила заметный след в истории развития города, потому что именно от нее выводят свою родословную Успенская и Троицкая церкви: два из трех городских храмов, которые в разные периоды истории служили епископальными кафедрами.
Уже в 1796 году недалеко от Казанской церкви начали возведение новой деревянной церкви. Строили ее быстро. Освященная в августе 1797 года во имя праздника Успения Богоматери церковь сразу стала использоваться “для общих собраний в господские праздники и высокоторжественные дни и отправления молебствований всего города”.
Новый Свято-Успенский храм, который должны были использовать до строительства “настоящей соборной церкви”, был намного старше своей предшественницы – Казанской церкви. Успенский храм тоже совершил… “переезд”, а на месте был достроен. До переноса в Екатеринослав церковь носила имя Преображенской и принадлежала Сокольскому Преображенскому мужскому монастырю в Полтавской губернии. Основанный еще в 1714 году игуменом Полтавского Крестовоздвиженского монастыря Преображенский монастырь стоял на берегу реки Ворсклы возле горы Духовой (сейчас в Кобеляцком районе Полтавской области). Его закрыли по Указу 1786 года, когда Екатерина II наложила руку на значительную часть церковных имуществ.
Свято-Преображенская церковь, конечно, была значительно моложе монастыря, но все же она вела свою родословную от первой его часовни, возведенной в 1714 году, от церкви, сожженной татарами в 1737 году и восстановленной в 1738 году. Довольно большая, пятикупольная церковь, выстроенная в стиле украинского барокко, она внесла в новый город элемент стабильности, традиционности, сходства с историческими городами Украины.
В 1804 году в Свято-Успенский собор перевели из Новомиргорода Екатеринославскую архиерейскую кафедру. Возле ее, выкрашенных в красный цвет, стен шла торговля на крупнейшем в то время базаре съестных припасов. Вокруг Рыночной площади, которую со временем стали называть Успенской, а потом переименовали в Демьяна Бедного, размещались государственные и городские учреждения, усадьбы помещиков и богатого купечества.
Стоящая в самом центре города того времени (собственно, она и была его центром), Успенская церковь была самым богатым из городских приходов. Но, несмотря на свой финансовый достаток, деревянный Успенский собор не оставил заметного следа в истории города. Единственный раз выделился он тем, что в 1816 году под его закрытыми дверями почти час простоял будущий император Николай I. Когда ему, наконец, доложили, что архиерей – архиепископ Иов (Потемкин) – ждет его в другом месте, он сказал: «Я хотел помолиться Богу, а не увидеть архиерея». С тем и уехал.
После 1835 года, несмотря на то, что кафедру перенесли в новопостроенный Преображенский собор, в который перевезли и значительную часть утвари, Успенская церковь почти ничего не потеряла. Она по-прежнему имела крупнейший и богатейший приход. По-прежнему проводились в ней и архиерейские молебны. Остались и крестные ходы. На Крещение, преполовение Пятидесятницы и августовский Спас к этому храму по-прежнему собирался «весь Екатеринослав», потому что из собора, расположенного на высокой крутой горе, проводить их было неудобно.
И все же годы первого Успенского храма были уж сочтены. Вскоре после строительства Собора в Комиссию проектов и смет пришло распоряжение для Екатеринослава вместо деревянных спроектировать каменные приходские храмы. Уже в 1837 году Николай I утвердил эти проекты.
Освящение места и закладка храма западнее Успенской церкви произошли в 1839 году. Новый собор, спроектированный Петром Висконти II и Людвигом Шарлеманем, была много больше старой и даже больше величественного Преображенского собора!
Рассматривая старые фотографии, мы можем только частично представить величие церкви, которая была и остается непревзойденной ни по богатству, ни по размерам. Она была построена в русско-византийском стиле и была двухэтажной, что редко встречается в христианском церковном строительстве. На высокой цилиндрической колокольне располагалось восемь колоколов, главный из которых был весом в 51 пуд 10 фунтов.
Уже традиционно выкрашенная в красный цвет, с белым кружевом декора, с пятью могучими зелеными куполами, с гордо вознесенной на невиданную до этого высоту колокольней, сияющая золотом крестов община церкви господствовала над приземистыми кварталами Екатеринослава. И нет ничего странного в том, что, либо от удивления, либо по привычке, ее продолжали называть «собором», как будто отдавая ей первенство перед Преображенским. Новый каменный Успенский собор принадлежал к красивейшим храмам Екатеринослава и величественно поднимался над городом. Его золотые купола были видны практически с любой точки города, особенно замечательный вид открывался со стороны Днепра. Храм был обнесен изгородью, в пределах которой находился небольшой парк и церковное кладбище.
Первоначально Успенский собор имел четыре престола в двух этажах. Главный – во имя Успения Богоматери, правый – Рождества Иоанна Предтечи, и левый – Георгия Победоносца. Престол святителя Николая, который до освящения Лазаревской церкви на Севастопольском кладбище служил храмом местного гарнизона, помещался в нижнем этаже. Он просуществовал лишь до 1902 года и был закрыт из-за появления грунтовых вод.
А что касается прежней Успенской церкви, то ее разобрали, установив на месте ее алтаря большой деревянный крест с памятной надписью.
Стараниями нескольких поколений прихожан понемногу стареющая церковь не запустела и не обеднела. Пожертвования книгами, утварью, иконами, деньгами постоянно пополняли ее ризницу и киоты, увеличивая ее богатство и благолепие. Среди многочисленных вкладчиков особенно следует выделить Михаила Кирилловича Остроухова. Один из богатейших купцов города середины XIX века Михаил Остроухов был многолетним старостой храма. За эти годы он, за свой счет, значительно обновил ризницу, многократно проводил ремонты и, самое главное, выписал в Москве в фирме братьев Бутеноп башенные часы с музыкой, которые установил на церковной колокольне. Стрелки соборных часов четко просматривались со всех сторон с самого далекого расстояния, и жители Екатеринослава сверяли по ним свои часы.
Праздничное украшение Свято-Успенского собора всегда было самым лучшим и поражало современников тем, что его даже не было с чем сравнивать. Если верить воспоминаниям Владимира Машукова, Успенская церковь на праздник могла поразить и человека «третьего тысячелетия», привыкшего к чудесам.
Еще одной гордостью Успенского собора был замечательный хор. В начале 20-х годов XX столетия регентом хора был известный украинский оперный певец И.С. Паторжинский (1896- 1960 гг.).
Вообще все достоинства Успенской церкви перечислить сложно. Соборный храм находился в центре города и имел огромное значение в культурной и духовной жизни Екатеринослава. Она не могла не поразить своим величием и чистотой строения. Но увы, режим воинствующего атеизма его не пощадил…
С приходом новых времен церковь с ее святынями, традициями, историей оказалась никому не нужна. Прихожан разбросало по миру, ее ценности из драгоценных металлов конфисковали в пользу государства, а предметы, не имеющие в глазах власти материальной ценности, были уничтожены. По началу храм приспособили под плохонький и никому, в общем-то, ненужный склад. Лишь в конце 1940-х годов у власти появились новые мысли по использованию громадного здания. Разрушив купола и колокольню, поделив высокие помещения на этажи, ее приспособили под госпиталь участников Великой Отечественной войны. А в конце 1950-х годов реорганизовали в городскую больницу № 10.
Больница эта существует и сегодня. Сохранившая большую часть наружного декора, бывшая церковь стоит посередине площади Демьяна Бедного. И пока она стоит, надежда на возрождение одного из самых ценных памятников архитектуры Днепропетровска Свято-Успенского собора — первого кафедрального храма города — не исчезнет.