24.09.2007. ЮЖНОУКРАИНСК. Митрополит Агафангел принял участие в международной конференции
24 сентября митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, Председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви посетил Южноукраинский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, где принял участие в работе международной научно-практической конференции «Христианские ценности в образовании и воспитании». Мероприятие было подготовлено по благословению владики Агатангела Южноукраинским государственным педагогическим университетом им. К.Д. Ушинского с участием представителей Одесского областного института усовершенствования учителей, Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ, Одесской духовной семинарии, Всеукраинского православного педагогического общества и Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской митрополии и других учебных заведений Украины и зарубежных стран.
В вступительном слове ректор ЮГПУ академик А.Я Чебыкин подчеркнул: «сегодня в этом актовом зале нашего университета собрались более двухсот педагогов, студентов, научных работников, аспирантов, психологов, философов, богословов, всех небезразличных к вековой христианской традиции в нашей культуре. Это стало событием в жизни не только Одесского региона, но и всей Украины. Впервые с 1918 года ученые и богословы во главе с архиереем собрались здесь, чтобы совместными усилиями найти выходы из проблемных ситуаций, возникших в нынешнем образовании. Мы благодарны Владыке Агафангелу за его помощь в организации проведения этого представительного форума, в котором принимают участие ученые педагоги и богословы не только из Украины, но и из-за рубежа».
В дальнейшем своем выступлении академик А.Я.Чебыкин сделал подробный анализ положения дел в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, подчеркнув трудности в деятельности современных педагогов.
Затем с докладом «Философия христианского воспитания» выступил митрополит Агафангел. Он отметил, что «к сожалению, приходится констатировать, что даже до сегодняшнего дня в среде интеллигенции широко распространена идея «независимой», «автономной» педагогики. Если в вопросе о религиозном воспитании многие уже готовы допустить значение христианского вероучения, то общее учение о развитии и воспитании личности всё ещё строится совершенно независимо от религиозных идей, всецело опираясь на данные науки и указания опыта. Между тем, сама жизнь нашего общества свидетельствует, что для правильного развития личности ребёнка методология воспитания должна основываться именно на православном учении о человеке. Догматически верная православная антропология есть тот живительный исток, которым издревле питается не только наша педагогика, но и вся отечественная культура. Как более тысячи лет считали наши православные предки, и как доныне исповедуют все православные христиане, именно Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь Христова способна дать человеку опыт истинного богообщения и сделать его причастником блаженной вечности. Все культурные богатства, созданные этносами, корнями уходят в культурообразущую религию, которую исторически исповедовал тот или иной народ. На законах религии создавались нравственные устои, национальный этикет, семейные и общественные отношения. Мы можем гордиться культурными достижениями нашего народа, а также высотой тех нравственных примеров, которые он в изобилии явил в своей истории. Не будем забывать, что не буддисты построили архитектурные шедевры Киево-Печерской лавры. Не кришнаит написал «Повесть временных лет», не иудеи сочинили знаменитые на весь мир украинские колядки и не адвентисты расписывали Софию Киевскую. Всё это сделали наши соотечественники, движимые православным религиозным сознанием и вдохновляемые православными святынями. Мы вправе понимать это становление как возрастание и прояснение православного религиозного сознания, со всеми, происходящими из него, культурными и творческими мотивациями.
Православная Церковь всегда уделяла самое пристальное внимание духовному образованию и воспитанию подрастающего поколения. Не случайно с глубокой древности школы в нашем Отечестве организовывались при монастырях, а первым высшим учебным заведением стала Киево-Могилянская Академия, основанная митрополитом Петром Могилой. Возрастая интеллектуально, человек должен расти и духовно. Не нужно думать, что лишая детей религиозного воспитания, мы соблюдаем свободу их религиозного самоопределения: мол, «вырастет, сам разберётся, в кого ему верить». Ещё Эпикур констатировал, что «природа не терпит пустоты». Если ребёнку правильно не объяснить основных религиозных истин, он всё равно объяснит их сам себе, но поскольку эти объяснения сегодня он будет черпать из мистических триллеров, фантастических романов и компьютерных игр, то об уровне этого религиозного самообразования нельзя будет сказать ничего утешительного. Православие располагает не только самым правильным учением о Боге и о духовном мире, но и давними, прочными традициями того, как именно преподавать это учение для детского восприятия. Мы имеем прекрасные пособия по Закону Божию и по Библейской истории, жития святых, написанные, а теперь и озвученные на кассетах и дисках специально для детей, адоптированные для их понимания. Всё это делается под надзором высшего священноначалия, чтобы обеспечить детям упрощённое, но в точности правильное и истинное православное мировоззрение.
Вместе с тем, наша Церковь отнюдь не закрыта для научных и философских влияний со стороны окружающего мира. Мы с готовностью воспринимаем все те концепции и теории, которые могут продуктивно послужить становлению личности ребёнка. Было бы нелепо игнорировать общепризнанные открытия и достижения в сфере педагогики, сделанные в древности и в современный период, пусть даже их авторы не принадлежали к Православной Церкви. Поэтому в своём изложении основных аспектов христианского воспитания мы будем ссылаться как на православные авторитеты, так и на внецерковных мыслителей, идеи которых вошли в сокровищницу мировой культуры.
Первой из важнейших тем в христианском воспитании ребёнка мы назовём семью. Семья, несомненно, есть первичный и неустранимый элемент человеческого бытия. Все попытки социальных утопистов, начиная с Платона, упразднить институт семьи в государственных интересах, окончились ничем, поскольку были противоестественными. Классики марксизма вынуждены были признать семью «ячейкой общества». Православие же, устами святого апостола Павла, возвело семью на недосягаемую аксиологическую высоту, наименовав её «домашней церковью» (Рим. 16, 4). Именно в семье, ещё до школы, ребёнок получает первоначальные импульсы к духовному развитию, значение которых невозможно переоценить. Ещё до того, как ребёнок научится читать, писать и правильно дискурсивно мыслить, он уже умеет непосредственным чувством воспринимать ту моральную и психологическую атмосферу, которая сложилась в семье, со всеми её тонкостями и нюансами. Потому и пишет в своих известных «Записях» священник Александр Ельчанинов, что «для воспитания детей самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью». О тех же, кто пренебрегают этим правилом и ждут, когда их детей воспитает школа, хорошо сказал в древности римский ритор Марк Фабий Квинтиллиан (около 30-100 гг. по Р. Хр.): «Дети не из школы впервые выносят дурные привычки, но они приносят их с собою в школу. Они перенимают их обыкновенно у своих родителей, которые подают им дурной пример. Здесь они видят и слышат ежедневно такие вещи, с которыми они в продолжение всей своей жизни не должны бы быть знакомы. Всё это обращается у них в привычку, а потом и во вторую природу, и злосчастные малютки становятся порочными прежде, чем они начинают знать, что такое порок».
В семье начинает, а в школе продолжает складываться представление ребёнка о своей собственной личности и это есть следующий аспект, нуждающийся в нашем внимании. Принципиально важно, как именно человек привыкнет воспринимать самого себя, какие приоритеты расставит он в иерархии своих внутренних ценностей. Ценные мысли по поводу того, какую роль в этом процессе играет духовность, высказал выдающийся русский философ И.А.Ильин: «Человек определяется тем, что он любит и как он любит… Воспитание человека начинается с его инстинктивных корней. Оно не должно сводиться к разглагольствованию или проповеди; оно должно сообщить ребёнку новый способ жизни. Его основная задача не в наполнении памяти и не в образовании интеллекта, а в зажигании сердца. Обогащенная память и подвижная мысль — при мёртвом и слепом сердце — создаёт ловкого, но чёрствого и злого человека. Вот почему образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка»… Тот, кто жаждет духа, должен заботиться об обогащении своего опыта; не о наполнении своей памяти из чужих книг и не об изощрении своего ума умственной гимнастикой, но о разыскании в непосредственной жизни всего того, что придаёт жизни высший смысл, что её освящает. Один найдёт этот творческий смысл жизни в природе, другой — в искусстве, третий — в глубине собственного сердца, четвёртый — в религиозном созерцании. Каждый должен найти свою собственную дверь, ведущую в это царство; каждый должен найти её сам, и самостоятельно переступить через её порог».
Параллельно с формированием внутреннего мира у ребёнка вырабатывается отношение к окружающей среде, к ближним, имеющим с ним общение. Здесь, к сожалению, влияние семьи и школы не всегда бывает положительным. Верно замечает американский автор, православный иеромонах из Калифорнии Серафим (Роуз): «С младенчества с современным ребёнком обращаются, как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружён игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания». Уже привыкнув легко добиваться от родственников исполнения своих прихотей, ребёнок идёт в школу, где его своеволие решительно ограничивается (особенно, если это государственная, а не частная школа), зато предоставляются условия для развития такой опасной страсти, как гордость. Хорошо пишет об этом английская публицистка, монахиня из Ессекса, сестра Магдалина: «Одна из проблем современной системы образования состоит в том, что детей учат соревноваться друг с другом в успеваемости. Результаты экзаменов определяются не столько действительным уровнем знания, сколько позицией в классе, и это культивирует гордость. Взрослым следует показать удовлетворение и похвалить ребёнка, когда он старался сделать, что мог, а не когда ему удалось превзойти остальных. Тот, кто старался изо всех сил, и всё же оказался не на высоте, не должен чувствовать себя неполноценным. В конце концов, умственные способности — только один из многих естественных даров, которые человек получает от Бога». Ситуацию эту, конечно, исправить можно, но исправлять её легче не способом внедрения новых педагогических концепций, а путём изменения парадигмы личного отношения родителей к детям и учителей к ученикам.
Замечательный русский педагог 19-го века Сергей Александрович Рачинский (1826 — 1902) так говорил об этом: «Думается мне, что доброе влияние учителя на учащихся, пастыря на пасомых, зависит не столько от приложения тех или иных приёмов, подлежащих точному определению, сколько от степени внимания, искренности и любви, какую вносит в своё дело пастырь и учитель. Всего нужнее для него — быть тем, чем он желает сделать своих учеников, своих пасомых. Это по части искренности».
Следующий важный аспект христианского воспитания ребёнка -формирование понятия о Церкви. В наше время большинство детей родители крестят в возрасте не старше одного года, но, к великому прискорбию, на этом причастность детей к Церкви заканчивается. И всё потому, что родители не понимают благотворности посещения ребёнком храма Божия и его участия в церковных таинствах. Святитель Феофан Затворник обстоятельно описывает способы спасительного воздействия церковной практики на детей: «Частое причащение Святых Христовых Тайн… живо и действенно соединяет с Господом новый член Его, через пречистое Тело и Кровь Его освящают его, умиротворяет в себе и делает неприступным для тёмных сил…Большое влияние имеет на детей ношение в Церковь, прикладывание к святому Кресту, Евангелию, иконам, накрывание воздухами: так же и дома — частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление святой водой, курение ладаном, осенение крестом колыбели, пищи и всего, прикасающегося к ним, благословение священника, приношение в дом икон из церкви и молебны: вообще, всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная ограда от покушения невидимых тёмных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающейся только душе, чтобы своим дыханием заразить её».
Также и великий русский педагог девятнадцатого века Константин Дмитриевич Ушинский, подчёркивая неповторимую ценность церковных переживаний для человека, произнёс глубоко прочувствованные слова: «Нет статуи и нет картины, которая бы воплотила чувство, разлившееся на Руси в день Светлого Воскресения, когда из края в край её гремит одно слово — Христос Воскрес, яко всесилен».
Немаловажным фактором в христианском воспитании ребёнка является формирование научного мировоззрения, составление понятия об окружающем мире и сопоставление его с церковным вероучением. Здесь неизбежны некоторые вопросы и недоразумения, происходящие из несовпадения определённых положений современного естествознания с учением о творении мира и человека, как оно имеет место в Православии. Не останавливаясь подробно на этой непростой теме, приведём лишь одно мнение, принадлежащее философу 19-го века, профессору Московского университета, учителю Владимира Соловьёва — Памфилу Даниловичу Юркевичу (1827 — 1874): «Едва ли нужно делать замечания против того педагогического направления, которое вводит в детскую школу рассказы о мире, как он был до человека, когда он представлял то один беспредельный туман, то беспредельную лужу, то был охвачен беспредельным пожаром, и как отсюда мало-помалу, очень понятно, чрезвычайно понятно, образовался мир нынешний. С этими фактами не могут свести счёты и величайшие гении. Ими одинаково пользуются учёное шарлатанство, религиозная мистика и неверие. Детям предлагают здесь в пищу нечто такое, о чём доподлинно не знают, хлеб ли это или камень, рыба ли это или змея. Дитя, оставаясь глупым, как и следует, чувствует себя настоящим всеведением: оно добежало до конца пути, не проходя его начала и середины. Этот мир так коротко ему знаком, что изучать его далее и более ему нет надобности. Такой реализм в обучении оказывается на опыте школою лентяев и нравственно-немощных личностей». Конечно, это не означает, что в школе вовсе не нужно преподавать естествознание. Но это есть хорошее напоминание о пользе критического отношения к тем научным теориям о происхождении и возрасте Вселенной, которые ещё полвека назад казались бесспорными и незыблемыми, а теперь трещат по швам и рассыпаются под давлением новых фактов, открытых христианскими учёными Европы и Америки в последние десятилетия.
Несомненно, одним из центральных аспектов христианского воспитания личности ребёнка надо признать выяснение понятия о Боге. В этом отношении, как кажется, главное — не опережать развитие ребёнка, и на его простые вопросы надо давать, по возможности, простые ответы. Можно вполне согласиться со знаменитым английским философом Джоном Локком (1632 — 1704), который рассуждает об этом так: «Я считаю добродетель первым и самым необходимым из… качеств, обязательных для человека или джентльмена, безусловно требующимся для того, чтобы он мог приобрести уважение и любовь других, признание и одобрение в собственных глазах. Без неё, думается мне, он не будет счастлив ни в здешнем, ни в ином мире. В качестве её основания следует с ранних пор запечатлеть в душах детей истинное понятие о Боге, как о независимом Высшем Существе, Творце и Создателе всех вещей, от Которого мы получаем всё наше достояние, Который любит нас и даёт нам всё. Соответственно тому надо внушить им любовь и почтение к этому Высшему Существу. Этого довольно для начала… Говорите ребёнку только при случае, что Бог всё создаёт и всем управляет, слышит и видит всё, и дарует всяческое благо тем, которые любят Его и повинуются Ему; вы убедитесь, что, слыша о таком Боге, он довольно скоро додумается до других мыслей о Нём, которые вы должны исправлять, если в них окажется что-либо неправильное).
Существенным аспектом в христианском воспитании личности ребёнка, неразрывно связанным с понятием о Боге, надо считать молитву. И здесь мы вновь сошлёмся на здравомыслящего эмпирика Локка, который вполне разумно замечает: «…Я склонен думать, что заставляя детей ежедневно утром и вечером обращаться к Богу, как к их Создателю, Хранителю и Благодетелю с простой и коротенькой молитвой, соответствующей их возрасту и способностям, мы гораздо больше сделаем для их религии, звания и добродетели, чем сбивая с толку их мысли хитроумными рассуждениями о Его неисследимой Сущности и бытии». К этому нелишне добавить, что великий французский скептик Мишель Монтень (1533 — 1592) одну из глав своих бессмертных «Опытов» специально посвятил обоснованию тезиса, что для детей и взрослых из всех церковных молитв полезнее всего почаще обращаться к молитве Господней, т.е. «Отче наш». Именно в ней, при всей её простоте и краткости, содержатся все основные прошения, охватывающие круг бытия человеческой личности.
Ещё один фактор христианского воспитания ребёнка, которым не стоит пренебрегать — это понимание символизма. Через символы, заключённые в Священном Писании, церковном богослужении, в народных благочестивых традициях, ребёнок способен быстрее, легче и при этом глубже понять многие истины, которые лишь с большим трудом могли бы быть объяснены ему путём логического рационального изложения. С неподражаемым мастерством эту особенность детской психологии сумел выразить в своих рассказах замечательный русский писатель Иван Шмелёв.
Прочная закладка нравственных понятий в душе ребёнка так же составляет неотъемлемую черту его духовного становления. Один из крупнейших представителей марбургской школы неокантианства, Пауль Наторп (1854 — 1924), комментируя педагогические взгляды Песталоцци, пишет следующее: «Он видел, что образование «головы» не может быть нормальным без идущего рядом с ним образования «сердца» и образования «руки», и наоборот; что, следовательно, все три направления должны находиться в «гармоническом» взаимодействии, т.е. действовать сообща, не только не мешая друг другу, но служа друг для друга положительной опорой». А святой священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий прямо связывает нравственное воспитание с религиозным: «Религиозные наставления и впечатления, которые дитя получает от своей матери в самом нежном возрасте… остаются обыкновенно на целую жизнь. Если же такое дитя впоследствии, обуреваемое страстями и соблазняемое дурными примерами, и сбивается иногда с истинного пути, то в большинстве случаев оно гораздо легче снова возвращается на него, чем то, которое осталось без первоначального религиозного воспитания. В детях, воспитанных в христианском благочестии и набожности, но впоследствии развратившихся нравственно, очень часто с необыкновенною силою вдруг пробуждается воспоминание о невинной поре их детства… И воспоминание об этих счастливых днях детства нередко снова отвращает от греха и порока и обращает к недрам Небесного Отца). К этому можно добавить, что в наше время, как показывает опыт, у юношей и девушек нет других твёрдых оснований для ведения нравственной жизни, особенно в плане целомудрия, кроме религиозных убеждений.
Наконец, последний аспект христианского воспитания личности — это историческое сознание. Ещё Гегель учил: «Бог правит миром; содержание Его правления, осуществление Его планов есть всемирная история. Философия хочет понять этот план, потому что только то, что из него осуществлено, действительно; то, что не соответствует ему, представляет собою лишь гнилое существование». Одна из проблем, стоящих сегодня перед школьным образованием, состоит в том, что детям больше не прививают чувства истории. Старая идеология, а с нею и старая историография, рухнули, а новая историческая наука переживает период болезненного становления. «Это очень опасная и роковая вещь — лишить ребёнка исторической памяти, — пишет иеромонах Серафим Роуз, — Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется… Ребёнок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за «учителями» века сего».
Дай Бог, чтобы осознание важности христианских ценностей для образования и воспитания подрастающего поколения стало общим достоянием всего нашего общества и чтобы каждый педагог, достойно исполняя свой профессиональный долг, не забывал слов Господа нашего Иисуса Христа: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14).
После выступления, владыка вручил награды Украинской Православной Церкви ученым, посвятившим свою жизнь благородному делу воспитания молодого поколения нашей державы. Среди награжденных: доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук Украины А.М.Богуш, проректор по научной работе ЮГПУ профессор И.Г.Захарченко и ряд других ученых. По благословению Его Блаженства, Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, Владыка Агафангел вручил ректору университета А.Я. Чебыкину орден святого равноапостольного князя Владимира II степени, которым был награжден коллектив этого высшего учебного заведения в связи со 190-летием со дня основания ВУЗа.
С докладом «Молитва — основа духовной жизни» выступил ректор Одесской духовной семинарии архимандрит Евлогий. Основываясь на учениях святых отцов, о. ректор изложил основы православного понимания молитвы, подвергнув обоснованной критике ряд инославных вероучений, которые, к сожалению, проникают в среду верующих, сея соблазн и прелесть.
Выступивший затем с докладом «Религиозное воспитание как фактор духовного возрождения общества» настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей Виктор Петлюченко рассказал о роли воскресной школы в воспитании детей и юношества, отметив позитивные тенденции в процессе формирования у подростков основ духовной жизни в процессе их совместной молитвы в храме, участия в церковных Таинствах. Как подчеркнул о. настоятель, многолетний опыт работы воскресной школы при соборе дал много положительных примеров того, как нужно правильно воспитывать молодежь.
После небольшого перерыва работа конференции была продолжена по секциям и «круглым столам»:
Христианские ценности в образовании. Философия образования.
Высшая школа. Перспективы развития национальной системы образования. Проблемы современного педагогического образования.
История и теория национального воспитания на Украине. Религиозное воспитание в зарубежных странах.
Духовно-моральное воспитание в средней и старшей школе. Проблемы семейного воспитания.
Перспективы развития воскресных школ.
Духовно-моральное воспитание детей школьного и младшего школьного возраста.
Психологические проблемы формирования духовности
24.09.2007. ЛЬВІВ. Ювілей архієрейської хіротонії архієпископа Львівського Августина
24.09.2007.ПОЛТАВА. Архієпископ Филип звершив Божественну Літургію в день річниці визволення міста