Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

14.09.2007. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Исполнилось 215 лет со дня упокоения святителя Амвросия

13 сентября исполнилось 215 лет со дня упокоения святителя Екатеринославского Амвросия (Серебренников). Среди множества святых, украшенных мученическим венцом в богоборческое время XX столетия, есть шесть архипастырей, просиявших своим подвигом на Днепропетровщине. Но не только священномученики находятся в списке святых мужей, почитаемых Днепропетровской паствой. Есть еще один архипастырь, который задолго до периода гонений просиял в лике угодников Божьих — это святитель Екатеринославский и Херсонес-Таврический Амвросий (Серебренников).
В этом году исполняется 215 лет со Дня преставления Екатеринославского святителя Амвросия. Еще при жизни он был мудрым администратором и ревностным борцом за чистоту православного учения, прославился строгим благочестием, подвижничеством и красноречием, а после смерти — нетлением своих останков. К большому прискорбию, святые мощи третьего Екатеринославского архиерея архиепископа Амвросия бесследно исчезли после закрытия в 1923 году Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, где он закончил свой земной путь. Но верующие Днепропетровской епархии чтят великого подвижника благочестия, память которого молитвенно отмечается 13 сентября.
Екатеринославский святитель Амвросий Серебренников или Серебряков, известный ученый и выдающийся проповедник своего времени, происходил из богатой крестьянской семьи села Отчина Вятской губернии. Он родился в 1745 году в семье дьячка Вятской епархии. При крещении родители нарекли его Авраамом. Азам в науке и грамоте он обучался дома под руководством отца, с детства он также любил читать и петь на клиросе. Своей набожностью, любовью к храму и хорошим голосом он обратил на себя внимание местного приходского священника, который, видя Божий дар в мальчике, уговорил родителей отдать своего сына в духовную школу. Так, Авраам на одиннадцатом году своей жизни стал воспитанником Вятского духовного училища. Затем будущей светильник Православной Церкви на Руси в 1758 году поступил в Вятскую семинарию, после чего в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, которую блестяще закончил в 1768 году.
Сразу после окончания учебы он был назначен учителем синтаксимы и пиитики в родную Вятскую семинарию. В 1773 году талантливого юношу переводят в Троицкую лаврскую семинарию для преподавания риторики, истории и французского языка.
14 августа 1775 года он принимает монашество. При постриге ему было дано имя Амвросий, что в переводе с греческого обозначает «бессмертный», «божественный». Сразу вслед за постригом его рукополагают в иеромонахи с назначением на должность префекта семинарии и учителя философии. Через три года в 1778 году он становится уже перфектом Славяно-греко-латинской академии. Своими педагогическими способностями, даром красноречия, тщательным исполнением возложенных на него обязанностей и учеными трудами иеромонах Амвросий обратил на себя внимание Московского митрополита Платона (Левшина). По его ходатайству в 1782 году Священный Синод определил ученого иеромонаха на ректорство в Новгородскую семинарию, с возведением в сан архимандрита и с назначением наместником мужского монастыря в честь преподобного Антония Римлянина в Новгороде.
26 декабря 1783 (у митрополита Евгения (Болховитинова) — в 1784 г) архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. На первой своей кафедре тридцативосьмилетний Владыка, несмотря на молодость, своей мудростью и твердой жизненной позицией по отношению к Святой Церкви водворил мир и любовь в епархии, а также вернул многих раскольников в лоно Матери Церкви.
Через три года 28 ноября 1786 года Преосвященный Амвросий был определен архиепископом Екатеринославским и Херсонес-Таврическим. На момент его назначения кафедра располагалась в Полтавском Кресто-Воздвиженском монастыре, где он и поселился после своего приезда. В то время Новороссийский край заселялся колонистами и старообрядцами, что, в свою очередь, требовало особого духовно-нравственного попечения и руководства о них. Со всей энергией молодой архиерей принял на себя новый миссионерский труд.
Не только своей ученостью снискал славу Владыка. Самое главное, он отличался необыкновенной любознательностью, энергией и в то же время кротостью и мягкостью характера. Также Екатеринославский святитель приобрел известность своими проповедями, посвященными князю Григорию Потемкину, из которых особенно известна надгробная речь «Последнее целование». Эту омилию Митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) называл «образцом трогательного красноречия». Ему принадлежат еще перевод с французского книги «Потерянный рай» Мильтона и «Краткое руководство оратории российской», повторяющее риторику Михаила Ломоносова. Последний труд содержит образцы речей на разные случаи общественной жизни и имеет большое значение для развития риторики, поскольку, как и риторика М.В. Ломоносова, написана на русском языке (др. учебники по риторике того времени написаны по латыни). Преосвященный Амвросий считал, что русский литературный язык должен включать в себя заимствования из церковнославянского, однако замечал, что нет ничего хуже, нежели «неумелое соединение» славянского языка с русским.
Преосвященный Амвросий много потрудился на пользу еще совсем не сформированной кафедры. Управление обширной епархией требовало постоянного внимания, колоссальных духовных и физических усилий, а также постоянного поиска возможностей по улучшению и эффективности в ее созидании. При нем ровно двести двадцать лет назад 9 мая 1787 года Императрица Екатерина II в присутствии Австрийского Императора Иосифа, а также патрона и родоначальника Екатеринослава князя Григорий Потемкина, заложила здесь Спасо-Преображенский кафедральный собор, который является одним из уникальнейших шедевров русского зодчества и лучшим украшением города Днепропетровска в настоящее время.
Живя то в новом, еще только созидаемом Екатеринославе, то в Полтаве, архиепископ Амвросий в 1789 году еще раз встречался с императрицей Екатериной II. Владыка в ее присутствии совершил Божественную литургию и панихиду на «Шведской Могиле» в память императора Петра I и победоносных воинов, павших в Полтавском сражении. В этот же день ему была пожалована высокая награда — алмазный Крест на клобук. Немногим ранее в 1785 году за участие в составлении академического этимологического словаря Преосвященный Амвросий был избран членом Российской Императорской Академии Наук.
Не забывал Владыка и о будущем поколении. Он с ревностью заботился о воспитании детей духовенства, о благоустройстве церквей и формировании новых приходов, повышении нравственного уровня священников. По прибытии на кафедру он реорганизовал Славянскую духовную семинарию, переименованную в Екатеринославскую, и ввел устав сходный с рабочим планом и порядком обучения с Московской академией и Новгородской семинарией, в которых долгие годы занимал руководящие должности. В 1788 году Владыка Амвросий, видя незаурядные способности, определил ректором Екатеринославской семинарии ее префекта архимандрита Гавриила (Бодони-Банулеско), своего будущего преемника на кафедре.
Будучи архиепископом Екатеринославским, Преосвященный Амвросий не оставил в забытьи и свою миссионерскую деятельность, начало которой положил на своей первой кафедре в Новгородском крае. В его бытность многие старообрядцы покаялись и возвратились в лоно Православной Церкви. Владыка Амвросий известен не только как яркий оратор и глубокий проповедник. В истории церкви он оставил еще свой след как мудрый администратор и ревностный борец за чистоту православного учения.
Во второй половине XVIII века в Екатеринославской губернии возникли первые спиритуалистические секты. И правящий архиерей, первый начал разоблачать еретиков. Он первый усмотрел в их учении борьбу против Святого Духа и назвал их «духоборцами», в тот время как простой народ обличал их в отказе почитать святые иконы. Также на страницах своих сочинений он вступал в полемику с последователями ислама: его труд, который, к сожалению, так и не был издан, «Сравнение истин христианства с началами магометанской религии» находился в библиотеке СПбДА и архиве Святейшего Синода.
21 августа 1787 года началась Вторая русско-турецкая война, потребовавшая огромного напряжения людских и экономических сил России. После взятия русскими войсками Очакова, в 1789 году для поддержания духа воюющей армии и управления церковными делами в румынских княжествах, по высочайшему повелению генерал-фельдмаршала князя Г. Потемкина, Архиепископ Екатеринославский Амвросий был вызван в армию. В том же году 22 декабря в Яссах пожалован местоблюстителем Молдо-влахийской экзархии с оставлением на Екатеринославской кафедре.
В Молдавии архипастырь много приложил усилий над приведением в порядок крайне расстроенного положения дел в Церкви, находившейся под мусульманским игом. Свое же милосердие, благотворительность и готовность оказать помощь всякому нуждающемуся он обращал в сторону единоверцев из Греции, Сербии и других православных земель, оставшихся во владении исламской Турции. Архиепископ Амвросий проявлял большое человеколюбие, независимо от национальности человека. Об этом говорит тот факт, что во время войны, выбрав девять мальчиков-сирот из молдаван, турок, евреев и малороссиян он отдал их для воспитания на своем содержании в Екатеринославскую семинарию.
Будучи истинным подвижником, Преосвященный Амвросий ценил труды и молитвенное делание монахов и покровительствовал обителям. Находясь в Молдавии и узнав о блаженной жизни знаменитого старца Паисия Величковского, он посетил Нямецкий монастырь, где подвизался праведник и возвел его в сан архимандрита.
Ревностная служба архиепископа Амвросия была высоко оценена, и 5 февраля 1790 года «в рассуждении отличных трудов и усердия в прохождении должности» он был пожалован титулом члена Святейшего Синода.
В 1791 году для улучшения административной работы он просит себе в помощники ректора Екатеринославской семинарии архимандрита Гавриила (Бодони), которого по высочайшему указу рукоположили в епископа Белоградского и Бендерского. После заключения мира с Оттоманскою Портою в июне 1792 года, Преосвященный Амвросий, окончив возложенное на него поручение и оставив на месте пожалованного Молдо-Влахийским Митрополитом епископа Гавриила, возвращается в Полтаву. Но вскоре после кратковременной болезни 13 сентября 1792 года третий Екатеринославский архиепископ отошел в мир Небесных Обителей и был погребен в усыпальнице кафедрального храма Кресто-Воздвиженского Полтавского монастыря.
Его мощи нетленно почивали до закрытия монастыря в 20-х годах XX века, после чего их передали в Полтавский краеведческий музей, где они, вместе с мощами Преосвященного Афанасия (Вольховского), епископ Могилевского вероятно, сгорели в 1943 году.
В этом году исполняется 215 лет со Дня преставления Екатеринославского святителя Амвросия, который при жизни прославился строгим благочестием и подвижничеством, а после смерти — нетлением останков.
Диакон Георгий Скубак