Василий Анисимов. Скованные одной ложью. (Заметки с филаретовского форума)
И все-таки думается, эта декларация не для внешнего пользования. Не верится, что М. Денисенко, человек изощренного ума, выставит свое детище на посмешище. Скорее всего, она для сугубо «внутреннего» потребления – для полуграмотного филаретовского духовенства и околоцерковной политической тусовки: пусть насыщается ложью и злобой, черпают в ней вдохновение. А главное – для так называемого филаретовского «епископата», для тех, которые поставили под ней свои подписи.
Скованные одной ложью
(Заметки с филаретовского форума)
Василий Анисимов
В Украинском доме, более известном как Музей В.И. Ленина, прошло собрание под названием «II Всеукраинский церковно-общественный форум “За Украинскую Поместную Православную Церковь”. Зал – средних размеров (на несколько сот человек), комфортный, но мало приспособленный для конференций: софиты выхватывают сцену (велась запись форума на УТ-1), а ты сидишь в полутьме и не можешь разобрать ни одной строчки документов. Поэтому знакомство с розданными перед форумом материалами – «Историко-канонической декларацией», обращениями к Президенту, Константинополю и верующим – пришлось отложить на «потом», когда за них уже проголосовали.
Хотя зал был полный, собственно «общественности» оказалось негусто – в основном разношерстное филаретовство: «архиереи», «священники», «семинаристы», религиоведы. Можно сказать, вся УПЦ-КП тут и разместилась. Эту мрачную картину оживляли несколько очень пожилых, разряженных и раскрашенных под фольклорных украинок, женщин. Кто-то разглядел в одной из них легендарную бабу Параску, кто-то даже филаретовку Клару Гудзык из газеты «День». Но все это оказалось обманом. Выяснилось, что баба Параска «глубоко верующий человек, поэтому такие мероприятия не посещает». А Гудзык сидела в первых рядах в строгом религиоведческом костюме рядом с религиоведчиком Здиоруком. Не могла же она раздвоиться? Хотя, кто их, филаретовцев, знает?
Ба! Знакомые все лица!
Президиум, собравший вождей строительства новой церкви, оказался походным, или, лучше сказать, переносным: в одном и том же составе он перемещается лет десять из одного зала в другой. Меняются темы собраний, а он неизменен, как политбюро времен Леонида Ильича. Впрочем, здесь, в Музее Ленина, он был более уместен, чем в Оперном или Консерватории. Председательствовал, как обычно, Дмитрий Степовик, «доктор» богословия, философии и еще чего-то, хотя всю сознательную предпенсионную жизнь был парторгом Художественного института. Недавно он поссорился с главным атеистом Украины, «учредителем УПЦ-КП» Анатолием Колодным, объявив в филаретовской газетенке Колодного и других религиоведов-атеистов вчерашним днем мироздания. Разгневанный и оскорбленный аксакал научного атеизма не только вернул Филарету все награды, полученные от УПЦ-КП, но и покопался в архивах ВАК, где обнаружил, что Степовик никакой не «доктор наук», а скромный кандидат искусствоведения, защитивший диссертацию об образе советского воина в живописи. Степовику пришлось идти на попятную, эта забавная перепалка вылезла на страницы раскольничьей прессы.
Рядом с председательствующем восседал М.А. Денисенко, «патриарх УПЦ-КП». Лишь двое в Украинском доме – он и Ленин (его бюст хранится в запасниках) – были награждены орденом Красного Знамени. Владимир Ильич – «боевого», как основатель атеистического государства рабочих и крестьян, а Михаил Антонович («товарищ Антонов») – «трудового», как ветеран КГБ, выполнявший задания партии и советского правительства. С боков президиум окормляли два поэта. Первый – Иван Драч, классик советской коммунистической поэзии, посвятивший немало стихов прославлению партии и Ленина и даже успевший воспеть Иосифа Виссарионыча. Иван Федорович любит вспоминать, как в юности был так потрясен смертью вождя народов, что убежал на околицу села, где со слезами на глазах дал клятву: «Буду, как Сталин!» Драч сидел, как надгробный памятник Тычине, подперев голову рукой, устремив взор в зал, и видел все на много лет вперед. Второй классик национальной коммунистической поэзии Павел Мовчан пристроился на другом конце стола. Этот поэт-коммунист писал столь пронзительные стихи о Ленине, что один депутат пригрозил ему судом за то, что он «испортил ему жизнь». Оказывается, в молодости депутат был так потрясен глубиной и силой мовчановских стихов о Ленине, где Владимир Ильич был даже в дыхании деревьев и трав, что иного жизненного пути, кроме как в созданной Ильичом партии, не мыслил. Вступил, и что же? Мовчан звал к Ленину, а перебежал к Филарету. А что же теперь делать обманутым? Павел Михайлович отличается редкой злоречивостью, за что не единожды страдал. Как-то попал под горячую руку, вернее, ногу, Натальи Витренко, был нещадно ее бит каблуком прямо в Верховной Раде, перед телекамерами. Поэтому Мовчана оппоненты иногда именуют «витренковским недобитком».
Странным, и не первый год, является присутствие в филаретовском президиуме академика Игоря Юхновского. Униат из Львова, он до политической карьеры (депутат-руховец многих созывов) занимался проблемами физики и астрофизики. Из синтеза астрофизических и религиозных знаний у него рождаются оригинальные идеи. Одна из них заключается в том, что некая космическая энергия (а это жизнь, смысл, процветание и т.д.) притягивается к земле молитвой, причем одновременной и массовой. Создается как бы магнит, который отсасывает эту энергию из космоса, создавая вокруг благополучие и т.п. Идея эта вполне языческая, но она, как известно, овладела президентом В. Ющенко, и уже два года губернаторы организовывают «совместные молитвы всех конфессий» в областях, и они считаются не менее важными, чем экономические показатели регионов. Академика, конечно, интересно было бы послушать и спросить о политико-экономическом эффекте внедрения в Украине его идеи. С другой стороны, Игорь Рафаилович давно уже разменял девятый десяток, человек заслуженный, уставший, с трудом удерживает логику мысли, неужели и впрямь в филаретовских президиумах хочется просидеть лет остаток? Когда в зале стали петь «Боже великий, единый», он попытался осенить себя крестным знаменем, но не смог припомнить, какой рукой и как это делается. Любопытно, что недавно Виктор Ющенко назначил Игоря Юхновского директором созданного президентом Института памяти. Боюсь, что под «памятью» в данном случае тоже понимается какой-нибудь особый вид энергии, а не общепринятое значение этого слова.
Я так подробно остановился на президиуме, чтобы уяснить, какие люди и откуда руководят у нас строительством «Украинской поместной церкви». Кроме названных, там оказалось одно «новое лицо» – брат президента Петр Ющенко, а также три дежурных филаретовских «архиерея», один из которых (Дмитрий Рудюк) числился «сопредседателем» форума. Вторым «сопредседателем» была заявлена народный депутат Украины, униатка Лиля Григорович, но до конца собрания так и не явилась. Она прославилась тем, что прямо в зале Верховной Рады пыталась покончить жизнь самосожжением. Непонятно, что ее связывает с УПЦ-КП. Говорят, что неудавшиеся самоубийцы с факелами сопровождают окаянных грешников в ад, может, поэтому Филарет ее держит при себе, хотя она и униатка. Сдружился, так сказать, заблаговременно. То, что не пришла сопредседательствовать, может, и к лучшему: никто же не знает, где она опять захочет самовоспламениться.
Не явился на форум также Борис Тарасюк, лидер НРУ, а советник Секретариата президента Украины сайентолог Александр Саган сидел в зале.
Собрание приурочивалось к 15-летию “объединительного собора”, но и, конечно же, грядущим парламентским выборам, поскольку именитые политики-филаретовцы призывали “ни единого голоса не отдать за регионалов, коммунистов и социалистов”. Прошлое подобное предвыборное собрание прошло, помнится, под лозунгом: “Отдадим голоса за блок Костенко-Плюща!” Но призывы, как известно, остались тщетными, ни Плющ, ни Костенко в парламент не прошли, а ныне их вообще не упоминали – списали, видимо, в архив того же Института памяти.
“Объединительным собором”, как известно, филаретовцы именуют преступную акцию 26 июня 1992 по присвоению Михаилом Денисенко церковной кассы и имущества УПЦ. Она в свое время концентрированно была выражена самим Филаретом, обратившемуся к лидеру УАПЦ в Украине Антонию Масендичу со словами: “Если я переведу на ваши счета деньги УПЦ, где гарантия, что вы их у меня не отнимите?” Речь шла о четырех млрд. руб. Эта акция дважды (в 1993 и в 2001 годах) была признана Генеральной прокуратурой незаконной, в результате чего филаретовская УПЦ-КП снималась с регистрации, но оба раза сохранялась «старой преступной властью», благодаря личному вмешательству Л. Кравчука, а затем – Л. Кучмы. Патриарх УАПЦ Мстислав Скрыпник отлучал от УАПЦ за сговор с Филаретом своих подчиненных, обращался в Генрокуратуру и властям с требованием привлечь к уголовной ответственности организаторов УПЦ-КП, но тщетно: его давно уж нет, а филаретовство празднует юбилеи.
Он почитать Москву заставил!
Гвоздем программы была объявлена «Историко-каноническая декларация», именуемая “Киевский патриархат – поместная украинская православная церковь”. Эта вершина расколоучительной мысли последних лет появилась еще в апреле, но ровным счетом никого не заинтересовала. Уж сколько подобных филькиных грамот упало в бездну читательского равнодушия! Поэтому декларация ныне издана отдельной книжкой тиражом в 50 тысяч экземпляров, собираются ее издать и на русском языке, разослать во все поместные Церкви, а также каждому архиерею Русской Православной Церкви. «Мы заставим ее читать Московскую церковь не только в Украине, но и в России. Пусть читают правду!» – торжественно провозгласил Михаил Антонович.
Конечно, без принуждения ее вряд ли кто осилит, потому что, коли вранья уж слишком много, чтение быстро утомляет. Тем не менее даже от беглого прочтения можно сделать некоторые замечания и выводы.
Труд вряд ли можно назвать декларацией. Скорее, это обличительный памфлет на 160 страницах, цель которого – оправдание М. Денисенко (Филарета) и его деяний. В нем Михаил Антонович сравнивается со Спасителем, которого терзали на московских синедрионах и предавали в Украине и т.д. Сравнивать Филарета с кем-то другим, кроме Христа, в УПЦ-КП как-то не принято. Этот труд подтверждает филаретоцентричную модель существования этой организации: все крутится вокруг него, как планеты вокруг Солнца.
Памфлет вполне еретический – исполненный хулы на Православную Церковь, очень путанный, переполненный ложью, наветами и подтасовками. Это компиляции из различных источников, начиная от Святых Отцов до какого-то Евгения Комарова, который 15 лет назад работал в пресс-группе у Святейшего Патриарха Алексия, был изгнан, естественно, обижен, а теперь в желтой прессе строчит всякие мерзости о Православной Церкви. Их с радостью распространяют униатские и раскольничьи издания. Эту смесь «Бульвара» с катехизисом филаретовцы представляют «историко-каноническим» церковным документом! А что, собственно, от них можно ожидать? Находясь 15 лет за бортом церковной жизни и церковной мысли, главные «богословы» – престарелые атеисты – богословской работы от газетной статьи в желтой прессе уже отличить не могут. Люди, именующие себя «архиереями», не знают даже того, что знает любой выпускник школы, а именно: обвиняя кого-то или утверждая что-то, надо хоть какие-то ссылки давать. А то «в одном из интервью патриарх Алексий высказал мысль, что…» Что за интервью, где опубликовано? Или: «Митрополит Кирилл настойчиво подчеркивал…., что Москва должна стать своеобразным «православным Ватиканом». Когда и где сказал? Зачем клеветать-то? Или еще смешнее: ссылки типа «об этом не говорится, а имеется в виду».
В одном месте утверждается, что Филарет был совершенно законно утвержден на Поместном Соборе УПЦ Предстоятелем, в другом – что УПЦ вообще не существует, а есть лишь совокупность епархий РПЦ в Украине, поэтому никаких соборов УПЦ проводить не имеет права. На одной странице говорится, что раскольников у нас уже 10 миллионов (вряд ли и миллион наберется), на другой – уже «десятки миллионов». И т.д. и т.п. В одном месте УПЦ признается законной частью Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, в ста других – хулится. Но ведь хула на часть Церкви является хулой на всю Церковь Христову, а это смертный грех!
Некоторые персонажи «декларации» могут смело подать на ее подписантов в суд за клевету, распространение недостоверной информации, порочащей честь и достоинство человека. Тот же архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан. Понятно, что владыка враг №1 филаретовства, поскольку изобличил Филарета и разрушил все его планы. В отместку филаретовцы добивались открытия уголовного дела за якобы разворовывание Ионафаном имущества Лавры. Прокуратура вела следствие, и вердикт ее известен: в возбуждении уголовного дела отказать «из-за отсутствия состава преступления». Чего же теперь клеветать? Это уголовно наказуемое дело. Боюсь, что гражданину Денисенко вместе с «епископатом» придется не только к Страшному Суду готовиться, но и к районному. Чай, в правовом государстве живем.
Покаяние Ионафана – поступок честного человека, христианина. Когда Филарет с Евгенией Петровной предоставили справку о том, что их дети – приемные, взяты из интерната в Свердловске, владыка нашел в себе мужество признать это и покаялся. Что же в этом предосудительного? Другое дело, что справки, как впоследствии выяснилось, оказались подложными, указанные дети в этом интернате никогда не числились. Филарет с его чекистскими связями, думается, мог сделать любые документы. Борьбу с Филаретом вели сами дети, а не архиепископ Ионафан, публично доказывая, что они родные. Главная проблема была с легализацией Евгении Петровны Родионовой, «владычицы Киевской и всея Украины», в качестве «единоутробной сестры», как назвал ее Филарет. Мать Евгении Петровны, Ксения Митрофановна, наотрез отказывалась признавать, что она рожала Филарета, более того, в судебных тяжбах с ним по поводу имущества именовала его не иначе, как «сожитель моей дочери Денисенко». Соответственно, и мать Филарета никогда не признавала Евгению Петровну своей родной дочерью. Так что легенда о единоутробных брате-сестре оказалась непродуктивной.
Непонятно, для чего сегодня филаретовцам понадобилось ворошить это дело, тем более в «религиозной» декларации. 17 лет назад была опубликована лишь часть материалов и свидетельств о реальной жизни и деятельности Филарета, этого хватило, чтобы верующие выгнали его из Церкви и забыли о нем как о страшном сне. А если опубликуют еще часть и займутся исследованием иных белых страниц жизни и творчества расколоучителя? Какой собор, в каком Харькове будут теперь проводить уже «капэшники»? Кстати, сам Филарет – большой умелец плодить врагов в своей паучьей банке. За последние 15 лет собственных «комаровых» – пруд пруди. Если каждый со своими «воспоминаниями» выступит, многотомник о филаретовских «Содоме и коморе» издавать придется.
Большая часть из трех десятков филаретовцев, подписавших декларацию, в глаза ни Евгению Петровну, ни детей никогда не видели, как они вообще что-то могут по этому поводу утверждать, свидетельствовать и подписывать?
Надо, чтобы с этими «протоколами» отлученных мудрецов действительно ознакомились иерархи Поместных Церквей и развеяли все иллюзии (если таковые вообще имеются) в отношении филаретовского сообщества. Пусть почитают весь этот кощунственный стеб типа: «Святой Дух дышит, где хочет, а не там, где ему указывают люди» или утверждения о том, что послания, высказывания Предстоятелей Поместных Церквей (а все они неоднократно свидетельствовали, что признают в Украине лишь одну законную православную Церковь во главе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром) являются с точки зрения «канонического права» лишь «частными мыслями отдельных личностей». Думаю, еще никто и никогда не считал слова Восточных Патриархов «частными мыслями», а их самих – «отдельными личностями». Более того, филаретовцы утверждают: «Если мысли даже Предстоятелей или Соборов канонически не обоснованы, они не могут иметь определяющего значения». До Филарета считалось, что «мысли» Патриархов и Соборов Поместных Православных Церквей (а они проходят под водительством Святого Духа) в принципе не могут быть «канонически необоснованными». Видимо, отныне придется всем Патриархам высылать проекты своих слов и посланий, а также решений Соборов на «каноническую» экспертизу и визирование Степовику и Денисенко.
В круговой поруке лжи
И все-таки думается, эта декларация не для внешнего пользования. Не верится, что М. Денисенко, человек изощренного ума, выставит свое детище на посмешище. Скорее всего, она для сугубо «внутреннего» потребления – для полуграмотного филаретовского духовенства и околоцерковной политической тусовки: пусть насыщается ложью и злобой, черпают в ней вдохновение. А главное – для так называемого филаретовского «епископата», для тех, которые поставили под ней свои подписи. В декларации говорится, что никогда и ничего еретического филаретовцы ни словом, ни делом не утверждали. А сама эта декларация разве не ересь? Михаилу Антоновичу все равно: ему падать ниже некуда, он отлучен от Церкви. Заставив подписать сей документ, он еще раз связал своих сообщников по расколу круговой порукой, и это им еще ой как долго будет аукаться.
Помню, как в 1993 году пять «архиереев» во главе с соучредителем УПЦ-КП Антонием Масендичем бежали из этой организации. Они выступили с обращением к верующим, в котором указывали, что Филарет путем обмана «ведет людей к вечной погибели, а не к спасению», сами же раскаялись и были приняты в Церковь священниками. Они сожалели, что не послушались Мстислава, который говорил, что над УПЦ-КП «смеются во всем мире», и отказывался служить с Филаретом. «Упаси Боже! Вы не забывайте, что он лишен сана», – говорил Мстислав. Он признавал законность Харьковского Собора и понимал эфемерность автокефальных канонических устоев. Владимир Романюк пытался выгнать своего зама на покой и пал в этой борьбе роковой, никаких иллюзий в отношении законности УПЦ-КП не питал. «У нас каноничности с гулькин нос (вместо «носа» он употреблял крепкое лагерное словцо)», – говори он. Человеку поломанной судьбы, ему и в голову, как и Мстиславу, не приходило этот «гулькин нос» оформлять в виде раскольничьего «исповедания веры», заставлять его подписывать подчиненных и еще больше ломать их судьбы. Так что документик вполне зловещий.
Многочисленные исторические экскурсы декларации призваны засвидетельствовать: ничего преступного, сверх того, что уже было в христианстве за две тысячи лет и в нашей Церкви за тысячу лет, Филарет не совершал. Если бы авторы использовали и историю Католической Церкви в изложении Лео Таксиля, то Филарету надо было бы еще и доплачивать за «скромность» свершений.
Церковь – Богочеловеческая; нестроения, неправды – все, что привнесено в нее человеческой греховностью, гордыней, – были, есть и будут. Но все это занимает мизерную часть в летописи подвижничества и самопожертвования, что мы и называем историей церковной. Даже при беглом чтении филаретовского трактата складывается впечатление, будто читаешь какой-то атеистический труд, где церковная история – эта история неправд, диктата светских властей, преследования всего праведного и честного от древнейших времен до Филарета. Особенно это касается, конечно, Русской Православной Церкви, которая, хоть и родилась на берегах Днепра, тысячу лет здесь находится, но только то и делала, что всякие козни и беды против украинцев замышляла, и «в последние 90 лет», оказывается, ничего доброго для единения украинцев не делала. При этом авторы забыли, что из этих 90 лет последние сорок все беды осуществлялись руками самого Филарета. Он закрывал Лавру, вместе с Леонидом Кравчуком, кураторам атеистической работы в ЦК КПУ, не только церковные деньги в Фонд мира собирал, но и с середины 1960-х до перестройки закрыл тысячи православных храмов (по отчетам Кравчука, лишь с 1981 по 1986 год таковых было 893). Будучи церковным иерархом, мог бы где-то и заявить о преследованиях Церкви. Нет же, объездил 60 стран мира, выполнял не только чекистские, но и пропагандистские задания, убеждая всех в том, как Церкви хорошо в стране советской жить. Преследовал защитников храмов, запрещал в священнослужении неугодных диссидентов, сдавал их в КГБ. Может, Филарет запамятовал, как в 1983 году выманил скрывавшегося от КГБ архиепископа Питирима во Владимирский собор «для беседы». Это была ловушка: Питирима ждали, арестовали прямо во время службы и упекли в тюрьму за антисоветскую деятельность. Теперь же Филарет бросает камни в кого угодно, историю гонимой Церкви представляет какой-то «чернухой», обвиняет всех, кроме себя самого. Ерничает по поводу покаяния архиепископа Ионафана. А самому-то это знакомо? Может, хоть в чем-то раскаялся? Или там, где есть холодный ум, чистые руки и горячее сердце, христианские «слабости» неуместны? Признавшись, что является агентом КГБ, героизирует этот факт своей биографии. Мол, была одна держава, верой и правдой служил ей, сегодня другая – служу ей. При Сталине – сталинист, при Брежневе – брежневист, при ГКЧП – гэкачеписта, при Кравчуке – кравчукист, при Кучме – кучмист, при Ющенко – оранжист. Вечная политическая марионетка, профессиональный оборотень (таких же в президиумах и держит), при всех режимах – во власти. Может, для разведчика это и хорошо, но для «пастыря»…
Любопытным элементом декларации является донос, причем двойной. На патриарха Московского и патриарха Константинопольского. О первом говорится, что им якобы овладела «средневековая» концепция Москвы как третьего Рима, и теперь Россия претворяет эту концепцию в жизнь. Тут же даются обрывки интервью патриарха Варфоломея греческой газете (неизвестно какого года), где он дает негативную оценку российской власти, которая вмешивается в церковные дела. Филаретовцы надеются, что патриархи будут ссориться и подкладывать через Украину один другому свинью. Судят, что называется, по себе.
Святейшему Патриарху Варфоломею они пишут: «Мы поддерживаем Вашу позицию о необходимости признания в Украине Поместной Православной Церкви». Что это за позиция, где она была изложена? Позиция Константинополя была заявлена еще в 1993 году и звучит она так: «Такой институции, как УПЦ-КП, в Православии не существует, а Филарета никто не признает архиереем». С тех пор она не менялась. Да и повода не было: ни Филарет, ни его богоотступный раскол не изменились. Декларация тому свидетельство: упорствуют во лжи.
Она чем-то напоминает «Манифест Коммунистической партии», поскольку пытается доказать, что призрак филаретовской автокефалии по Украине рыскал с незапамятных времен. Хотя легенда о Филарете-автокефале была не более продуктивна, чем легенда о брате-сестре. Она разоблачена еще при ее рождении, как самими автокефалами, так и общественными деятелями. Еще 20 января 1992 года (за полгода до Харьковского Собора) группа депутатов (Вячеслав Чорновил, Сергей Головатый и др.) в своем заявлении, которое называлось «Филарет обязан оставить должность Предстоятеля УПЦ», указывали: «Предстоятель УПЦ Филарет всеми правдами и неправдами ищет пути (быстро поменяв лозунги), чтобы заручится поддержкой нового правительства и сберечь свою порочную систему управления Церковью… Митрополит Филарет (Денисенко) тесно связал свою тридцатилетнюю деятельность с КГБ, чтобы прислуживать власти КПСС, безбожному правительству не столько в интересах Церкви, а ради карьеры и возможности держать Церковь в руках единовластной диктатуры».
А родоначальник автокефального движения в Украине и «патриарх УАПЦ» Димитрий Ярема даже в своей последней работе-завещании (в 1999 году) именовал Филарета не иначе, как «сатана украинского народа».
Впрочем, у Филарета началось уже что-то «возрастное». Перед декларацией опубликовано, подписанное Филаретом, постановление. В четвертом его пункте указывается: «Обратить особое внимание руководства УПЦ МП на категорическую недопустимость существующей в этой Церкви практики…» Пора очнуться Михаилу Антоновичу и оставить свои грезы. Уже нет ни КГБ, ни ЦК, мы живем в свободной, демократической стране, и давать указания Церкви, к которой он никакого отношения не имеет, не только глупо, но и смешно.
Паразитирование как смысл существования
На форуме первому слово дали Д. Степовику, демосфену раскола – добротному оратору-пропагандисту еще старой закваски общества «Знание». Сегодня мало кто умеет держать аудиторию нудной лекцией, правда, и здесь уже ощущается тлетворное влияние масс-культуры телевизионных шоу, прежде всего боксерских. В подражание им почему-то все начали немного «удлинять», «тянуть» последние слова в предложении, и получается, что оратор слегка «подвывает». Впрочем, кто бы тут не завыл? Филарет, Музей Ленина, три часа без перерыва…
Степовику, видимо, давно не дают выступать, поэтому Остапа понесло: «вступительное слово» было едва ли не длиннее выступления основного докладчика – Денисенко-Филарета. Он “понадкусывал” все основополагающие тезисы, поэтому Филарету пришлось выступать в «развитие» и «углубление» предначертанного Степовиком.
Речь самого М. Денисенко была традиционной: он ее повторяет 15 лет к ряду, и уже сам уверовал в правдивость своих слов. Как и полагается преданному анафеме, хулил Православную Церковь, отрицал законность Харьковского Собора, своего расстрижения, а затем и отлучения от Церкви.
Он признал наличие в Украине двух автокефалии: свою и УАПЦ. Правда, последняя является не поместной, а «региональной», поскольку якобы распространена в Галичине, а не во всех областях, как филаретовство. Провал объединительного диалога с УАПЦ он объяснил, как водится, кознями Москвы, которая заставила автокефалов поставить неприемлемое условие – выдворить Филарета на покой. Вообще Москва звучала чуть ли не в каждом пассаже. В этом просматривалась робкая надежда на то, что о нем еще кто-то помнит, он еще что-то значит и вообще кому-то еще нужен.
Любопытна была аргументация того, почему он не идет на покой. “Я никогда не откажусь от предстоятельства в УПЦ-КП”, – заявил он, поскольку каноны якобы запрещают ему это делать. “В этом случае мне придется отказаться от священства, а я не хочу отказываться от священства”, – его слова. Далее Михаил Антонович объявил себя родоначальником всей иерархии УПЦ-КП («мы это сделали вместе с покойным епископом Яковом, затем Андреем»), поэтому, дескать, все филаретовство – благодатное. Непонятно, правда, как, будучи “родоначальником”, Филарет ходил в замах у Мстислава Скрыпника, а затем у Владимира Романюка, причем оба отлучали его от своей “церкви”. Трижды расстриженный, отлученный, но не сдавшийся – вот уж, действительно, гордыня “понад усе”.
Не отказался он и от обычной лжи, уверяя, что все церкви, не признавая УПЦ-КП поместной церковью, признают благодатность филаретовского священства. Интересно, кто это признает? А если признают, то почему не только не сослужат, но и на порог православных храмов ни в одной стране не пускают? Даже автокефальная диаспора запрещает своих священников “за связь” с анафемой. Аудитория благодарно внимала оратору. Удивляться тут, собственно говоря, нечему: собравшееся филаретовство (и желторотые, и постаревшие “дети” анафемы) слышало от него то, что хотело услышать. А именно: заверения, что “идем правильным путем”, что нас когда-нибудь “признают” и назовут “возлюбленными братьями и сестрами”. Словом, святотатствуйте, братцы, лжесвященствуйте и не берите дурного в голову, каноны там всякие, ведь слова «каноническая», поведал Филарет, “даже нет в Символе веры”. Сам паразитирую на Православии, кормлюсь и вам паразитировать даю. Мол, все поместные церкви проходили этот путь. Якобы и Константинопольский патриарх в этом поддерживает Филарета.
О «двойной морали»
М. Денисенко обвинил Православную Церковь в «двойной морали». В пример была поставлена РПЦЗ. Мол, зарубежников тоже считали расколом, а теперь в любви соединились. Сравнение, надо сказать, более чем странное. Если бы РПЦЗ была создана агентом КГБ по кличке “товарищ Антонов”, разоблаченным даже собственными детьми за аморальный для монаха образ жизни, отлученным от Церкви за многочисленные церковные преступления, ограбившем Церковь и т.д. и т.п., то она вряд ли бы могла не только с кем-то воссоединиться, но даже и просуществовать в любой стране, если это, конечно, не наша родная Украина.
Филарет призвал президента Украины следовать примеру Владимира Путина, который способствовал воссоединению двух частей Русской Православной Церкви. Мысль вполне здравая. Президент России, действительно, внес вклад в это благое дело, что исторически и нравственно обусловлено. Русская Православная Церковь Заграницей – Церковь-изгнанница. Ее основатели – митрополит Киевский и Галицкий Антоний Храповицкий, наместник Почаевской лавры архиепископ Виталий Максименко и другие – прошли через мясорубку гражданской войны, преследовались и большевиками, и петлюровцами, и поляками, перенесли аресты, тюрьмы, избиения, потерю близких. Не по своей воле они оказались за границей, где стали основывать монастыри и храмы в Европе, США, на Ближнем Востоке для эмиграции, стремясь сохранить веру православную. Конфликт между двумя частями Церкви также обусловлен насилием атеистического государства. Одних под дулом пистолета заставляли подписывать воззвания против других или в поддержку советской власти. Кстати, «ценой» обращения митрополита Сергия, возмутившего эмиграцию, было освобождение из застенков и ссылок 29 архиереев, в том числе и митрополита Киевского и Галицкого Михаила. Кто здесь может стать судьей? Однако зловещая роль государства, его структур – НКВД, КГБ – в этом конфликте всегда была очевидна. Поэтому, когда Владимир Путин посетил митрополита Лавра в США, то это было воспринято как акт покаяния и со стороны государства, и со стороны спецслужб (Путин – бывший офицер КГБ), как жест примирения, восстановления справедливости.
Филаретовский раскол 1992 года также был организован «старой, злочинной» атеистической властью, по прямому указанию бывшего члена Политбюро ЦК КПУ Президента Украины Леонида Кравчука, при всемерной поддержке бывшего члена ЦК КПУ Головы Верховной Рады Ивана Плюща. Со стороны КГБ-СБУ акцию курировал генерал СБУ Бурлаков, со стороны Президента – сотрудник его администрации Бондан Тернопильский. Группу парламентской поддержки возглавлял известный поэт-коммунист Дмитрий Павлычко (в Союз писателей Украины его рекомендовал сам Лаврентий Берия), в нее также входили бывшие комсомольские вожди среднего звена, земляки Кравчука – нардепы Василий Червоний и Николай Поровский, а также униатка Лариса Скорик. Пиар-кампанию курировал бывший парторг УТ (затем министр информации) Зиновий Кулик.
Целью преступной акции, вернее, спецоперации, было: отловить «митрополита УАПЦ» Антония Масендича (он трижды пытался бежать из Киева, но от КГБ разве убежишь?), с его помощью заманить в Киев автокефальных епископов и всех привести к Филарету для организации новой раскольничьей структуры. Операция со скрипом, скандалами (из восьми автокефальных епископов доставить на Пушкинскую удалось лишь пятерых) была осуществлена. Все документы этого незаконного собрания были не только составлены, но и подписаны заблаговременно высшими правительственными чиновниками. В частности, вице-премьер правительства Украины Олег Слепичев, курировавший внешнеэкономическую деятельность и торговлю, подписал распоряжение Национальному банку Украины, Укрсоцбанку, банку «Украина» (где, кстати, работал тогда Виктор Ющенко), Внешэкономбанку, согласно которому все церковные счета в отечественных и зарубежных банках остаются под контролем Филарета. Так на государственном уровне произошло ограбление УПЦ, присвоение одним человеком церковной казны. Имущественное ограбление в столице было осуществлено при помощи назначенного Л. Кравчуком главой Киевской администрации Ивана Салия, бывшего первого секретаря Подольского райкома партии. Он не только отказался возвращать захваченные филаретовскими боевиками кафедральный Владимирский собор и здание экзархата законному владельцу, но и пригрозил «переделить» в пользу раскола храмы столицы. На местах имущество и храмы захватывались боевиками тогдашних нардепов Червония, Поровского, Гудымы при поддержке местных властей и милиции. Так была захвачена, разграблена Волынская духовная семинария (библиотека вынесена и публично сожжена), захвачены кафедральные соборы УПЦ в Луцке и Ровно, десятки других храмов на Волыне и Ровенщине. Решения высших судебных инстанций Украины о возвращении захваченных храмов власть до сих пор не выполнила.
Преступление власти – налицо. Чтобы преодолеть раскол в Украине, надо преодолеть содеянные беззакония, что без содействия гаранта Конституции и законности в Украине в принципе сделать невозможно. Виктор Ющенко, решительно осудив деятельность «старой злочинной власти», уже сделал первый шаг в этом направлении. Теперь самое трудное – расхлебать заваренную этой властью кашу. Прежде всего – вернуть незаконно удерживаемую церковную кассу, храмы и имущество. Это может быть первым этапом дорожной карты по укреплению межконфессионального доверия. Можно возобновить работу комиссии по приему документов и ценностей, которую вооруженные унсовцы не допустили на Пушкинскую в июне 1992 года. Можно ее расширить представителями Секретариата президента, УПЦ-КП и правоохранительных органов. Кроме того, УПЦ может взять на себя обязательства не инициировать уголовного преследования захватчиков, похитителей и присвоителей ее имущества. Определенные трудности могут возникнуть с похищенными церковными финансами, поскольку их хранители (кассир Владимирского собора) и искатели (Владимир Романюк) гибли самым загадочным образом. Кроме того, на часть этих средств претендуют коммунисты (Кравчук по-дружески облагодетельствовал Филарета миллионами запрещенной КПУ), непонятно также, на какие деньги Филарет учреждал коммерческий банк «Ажио». Средства немалые. По заявлению «патриарха УПЦ-КП» Владимира Романюка в УБОП Киева, 3 млрд. руб. еще до распада Союза были конвертированы КГБ и Филаретом и размещены на его счетах в Германии; в 1991 году он получил 25 млн. руб. Компартии Украины, за что успел поблагодарить родного Леонида Макаровича; по свидетельству «патриарха УАПЦ» Димитрия Яремы, «откупные» за прием Филарета в 1992 году предлагались в размере 4 млрд. крб. Надо разобраться, где деньги верующих, которые были на счетах УПЦ до июня 1992 года, на какие фирмы и структуры они работают. В скандалах, связанных с фирмами Филарета в 1990-х, выплывали очень крупные суммы. В 2003 году СБУ по наводке спецслужб США занималось попыткой филаретовцами разместить 500 млн. долл. в банках Европы (допускалось, что это отмывание денег от наркоторговли). Было открыто уголовное дело, выяснено, что переговоры велись, но факта размещения средств не обнаружили. Однако в 2005 году вспыхнул новый скандал, уже в США, где один адвокат обвинил Филарета в том, что помогал разместить 350 млн. долл. в банках США и Гонконга, а тот не рассчитался за его услуги. Депутаты Верховной Рады пытались запросами в Генпрокуратуру и СБУ добиться хоть какой-то ясности в этом вопросе, но тщетно. Отделить бизнес, причем теневой, от религии – важная задача государства.
Здесь нужны ясность и прозрачность не потому, что кто-то жаждет посчитать чужие деньги, а для того, чтобы сломать укоренившееся и в УПЦ, и в УАПЦ, и особенно у тех, кто сбежал из самой УПЦ-КП, предубеждение, что все игры Филарета в «объединенность», «автокефальность», «поместность» да и в саму «церковь» являются лишь прикрытием финансовых афер.
Президент Украины, который является и финансистом, и экономистом, и банкиром, мог бы помочь в разруливании ситуации и советом, и делом. Более того, там, где нарушены права верующих (а ограбление, захваты чужого имущества, создание под видом православных неканонических структур – вопиющие нарушения прав), Президент не только может, но и обязан вмешиваться.
Поэтому напрасно Филарет обвиняет Православную Церковь в «двойной морали, которой нет у Бога»: мол, действия Путина одобряют, а инициативы Ющенко отвергают. УПЦ будет только приветствовать, если наш Президент осудит преступные деяния своих предшественников против Церкви, восстановит попранные законность и справедливость.
В конце своей речи Михаил Антонович, как водится, призвал участников форума словами Шевченко (“борітесь и переборете”) к битве с «московским церковным империализмом» и всеми его проявлениями.
Вечные штурманы будущей бури
Своеобразными были выступления участников форума. Советник Секретариата президента Александр Саган зачитал приветствие главы державы участникам форумам. Вполне стандартное, с высокими словами по отношению к Церкви, только явно не по адресу. Ну, какой «менталитет» могла сформировать у украинского народа УПЦ-КП за 15 лет своего существования? Борцы с американским империализмом стали борцами с империализмом московским, а душонки, как были холуйскими, такими и остались. Может, что честного, подвижнического, доброго или даже просто – умного было в ней в ней явлено за это время?
Выступивший следом «митрополит Львовский» Андрей Горак был невнятен, вещал, что не надо обращать внимание на «бумажные общины оппонентов», и призвал эпитеты «единая и неделимая» употреблять не по отношении к России, а по отношению к будущей «поместной церкви». Ходили слухи, что ему уже так тошно смотреть на все это филаретовство, что он прямо горит желанием побыстрее с ним расстаться. Но, оказалось, что еще не тошно.
Очень бодрым, можно сказать, боевым было выступление бывшего вице-адмирала и бывшего нардепа В. Кожина. Он с гордостью сообщил, что является первым адмиралом независимой Украины, теперь создал общественную организацию, которая борется за украинский язык и филаретовскую «церковь». Делегация этой организации во главе с Кожиным посетила весной Константинопольского патриарха, была принята им и обласкана. По словам флотоводца, на просьбы предоставить УПЦ-КП автокефалию патриарх ответил: «Молитесь и надейтесь!» Это сообщение было встречено в зале с энтузиазмом, хотя какой с Кожина спрос? Адмиралы в Украине появились, а флот пропал. И при Кожине, и после него даже единственная украинская подлодка не только не стала на боевое дежурство, под воду ни разу не смогла опуститься. Тех же турецких браконьеров, промышляющих в наших водах, отпугнуть нечем, разве что дули с берега показывать. Зато вот флотоводцы у нас занимаются языком и религией, поэты – политикой, чекисты – патриаршеством, а пасторы – госбезопасностью. Прямо по профессору Преображенскому!
Следующий выступающий, доселе малоизвестный «митрополит Ровенский Елисей», воспел хвалу византийскому императору Константину, сделавшему много полезных дел для Церкви, и призвал Виктора Ющенко следовать ему. Кстати, мог и не столь древние примеры приводить, а современные. Скажем, болгарского царя Симеона. В Болгарии после падения коммунизма также была создана властью раскольничья Церковь, и возглавил ее также агент болгарской ГБ по кличке «Пирин», некий лжепатриарх Пимен, друг нашего Филарета, даже в Киев к последнему приезжал. Раскольникам передавались храмы канонической Болгарской Церкви, и это безобразие длилось более 10 лет. Пока в страну не вернулся царь Симеон. Он возглавил партию, победил на выборах и провел законопроект, согласно которому право называться православной было закреплено за канонической Церковью, находящейся в единстве с Мировым Православием, всем остальным разрешалось именовать себя как угодно – истинно-болгарскими, демократическими и т.д., но запрещалось паразитировать на православии. Следующим законом вся собственность, экспроприированная атеистическим режимом, в том числе и находящаяся у раскольников, была возвращена канонической Церкви. Раскольникам было отведено время для передачи имущества, а когда они этого не сделали, прокуратура и милиция за три дня выдворила лжесвященнослужителей из 250-ти православных храмов и монастырей и вернула их законному владельцу. Кстати, выяснилось, что раскольники очень даже неплохие бизнесмены: немало фирм оказалось под крышами храмов. Так в стране, вступившей в Евросоюз и НАТО, на законных основаниях была решена проблема раскола. Почему бы нам ни использовать болгарский опыт?
Павел Мовчан, как водится, обругал все московское и поставил задачу для участников форума на парламентские выборы: «ни одного голоса не отдать регионалам и коммунистам». С таким же призывом выступил и Иван Драч. Он прочитал проникновенные стихи о работающих на полях старухах, а потом восхвалил «могучий дух Филарета». «Если бы у нас был такой президент, как Филарет, в Украине не было бы проблем!» – патетически воскликнул поэт. Филарет начал улыбаться на тридцать два зуба и вдруг застыл, зал начал бурно аплодировать – и осекся. Все обратили внимание на деловито уткнувшегося в блокнот Петра Ющенко. Неловкую ситуацию бросился разряжать Степовик. Он заявил, что хорошо помнит, как давным-давно, когда он работал завотделом в республиканской газете «Молодь Украины», то опубликовал стихотворение тогда еще только начинающего, мало кому известного поэта Ивана Драча, и оно тоже было о работающих в полях старухах. Тут уже окаменел и побагровел Драч. Дело в том, что разменявший восьмой десяток поэт рано стал известным, в 1961 году издал свою первую книгу стихов, а самое главное – лет на пять старше мэтра Степовика, о существовании которого вряд ли подозревал, к тому же как-то двусмысленно была сужена тематика его творчества. «Степовик сейчас припомнит, что водил маленького Ленина за руку в Мавзолей», – съязвил кто-то из зала. Сообразив, что сунулся не в те двери, Степовик стал оправдываться: «Я имел в виду, Иван Федорович, что у нас с тобой еще есть порох в пороховницах!» Драч из багрового стал бледным.
Этот эпизод несколько развеселил участников форума. Затем академик Игорь Юхновский в своем выступлении напомнил о космической энергии, которая притягивается молитвой, и поместная церковь привлечет ее куда больше, нежели непоместная. «Бог с ней, с Москвой, Бог с ним, Константинополем, главное – чтобы у нас был Киевский патриархат», – сказал он. Академик также отметил важность проповеди, которая «должна быть ясной и краткой», как у Филарета.
В отличие от космогониста Юхновского следующий выступающий – Александр Гудыма – человек дела. Он рассказал, как в Одесской области филаретовцы отбивали приход у Православной Церкви. Гудыма предложил не ругать, а жалеть Московский патриархат, поскольку рабская эта церковь, а вот филаретовство уже освободилось от «московских оков». Захватывая храмы, Гудыма помогает разбивать оковы другим.
Бывший комсомольский работник, а теперь лидер какой-то малоизвестной политической партии Николай Поровский пролил свет на то, как создается у нас раскол. Где только создается партячейка Поровского, она, по словам оратора, получает задание создать общину УПЦ-КП. Поэтому неудивительно, что иногда на квартирах иных местных партфункционеров числится по десятку «приходов». УАПЦ как-то пересчитала свое хозяйство и обнаружила, что из 1000 зарегистрированных общин половина – «бумажные». У Филарета, несомненно, таковых – больше половины, потому что создаются лишь для надувания щек. Поровский объявил Виктора Ющенко «первым украинским президентом». Слышали бы это Л. Кравчук с Л. Кучмой, то перевернулись бы на своих дачах. Один пригрел Поровского на груди, другой даже в замминистры поставил, и вот – нате! Оказались неукраинскими. А ведь не зря говорят, что ад состоит из неблагодарных. Неблагодарность и предательство – родовые пятна раскола.
Пресс-секретарь анафемы Евстратий Зоря в своем выступлении набросал ужасающую картину жизни Константинопольского патриарха в Турции. Сам оратор там не был, но вот «люди рассказывали». И намаз по пять раз в день через громкоговорители над резиденцией патриарха звучит, и ограничивают и притесняют, как только могут. По словам Зори, положение филаретовцев в Украине гораздо лучше. И с этим трудно не согласиться. Ведь турки – народ странный: в Стамбуле даже уличный оборванец не лжет, не обманывает и не крадет. Если законный патриарх совершенно необоснованно и несправедливо притесняется, то можно представить, что было бы там с филаретовцами. Всем кагалом в подштанниках только бы и сидели на невольничьем рынке, вытирая горючие слезы своей историко-канонической декларацией.
В завершение выступления оратор напомнил о радостном для всей УПЦ-КП событии: в Одессе какие-то отморозки облили фекалиями лидера «Единого Отечества» Валерия Каурова. Зал встретил этот пассаж овациями, что лучше всего свидетельствует о моральном и интеллектуальном «уровне» форума. Если бы у этого Евстратия была хотя бы одна «клэпка» в голове, он бы не героизировал поступок подонков, обливших нечистотами общественного деятеля и, кстати, памятник Александру Пушкину, а осудил бы его. Ведь если это ноу-хау как оружие полемики приживется, и все памятники, государственные и общественные деятели будут поливаться нечистотами, то что будут думать о нашей державе? И где гарантия, что эта участь минет анафему и его пресс-секретаря? Сам Кауров, конечно, до уровня Зори или Филарета не опустится, но ведь люди разные бывают, не всех удержишь. Не хватало нам только «войны фекалий», особенно под выборы!
Вот так слушаешь и ушам своим не веришь: ну, полная Европа! И о чем вообще с этими «певцами нечистот» можно вести диалог? О чем?
Последним выступал брат президента, депутат Петр Ющенко. Многие его знают как банкира, предпринимателя, но в ранге общественного и религиозного деятеля известен пока мало. По манере он, как и Президент, не столько говорит, сколько размышляет вслух. Петр Андреевич руководит общественной организацией, которая называется «ЗаПУк» (За поместную Украину!). По его словам, в названии организации скрыт глубокий сакральный смысл. Держава – это тело, а Церковь – душа. Тело без души – труп. Тело надо оживить душою, которая не должна находиться «в чужой державе, в чужой церкви», т.е. «поместной церковью», а проще говоря – филаретовством. Михаил Антонович в данной интерпретации выступает как бы воплощением многострадальной украинской души, всех слез и страданий от Маруси Чурай до Катерины и «сердешної» Оксаны. Правда, смущает, что душа эта еще и при погонах, аферах и ордене Красного Знамени. Так что впихивать ее в тело не так-то просто. Но есть уже реальные результаты.
Усилиями «ЗаПУк», как доложил Петр Андреевич, по одной общине (в Сумской области и в Харькове) перешло из УПЦ в УПЦ-КП, что несколько «меняет религиозную мозаику» в регионах.
Рассказал он и о Благодатном огне. Идея привозить его в Украину чиновниками возникла у П. Ющенко после знакомства с руководителями российского Фонда имени Андрея Первозванного. Этот фонд создан РПЦ и по благословению Святейшего Патриарха Алексия ежегодно на Пасху доставляет Благодатный огонь из Иерусалима в Москву, а оттуда по всем регионам страны. В Украине то же самое много лет подряд, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, делает Киево-Печерская Лавра. Петра Андреевича поразила российская организация доставки: по графикам Благодатный огонь из Москвы самолетами разлетается по всей стране и как бы связывает всю Россию торжеством и святостью. Поэтому он и решил такую же систему внедрить в Украине, но в центре акции поставить не Предстоятеля Православной Церкви, а Президента, который, как Прометей, раздаривая огонь для всех регионов, городов и весей, этой акцией будет воссоединять Украину. Идея неплохая, но без благословения Церкви эта акция второй год заканчивается у нас скандалами. То Прометей опаздывает к огню, то огонь не спешит к Прометею, блуждая бутиками и дорогами пустынного Омана.
В конце своей речи Петр Андреевич поделился последними прозрениями запуковской мысли в области древней и библейской истории. В частности, он отметил, что апостолы «владели украинским языком», поскольку получили его в день Сошествия Святого Духа, а св. Андрей Первозванный, посетив земли будущей Киевской Руси, увидел цивилизацию, которая и не снилась Средиземноморью: только пшеницы здесь выращивали семь сортов. А кредиты протоземледельцам, надо полагать, давал Агропромбанк «Украина», которым руководил Виктор Ющенко.
Поговаривают, что Петр Андреевич всерьез занялся церковным образованием, поступил на первый курс филаретовской академии, а в перспективе сможет заменить Филарета на его посту – опыт банковской и общественной деятельности у него уже имеется, а какую-нибудь разведшколу можно пройти и заочно.
Задержавшееся прошлое
Форум завершился самым неожиданным образом. Выступающие были весьма далеки от заявленной темы, еще дальше – от обращений, проекты которых были розданы. Судя по всему, люди просто были с ними незнакомы. Но в президиум поступали записки, пришло время «гласа народа» –обсуждения, дискуссии и принятия документов. Я тоже подготовил пару предложений «из зала». Но вдруг ведущий объявляет: «кто за то, чтобы все обращения взять за основу, не зачитывая? Есть кто-то против?» И тут же объявил форум закрытым. А «в целом»? А обсуждение, предложения, замечания? Ведь были «приняты» обращения к Президенту, Патриарху Варфоломею, верующим. «За что же мы голосовали и что приняли?» – спросил у соседей и справа, и слева. «Какая разница!» – отмахнулись они.
Признаться, давненько не приходилось присутствовать на форуме, работающем в режиме такого тупого «одобрямса». Такое ощущение, что вернулся в прошлое, лет на тридцать назад. И не только потому, что одни реликты сидели в президиуме. Здесь не только до свободы, демократии, перестройки, тут еще до «ускорения» и «нового мышления» идти и идти! Как до Бога рачки. Не меняется Филарет. Его из Церкви выгнали в том числе и за то, что относился и к священнослужителям, и к прихожанам как к быдлу. Так он эту традицию продолжает, и не умеет по-другому.
Сегодня в Украинской Православной Церкви проходят даже открытые заседания Священных Синодов, и любой верующий может задать вопрос и Предстоятелю, и высшим иерархам, высказать свое несогласие по любому аспекту церковной жизни. Мы уже как-то привыкли и к острым вопросам, и к дискуссиям. Здесь же – форум общественный, а всё будто в тоталитарной секте: ни одного альтернативного мнения, ни одной иной точки зрения, поддерживают, даже не читая. Где это видано? Да и отношение вполне скотское. Согнали, как массовку на ток-шоу, чтобы похлопали перед телекамерами витийствам Филарета и присных – и по домам, впереди пинка. А ведь филаретовцы тоже люди, приехали издалека, в жару, вымотались. Не то, что не покормили – воды не дали. Три часа промурыжили и разогнали. Было грустно наблюдать, как высыпавшие из Украинского дома филаретовские лжепопы бросились к жиденькому кустарнику и деревьям, где, озираясь по сторонам, начали переодеваться в цивильное. Неужели нельзя было предусмотреть для этого место внутри здания? Эх, так и не научился Михаил Антонович относиться к людям «помякше».
Филаретовство бесперспективно, и не потому, что бесперспективна автокефальная или любая другая внутрицерковная идея. Оно безбудущно, потому что не может быть «завтра» у осколков сталинизма, под какие бы маски он не прятался. Изменился мир, изменились вдохнувшие свободу люди. Перед Церковью стоят новые вызовы, на которые будут отвечать уже молодые поколения православных христиан. Сообщества, скованные одной ложью, могут существовать, паразитировать достаточно долго, но ничего созидательного, продуктивного предложить обществу не могут. И состоявшийся форум тому свидетельство.
01.08.2007. ПОЛТАВА.Освячено ігровий майданчик
Народный депутат: Иван Попеску: «Для истинной моральности необходима симфония с Богом»