Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

06.08.2007. СУМЫ. Архиепископ Марк совершил богослужение в Свято-Троицком Ахтырском монастыре

В день празднования памяти преподобного Серафима Саровского в Свято-Троицком Ахтырском монастыре знаменным и греческим распевом пели два замечательных хора: под управлением знатока знаменного пения Игоря Сахно из г. Харькова и греческий хор братии монастыря преподобного Симеона Нового Богослова (Каламос, Аттика) под управлением протопсалта монаха Варсонофия. По благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, Архиепископ Марк возвел наместника монастыря иеромонаха Симеона (Гагатика) в сан игумена. Во время Божественной литургии архиепископ Марк совершил две хиротонии: иеродиакона Афанасия (Корф) во иеромонаха и послушника Виктора Литовченко во диакона. По завершении Божественной литургии архиепископ Марк обратился к братии монастыря и паломникам со словами проповеди и наставления. Владыка особо поблагодарил братию монастыря прп. Симеона Нового Богослова (Греция): иеромонаха Симеона, иеромонаха Херувима, протопсалта (регента) монаха Варсонофия и монастырских певчих, а также Игоря Сахно и его хор. Греческие монахи, в свою очередь, поблагодарили Владыку Марка и вручили ему грамоту-послание от игумена своего монастыря архимандрита Христодула с братией, в котором указывалось: «Признаем за благословение поклоняемой Пресвятой Троицы данное событие — сегодняшнее общение с Вами нас, прибывших из далекого только лишь географически монастыря по случаю торжественного поставления Вашим Высокопреосвященством весьма возлюбленного для нас иеромонаха отца Симеона во игумены исторического Свято-Троицкого Ахтырского монастыря. Мы очень хорошо узнали его во время его учебы на богословском факультете Афинского университета. Он скромен, с жизнью чистой и верой православной, абсолютно преданный священным преданиям нашей Церкви и древним духовным сокровищам равноангельного монашеского жительства. Когда же он с отличием завершил свою учебу возвратившись на свою Родину, он был удостоен стать монахом и получить благодать священства… смиренно и от всей души желаем и молимся, дабы благодать Божия Вашими святыми молитвами, Ваше Высокопреосвященство, просвещала, умудряла и освящала нового игумена о. Симеона вместе с его богособранной братией, и чтобы этот исторический, хотя и переживший бедствия, монастырь стал украшением и духовным маяком в Вашей епархии и во всей святейшей Украинской Церкви, чтобы и Вы радовались, веселились и гордились в Господе, что Ваш монастырь и Ваши духовные чада подвизаются следовать по стопам древних великих преподобных Отцов — Антония Великого, Саввы Освященного. Антония и Феодосия Киевопечерских, Серафима Саровского и прочего сонма отцов и учителей равноангельного монашеского жительства».
Утром Архиепископ Марк, Священноархимандрит монастыря, ознакомился с ходом восстановительных работ, жизнью обители, и, преподав всем свое архипастырское благословение, отбыл из монастыря.

Справка:
«Ахтырский Троицкий монастырь, после Святогорского, первый по красоте своего месторасположения. В 4 верстах от Ахтырки к северу стоит гора круглая, как шатер, покрытая зеленью, как вековой свежий дуб. При подошве ее вьется Ворскла и обтекает ее почти кругом. На этой-то скале недавно восстановлен монастырь, один из древнейших в Украине». Так писал в 1852 году Харьковский архиепископ Филарет Гумилевский в своей книге «Историко-статастическое описание Харьковской епархии». И так могли бы написать и мы в 2003 году, когда монастырь преживает свое уже третье рождение.
«Первое рождение монастыря состоялось в 1654 году. Иоанникий, игумен Троицкого монастыря, прибыл из-за Днепра в Ахтырку со всею братиею своею в числе 40 человек, — пишет далее Филарет, — Лебединский монастырь их за Днепром был сожжен; уния и иезуиты гнали детей православия в гроб. Бедные странники в следствие сострадательной просьбы жителей гор. Алешни, по указу царя Алексея Михайловича, получили для основания обители прекрасную гору Ахтырь с прилежащими к ней пустопорожними землями… В 1720 г. богатый Тростянец и некоторые другие имения были отданы Петром I духовнику своему протоиерею Тимофею Васильевичу Надаржинскому. И в 1724 г. о. Тимофей построил в Ахтырском монастыре каменный храм св.Троицы, оградив монастырь каменною оградою. Приняв схиму и имя Товии, он здесь же почил и был погребен в соборе».
По указу Екатерины II в 1787 г. монастырь был закрыт. Но жители окрестных мест не переставали питать благоговение к развалинам святой обители; дивная гора не переставала обращать на себя взоры благочестивых сердец. Наконец сожаления о запустевшей обители возрасли до решительного намерения просить правительство о восстановлении древней обители. И в 1842 году последовало Высочайшее соизволение на возобновление монастыря». Его настоятелем назначен был духовник святителя Мелетия Харьковского иеромонах Сергий, возведенный в сан игумена. На предыдущей странице помещена литография с изображением Ахтырского монастыря, изданная в начале ХХ века. Тогда в нем проживало около полутора сотен монахов и послушников. Однако вследствие октябрьского переворота 1917 г. монастырь был вновь закрыт. В 1919 г. мученической смерти был предан его настоятель архимандрит Аристарх. Храмы монастыря были разграблены и осквернены. До второй мировой войны здесь размещался детский городок — приют для детей сирот и беспризорных, затем военные казармы. Вскоре после войны все еще уцелевшие здания были разобраны людьми на кирпич для собственных нужд. В 70 годы здесь был устроен заводом Промсвязь полигон для испытания антенн. В 90 годы он перестал функционировать, но сохраняет пока еще за собой землю в центре горы, огороженную кирпичной стеной.
От монастыря сохранилась только древняя, обстрелянная танком во время войны, израненная колоколня.
Эта колокольня и привлекла к себе внимание двух монахов, живших и служивших при храме Сумского Пастырско-Богословского училища.
Взяв благословение епископа Сумского и Ахтырского Иова, они вместе с одним послушником 28 мая 2002 г. поселились на монастырской горе в солдатской палатке и начали ежедневный круг монастырского богослужения.

Источник: http://www.akhtyrkamonastery.com