Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

02.08.2007. ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКИЙ. Конфликт в Переяславе – провокация раскола

Об этом заявил настоятель Свято-Михайловского храма Переяслава-Хмельницкого иеромонах Анатолий (Пономаренко). Комментируя ситуацию он рассказал: «Разрешение для нашей общины молиться в этом храме по праздничным и воскресным дням было подписано генеральным директором музея-заповедника Сикорским еще несколько лет назад, и никаких протестов ни с чьей стороны не вызывало.
10 июля сего года Блаженнейшим Митрополитом Владимиром я был назначен настоятелем Свято-Михайловского храма. Община храма, которая состоит из местных жителей, существует в Переяславе с 2003 года. На третий день моего пребывания было собрано больше пятисот подписей местных жителей, желающих, чтобы храм был действующий. Пока не были собраны все необходимые документы и согласованы все вопросы и с работниками музея, и с милицией, и с местными властями мы даже не пытались проводить богослужения. Перед возобновлением богослужений нами было составлено уведомление, о том, что на основании всех необходимых документов и разрешения властей мы собираемся реализовать свое юридическое право и с 20 июля начать богослужения в храме. Необходимость этого очевидна – в Переяславе действует всего два храма Украинской Православной Церкви, а количество жителей города достигает 60 тысяч человек. Кроме того, святыня, находясь в ведении музея, была лишена должного ухода и уважения. Однажды посетив ее, я увидел, что святые образа заставлены разными вещами, в алтарь храма заходят женщины, там же бегает собака, а это является осквернением святыни. В данный момент в помещении храма расположена выставка одежды – образцы национальных костюмов разных веков, которые были пошиты в Переяславе в советские годы. В ответ на мою просьбу осмотреть помещение храма смотрительница устроила такой скандал, что нам пришлось вызвать милицию. Сотрудники милиции, ознакомившись с документами, сказали, что к нам никаких претензий не имеют. Трудно понять, почему наше появление вызвало такой протест со стороны музейных работников, выставка успехом не пользовалась, хорошо, если ее посетят два-три человека в день. Власти уже давно нашли помещение, куда можно перенести экспонаты. Как мне известно, на реставрационные работы в помещении храма государство выделило 600 000 гривен, однако никаких ремонтных работ не производится и поныне.
Мы не меньше, а, пожалуй, больше других не только любим наш город, но и хотим, чтобы он с нашим замечательным музеем-заповедником, созданным Сикорским, стал центром мирового и туристического, и религиозного паломничества, ведь здесь находилась первая кафедра Киевских митрополитов. Мы не тронули пальцем ни одного экспоната, поставили рядом со зданием храма палатку, в которой и молимся. Хотя имеем разрешение молиться и внутри здания.
Этот храм, как и все храмы Переяслава, а их до революции было 16, принадлежал нашей Церкви. Затем храмы были экспроприированы советской власть, а духовенство – репрессировано. До середины 50-х годов прошлого века здание использовалось как склад. В дальнейшем оно фактически повисли в воздухе, и у музея до сих пор нет права на аренду, это здания стоит на фундаментах, которым более тысячи лет, но оно до сих пор не числится в бюро технической инвентаризации (БТИ). У городского головы Ивана Якименко я попросил предоставить документы, касающиеся этих зданий. Оказалось, что документы на право владения отсутствуют. Мэр предложил верующим забрать свои вещи и «убраться». Сам Якименко, оказалось, является прихожанином филаретовской раскольничьей «церкви». Я попросил его, чтобы все претензии были изложены документально и имели под собой юридические основания. 30 июля прокурор прислал инспектора по земле, который потребовал, чтобы мы предоставили документы на право владения землей, на которой стоит храм-палатка. Я спросил, кто конкретно является владельцем этой земли. Он ответил, что государство. На просьбу показать документ, который мог бы это подтвердить, он ответил, что такого документа у него нет. Трудно понять, кому и каким образом мы мешаем. Очевидно, данный скандал является запланированной провокацией».
Комментарий юриста
Сергей Громов, юрист: «Данный инцидент является нарушением 39 статьи Конституции Украины. В Переяславе ущемляются права верующих, так как им препятствуют совершать богослужение в сооружениях, построенных на средства православных. Эти здания изначально, исторически были предназначены именно для богослужебных целей. Православная община законно зарегистрирована и не понятно, почему людям приходиться молиться в палатке возле храма. Местные власти, вместо того чтобы проявить послушание закону, оказывают давление на общину, используя админресурс».