Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Бориспольский Антоний. Краткий обзор богословия Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины

Краткий обзор богословия Блаженнейшего Владимира,
митрополита Киевского и всея Украины

Епископ Бориспольский Антоний,
ректор КДАиС

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир является видным богословом нашего времени. Его богословские труды обширны и разнообразны по своей направленности. В работах Блаженнейшего Владыки находят свое отображение все важнейшие области богословской мысли. Кроме специально написанных трудов по конкретной тематике, богословские взгляды митрополита Владимира отражены в обширном гомилетическом наследии и многочисленных выступлениях в средствах массовой информации (СМИ).
Ценность богословия Владыки для современного читателя объясняется сочетанием в нем строго православного традиционализма с евангельской динамической открытостью к животрепещущим проблемам современного общества, что делает его богословское наследие актуальным и востребованным в условиях жизни нашего секулярного общества.
Тринитарные воззрения Блаженнейшего основаны на Священном Писании и святоотеческом предании о Боге, Божественной природе и Личности.
Учение о Боге и Его сущности в богословии митрополита Владимира выражено очень ясно: «Творец Вселенной Бог есть Бог мира. Бог есть полнота бытия. Полнота бытия Божия выражается в бесчисленности и неизмеримости Божественных свойств Его вечного святого существа» [2, 7].
Христианское учение свидетельствует о Боге как о Единой и Нераздельной Святой Троице. «Живоначальная Троица, – пишет Блаженнейший Владыка, – самая величайшая тайна. Святая Церковь учит нас, исходя из Откровения Божьего, что Бог – Един сущностью и троичен в Лицах. Ипостаси Святой Троицы не сливаются и не разделяются. И эта догматическая истина является основой христианской веры.
Отец, Сын и Святой Дух есть единый Бог потому, что Лица Святой Троицы имеют единое, нераздельное, в равной степени проявляющееся, Божественное существо. Единство Лиц Святой Троицы происходит не только от единства, Божественной природы, но и от Божественного святого согласия между Ними. Святая Троица – это три ума, три воли, три источника чувств, но действуют они как единый Божественный ум, как единая воля, и нет в них разделения. Святая Троица – источник единения, мира и любви» [2, 8-9].
Космология Владыки основана на библейском повествовании о шестидневном творении: «Бог даровал высокое положение человеку как образу и подобию Его, как царю и правителю над неразумной тварью (Быт. 1, 26)» [2, 11].
О первых людях и их жизни в раю митрополит Владимир замечает: «Адам и жена его сознавали, что созданы по образу Божию, и, ценя это, любили друг друга, как любили вообще все, так или иначе напоминавшее им о Боге. Они сознавали тождество своей природы и здесь почерпали новый мотив к взаимной любви» [2, 11].
Отпадение воли первого человека от воли Божией стало причиной грехопадения. «Началом зла стало грехопадение первых людей в раю. Адам и Ева, нарушив заповедь Божию в раю, оказались под властью сатаны, зла и греха. Грех внес разделение между Богом и человеком, вызвал у него враждебность по отношению к Богу» [2, 12-13],– говорит Владыка.
Следствия грехопадения, по словам Блаженнейшего, выразились в искаженности природы человека: «Внутренний мир человека нарушился. Силы, склонности, желание человека, до этих пор мирно и согласно служившие ему, теперь стали противоречить друг другу. Мира не было ни в душе падшего человека, ни в отношении его к Богу, поскольку грех отдалил человека от Бога и препятствовал общению с Ним как с источником мира. В духовных силах человека наступил разлад, повреждение, и не было сил выйти из этого мучительного греховного состояния (Рим. 7, 19-24)» [2, 13-14].
Далее Владыка продолжает: «Поскольку источник всякого блага (а мир – величайшее благо) заключается единственно в Боге, то истинный мир человека состоял и состоит в тесном общении между человеком и Богом. Несчастье человека в том, что грехом его это общение было разрушено. Чтобы восстановить его, нужно, чтобы человек опять полюбил Бога, а Бог нашел человека достойным любви Своей.
Спасение для православного прежде всего и главным образом есть избавление от греха. Так учат о спасении святые отцы Церкви» [2, 55].
Христология Блаженнейшего митрополита Владимира основана на учении святых отцов и учителей Церкви, согласно которому Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек. Владыка определяет Боговоплощение как «великую тайну благочестия, дело Божией любви к нам, Промысел Божий о мире и человеке, о нашем спасении» [2, 171].
О цели пришествия Иисуса Христа Блаженнейший пишет: «Придя на землю, чтобы спасти нас (Мф. 18, 11), Господь Иисус Сам благоволил называть Свой великий подвиг, через который мы действительно спасены, служением роду человеческому.
Служение Господа Иисуса Христа выразилось в том, что Он возвестил людям волю Божию о спасении мира (Ин. 1, 16-18) и преподал новый, совершеннейший закон веры и благочестия, спасительный для всего человечества (Лк. 4, 18-21)» [2, 58-59].
Христос есть также и Искупитель. В чем выражается это Искупление? «С пришествием Примирителя, даровавшего Искупление, человек нравственно сроднился с Богом. Вражда твари против Творца разрушена, клятва снята, между Богом и человеком – мир, взаимная любовь, душа человека обручена Христу и всецело Ему принадлежит – вот что такое Искупление» [2, 67-68].
Сын Божий воплотился, чтобы нас избавить от грехов и совершить искупление человечества Своим крестным подвигом: «Мог ли умереть Христос, если бы Он не принял на Себя грехи людей, а только сострадал им? Конечно, нет, ибо Он безгрешен, а смерть – «возмездие за грех». А если не мог умереть, то не мог и воскреснуть: тогда все христианство ниспровергается. Если бы искупление состояло только в сострадании Христа грешникам, а не в принятии Им на Себя их вины перед Богом, то нельзя было бы говорить о плодах усвоения искупительного дела, о мире и единении верующих во Христа с Богом» [2, 69].
«Взяв на Себя грехи, страдания и смерть людей, Христос укрепил их волю для добра и искупил их, восстановил мир с Богом в их душе. Христос Спаситель, избавивший людей Своей смертью от греховной погибели, дает мир душе, мир с людьми, с Богом и с природой. Мир с Богом восстановлен через смерть Христа (Рим. 5, 10)» [2, 74-75].
В богословии Блаженнейшего Владыки мы находим следующие размышления о Божестве Иисуса Христа: «Господь Иисус Христос, как Истинный Бог, по Своей Божественной природе есть Царь всего мира, всех тварей видимых и невидимых, которые Им созданы. В этом смысле Ему принадлежит царство как одному из Лиц Святой Троицы, вместе с Богом Отцом и Духом Святым. Он же есть Царь и как Искупитель падшего человека, принявший по человечеству Своему от Бога царственную власть над всем, чтобы совершать наше спасение» [2, 79].
Спасительное дело Христа «состоит в том, что Своим крестным подвигом Он разорвал преграду между добром и злом, между Богом и человеком. Виновник всякого зла и вражды побежден воскресшим и сошедшим во ад Христом, уничтожен источник раздоров и враг мира. Взяв на Себя грехи мира и искупив человека от греха, проклятия и смерти, Господь Иисус открыл человеку все пути к правде, добру и миру» [2, 87].
Воскресение Христово раскрывается в богословии Владыки на основе святоотеческого предания: «Воскресение Христа есть необходимый постулат евангельской истории и ее естественный эпилог. В нем разрешается важнейшая жизненная проблема, проблема борьбы добра и зла, истины и лжи, жизни и смерти, и решение ее имеет глубочайший богословский и философский смысл.
Жизнь Христа без последовавшего за ней воскресения была бы зданием без завершающего его купола. Воскресение венчает и вместе с тем оправдывает тот путь жизни, который указан человечеству и воплощен в жизни Иисуса Христа.
Воскресение Христа показало всем, что Он действительно Владыка жизни и Победитель смерти» [2, 83-84].
Смысл христианской религии неразрывно связан с Воскресением Христовым: «Что же именно дает нам христианство? Господь наш Иисус Христос, проповедуя Свое учение, Сам первый и исполнял возвещаемым Им нравственные заповеди. Это значит многое, но не все. Человеку желательно видеть в Основателе незыблемой религии большее. Господь многочисленными чудесами удостоверял Своих слушателей в истинности Своего учения. Это значило больше, чем один только пример исполнения заповедей, но опять не все. Наконец, Спаситель, пострадавший и принявший за наши грехи смерть, в третий день воскресает из мертвых, воскресает собственною Своею силою (Ин. 2, 19; 10, 18). Это уже значит «все». Если Господь, добровольно пострадавший за нас, Сам Своею силою воскрес, то Он не просто человек, а Бог, ибо только Бог может обладать таким могуществом. Если так, то ясно все остальное: учение Господне истинно, а Сам воскресший тем более может воскресить и нас. Воскресение Христово – самое главное в истории христианства (1 Кор. 15, 14)» [2, 86-87].
Сочинения Владыки воспроизводят святоотеческое учение о Святом Духе. Он пишет: «Сошествие Святого Духа на апостолов является завершением искупительного дела Христа Спасителя. С тех пор Святой Дух пребывает в Церкви Христовой. Святые апостолы через рукоположение (хиротонию) передали полученную ими благодать своим преемникам. Преемство иерархии является показателем того, что Дух Святой действует и в Христовой Церкви последующих времен, до наших дней включительно» [2, 132].
В богословии Владыки особое место занимает почитание Божией Матери: «Православная Церковь в свое почитании Христа не отрывает Его от Его Пречистой Матери. Если Богочеловек являет в Себе лик всего человечества, то Божья Матерь почитается нами в качестве Матери всего человеческого рода» [4, 171-172].
«Само слово Богоматерь вмещает в себе глубину, которую никто и никогда не изведает, вмещает премудрость, которую все мудрецы мира никогда до конца не постигнут и не уразумеют, если того не откроет сердцеведец Господь, высочайшая Правда и вечная Истина» [1, 300].
«Божья Матерь вечно ходатайствует перед Богом о нашем спасении. Она – источник неиссякаемой радости» [1, 12].
В своих работах Блаженнейший рассматривает и вопросы сотериологии. Иисус Христос принес спасение и всех призывает к Себе. Дело же свободы человека послушаться учения Спасителя и последовать за Ним. «Христос всячески хочет нас спасти… Все дал нам Бог, все у нас есть. От нас требуется ответ на призыв Божий – желание и труд, следование за Христом.
Спасительная цель пришествия Христова состоит в освящении грешного рода человеческого, в возведении всех нас на небо» [1, 15-16].
«Человека спасает благодать Божья. И эту благодать, спасающую нас, Господь дает каждому человеку без исключения. И только от нас, от наших желаний и творческих усилий зависит, использовать спасающий дар благодати или нет. Источник вечного блаженства и радости составляет близость к Богу, лицезрение Его, жизнь с Ним и в Нем» [1, 10-11].
Грядущие судьбы мира и человечества занимают большое место в вероучении Православной Церкви. Она свидетельствует не только о кончине мира, но и о втором пришествии Господа, воскресении мертвых и о начале царства славы и вечной жизни. «Христианская вера – это надежда, это динамизм, устремленный в сверхвременное и сверхпространственное. Залог тому – воскресение Господа нашего Иисуса Христа» [1, 352]. В этом и состоит, по мысли Блаженнейшего Владыки, православная эсхатология.
«В момент смерти человеческая душа разлучается с телом, которое обращается в то, из чего было создано, то есть в прах земной; а душа, вдохнутая Господом, возвращается к Нему и пребывает в определенном Им месте до всеобщего воскресения.
Во Христе мы умираем для греха, из-за которого смерть вошла в жизнь человека. Смерть Спасова освобождает нас от страха смерти и вселяет надежду на то, что Воскресивший Христа оживит и наши смертные тела Духом Своим» [2, 233-234].
Вопросы христианской этики рассматриваются митрополитом Владимиром как нравственный процесс, совершаемый внутри самого человека. В этом заключен смысл христианской жизни: «Для христианина путь к миру лежит через достижение мира с Богом, самим собой и окружающим обществом. Бог – основа всей нашей жизни» [2, 105]. «Наша цель – уподобление Богу. Святость – наше призвание и необходимое условие в деле богоуподобления. Святость – радость в Боге и блаженство» [1, 18].
В своих работах Владыка затрагивает и область пастырского богословия: «Служить Церкви – это всегда жертва, в любые времена. Прежде всего, жертва – это собственная душа и собственное тело. Сам Христос прошел путь страданий, и вся Его Церковь, все Его люди должны будут пройти этим тернистым путем. Господь всегда помогает нам в крестоношении, поэтому врата ада никогда не одолеют Церкви Христовой» [4, 101-102].
Блаженнейший митрополит Владимир считает богословие в единственном и исключительном смысле функцией Церкви: «Богословие оправдано и богословие существует, поскольку существует Церковь. Рассматривать богословие нужно поэтому в контексте свидетельства Церкви о самой себе и этим свидетельством поверять богословие, а не наоборот» [3, 6-7].
Поэтому не случайно основной богословский труд Владыки посвящен экклезиологии, по слову известного богослова В. Н. Лосского: «Основная догматическая тема нашего времени – учение о Церкви». Блаженнейший подтверждает эту мысль: «Основной вопрос, выдвигаемый жизнью перед христианским богословием, становится, по всеобщему признанию, вопрос о Церкви, ее существе, основных принципах ее бытия и ее жизненном значении» [3, 60].
«Православная Церковь есть мистическое Тело Христово, сохраняющее до наших дней переданное ей древнецерковное и догматическое наследие. А это наследие не является неподвижным памятником, но источает живую и многообразную силу» [4, 172].
Миссия христианина в современном мире раскрывается в экклезиологии митрополита Владимира: «В Церкви христианин становится кафолическим, но не потому, что включается во множественность верующих, но потому, что приобщается единству благодати» [3, 174].
В свете личного пастырского служения Блаженнейший Владыка видит Церковь в ее единстве: «Церковь возводит свое единство в догмат веры и полагает его в основу всего обновленного бытия. Следовательно, своим единством Церковь непрестанно проповедует необходимость всеобщего союза любви и согласия.
Церковь вносит в общество скрепляющую силу веры и животворящий дух любви; решая в земной жизни Богочеловеческую задачу, она показывает миру высший образец человечности» [2, 132].
«Единство членов Церкви выражается в единомыслии веры, в единстве их исповедания и особенно в единстве взаимной христианской любви, наглядно проявляющейся во всенародной всеобщей молитве и благотворительности. Единство Церкви является непосредственным следствием любви. В основе всех ересей и расколов лежит гордость, недостаток любви.
Внешнее единство Церкви проявляется больше всего в единстве ее епископата» [3, 329-330].
От жизни Церкви неотделимы ее Таинства. Они являются неотъемлемой и важнейшей ее составляющей. Таинства принадлежат Церкви и вне ее недействительны и рассматриваться не могут. В своих трудах митрополит Владимир указывает на значение святых Таинств для верующего человека: «Преподается благодать в семи Таинствах Церкви и в церковных обрядах, представляющих собой сочетание особых священнодействий и молитв, среди которых некоторые называются совершительными (в отношении Таинств) и заключаются большей частью в призывании Святого Духа. Для действительности Таинств требуется законный совершитель, епископ или священник, совершающий их от лица Церкви и вместе с нею. Церковная иерархия и Таинства неотделимы драг от друга.
В каждом Таинстве – особый благодатный дар, а через все Таинства в совокупности освящается вся жизнь человека и всего человеческого рода» [2, 200-201]. В этом смысле особое место отводится таинству Причащения Тела и Крови Христовых: «Боговоплощение, вера и любовь ко Христу, благодать Святого Духа и, особенно, Евхаристия – вот то, что обусловливает наше общение и примирение во Христе.
Евхаристия – это источник новой жизни во Христе Иисусе» [2, 88, 213].
Труды Блаженнейшего митрополита Владимира, относящиеся ко всем рассмотренным нами направлениям богословской мысли, являются продолжением святоотеческого предания. Еще раз подчеркиваем, что их ценность для современного христианина заключается в том, что они показывают ему образ жизни в Церкви и указывают спасительный путь в секулярном мире.
Экклезиологическое богословие Владыки открывает новые перспективы взаимодействия Церкви и государства в деле обновления и спасения современного общества и является ценным для грядущих поколений православных христиан.

Библиография
1. Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины. Проповеди: в 2 т. Том второй. – К., 1997, – 368 с.
2. Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины. Христос Спаситель – Начальник мира. Статьи. – К., 1998.– 296 с.
3. Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины. Экклезиология в отечественном богословии. – К., 1997. – 512 с.
4. Пастырь. Митрополит Владимир (Сабодан) глазами современников. – К.,
2000. – 290 с.