Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Единство усилий Церкви, семьи и школы в духовно-нравственном воспитании личности

Единство усилий Церкви, семьи и школы в духовно-нравственном воспитании личности

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь

Ключ к решению многих из насущных проблем воспитания и просвещения лежит именно в сфере плодотворного взаимодействия Церкви, семьи и школы. Без такого сотрудничества невозможно достижение национального единства и консолидации всех здоровых сил общества, укрепление института семьи. Поэтому вопросы сохранения духовно-нравственного здоровья социума, его самобытных историко-культурных особенностей ныне являются приоритетными для всех славянских восточноевропейских государств.
Для всех является очевидным, что корень решений этих проблем лежит в образовании и духовном воспитании подрастающего поколения – в семье, школе, высшем учебном заведении. Об этом красноречиво свидетельствуют как общегражданское законодательство, так и программные установления Святой Матери Церкви. Так, например, Семейный кодекс Украины (как и аналогичные правовые акты стран СНГ) гласит о том, что главной его целью является обеспечение не только физического, но и духовного развития ребёнка, о котором родители обязаны беспокоиться (ч. 2. ст. 1. и ст. 150 Семейного кодекса Украины).
Не должны стоять в стороне от вопросов духовно-нравственного возрождения и органы государственного образования: согласно ст. 6 Закона Украины «Об образовании» одним из основных принципов просвещения является приоритетность духовных ценностей и органическая связь с национальной историей, культурой и традициями.
В свою очередь и Святая Церковь, как любящая мать, проявляет деятельную заботу о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Путеводной звездой являются для нас в этом вопросе «Основы социальной концепции РПЦ», принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году, где изложены основные принципы и пути взаимодействия Церкви и школы, которая как посредник «передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре – должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть, и в большей мере, чем преподавание знаний. Церковь призвана и стремится содействовать школе в её воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего человечества».
Демографический кризис, выражающийся в катастрофическом сокращении численности населения, техногенные катастрофы и необходимость противодействия социальным порокам показали, что нам всем надо обратить внимание на личностный фактор, на воспитание человека-гражданина, истинного патриота своей страны. Если государство будет игнорировать духовно-нравственные ценности (которые имеют в своей основе религиозное мировоззрение), оно просто не сможет исполнять своих задач, да и само его существование и безопасность будут под угрозой. Казалось бы, все это – бесспорные истины, которые сегодня разве что безумный человек будет отрицать. Но тогда почему же мы все, собравшись воедино, не приступим незамедлительно к соработничеству во имя будущей жизни нашего Богоспасаемого Отечества? Почему же в обществе повсеместно возникают порой ожесточенные дискуссии по поводу различных инициатив Святой Матери Церкви, которая, всегда пребывая вместе со своим народом, разделяя с ним общие радости и скорби, проявляет свою деятельную готовность к сотрудничеству с обществом и государством в борьбе за жизнь новых поколений, за их сердца и души, предлагая, например, к изучению в школах предмет «Основы православной культуры» или возвышая свой голос в защиту высоких ценностей целомудрия, любви, брака и взаимной ответственности супругов?
Все мы должны четко осознать, что зачастую под видом так называемых «либеральных ценностей» (за которыми порой скрывается пропаганда вседозволенности, разнузданности, культа наживы и грубой силы) мы сталкиваемся с мощным вызовом секуляризма, который имеет жесткую тенденцию ограничивать религию рамками «частной жизни», отчуждать людей от традиционных христианских ценностей и от учения Святой Православной Церкви. Между тем, как уже было выше сказано, религиозные и духовные потребности людей, равно как и необходимость наличия в обществе нравственных принципов, не уменьшились, а, наоборот, увеличились. Это обстоятельство ставит перед нами задачу усиливать свою миссию и активно вести диалог с обществом.
Переживаемую нами эпоху нередко характеризуют как время разительных перемен в общественной жизни. Эти перемены иных пугают, иных – восхищают, кого-то – оставляют безразличным. Но не замечать их невозможно. Многое, бывшее естественным для традиционной культуры, либо вообще исчезает из жизни, либо трансформируется до неузнаваемости. Подвергаются пересмотру нравственные и моральные ценности, разрушаются традиционные уклады производственных отношений, быта и семьи. Каждая верующая семья задается вопросом: как в условиях столь разительных перемен сохранить главные духовные ценности, найти им место в той реальности, с которой не считаться невозможно? Как оградить ребёнка от бушующего в обществе вала низменных страстей? Какую убедительную (и, что немаловажно, понятную современному ребёнку) альтернативу так называемой «сладкой жизни» открыть детской душе? Как научить её чувствовать подлинную красоту и радость духовной жизни в противовес сиюминутным радостям жизни плотской? Дело осложняется тем, что огромное количество душеполезной православной литературы, изданной в прошлых веках и передающей опыт семейного воспитания, адресовано, как правило, тем семьям, которые существовали тогда: то есть семьям воцерковлённым, у которых не было конфликта между родителями в определении задач воспитания, к семьям, жившим в эпоху, когда православное вероучение воспринималось абсолютным большинством населения как безусловная истина, святоотеческие традиции семейного быта бережно передавались от поколения к поколению, а многие явления современной, секуляризованной до предела атмосферы общественной жизни были бы просто немыслимы. Поэтому слишком часто оказывается, что традиционные методы, которые действовали успешно ещё вчера, при всей их несомненной верности, сегодня должным образом применить затруднительно: настолько быстро и резко меняются условия жизни семьи в современных условиях.
Но как бы ни было трудно, мы не должны забывать, что семья, ребенок – это поприще, дарованное нам Богом: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева», – восклицает Псалмопевец (Пс. 126, 3). Будем помнить, что в наше духовно сложное время воспитание детей осталось одним из видов спасительного и в то же время общедоступного духовного делания. Этот труд, совершаемый ради Господа, подлинный христианский подвиг, и трудности на этом пути – это спасительный крест, который есть наш путь в Царствие Божие, и велика личная ответственность пред Господом каждого, кто соприкасается с воспитанием детей, ибо, как сказал наш великий угодник Божий святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский: «Нельзя на Бога возлагать своих собственных обязанностей, потому что вы сами должны заботиться о детях ваших и воспитывать их, а не ждать, что за вашим нерадением за вас исполнит это Бог. Родители, которые пренебрегают воспитывать детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучили, а они душу и тело ввергают в геенну огненную».
Все мы знаем, что в основе традиционной православной семьи заложен принцип церковности, ибо христианин воспринимает семью как малую Церковь, члены которой объединены общей верой и взаимной любовью. Сам же путь семейной жизни в Православии понимается не как совместный поиск удовольствий, а как крестоношение, как подвиг любви к ближнему. Поэтому Церковь в чине венчания, испрашивая супругам Божие благословение на совместную жизнь и чадородие, в то же самое время представляет им образцы мученичества, как бы заранее предупреждая, что на этом пути супругам придётся многое претерпеть.
Общеизвестно, что если семья является первоначальной и естественной средой для формирования личности ребёнка, то родители – это первые воспитатели, от которых он напитывается первыми впечатлениями. Пожалуй, редко кто из родителей желает зла своим детям. Большинство стремится окружить их с первых дней жизни заботой и любовью, преподать достойные примеры для подражания. Но сколь часто всем присутствующим здесь священнослужителям доводилось слышать от своих прихожан-родителей сетования на своих чад: что ребёнок растёт «не такой», как хотелось, не слушает старших, увлечён вредными привязанностями… И тогда перед нами встаёт вопрос о целях семейного воспитания. Современный сербский богослов митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович) об этом пишет так: «Смысл воспитания органически зависит от смысла человеческой жизни – от основ, на которых он почивает, и от главных жизненных целей. От этого зависит не только само воспитание, но и воспитательные методы».
Размышляя над вышесказанным, приходится признать, что в настоящее время «современный мир» воспитанием детей как таковым не занимается. Занимаются скорее их «выращиванием». Иначе говоря, решаются такие «насущные» проблемы, как обуть, одеть, накормить, отправить в школу, дать образование, вырастить физически здорового ребёнка, а также приложить все усилия, чтобы развить в нем природные дарования и воплотить в детях свою, как правило, нереализованную, мечту стать талантливым музыкантом, художником или учёным. И невдомёк таким родителям (которых в обществе почитают за заботливых отцов и матерей, ставя их в пример всем прочим), что не о том они пекутся, ведь ещё св. прп. Серафим Саровский говорил одной матери: «Матушка, матушка. Не торопись деток-то учить по-французски и по-немецки, а приготовь души-то их прежде, а прочее приложится им потом». Воистину, родители-христиане прежде всего должны заботиться о том, чтобы дети выросли в непоколебимой вере живыми членами Церкви, чтобы в душе их «изобразился Христос» (Гал. 4, 19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога и «ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 37-40), ибо ко всем нам взывает Господь: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Но можем ли мы сказать, что современный человек исполняет этот Божий призыв? В чем причина «духовной окаменелости» нашей и наших детей?
Первопричина нравственного кризиса современного общества заключается в утрате четкого и ясного понятия о добре и зле. Именно семья должна стать тем живительным источником, из которого ребёнок почерпнет свои первые представления о добродетели и её противоположности, ибо, если не дать ему понятия о грехе, – это все равно, что пустить дитя по краю пропасти с закрытыми глазами. Мы не вправе откладывать до совершеннолетия (как нам иногда советуют сторонники секулярного либерализма) духовно-нравственное воспитание детей. Его уже поздно будет начинать, когда характер и личность подростка сформированы. Лукавые отговорки о необходимости свободы религиозного выбора несовершеннолетних в данном случае несостоятельны, ибо мы ведь не ждем, когда юноше исполнится 16 лет, а с самых первых дней научаем его родному языку, родной культуре, затем родной истории и литературе (преподавая их в более значительном объеме, чем, например, зарубежную историю и литературу). Так почему мы должны лишать наших детей представлений и знаний о своей родной, святой православной вере? Напитывать ею душу ребёнка необходимо с самых первых минут его жизни. Отец Александр Ельчанинов об этом пишет так: «Почему важны впечатления детства? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего детства? В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. От этого так важно держать детей ближе к Церкви – это напитает их на всю жизнь».
Памятуя о важности семейного воспитания детей, не будем забывать и о родителях, которые в силу драматических обстоятельств истории нашего Богоспасаемого Отечества в XX столетии выросли в условиях отчужденности от богатых традиций Святой Православной Церкви и ныне, зачастую вместе с детьми своими, нуждаются в научении и душепастырском наставлении. Очень часто, взирая на ребёнка, мы можем получить истинное представление о духовном мире его семьи, ибо написано в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Человек познается в детях своих».
Когда в Симферопольской и Крымской епархии процесс изучения «Основ православной культуры Крыма» (по утвержденной коллегией Министерства образования АРК программе) стал, Богу содействующу, принимать массовый характер (в 2006 году он изучался в 400 из 600 школ автономии), у нас сам собой встал вопрос о необходимости, во-первых, организации православной родительской общественности и, во-вторых, проведении среди неё душепастырской работы. Таким образом, по распоряжению правящего архиерея два года назад возник епархиальный родительский комитет, который сразу приступил к решению вышеперечисленных задач. С тех пор проводятся встречи православных родителей по приходам, благочиниям, школам.
Священник, возглавляющий этот епархиальный комитет, регулярно встречается со многими директорами школ, и следует заметить, что такой кропотливый, «индивидуальный» подход дает свои положительные результаты, так как всевозможные предубеждения, которые ещё по старинке есть у некоторых руководителей образования, в большинстве своем исчезают после доверительных и откровенных взаимополезных встреч. Ведь многие педагоги, работающие ныне не за какие-либо материальные блага или высокое общественное положение (и то, и другое для учителей в нашем обществе находится, к сожалению, не на должном уровне), продолжают добросовестно, с честью исполнять свой профессиональный долг, и мы должны показать им, что у нас (и у Церкви, и у школы, и у семьи) общая задача – на прочном фундаменте духовно-нравственного воспитания возрастить ответственного гражданина, патриота своего Отечества, заботливого и любящего сына или дочь своих родителей, а затем отца или мать своих детей. Поэтому нам нужно, преодолевая возникающие трудности, использовать любую возможность для объединения наших усилий в воспитании детей и юношества.
Как было сказано выше, на этом пути взаимного соработничества часто появляются различные препятствия. И если по вопросам взаимодействия Церкви и семьи практически разногласий не возникает, так как, согласно статистике, 70-80 % семей сами приходят в православный храм для того, чтобы освятить свой брак Таинством венчания, или для того, чтобы их дети приняли Святое Крещение. В таком случае душепастырское окормление семьи начинается сразу с обязательных огласительных бесед-занятий, которые во всех православных храмах Крыма в обязательном порядке как перед Крещением, так и перед венчанием проводят священники. Но на уровне взаимодействия школы и Церкви порой приходится вновь и вновь доказывать насущную потребность подобного соработничества. Позволю себе перечислить некоторые трудности, с которыми нам приходилось в последнее время сталкиваться в своей образовательной деятельности, и возможные пути их преодоления,
Так, прежде чем вводить основы православной культуры, нам, как и священнослужителям во всех других регионах, доводилось дискутировать о том, что светский характер образования (закрепленный законодательно) не является атеистическим по своей сути, а культурологическое изучение основ православной культуры ни в коей мере не противоречит ему.
Затем встал вопрос о невозможности преподавания основ православной культуры без необходимого программно-методического обеспечения. Для этого в 2003 г. епархией была разработана программа спецкурса «Основы православной культуры Крыма» для 8-11 классов, и, что особенно важно, она была утверждена коллегией Министерства образования Крыма, также было выпущено учебное пособие для преподавателей тиражом 15 тысяч экземпляров. Уже на следующий год стало ясно, что интерес к новому предмету достаточно высок как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателей. Поэтому епархия по согласованию с Министерством образования Автономной Республики Крым приняла решение о разработке учебных программ по «Основам православной культуры» на каждый год обучения со 2 по 12 классы. На сегодняшний день Министерством образования автономии утверждены уже три программы для разных классов этого курса, в том числе и для начальной школы, на общий срок обучения 5 лет.
Следует сказать, что процесс преподавания в школе вышеназванного предмета наглядно демонстрирует неразрывность воспитания и образования, создающего условия для духовного становления личности, обеспечивающего связь поколений, передающего не только знания, но и традиции. Вспоминаю, каким было, особенно поначалу, удивление педагогов, когда на внеклассные учебно-воспитательные мероприятия по православной культуре (например, на день святителя Николая Чудотворца, Покрова Пресвятой Богородицы, рождественские и пасхальные утренники) собирались не только учащиеся школы, но и родители, которые принимали самое активное участие в их подготовке. Они также помогали ребятам найти лучшие образцы отечественной духовной поэзии для школьного конкурса чтецов, либо красочно обустроить в классе рождественский вертеп, разукрасить писанки и крашенки. Это ли не лучший пример эффективного взаимодействия школы, семьи и Церкви в деле духовно-нравственного воспитания учащихся?
Не выдержал проверку и еще один тезис наших оппонентов о том, что изучение православной культуры может привести к межнациональным и межконфессиональным конфликтам в школах со смешанным этническим составом учащихся. Во-первых, в мировой истории нет примеров того, чтобы изучение подлинной духовной культуры (к каковым, безусловно, относится и наше православное наследие) приводило к этнорелигиозной агрессии. Как раз наоборот, именно незнание своей собственной религиозной культуры является основой для конфликта, замешанного на невежественном фанатизме. А во-вторых, и это непреложный факт: за несколько лет изучения «Основ православной культуры Крыма» в школах такого многонационального и поликонфессионального региона, как Крым (насчитывающего 36 исторических народов), ни одного подобного конфликта и ни одной жалобы (от представителей иных этно-конфессиональных сообществ) не было! Скорее наоборот, наша инициатива послужила образцом для крымско-татарских педагогов, которые также разработали программу по «Основам культуры ислама», и ныне этот предмет также факультативно изучается в крымских школах крымско-татарскими детьми.
Серьезной, но, как оказалось, вполне решаемой проблемой стала нехватка профессионально подготовленных учительских кадров. Существенную роль в преодолении создавшейся ситуации играет епархиальное Общество православных педагогов Крыма, которое успешно работает у нас в епархии с 1999 г. и имеет свои отделения во всех благочиниях. Опыт показывает, что наличие в школе хотя бы двух-трех воцерковлённых православных педагогов может иметь решающие значение для успешного проведения в учебном заведении духовно-нравственного просвещения. Этот малый коллектив, в котором воистину исполняются слова Господни: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них…» (Мф. 18, 20), способен стать инициативным центром организации в школе сначала детских утренников в дни православных праздников, затем систематических контактов с окормляющим школу священником и, наконец, преподавания основ православной культуры, проведения паломнических поездок и даже осуществления научно-исследовательской работы по изучению православных святынь края в одной из секций Малой академии наук Крыма для школьников «Искатель» (где под руководством научного руководителя-преподавателя и духовного окормителя – священника уже второй год наши ребята готовят к защите свои творческие научные работы по православной тематике). Всех этих результатов невозможно достичь, если в школе не будет хотя бы несколько верующих учителей. А то, что это – великая сила, показывает сама церковная история: ведь недаром, когда в ІХ веке византийский император Юлиан Отступник предпринял попытку на короткий срок реставрировать в стране язычество, он начал с того, что особым указом изгнал из школ учителей-христиан, и свт. Григорий Богослов тогда остро полемизировал с ним. Но практика показывает, что только одних религиозных убеждений преподавателя, пусть даже очень сильных и искренних, все же недостаточно для того, чтобы сделать успешным процесс изучения православной культуры в школе. Педагог должен быть хорошо подготовлен к преподаванию этого столь важного для духовного становления личности предмета. Учитывая, что программа спецкурса «Основы православной культуры Крыма» была официально утверждена Министерством образования автономии, правящий архиерей от имени православной педагогической общественности обратился в Совет министров АР Крым с ходатайством о бюджетном финансировании подготовки кадров для преподавания этой дисциплины, на что был получен положительный ответ. В результате только в 2006 году на базе Крымского республиканского института последипломного педагогического образования было проведено шесть потоков курсов для педагогов, преподающих православную культуру, и 156 человек получили государственные свидетельства с правом преподавания курса «Основ православной культуры Крыма» во всех учебных заведениях. Положительным является также и то, что к преподавательской работе на курсах были, помимо светских ученых и специалистов, приглашены и священнослужители епархии, имеющие степени кандидатов и магистров богословия, а также священники с высшим педагогическим образованием, имеющие опыт преподавательской работы.
Разумеется, что православные педагоги должны плодотворно взаимодействовать с приходским священником. С целью более эффективного сотрудничества с администрацией учебных заведений все священнослужители епархии закреплены за школами автономии. Эти священнослужители активно участвуют (по согласованию с администрацией учебных заведений) в учебно-воспитательном процессе, но не заменяя профессионально подготовленных педагогов, а помогая им. Например, священник посещает школу не только по праздничным дням, а и совместно с учителем проводит классный час на духовно-нравственную тему, организовывает учебные экскурсии и паломничества. Для того чтобы взаимодействие школы, Церкви и семьи в духовно-нравственном воспитании осуществлялось повсеместно и более эффективно, в каждом благочинии Симферопольской и Крымской епархии были назначены (помимо уже избранного самими верующими учителями председателя Общества православных педагогов благочиния) также и особые помощники благочинного по вопросам образования, в задачу которых входит координация действий духовенства и православных педагогов церковного округа, а также оперативный контакт с епархиальным отделом образования.
К сожалению, серьезной проблемой остается материально-техническое обеспечение преподавания «Основ православной культуры Крыма». В школах, где порой не хватает средств для организации ремонта помещений, приобретения учебной литературы и выплаты зарплаты педагогам, подчас бывает непреодолимо сложно найти источники финансирования дополнительного спецкурса. Хотелось бы сегодня услышать, как в других регионах решается этот вопрос? Мы в Крыму на одном из епархиальных собраний решили, что там, где имеется такая возможность, приходы должны взять шефство над преподаванием в школах «Основ православной культуры», оказав последним помощь в обеспечении необходимой учебно-методической литературой, видео- и аудиоматериалами, а епархиальный паломнический отдел разработал тематические экскурсии по православным святыням, которые для школьников проводятся бесплатно. Как это ни трудно (ведь практически все приходы ведут сейчас строительные или реставрационные работы), было единодушно решено, что мы не вправе оставлять учителей православной культуры один на один с материально-техническими трудностями преподавания, уповая на то, что государство обязано обеспечить учебно-воспитательный процесс. Будем помнить слова апостола Павла: « Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9, 6). Поэтому нам следует не быть ленивыми и беспечными, а стараться усердно засевать эти семена. Господь Сам позаботится, чтобы они взошли и созрела духовная жатва, когда по Его обетованию «и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (Ин. 4, 36).
На нынешние Рождественские чтения из Крыма приехала делегация, в составе которой свыше 30 педагогов. Они работают по всем направлениям и секциям этого замечательного образовательного форума, чтобы, вернувшись домой, обменяться информацией, обсудить практические вопросы внедрения в свою образовательную деятельность инновационных педагогических технологий православного просвещения, поделиться новой литературой по методике преподавания православной культуры. Это, несомненно, пригодится в предстоящей работе, ведь наш урок не может и не должен превращаться в обычное занятие по передаче потока сухой, оторванной от реальной жизни и сердца ребёнка информации, ибо православная культура – это культура любви, любви к Богу, любви к ближнему своему. Поэтому нам, как воздух, необходимы новые, привлекательные для подрастающего поколения методики православного образования и воспитания. С целью выявления, изучения и накопления таких методик и последующего их распространения среди учителей при епархиальном отделе образования был открыт методкабинет по вопросам преподавания «Основ православной культуры Крыма». Распоряжением правящего архиерея аналогичные методкабинеты открыты в благочиниях, и, кроме того, государственные методкабинеты при городских и районных отделах образования обеспечиваются необходимой литературой и техническими средствами обучения в помощь преподавателю «Основ православной культуры Крыма». Мы стремимся, чтобы каждый епархиальный отдел внес свой посильный вклад в богоугодное дело соработничества со школой. Так, например, сектор по взаимодействию с Вооруженными силами предлагает для школ интегрированные увлекательные уроки по военно-патриотическому воспитанию, истории и «Основам православной культуры Крыма» с посещением школьниками воинских частей, встречей с военнослужащими и духовенством, окормляющим их, и даже с практическим знакомством с боевой техникой. Епархиальный отдел культуры организовывает и проводит рождественские и пасхальные фестивали православных песнопений, выставки детских рождественских и пасхальных рисунков, выступления на главных сценических площадках автономии епархиального духовного театра, действующего при Свято-Ильинском храме города Саки.
Миссионерский отдел готовит печатные материалы и устные беседы для педагогов и родителей по технике религиозной безопасности (антисектантского характера), а отдел социального служения привлекает школьников к участию в таких благотворительных акциях, организуемых епархией, как, например, «Рождественский ангел – детям детского дома»: юные волонтеры в Симферополе собрали адресные подарочные наборы детских игрушек воспитанникам нескольких интернатских учреждений. Объединение православной молодежи Крыма вот уже несколько лет подряд организовывает для учащихся летние православные лагеря, которые проходят у подножия древних пещерных православных святынь (Мангуп, Эски-Кермен и других) и куда с удовольствием едут школьники.
В прошлом году у нас прошли сначала на региональном, а затем на общекрымском уровне познавательные викторины «Что? Где? Когда?» по «Основам православной культуры Крыма». Победители викторины вместе со школьниками, успешно выступившими на двухнедельной республиканской конференции «Православие в Крыму», а также с активистами сельских воскресных школ (именно сельских, так как мы стараемся всегда помнить о «глубинке», юные жители которой порой имеют меньше образовательных возможностей) побывали в благотворительной двухнедельной поездке по православным святыням Греции. Поездка состоялась благодаря братской помощи Фивской епархии Элладской Церкви.
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что, избрав одним из важнейших приоритетов своего общественного служения развитие и укрепление православного образования и воспитания, мы пришли к необходимости создания в епархии системы духовно-нравственного образования, куда вошли практически все епархиальные структуры, что позволило в творческом соработничестве объединить усилия духовенства и православных педагогов, а также привлечь к этому плодотворному и эффективному сотрудничеству руководителей органов образования и местного самоуправления.
Если мы будем преуспевать в таком соработничестве, то это, несомненно, будет благотворно способствовать воспитанию подрастающего поколения в духе высоких идеалов служения Богу и Отечеству и станет надёжным заслоном для проникновения в души и сердца нашей паствы тлетворных зёрен раскола, ибо весь наш православный люд уповает на упрочение единства Святой Матери Церкви.