Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Комментарии архиереев

Государство и Церковь
Архиерейский Собор УПЦ

24.01.2007. КИЕВ. Состоялся Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви
Под председательством Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского всея Украины, в резиденции Предстоятеля УПЦ в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре состоялся Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви.
Архиерейский Собор рассмотрел и утвердил проект юбилейных
мероприятий, посвященных отмечаемому на всецерковном уровне в этом году 15-летию Архиерейского Харьковского Собора (27-28 мая 1992 года). Было принято решение пригласить к участию в этих торжествах Украинской Церкви Поместные Православные Церкви в лице их глав или представителей. Была утверждена следующая программа:
21 апреля молитвенно вспомнить Житомирское предсоборное совещание, совершив в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Житомира Божественную литургию.
19-20 мая празднование состоится в Харькове — непосредственном историческом месте, где проходил Собор. В программе: торжественная академия, на которой с приветственным словом выступит митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, под председательством которого 27-28 мая 1992 года проходил Харьковский Архиерейский Собор. Доклад о тех событиях огласит епископ Изюмский Онуфрий, викарий Харьковской епархии. 20 мая состоится Божественная литургия в Свято-Благовещенском кафедральном соборе г. Харькова, будет отслужен благодарственный молебен. Почившие участники Собора будут помянуты заупокойным богослужением.
В Киеве празднование состоится 1-3 июня. 1 июня будет проведена научно-практическая конференция «Церковно-историческое значение Харьковского Архиерейского Собора 27-28 мая 1992 года). 3 июня в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре епископатом Украинской Православной Церкви, представителями Поместных Православных Церквей соборно будет совершена Божественная литургия и отслужен благодарственный молебен. Вечером того же дня в Национальном дворце «Украина» состоится торжественная академия, посвященная празднуемому событию.
Участники Архиерейского Собора слушали информация о возможном официальном обращении Президента Украины В. Ющенко к Предстоятелю УПЦ, к Священному Синоду УПЦ по вопросу создания Украинской Православной Церковью совместно с представителями УПЦ-КП комиссии, которая бы занялась решением проблемных вопросов развития православия в Украине. Вероятность вышеуказанной инициативы Президента исходит из появившегося в СМИ заявления, озвученного В. Ющенко на встрече с «епископатом» УПЦ-КП 12 января 2007 года. В нем, в частности, говорится: «Я готов обратиться к Синодам УПЦ и УПЦ КП с предложением создать общую богословскую комиссию с участием, к примеру, по 3 епископа и 2 священника с каждой стороны для рассмотрения наболевших вопросов». Информация о возможности создания такой двусторонней комиссии по инициативе Администрации Президента и участии в ней епископов УПЦ вызвала волну протестов среди верующих УПЦ. Всесторонне обсудив предоставленную информацию, Собор принял решение, в случае официального обращения к УПЦ Виктора Ющенко с вышеуказанным предложением, воздержаться от создания двусторонней Комиссии, поскольку «УПЦ – КП», не имея апостольской преемственности иерархии, не может являться экклезиологично равноправным участником диалога. Однако, руководствуясь принципом церковной икономии, Архиерейский Собор в одностороннем порядке образовал «Комиссию УПЦ по восстановлению единства Украинского Православия». В ее компетенцию входит поиск путей и методов, а также разработка механизмов восстановления единства Украинского Православия путем церковно-дисциплинарных норм, предусмотренных каноническим правом Вселенского Православия. Собор еще раз напомнил, что понятие «восстановления единства» подразумевает возвращение отпавших от церковного единства через осознание греха раскола, т. е. покаяние, в спасительное лоно Украинской Православной Церкви.
Участники вышеуказанной комиссии УПЦ смогут принимать представителей уклонившейся в раскол стороны, выслушивать их возможные инициативы, а также иметь суждения по их поводу.
Архиерейский Собор имел суждение о дискуссиях вокруг принятого 22
ноября 2006 года «Обращения Священного Синода УПЦ». Епископат Украинской Православной Церкви принял этот документ как основу для дальнейшего построения внутри- и внешнецерковной политики Украинской Православной Церкви. Перечень проблем и способов их решения, обозначенных в документе, лег в основу разработки путей дальнейшего развития церковно-государственных отношений.
Архиереи обсудили также состоявшуюся 23 декабря 2006 года встречу Священного Синода УПЦ с Президентом Украины Виктором Ющенко. Архиерейский Собор позитивно оценил факт этой встречи, возможность непосредственного общения с главой государства. Была выражена надежда, что подобного рода встречи станут систематическими и, даст Бог, результативными.
Архиерейский Собор заслушал отчет управляющего делами УПЦ
архиепископа Переяслав-Хмельницкого Митрофана о современном положении дел в Украинской Православной Церкви.
Кроме того, собор имел суждение о ряде важных вопросов, касающихся внутренней и внешней сторон жизнедеятельности УПЦ. Были заслушаны выступления председателей Синодальных отделов и доклад ректора КДАиС прот. Николая Забуги о реформе духовного образования УПЦ.

Комментарии архиереев

Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим
Положительное решение вопроса о создании совместной с представителями УПЦ КП комиссии с целью обсуждения возможности образования единой поместной церкви не нахожу возможным, поскольку М.А. Денисенко находится под церковной анафемой, то есть отлучен от Церкви и ее благодатного окормления. 10-е Апостольское правило гласит: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен». По церковным правилам он не имеет права состоять в чине даже церковных прислужников. Создание предложенной комиссии возможно в случае принесения им искреннего раскаяния в своем самозванстве и если таковое будет принято во внимание всеми Автокефальными Православными Церквами.
В Харьковской епархии отношения Украинской Православной Церкви с органами государственной власти областного, городского и районных уровней носят положительный характер. Прикладывается немало усилий к тому, чтобы придавать им стабильность и конструктивную динамику. Представители Харьковской епархии в лице правящего или викарного архиерея, по приглашению органов власти, регулярно принимают участие в официальных мероприятиях, выступают перед значительными аудиториями с обращениями. Ни одно из событий общественной жизни города и области не обходится без участия представителей Харьковской епархии УПЦ. Традиционным является присутствие руководителей региона на богослужениях в дни памятных дат и церковных праздников. К числу добрых традиций Харьковской епархии следует отнести встречи руководителей области и города с правящим архиереем в архиерейской резиденции для обсуждения проблем современности, в том числе и вопросов церковно-государственного взаимодействия. Благодаря добрым отношениям с государственной властью, в регионе сохраняется межконфессиональный мир».

Митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий
Я бы отнесся очень осторожно к данному предложению Президента. Сам характер постановки руководителем государства этого чрезвычайно важного вопроса, когда фактически признается одинаковый статус Украинской Православной Церкви и раскольников из т. н. «Киевского патриархата», в очередной раз свидетельствует о нежелании власти прислушаться к мнению глав всех Православных Церквей мира, которое высказывалось неоднократно и сводилось к тому, что в Украине есть одна законная и полностью легитимная Церковь, которую возглавляет Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Поэтому я считаю, что усилия Президента, который, надеюсь, искренне желает церковного мира в Украине, должны быть направлены на то, чтобы раскольники, виновные в том, что происходит сегодня в украинском Православии, признали свои ошибки и вернулись в лоно Церкви. Высказанная же Президентом инициатива, к сожалению, этому не способствует.
Что же касается нашей Церкви, то она перенесла за свою историю немало испытаний, в том числе выдержала мощнейшее давление властей во время борьбы за свое существование при Президенте Кравчуке. Тогда делалось все, чтобы дискредитировать Украинскую Православную Церковь и, с другой стороны, чтобы поднять авторитет «Киевского патриархата». Мы выдержали это испытание и, пережив серьезные притеснения, засвидетельствовали свою верность Православию и единство со Вселенской Православной Церковью. Мы понимаем, что эта верность может быть основана только на страдании и на терпении, и доказали это своими поступками. В то же время другая, небольшая часть Церкви, которая называет себя «Киевским патриархатом», торговала своим призванием. Она гналась за привилегиями, за поддержкой власть имущих. Но, несмотря ни на какую поддержку, церковный народ остался верен, в основном, нашей Украинской Православной Церкви.
Хочу подчеркнуть, что я не отвергаю предложение Президента как таковое, но считаю, что к нему нужно относиться очень осторожно и принимать его только после всестороннего обсуждения с народом Божиим, с верующими, с духовенством и епископатом всей Православной Церкви. Иначе мы рискуем, получив поддержку властей, лишиться поддержки огромной массы верующих.
Я благодарю Бога за те отношения, которые на сегодняшний день существуют между Церковью и представителями государственной власти на территории вверенной мне Винницкой епархии. Считаю, что мы сумели найти взаимопонимание и взаимное желание вместе трудиться на благо людей в различных сферах, где могут пересекаться государственные и церковные интересы, прежде всего в социальной и просветительской сфере. Однако я не идеализирую церковно-государственные отношения на Виннитчине, так как проблемы все же имеются, но по сравнению с другими регионами дела у нас обстоят значительно лучше. Мы можем говорить об обоюдном стремлении государственной и церковной власти к сотрудничеству, которое дает позитивные результаты».

Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий: «Что касается идеи Виктора Ющенко организовать комиссию по созданию единой поместной церкви, при всем моем уважении к Президенту как к главе государства, считаю, что это не является его компетенцией. Церковным вопросом должна заниматься Церковь, а не Президент. То, что Виктор Ющенко дает рекомендации Церкви, используя свое положение, является нарушением Конституции Украины. У нас уже есть Поместная Церковь, просто политики не понимают, что такое Церковь и какова ее природа. Есть одна Православная Вселенская Церковь, и только по месту нахождения она может называться либо Украинской, либо Польской и т.д. Все мы чада Церкви Христовой. на территории Украины. У нас есть все необходимые канонические, административные и духовные права для совершения вневременной миссии Церкви Христовой.
Что касается взаимоотношений с местными властями, вынужден отметить, что в Черновицкой епархии есть определенные трудности. На волне оранжевой революции у нас отняли несколько храмов, силой выгнали наших людей. Сейчас мы боремся за их возвращение, но некоторые политики в этом не заинтересованы. Существует решение Верховного суда о возвращении храма, которое наши власти игнорируют. Уверен, что такое анархическое отношение к закону чревато катастрофическими последствиями для нашего государства. Хотелось бы, чтобы политики занимались своим делом – поднятием экономического уровня, а Церковь, в свою очередь, имеет свои обязанности. Пока в государстве каждый отдельный гражданин не начнет заниматься своим делом, у нас будет царить разруха и нищета».

Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: «Украинская Православная Церковь за пятнадцать лет обогатилась опытом. Она получила достойное развитие, чувствует поддержку народа, который хочет жить именно в существующем статусе. Церковь простирает свою руку в диалоге со всем миром, и она готова принять каждого кающегося грешника. Я знаю, что раскол в Японии, Америке, Болгарии был уврачеван через покаяние. На том же пути стоит и Русская Зарубежная Православная Церковь, которая ищет контактов с православным миром через покаяние. Мне довелось принимать мирян, приходивших из этого заблуждения. Большинство верующих людей поддерживает каноническую Украинскую Православную Церковь и знает, что всё противостоящее ей, враждующее с ней есть дело сатаны. Поэтому стремление Президента создать комиссию с богоотсупниками вызвало у людей негативное отношение, и это может навредить самому Президенту. К этим вопросам надо подходить очень осторожно.
На уровне епархии мы стараемся взаимодействовать с властями по всем насущным вопросам нашего общества. Главной проблемой в нашей епархии является реституция церковного имущества. Нам до сих пор не вернули Николаевский собор. Вообще проблем очень много, и сегодня не время ставить вопросы и воплощать в жизнь инициативы, которые вызывают протест народа Божьего. В первую очередь надо думать о спасении, беречь чистоту православной веры. В 1990 году Филарет, возглавлявший в то время нашу Церковь, получил из рук Святейшего Патриарха Алексия Томос. Тогда Филарет во всеуслышание заявлял, что Украина уже имеет Поместную Церковь, ту, которую мы обрели при крещении Руси князем Владимиром. Ныне лжепатриарх утверждает обратное. Меня удивляет, что Президент может доверять человеку, который с такой легкостью меняет свои убеждения! Однажды в Канаде я встретился с представителем УАПЦ «архиепископом» Борисом Яковдевичем. Сам он родом из Волыни. Он мне признался, что осознает свое заблуждение, но боится принести покаяние. Есть еще одна интересная деталь: когда Филарет объявил об образовании своей «церкви» – «Киевского патриархата», то уверял верующих, что его поддержит весь мир. А кто его поддержал? Даже «автокефальные архиереи» стали бежать от него! Будучи по горло сытыми расколами у себя на приходах, они все пошли к Вселенскому Патриарху с покаянием и просьбой принять их в свою юрисдикцию. Сейчас ни одна диаспора не поддерживает Филарета, потому что знают, что такое раскол. Поэтому очевидно, что в идее объединения доминирует политическая основа. Но в любом случае мы ждем покаяния отпавших, в том числе и Филарета. Я уверен, что Господь благословит наш народ и нашего Президента. Виктор Андреевич не знает деталей, он просто взял да и высказался, повторив то, что ему подсказали те, кто ненавидит истину».

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь: «Ми різнобічно розглянули пропозицію Президента створити комісію по діалогу з так званою УПЦ КП. Єдиним голосом єпископат Української Православної Церкви заявив, що ніяких переговорів з лжепастирями бути не може. Буде створена комісія, яка вислухає тих, хто побажає повернутися в лоно Святої Матері Церкви. Ми чекаємо покаяння тих, що відпали від Церкви, і молимося за них. Ми дуже вдячні Блаженнішому Митрополиту Володимиру, що він нас сьогодні зібрав, дав нам свою батьківську пораду та благословення. Всі ми хвилюємося, але, Слава Богу, Свята Церква Христова продовжує нести людям світло благодаті. Ми бажаємо, щоб в Україні панував мир. Ось, наприклад, Крим – сьогодні спокійний регіон. І, хоча його населяють біля 45 різних конфесій, народностей, ми з усіма знаходимо спільну мову, порозуміння, живемо в мирі. Ми чекаємо від політиків рішучих кроків в напрямку політичної, економічної стабілізації. А для нас найголовніше берегти паству Христову, святу православну віру. Сьогодні Церква позбавлена тих мінімальних прав, в яких вона має потребу. Ми сьогодні не маємо статусу юридичної особи, є проблеми з реституцією церковного майна. Ми чекаємо, що ці проблеми будуть вирішені».

Митрополит Луганский и Старобельский Иоаникий: «Мнение архиереев таково, что переговоров с раскольнической группировкой «Киевский патриархат», возглавляемой Михаилом Денисенко, и другими отделившимися от Церкви организациями быть не может. Все эти вопросы давно уже обговорены, необходимо только твердо стоять в вере и удерживать канонические позиции Святой Православной Церкви. Первоочередным вопросом для нас является организация юбилея – 15-летия Харьковского Собора».

Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион: «Все архиереи, участвовавшие в совещании, единогласно высказались о том, что на сегодняшний день нецелесообразно создавать какие-то совместные с “УПЦ КП” комиссии. Еще 15 лет назад Церковь четко определила свои позиции. Единственный путь к уврачеванию раскола – это путь покаяния отпавших от единства со святой Матерью Церковью. Президент, который проявляет инициативу в решении церковных проблем, сам является членом раскольнической самозваной структуры «Киевский патриархат». Он принимает «таинства» у раскольников, молится с анафематствованным лжепатриархом Денисенко. Мы ответственны перед паствой, которую доверила нам Святая Церковь, и создание комиссий с церковными преступниками означало бы предательство по отношению к миллионам верующих православных христиан, хранящих послушание Украинской Православной Церкви».

Архиепископ Сумской и Охтырский Марк: «Президент подходит к церковным вопросам по-светски. Он относится к Украинской Православной Церкви как к светской организации, в которой можно решить любую проблему путем переговоров и совещаний. В Церкви все вопросы решаются только в согласии с канонами. Всякая иная попытка решения приведет только к усугублению проблемы. Вместо единства у нас появится еще больше расколов и разделений. Народ Божий не воспринимает идеи переговоров с богоотступниками, самосвятами, которые подобно хищным зверям разрывают на части хитон Христов. Даже если допустить, что иерархи приняли бы предложение Ющенко, возникает другой вопрос – что делать с 30 миллионами украинцев, которые не желают идти на компромисс с собственной совестью? Народ Божий дорожит единством с Вселенским Православием и ни на какие интриги не согласится!
Диалог с властью, конечно, должен быть. Например, в моей епархии особых проблем с местными властями никогда не было. При прежнем губернаторе у нас были нормальные отношения. Надеюсь, что и в аппарате городского головы и в областном совете и впредь будут работать люди достойные своих высоких положений.
Важным на сегодняшний день является вопрос реституции церковных земель, который у нас никак не решается. Даже в отношении тех земель, которые примыкают непосредственно к храму и которые испокон веков принадлежали Церкви. И таких вопросов очень много, но решить их не получится до тех пор, пока не нормализуются взаимоотношения между ветвями власти внутри государства. Только при условии политической стабильности можно искать общие знаменатели в решении наболевших вопросов. Мы молимся и просим Бога, чтобы мир и спокойствие всегда царили на Украине. Господь послал нам испытание, но мы верим, что будет и утешение».

Архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей: «Моє ставлення до цієї проблеми неоднозначне. Дійсно, проблеми у Православній Церкві існують, вони актуальні, і якось потрібно їх вирішувати. Але ініціювати вирішення цих проблем має Церква, а не голова держави. За законом Церква відокремлена від держави, і фактично Президент не має права втручатися в ці справи. Але з іншої сторони, Президент також хвилюється за церковні справи в Україні. Держава повинна повернутися лицем до віруючих людей, і всі проблеми, які виникають, необхідно вирішувати у світлі чинного законодавства, яке б недосконале воно не було. А інакше виходить гра в „одні ворота”, а це тільки на користь розкольникам з „Київського патріархату”. Я це кажу з певною мірою відповідальності, тому що виконую своє пастирське служіння в Рівненській єпархії. Це західний регіон, і я знаю проблеми цього краю. Ми добиваємося справедливості через суди, але ті рішення на користь нашої Церкви, які приймаються у судах, не виконуються. Тому треба, щоб держава все таки звертала увагу на законність. Якщо держава хоче, щоб ми були людьми законослухняними, то і представники влади повинні теж бути такими ж».

Архиепископ Овручский и Коростенский Виссарион: «Наша Православная Церковь имеет Предстоятеля, епископат, и, согласно каноническим правилам, даже сильные мира сего не имеют права вмешиваться в дела Церкви. Если говорить о духовном аспекте, то ни один христианин, на какой бы высоте нравственного состояния он ни находился, не имеет права просить членов Священного Синода отказаться от соблюдения святых канонов, на которых держится вся Церковь. Существуют какие-то силы, которые навязывают эту идею, стараясь оторвать Украинскую Православную Церковь от Вселенского Православия.
Власть только на словах декларирует толерантность и лояльность к Церкви. Это касается и местных властей. В Овручской епархии есть Свято-Васильевский собор, построенный еще святым равноапостольным князем Владимиром – памятник архитектуры. Храм нуждается в реставрации, но, к сожалению, на протяжении этих пятнадцати лет власть ничем не помогла. Вместе с тем у нас есть и позитивные тенденции сотрудничества с местными властями, например, в вопросе преподавания основ христианской культуры. Нами была создана инициативная группа, в которую вошли преподаватели общеобразовательных школ, и в результате в нескольких школах сейчас преподается эта дисциплина. Недавно я обратился к новому губернатору Павленко, который пообещал профинансировать издание «Основ православной веры». То, как будет воплощено в жизнь данное губернатором слово, в полной мере охарактеризует отношение нашей местной власти к Православной Церкви».

Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий: „С местными властями в Запорожской епархии сложились самые плодотворные отношения: они не вмешиваются в церковные дела, а я не вмешиваюсь в их дела. В дни торжеств и праздников меня приглашают на официальные мероприятия, и я напоминаю о роли Церкви в жизни общества, желаю здоровья и Божьего благословения. Я благодарю представителей власти за благотворительную деятельность. Но власти не должны вмешиваться в дела внутрицерковные. Это удел архиереев и духовенства. Именно к этому мнению на сегодняшнем соборе пришли все архиереи Украинской Православной Церкви».

Архиепископ Хмельницкий и Шепетовский Антоний: «Свое отношение к инициативам Президента по созданию совместной комиссии с представителями УПЦ КП с целью обсуждения вопроса образования единой поместной церкви я высказал на Архиерейском Соборе в Киеве. Мое мнение и мнение других архиереев послужило созданию комиссии от нашей Церкви для переговоров, если таковые будут инициированы Президентом.
Что касается вопроса церковно-государственных отношений в нашей епархии, то они строятся на взаимном сотрудничестве, взаимной поддержке и ответственности, без вмешательства одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Я стараюсь делать все от меня зависящее, чтобы авторитет УПЦ на Хмельнитчине рос с каждым днем и чтобы заблудшие овцы возвращались в лоно нашей Церкви. Свидетельством тесного сотрудничества Церкви и государства, взаимопонимания и авторитета Церкви на Хмельнитчине является то, что Президент Украины наградил меня орденом «За заслуги» II степени».

Архиепископ Сарненский и Полесский Анатолий: «Я хочу зазначити, що об`єднання з розкольниками неможливе, і це не тільки моя точка зору, але й усього єпископату УПЦ. Об’єднуватися можна з рівними, а Філарет – це розстрига, і лише через покаяння він може повернутися в лоно істинної Церкви. По-друге, ініціатива Президента це не є ініціатива навіть мирянина Української Православної Церкви, а члена розкольницької псевдорелігійної організації. Тому незрозуміло, чому саме Президент є ініціатором. На мою думку, якщо навіть Президентом керують вищезгадані ідеї, нехай спочатку зробить те, в ім`я чого він зустрічався з нами 23 грудня 2006 року, коли пообіцяв вирішити всі складні питання на місцях. Мене дуже хвилює питання моєї Сарненської єпархії. На зустрічі з єпископатом УПЦ Віктор Ющенко запросив мене, як керуючого єпархією, разом з губернатором Марчуком відвідати Секретаріат Президента. Це запрошення пролунало в присутності голови Секретаріату Президента Віктора Балоги. Я разом зі своїм духовенством сподівався, що слово Президента, то буде справжнє слово Президента, що він не тільки відповідно відреагує, але й дійсно врегулює всі наші проблеми і проконтролює виконання своєї обіцянки. Та вже пройшло двадцять п`ять днів, а віз на тому ж місці! Тому перед тим як піднімати важливі церковні питання, потрібно для початку вирішити всі проблеми в регіонах, а тим більше тримати своє слово! Тільки тоді буде довіра до нього, і тоді я перший скажу, що дійсно наш Президент є авторитетом і що за цим авторитетом треба йти. Якщо сьогодні ми не отримуємо позитивних рішень від обіцянок Президента, якщо сьогодні на місцях злочинно керують люди, які воюють проти Православної Церкви, звичайно, ми не можемо діяти в напрямку ініціатив Віктора Ющенка. Ставлення до представників нашої Церкви залежить в першу чергу від Президента, тому що губернатори повинні керуватися насамперед вказівками глави держави. Ми не бачимо, що держава має бажання покращити релігійну ситуацію в Україні. Ми бачимо тільки постійне приниження, подальшу політику розколу, налаштованість державних чинів проти Української Православної Церкви».

Архиепископ Белоцерковский и Богуславский Серафим: «В первую очередь, необходимо учитывать то, что каждый человек должен заниматься своим делом. Когда светские люди вмешиваются в церковную жизнь и вносят корректировку в ее устройство – это абсурд. Решение церковных вопросов нужно предоставить Православной Церкви, признать ее единственной канонической и относиться к ней как к законной Церкви, а все противоположное считать неблагодатным и неспасительным для наших граждан. Поэтому отпадение само по себе уврачуется благодатью Духа Святого, который присутствует в истинной Церкви. Главное, чтобы политики не вмешивались и не давали свои «ценные указания» делам церковным».

Архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем: «Дякуючи Богу, в Криворізькій єпархії склалися добрі стосунки з владою. За 10 років ми вже напрацювали чималий досвід, що сприяє розвитку канонічного православ’я в цьому регіоні. Звичайно, мені хотілося б, щоб так було в кожній єпархії УПЦ. Сьогодні наша влада на місцях уповноважена великими правами, кожен керівник може на свій розсуд вирішувати державні проблеми. Необхідно знаходити особистий підхід до людини. На нашому боці авторитет Блаженнішого Митрополита Володимира, але його треба показати на місцях і переконати владу, що ми є єдиною благодатною Церквою на Україні”.

Архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн:
«Моя позиция полностью совпадает с мнением Архиерейского Собора, проходившего в Киево-Печерской Лавре. Я уверен, что если и создавать комиссию, которую предлагает Президент, то лишь на уровне мирян с целью выслушать противоположную сторону.
Что касается взаимоотношений Церкви и власти на местном уровне, то за мое двухмесячное пребывание на Херсонской кафедре уже состоялись неоднократные встречи с губернатором области, мэром Херсона, председателем областного совета народных депутатов, районными властями, а также представителями многих общественных организаций и структур. Хочу отметить, что все встречи проходили при полном взаимопонимании сторон».

Епископ Хустский и Виноградовский Ипполит: «На совещании вопрос стоял четко – государственные мужи должны заниматься своими делами, а Церковь своей миссией – путеводительством народа Божьего ко спасению. Все архиереи единогласно высказались, что нецелесообразно создавать комиссию с раскольнической группировкой. Пятнадцать лет мы призываем к покаянию отпавших от лона Церкви. Двери покаяния всегда открыты, ни на минуту мы не прекращали проповедовать, объяснять, вразумлять. Господь спасает спасающихся, то есть тех, кто хочет и стремится к этому. Церковь спасает тех, кто хранит послушание ей. Глава Церкви – Христос, а архиереи и Предстоятель – первые ответственные лица за ее жизнь. Украинская Православная Церковь является поместной с момента крещения Руси равноапостольным князем Владимиром, да и каждая епархия тоже является поместной церковью по географическим признакам и церковному уставу. А вести вопрос об отделении от Московского патриархата и Русской Православной Церкви является нецелесообразным».

Епископ Конотопский и Глуховский Иннокентий: «Во время сегодняшней встречи было рассмотрено множество вопросов. А что касается инициативы Президента Украины Виктора Ющенко о создании единой Поместной Церкви, то хотелось бы отметить, что каждый должен знать свое место. Государству необходимо наводить порядок в государственных делах, а не лезть в церковные, которые должны решать исключительно иерархия, духовенство и народ Божий. Поведение нашего Президента усугубляется тем, что он показывает пример для местных властей, которые каждый его шаг расценивают как руководство к действию. К сожалению, чувствуется, что церковно-государственные отношения на нынешнем этапе натянутые и очень зыбкие».

Епископ Шаргородский Пантелеимон, викарий Винницкой епархии: «Украинская Православная Церковь дискриминируется в своих правах, и это особо ощущается на местах. До сих пор Казанский собор Винницы не передан Украинской Православной Церкви. И хотя мы совершаем в нем богослужения, все же документов, подтверждающих наше право владеть храмом, мы не имеем. Актуальна проблема предоставления земельных участков под строительство храмов, в том числе кафедрального собора. Третья проблема – газовая, которая на сегодняшний день тревожит большей частью сельских священников, потому что они не могут оплачивать такие большие суммы, а церковь не является прибыльной организацией и просто не имеет возможности выплачивать такие суммы. Также остро стоит вопрос реституции церковного имущества».

Епископ Белгород-Днестровский Алексий, викарий Одесской епархии: «В первую очередь Президент должен уважать каноны, по которым живет Православная Церковь, строго придерживаться тех правил и норм, которые регламентируются в Церкви. Епископат никогда не пытался влиять на решения Президента, каким бы внутри- или внешнеполитическим курсом не сопровождалась его деятельность. Церковь только высказывается по тому или иному вопросу и просит власть имущих взвешенно принимать решения, учитывая мнение большинства украинцев. То же самое Президент должен делать и по отношению к Церкви. Как мирянин Президент может выражать свое мнение по наболевшим вопросам, которые существуют в Церкви, но он не может навязывать свое мнение и диктовать правила, по которым должны строиться отношения Святой Матери Церкви с людьми, отпавшими от нее. Для них есть только один путь возвращения в лоно Православия – это покаяние. Вселенская Церковь не знает такой практики, чтобы отдельная группа схизматиков присоединяла к себе целую Поместную Церковь. А то, что сегодня анафематствованный клятвопреступник Михаил Денисенко (лжепатриарх Филарет) пытается диктовать условия, на которых он, отлученный расстрига, будет возвращаться в церковное общение, – это нонсенс! Это противоречит не только церковной традиции, но и здравому смыслу! Поэтому на сегодняшнем архиерейском собрании, которое состоялось под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, было выражено однозначное мнение по этому вопросу: епископат, духовенство и все верные Украинской Православной Церкви должны строго придерживаться правил и канонов Православной Церкви».