Хиротонии епископов
Хиротонии епископов
29.01.2007. КИЕВ. Совершена архиерейская хиротония архимандрита Митрофана (Никитина) во епископа Горловского и Славянского
28 января в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры была совершена архиерейская хиротония архимандрита Митрофана (Никитина) во епископа. Решение о рукоположении было принято на Священном Синоде Украинской Православной Церкви 24 января 2007 года.
Божественную литургию возглавил Предстоятель УПЦ Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины. Ему сослужили митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, епископ Васильковский Лука, епископ Святогорский Арсений и епископ Бориспольский Антоний. Архимандрит Митрофан был рукоположен во епископа Горловского и Славянского и назначен управляющим возрожденной Горловской епархии.
Блаженнейший Митрополит Владимир благословил и окропил святой водой хиротонисаемого архимандрита. По завершении Божественной литургии Митрополит Владимир совершил чин вручения жезла. Владыка поздравил нового епископа Украинской Православной Церкви.
Слово архимандрита Митрофана при наречении
«Ваше Блаженство, Блаженнейший Владыка и отец, богомудрые архипастыри, святители Христовы!
В этот священный час в великом смущении и с душевным трепетом стою я перед Вами, призванный изволением Духа Святого и избранием Вашего Блаженства и Священного Синода Украинской Православной Церкви к высокому служению. Что могу сказать я в эти трепетные для меня минуты, когда стою перед этим освященным собором, которому надлежит завтра возложить на меня, грешного, святительские руки, дабы ввести меня в чреду епископского преемства. Епископ является не только строителем Таин Божиих, но и руководителем на пути спасения как овец стада Христова, так и церковных пастырей, неся за них ответственность перед Богом. Ученик Игнатий Богоносец в своём послании к Поликарпу Смирнскому писал: «Епископ прежде всего должен иметь попечение о душах верующих, увещевать всех ко спасению, снисходить ко всем, как к тебе Господь: ко всем имея терпение, бодрствуя, стяжав неусыпный дух».
С глубоким страхом и сознанием своею недостоинства вспоминаю слова святою апостола Павла, определяющие нравственный облик епископа и характер епископского служения: «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель … держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1, 7-9).
Могу ли я себя почитатъ «Божиим домостроителем» (Тит. 1, 7), заслуженно ли принимаю на себя степень епископского служения? В ответ на эти вопросы вспоминаю свою жизнь и искренне исповедаю сейчас перед Вами свою человеческую немощь и своё недостоинство. Но вместе с тем я верю, что решение священноначалия в отношении меня служит выражением воли Божией. Сознавая трудность архипастырского служения, я полагаюсь не на свои слабые силы, а на благодать Духа Святого, «немощная врачующи и оскудевающая восполняющи».
Утешаю себя надеждой на постоянное предстательство Царицы Небесной, да поможет Она, Пречистая, быть мне добрым руководителем врученного мне стада. Уповаю на молитвенное предстательство святых угодников Киево-Печерских и всех святых. Благодарю Господа за Его милость ко мне и за Его Промысл, приведший меня к столь высокому служению церковному.
В эти трепетные для меня минуты я не могу ни вспомнить тех, кто помогал мне на пути монашеского и пастырского становления. Всем приношу мою искреннюю благодарность.
Выражая глубокую сыновнюю признательность Вашему Блаженству, Священному Синоду, Украинской Православной Церкви за высокое доверие, я обещаю находиться в послушании и хранить верность канонической Православной Церкви. Прошу Вас, святители Божии, всегда поминать меня в наших святых молитвах, ибо только в молитвах Церкви моя крепость и сила, только Церковь для меня – столп и утверждение, покров и прибежище.
Благословите же меня на предстоящее служение, дабы Господь сподобил беспорочно нести его во славу святой, Единосущной и Животворящей Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Слово Блаженнейшего Митрополита при вручении жезла епископу Митрофану
«Возлюбленный о Господе Преосвященный епископ Митрофан!
Благодать Всесвятаго Духа, «всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи», сегодня соделала тебя преемником святых Апостолов. Через возложение рук собора архиереев в молитвенном единомыслии с боголюбивым верующим народом ты стал епископом Украинской Православной Церкви.
Пастыреначальник наш Господь Иисус Христос, положивший жизнь Свою за грехи мира (Ин. 1, 29), вручает архипастырю для хранения и спасения святое Свое достояние и тебе вновь принявшему святительское посвящение «надлежит надзирать над ним не принужденно, но охотно и богоугодно… из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр. 5, 2-3). Через епископа, по учению святых отцов, осуществляется видимым образом единство Вселенской Церкви Христовой. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 20-21), – такими словами Спаситель обращается к Отцу Небесному в преддверии крестных страданий, смерти и славного Воскресения, молясь о единстве всех Своих последователей. Муж апостольский, святой священномученик Игнатий Богоносец своего ученика Поликарпа Смирнского так же наставляет: «Старайся о единении, лучше которого нет ничего».
Как Предстоятель Поместной Церкви, епископ является блюстителем веры и нравственности, что предполагает от него самого быть всем примером «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте»(1 Тим. 4, 12). По слову апостола Павла, «надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1 Тим. 3, 7), поэтому ему необходимо постоянно преуспевать «в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим. 6, 11). И, самое главное, подражая во всем Христу, епископ должен быть готов на крестный путь богоуподобления в самопожертвовании, ибо в основании Церкви лежит Крестная Жертва Вочеловечившегося Бога.
Напоминаю тебе основные требования к архиерейскому служению не для устрашения, но дабы воспламенить в тебе «ревность по Бозе» (Числ. 25, 13). Господь призывает тебя к епископству в молодые годы, когда ты полон сил, энергии и, наверное, богоугодных планов. Твоему попечению вручается епархия нашей Украинской Православной Церкви. Став правящим архиереем, эти качества будут тебе очень необходимы для созидания полнокровной церковной жизни вверенной тебе паствы. Помни: епископский сан – не итог или награда за добродетели и способности. С сегодняшнего дня начинается твой путь наивысшего иерархического, а значит, наитруднейшего служения Богу, народу и своему Отечеству. Употреби молодость для спасения врученной тебе паствы, и милость Божия будет тебя всегда хранить и восполнять силы. Научись находить утешение и поддержку в молитве к Спасителю, Его Божественной Матери и святым небожителям. Проси помощи у преподобных Антония, Феодосия и всех Печерских угодников, на месте подвигов которых ты удостоился принять святительский сан.
А сейчас прими архиерейский жезл, символ епископской власти и знамение силы, ниспосылаемой тебе от Господа, как опору в твоем новом служении и преподай верующему народу первое архипастырское благословение».
Биографическая справка
Епископ Горловский и Славянский Митрофан (в миру Никитин Андрей Викторович) родился 31 октября 1976 года в городе Ворошиловграде (ныне город Луганск) в семье рабочих. После окончания общеобразовательной школы в 1991 году поступил послушником в Курско-Коренную Рождества Богородицы пустынь Курской епархии.
В 1994 году по благословению духовника перешел во вновь открывшийся Свято-Успенский Святогорский монастырь (ныне Лавра) Донецкой епархии. 21 ноября 1994 года Преосвященнейшим Алипием, епископом Горловским и Славянским, был рукоположен в сан диакона, а 23 декабря того же года в Святогорском Свято-Успенском монастыре пострижен в монашество с именем Митрофан, в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского. 18 мая 1997 года рукоположен в сан иеромонаха.
С 1997 по 2000 год нес пастырское служение в Мариуполе. С августа 2000 года – клирик храма Рождества Христова города Донецка. С 1996 по 2000 год обучался в Киевской духовной семинарии, а с 2001 по 2005 год – в Киевской духовной академии. С 2004 года несет послушание духовника и преподавателя Нового Завета на отделении духовной культуры ФСДП Донецкого национального университета.
12.02.2007. ДОНЕЦК. Состоялась архиерейская хиротония викарного епископа Донецкой епархии архимандрита Варнавы
11 февраля Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир совершил архиерейскую хиротонию архимандрита Варнавы (Филатова). Рукоположение викарного епископа Донецкой епархии состоялось в кафедральном соборе в честь святого великомученика Георгия в городе Макеевке. Блаженнейшему Митрополиту Владимиру сослужили митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей, архиепископ Вышгородский Павел, епископ Васильковский Лука, епископ Святогорский Арсений и епископ Горловский и Славянский Митрофан.
Накануне, во время вечернего богослужения в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Донецка, состоялось наречение архимандрита Варнавы. По окончании Божественной литургии в Свято-Георгиевском соборе Блаженнейший Митрополит Владимир вручил архипастырский жезл епископу Макеевскому Варнаве.
Слово архимандрита Варнавы при наречении
«Ваше Блаженство, Блаженнейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, святители Божии!
Стоя сегодня перед Вашим святительским ликом, перед Святою Церковью, объятый трепетом, переживаю происходящее со мной. В моей душе звучат слова святой праведной Елизаветы: «И откуда мне сие» (Лк. 1, 33).
Два чувства борются во мне: одно – осознание своей немощи, другое – уверенность в Промысле Божием. Я твердо верю в то, что в Сионскую горницу для моей Пятидесятницы меня привел Господь Вашим определением, Ваше Блаженство, и решением Священного Синода Украинской Православной Церкви.
А если это произошло, убежден, Господь не забыл меня и не оставил, но доверил мне подъять «где-то потерявшуюся овцу, возложить на свои плечи и принести ее во двор овчий» (Мф. 18, 13). Уверен: Господь даст силы выполнить это. И все же высота царственного архиерейского служения страшит меня возможностью (по немощи человеческой) не устоять в простоте сердечной и впасть в высокомерие, с одной стороны, а с другой – меня поддерживают слова апостола: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4, 13). Произнося известные слова: «Благодарю и приемлю и нимало вопреки глаголю» с глубоким осознанием того, что Господь устрояет теперь для моего спасения, надеюсь, что и в одиннадцатый час пришедшего не оставит Он без Своей милости.
Непростым был путь моего прихода к Богу и служению Ему: на пути встречалось много терния, и немощь, присущая человеку, часто приносила огорчения; дух времени, конечно, не обошел и меня: были поиски, терзания… Смысл слов апостола Павла «ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7, 15) мне очень понятен.
Приобщение мое к Церкви Божией произошло в самом раннем детстве – благодаря заботам моей родительницы, глубоко верующей, простой и мудрой женщины, почившей в Бозе схимонахини Серафимы, перед которой я в неоплатном долгу.
Промыслом Божиим мне в юности попали в руки творения святителя Иоанна Златоуста. В то время, кроме старенького Евангелия в доме и рукописных акафистов, я ничего в своей жизни не видел. Творения святителя Иоанна Златоуста произвели переворот в моей душе: так вот, где черпают мудрость и слова красноречия наши умные правители и политологи – из глубины веков!
В то же время, благодаря моему первому наставнику приснопамятному игумену Иоасафу, занятия иконописью и церковным пением определили мой жизненный путь.
Неизгладимое впечатление на меня оказало посещение Свято-Успенской Почаевской Лавры, где были заложены первые зерна любви к иноческой жизни, хотя путь к ней был непростым и долгим.
Со всею серьезностью, осознавая свою скудость и ответственность в предстоящем служении, где нужно «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15), где необходимо «обличать, запрещать, увещевать со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2), со страхом ожидая нисхождения Благодати Духа Святаго, сыновне прошу Вас, Ваше Блаженство, Вас, боголюбезные архипастыри, поддержать меня в этот момент, благословить и помолиться обо мне. Верую, что Божественная благодать, «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», восполнит недостающее во мне и сподобит достойно пройти поприще предстоящего служения, достигнуть нетленной жизни. Аминь».
Слово Блаженнейшего Митрополита Владимира при вручении жезла епископу Варнаве
«Преосвященный епископ Варнава, возлюбленный о Господе собрат наш и сослужитель!
Ныне Промыслом Божиим, через возложение наших рук ты приобщен к высшему иерархическому служению в Церкви Христовой, ты стал продолжателем апостольского служения на земле. Епископское служение насколько высоко, настолько и ответственно. Сегодняшний день стал для тебя днем твоей Пятидесятницы, тебе сообщены особые Дары Святого Духа, которые будут укреплять тебя в твоем новом служении. Наш долг – напомнить тебе о высоте епископского служения и о той ответственности, которая возлагается на его носителя. Сохрани эти слова в своем сердце и благодари Господа за ту милость, которую Он явил тебе ныне.
Ты призван к архиерейскому служению в Церкви Господа нашего Иисуса Христа, которую Он освятил своей честной Кровью (см. Деян. 20, 28). Величие события, которое совершилось ныне, вносит в Церковь радость и свидетельствует о том, что она жива, исполняет возложенную на неё миссию – ведет народ Божий ко спасению.
Совершая дело пастырского служения, ты приобрел уже достаточный опыт духовного водительства, административных способностей, строителя и хозяина. Все это в высшей степени будет тебе необходимо в твоем новом служении. Твоей главной обязанностью как епископа Церкви Христовой является сообщение верующим Благодатных Даров Святого Духа через совершение Таинств и особенно Святой Евхаристии. Все твое служение должно основываться на Евангельском учении и учении святых Отцов, которые показали прекрасный пример для подражания всем епископам на все времена. Во всем этом ты будешь находить для себя опору и утешение.
Помни, что епископ не имеет личной жизни. Он обязан полностью отдать себя на «проповедь слова, настаивая во время и не во время, обличая, запрещая, увещевая со всяким долготерпением и назиданием»(II Тим. 4, 2). Он должен «испить чашу Христову», преодолевая искушения и трудности своего послушания. Не увлекайся внешними атрибутами архиерейского служения, старайся вникнуть и раскрыть его внутренний, сакраментальный смысл.
Главным предметом апостольской, а значит, и епископской проповеди была и остается истина смерти и Воскресения Христова: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа…»(2 Кор. 4, 5), и «…если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»(I Кор. 15, 14). Заботясь о спасении врученной тебе паствы, следуя примеру Доброго Пастыря, Господа нашего Иисуса Христа, ты должен будешь, оставив девяносто девять овец, поспешить на взыскание одной погибшей. Это будет требовать от тебя крепкой веры, любви, духовного опыта, мудрости и терпения, чтобы вместе с апостолом Павлом ты мог сказать: «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (I Кор. 9, 22).
В наше сложное время епископ должен строго блюсти чистоту Святой Православной веры и хранить церковное единство. Ты не должен бояться возвысить свой голос в защиту Церкви перед сильными мира сего. Не оставляй без отеческого попечения и тех наших братьев и сестер, которые находятся ныне вне спасительной ограды Матери-Церкви.
Возлюбленный о Господе собрат наш! Что бы ты ни совершал в твоем епископском служении, совершай все с верой, любовью, смирением, ответственностью и страхом Божиим. Это те добродетели, которых так не хватает ныне нашему обществу. Без них все теряет свой смысл и значение. Без глубокого осознания величия и ответственности твоей миссии не будет пользы в служении Богу и ближним.
Ты назначен викарным епископом митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона. Не стыдись черпать из его архипастырского опыта, прислушивайся к его советам и наставлениям, проявляй смирение и послушание к нему как своему правящему архиерею.
Поздравляю тебя с днем твоей Пятидесятницы и желаю, чтобы твое епископское служение было благословенным, плодотворным и спасительным как для тебя, так и для врученной твоему попечению паствы.
А сейчас прими сей жезл – символ епископской власти, который вручаю тебе от имени Церкви. Пусть будет он тебе опорой в твоем архипастырском служении. Взойдя на эту кафедру, преподай первое свое святительское благословение народу Божию, который ныне молился вместе с нами во время твоей хиротонии».
Биографическая справка
Епископ Макеевский Варнава (Филатов Станислав Юрьевич, во святом крещении Вячеслав) родился 21 апреля 1953 года в городе Ашхабаде ТССР в православной семье. Родители были медицинскими работниками. В 1974 году семья определилась на место жительства в Абхазии, в городе Сухуми. Здесь юноша занимался иконописью, пел в церковном хоре и нес алтарное послушание. В апреле 1976 года митрополит Сухумский и Абхазский Илия рукоположил его в сан диакона с определением служения в этом же соборе.
В 1991 году местом жительства будущего митрополита Варнавы становится г. Макеевка Донецкой области. 2 мая 1991 года в Петро-Павловском кафедральном соборе г. Луганска Преосвященнейший епископ Донецкий и Луганский Иоанникий рукоположил его в сан священника с определением на настоятельское служение в Свято-Иоанно-Кронштадтский храм г. Кировское Донецкой области. В том же году он поступил на заочный сектор Киевской духовной семинарии.
1 июня 1993 года назначен клириком Свято-Казанского храма г. Макеевки. С 8 июня 1993 года – настоятель Свято-Георгиевского собора г. Макеевки. 5 января 1995 года пострижен епископом Донецким и Мариупольским Ипполитом в монашество с именем Варнава, в честь святого апостола от 70-ти Варнавы.
С октября 1995 года по август 1996-го нес послушание благочинного Макеевского округа Донецкой епархии. 11 октября 1996 года архиепископ Донецкий и Мариупольский Иларион возвел инока Варнаву в сан игумена. 31 августа 1997 года Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, возведен в сан архимандрита.
В 1998 году определен в члены епархиального совета Донецкой епархии. С 2002 года – благочинный Торезского округа.
24 января 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви определил ему быть епископом Макеевским, викарием Донецкой епархии.
Дмитрий Скворцов. Кто выступает против строительства часовни?
Великопісне посланняБлаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України