Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Дмитрий Скворцов. Кто выступает против строительства часовни?

Кто выступает против строительства часовни?

Дмитрий Скворцов

На днях прошла конференция союза архитекторов Киева, посвященная сохранению исторических кварталов города. Кроме архитекторов, в конференции приняли участие госчиновники и представители общественных организаций. Последние выступали в роли голоса киевлян, вроде бы обеспокоенных необратимым искажением облика центральной части города. Но часть жителей этого самого центра выступает против единственного на сегодня примера реконструкции авторского – начала XX века – видения ныне исторических кварталов. Речь идет о протестах против строительства часовни во имя святого князя Владимира. Ведомые уже подзабытыми майданными технологиями, жители вновь перекрывают центральные улицы города и разбивают на них палатки. Мы побывали на одном из таких митингов в месте возведения часовни Украинской Православной Церкви на углу улиц О. Гончара и Б. Хмельницкого.
Первое, что бросилось в глаза, это строительный забор по периметру треугольного, озелененного десятью деревьями островка между проезжими частями улиц с памятником Зое Космодемьянской по центру. Здесь разбиты штабные палатки пикетчиков. На секциях забора расклеены призывы: «Не дадим уничтожить памятный сквер им. Зои Космодемьянской!» Насколько эти призывы отражают действительность, мы решили выяснить, посетив очередные общественные слушания на импровизированном «микромайдане», умело регулируемом бойким «полевым командиром» – координатором небезызвестного «Форуму порятунку Києва».

Революция цвета доллара
Итак, первый тезис защитников сквера, как водится, – «отстоим единственный зеленый уголок нашего микрорайона, где можно отдохнуть и подышать свежим воздухом». Не укладывается в голове, правда, откуда на перекрестке оживленнейших улиц О. Гончара, Б. Хмельницкого и Гоголевской взяться свежему воздуху, если все переходы к скверу регулируются светофорами. Ведь известно, что регулируемый перекресток предполагает повышенную загазованность от остановки и возобновления движения автомобилей. Кроме того, все улицы здесь имеют крутой уклон. А это дополнительная загазованность от карабкающегося вверх транспорта.
В то же время за каждым из проходных дворов данного квартала прячутся уютные зеленые садики. Так что местным активисткам борьбы с кислородным голоданием (которые все, как один, оказались курильщицами) есть где подышать свежим никотином.
Вторым по частоте употребления звучал тезис «здесь и так на каждом квадратном сантиметре Церковь». Но на самом деле до Николаевского собора Покровского монастыря (а это и есть ближайшая церковь отсюда) – 2 км. Согласимся, далеко не каждой бабушке под силу одолеть подобные расстояния по пересеченной местности. Кстати, просторный парк с фонтанами, тянущийся от Института геологии к МЧС и далее уходящий к велотреку, расположен отсюда в каких-то двухстах метрах.
В умы местных жителей также настойчиво внедряется убеждение, что «часовню ставят с тем, чтобы захватить землю под 135-метровый соборище и супермаркет при нем, которые закроют доступ солнечных лучей к окружающим домам». И никто не объясняет, как на пятачке в 6 соток пристроить к уже существующей часовне храм, в полтора раза превышающий Лаврскую колокольню.
Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, попытался, было, дать пришедший на «общественные слушания» архитектор злополучной часовни Юрий Бородкин. Но слова ему не только не дали, но и по всем правилам майданной свободы суждений пригрозили судьбой нынешнего министра МЧС, в свое время также попытавшегося пообщаться с «движущей силой бескровной и элегантной революции». Поэтому, дабы не искушать судьбу, мы отвели незадачливого оратора в сторону и задали ему тот единственный вопрос, который действительно выглядел бы резонным в устах митингующих.
– Юрий Николаевич, конечно, забавно смотрелось, как в защиту деревьев подписывался замдиректора деревообрабатывающего комбината №7 (оказавшийся жильцом близлежащего дома), но ведь действительно этот пятачок зелени радует глаз.
– Вы правы. Но все 10 деревьев, которые там растут, расположены исключительно по периметру сквера. Поэтому строительство их никоим образом не затронет.
– Почему по периметру, понятно. Ведь до недавнего перенесения сюда памятника в центре сквера размещалась круглосуточная разливайка. Удивительно, но ночные драки, ругань и прелести более физиологического характера окрестных жителей менее волновали. По крайней мере, палаток и пикетов я не помню. Публика-то не смиренная – можно было и в физиономию получить.
– Я предлагаю совершить экскурс в более далекие времена – в начало прошлого века, когда был запущен первый в России электрический трамвай. Его маршрут здесь поворачивал со Столыпинской (ныне Гончара) на Гоголевскую. Но повернуть под прямым углом этот вид транспорта на таком «пятачке» не может. Поэтому на месте предполагаемого завершения застройки перекрестка была сделана техническая петля для плавного поворота трамвая. Она то и образовала тот недостроенный угол, который теперь называют сквером. Естественно, ни о какой «рекреационной» нагрузке речь не шла, ведь зодчие прекрасно понимали, что на такой оживленной транспортной развязке никому и в голову не придет отдыхать. Вот так технический прогресс не дал завершить ансамбль застройки Фундуклеевской, Столыпинской и Гоголевской.
После войны, когда трамвайные пути снесли, на этом месте поставили пивную бочку. Так появился «островок зелени». Но ансамбль зданий, выходящих на этот перекресток, так и остался незавершенным. Завершить зрительную композицию позволяет архитектурный прием, когда сооружением некого объекта на пересечении «фиксируется точка». Таким образом замыкается перспектива. И вместо того чтобы с самой характерной точки – со стороны площади Победы – наблюдать «недострой» из фасадов, обезображенных примыкающими торцами домов уже «социалистического строительства», мы видим достаточно корректный силуэт, завершающийся золотым куполком и крестом. То есть наше внимание переключается со второго на первый план. Это классический для градостроительства оптический прием.

Новые песни о старом
Тут мы вспомнили еще об одном аргументе защитников сквера – «растоптанной» памяти Зои Космодемьянской. Интересно, что памятник Зое сменил приснопамятный «генделык» лишь тогда, когда красную партизанку посчитали недостойным собственного соседства обитатели знаменитого «письменницького будинку». Теперь же, дабы подчеркнуть недопустимость дальнейшего перенесения, у постамента стоит венок с жовто-блакитными ленточками.
– То, что церковь негоже строить рядом с памятником Космодемьянской, это нелепость, – пояснил нам известный миссионер о. Андрей Ткачев. – Люди попросту не ведают о происхождении фамилии героини. Дед Зои был священником в приходе святых Космы и Дамиана. Так что памятник и церковь обретут логичное соседство.
Впрочем, Юрий Бородкин указал нам на куда более прозаичные причины противостояния. И расположены они в пределах одного со сквером квартала.
Чуть выше, по Б.Хмельницкого, 72, тот же «Форум порятунку Києва» держит мужественную оборону у вагончика с надписью «Перша у м. Києві міжконфесійна капличка Святого Миколая». А расположенный рядом брандмауэр (рекламное полотно на торце дома), стоимостью от 1500 долларов (с установкой) и ежемесячными 3000 долларами за размещение (недешево, как для бесприбыльной общественной организации), сообщает, что на этом, действительно зеленом, достаточно удаленном от дороги и обустроенном для отдыха месте будет сооружена «наша Церква Св. Миколи зі стелою пам’яті репресованим письменникам». Данное произведение увенчано непременным «Олігархи не пройдуть!».
Оставим в стороне причастность живших в соседнем доме писателей, до своей насильственной кончины успешно воспевавших репрессии в отношении самой Церкви. Но причем тут олигархи?

Давид и ДУСя
Глаза нам открыл директор строительно-инвестиционной компании «Евробуд-2003» Николай Терентьев. Оказывается, Госуправление делами Президента (более известное в украинской народной аббревиатуре как «ДУСя»), запланировавшее тут строительство жилого дома, выиграло вот уже несколько судов у приснопамятного Форума спасения. В этот раз Форум спасения представлял «жильцов прилегающих к площадке домов, желающих видеть здесь каплычку». Но что же это за загадочные жильцы? Вся округа знает, что чуть ли не весь дом № 72 занимает семья бывшего главы МЧС Жвании. Давид Важаевич не раз встречался лично как с представителями «Евробуда», так и с архитекторами будущего дома и в довольно прозрачной форме выражал свое беспокойство по поводу намечаемого строительства.
Вот вам и «Олигархи не пройдут!» Не правда ли, до боли знакомо, особенно, если вспомнить, кто был реальным казначеем штаба апельсиновой революции и кто завозил эти самые апельсины еще на первые акции «Поры» на Контрактовой площади.
Но идея с «каплычкой» всплыла лишь 9 октября, кода Форумом спасения были проиграны все суды. В тот же день под строительство каплычки даже пытались вырыть котлован и «освятить» крест. Но вызванная милиция задержала и экскаваторщика, и «священника». Первый пояснил, что он в центре европейской столицы просто глины хотел накопать, а второй поведал, что, проезжая мимо, увидел крест и решил ему помолиться. Интересно, что данный субъект представился подчиненным главы Киевского патриархата Филарета, но сам глава дал письменное от него отречение. Тогда-то «каплычка» и стала «межконфессиональной». В качестве справки: межконфессиональное сооружение допустимо лишь на кораблях и поездах дальнего следования, а также в аэропортах. А каков его смысл в трехмиллионном городе?
По странному совпадению, подобную «екуменічну церкву» учудил в Мукачевском замке «Паланок» еще один экс-министр МЧС – Виктор Балога. Так что, местные защитники исторического и архитектурного наследия, будьте начеку.
Понятно, что подобным экзотическим образованиям совсем не выгодно иметь под боком конкурента в лице традиционных конфессий. Странно лишь, что их интересы поддерживает и соцпартия в лице главы ее фракции в горсовете и члена политсовета Михаила Степанова, который выступил за отмену решения Киевсовета «О строительстве православного храма в честь святого князя Владимира на пересечении улиц О. Гончара и Б. Хмельницкого».
Представляется, нам всем следует осознать, что именно церкви, храмы и колокольни сформировали узнаваемый веками силуэт Киева. А что мы оставим после себя?
P.S. Юрий Бородкин признался нам, что его мастерская выполнила проект часовни совершенно бесплатно: «Для души. И для города». Потому-то Киевсовет и ухватился сразу же за это предложение, первоначально отведя землю именно в упомянутом нами большом парке напротив МЧС. Но архитекторы по своей инициативе настояли на перенесении строительства в более пустынное место…
Газета «2000»