Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

27.03.2007. МОСКВА. Журнал «Фома» опубликовал социологический портрет современного неверующего в России

Еще лет тридцать назад предполагалось, что атеистов у нас, в Советском Союзе, подавляющее большинство и что человек, вооруженный марксистско-ленинской теорией, с легкостью освобождается от религиозных предрассудков, которые присущи лишь людям невежественным. В этой связи вспоминается, как академик И. П. Павлов, проходя мимо храма, снял шляпу и перекрестился, на что какой-то матрос укоризненно сказал: «Эх, темнота!». И хотя ученый к тому времени имел за плечами солидный образовательный багаж, а сколько классов окончил классово подкованный атеист – история умалчивает, тем не менее, очевидно, что религиозная позиция человека формируется не только просвещением. Все гораздо сложнее.
По разным оценкам, к февралю 1917 года около трети населения России отпало от Церкви, но процесс этот начался еще в середине XIX века. Характерный эпизод есть в «Детстве» Льва Толстого – он жил в одной комнате со старшим братом и как-то, прибежав поздно вечером домой, встал по привычке на молитву. Брат, лежа на своей кровати и попыхивая папироской, холодно сказал: «Ты все еще делаешь это?» – и юный Толстой почувствовал стыд за свою отсталость.
К концу двадцатого века, сразу после падения советской власти, неверующими себя называли около 40% взрослого населения России (среди них те, кто не верили в Бога, и те, кто допускали наличие некоего «высшего начала», но не принадлежали ни к одной церкви или религиозной традиции), и еще 16% затруднились с ответом на вопрос о своем отношении к вере.
В исследовании «Стратификация российского общества» вопрос об отношении к религии был задан более дифференцированно, в результате сознательных атеистов оказалось 15% плюс еще 15% тех, кто верит в Бога, но не относит себя к какому-либо религиозному учению (т. е. нецерковные люди). Для корректности эти респонденты были объединены в одну группу – в целях сравнения динамики показателей начиная с 1991 года. Однако можно сказать, что в составе населения количество неверующих (т. е. людей, отрицающих бытие Божие) за последние пятнадцать лет снизилось вдвое – с примерно 30% в 1991 году до 15% в начале 2006 года.
Иными словами, если в 1917 году неверующих было 30% населения, то за весь XX век их фактически столько же и сохранилось, зато за последние пятнадцать лет этот показатель сократился в два раза.
Но что это за люди? Для лучшего понимания сегодняшних особенностей этой социальной группы можно ознакомиться с результатами исследования «Стратификация российского общества». И увидеть, что в социально-демографическом отношении неверующие немногим отличаются от общества в целом. Различие лишь в том, что среди атеистов заметно больше мужчин – их 66%, а в составе населения страны мужчин – 46%. Показатели возраста и уровня образования у неверующих мало отличаются от средних показателей по стране.
Уровень социального оптимизма у атеистов несколько ниже, чем средние значения, но не настолько, чтобы обвинять их в пораженчестве. Отношение к рыночной экономике и крупным предпринимателям тоже вполне лояльное – на уровне отношения общества в целом.
Больше того, подавляющее большинство неверующих, как и вся страна, считают, что сегодня в России поворот назад невозможен, и что главное сейчас – сильная государственная власть. Они, правда, меньше остальных ценят такие качества как «доброта и милосердие», зато «трудолюбие», «порядочность» и «честность» для атеистов столь же важны, как и для всех прочих.
Иными словами, люди, которые говорят, что не верят в Бога, по основным социальным параметрам практически не отличаются от прочих граждан России, а мысли их вписываются в один из типов мировоззрения, наиболее распространенных сегодня в обществе.
Не следует искать у них рожек на темени (как, впрочем, и способности светиться в темноте – у религиозных граждан). Очевидно, что современная общественная тенденция заключается в уменьшении числа неверующих и увеличении числа людей, которые говорят о своей вере в Бога. Но качественные параметры этого процесса – предмет более глубокого специального исследования, актуальность которого определяется самим уникальным временем, эпохой.
Валерий ФАДЕЕВ, главный редактор журнала «Эксперт»