Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

14.03.2007. КИЕВ. «Профиль»: «Почему в Черновицкой области не популярен раскол?»

Во времена Римской империи украинская Буковина относилась к Дакии, нынешней Румынии. И за христианский период истории щедро одаривала своими природными богатствами тиверцев и хорват, других представителей восточно-славянских племен, в 10-12 вв. входила в состав Киевской Руси. Видимо, тогда уже были посеяны семена православной веры, трансформированные и в быт, и в культуру этого многонационального западно-украинского края. Последующая историческая летопись включила в себя и Галицко-Волынское и Молдавское княжества (также православные), затем с 16 по 18 вв. – турецкое иго, а до 1918 г. – владычество Австро-Венгерское. Революционное движение бросило Северную Буковину (Черновицкую область) под монархические румынские знамена, и лишь в 1940 железная рука Сталина демаркировала границу, и Буковина в составе других западно-украинских областей вошла в Украинскую ССР. Но в отличие от Львовской, Тернопольской, Ровенской, Ивано-Франковской и отчасти Хмельницкой, где превалировало религиозное Ватиканское влияние (благодаря Берестейской унии 1594г. с папским престолом и польской католической экспансии), Буковине, несмотря на все перипетии истории, удалось сохранить свою православную самобытность.
Возможно, лишь этим и объясняется тот факт, что приход украинской незалежності не вызвал в этом регионе столь бурных политических и религиозных потрясений. Более того, несмотря на малочисленность населения Буковины, край достаточно быстро развивается экономически, а его столица Черновцы лидирует на Западной Украине по количеству новостроек. Но более всего удивительно то, что украиноязычное население, а также румынское, молдавское, немецкое и даже цыганское, хотя и заразилось отчасти революционным помаранчевым духом, но православной вере не изменило, оставаясь в каноническом подчинении Киевской митрополии УПЦ и Московскому патриархату.
Наш собеседник митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский) является постоянным членом Священного Синода УПЦ и возглавляет Каноническую комиссию при этом же синоде. Поэтому «Профиль» обратился к нему с просьбой прокомментировать столь сложные церковно-государственные отношения в Украине, и в частности, настойчивые рекомендации Президента Виктора Ющенко о создании в Украине независимой автокефальной поместной Православной церкви с обязательным соединением УПЦ (митрополита Владимира) с УПЦ-КП Филарета.
Из общения с духовенством, монашествующими, мирянами, государственными чиновниками Буковины, напрашивался вывод о том, что удержанию религиозного единства этого края во многом способствует авторитет самого митрополита Онуфрия, которого один из профессоров Черновицкого университета назвал феноменальным человеком.

Зачем независимому государству независимая Церковь?
Митрополит Онуфрий: — На протяжении всего бытия Церкви сильные мира сего стремятся ее подчинить себе. Это по сути воровство: власть хочет отнять Церковь у Христа. Иными словами, с духовной точки зрения эти стремления можно объяснить как осознанное или неосознанное желание сместить Христа с престола главы Церкви и самим возглавить ее. Но если представить, что это произошло бы, то эта «церковь» жила не дольше того срока, какой Господь определил для пребывания этих политиков у власти.
Мы знаем из двухтысячелетней истории Церкви Христовой, сколько было политических течений, какие они были сильные, – на первый взгляд, непобедимые. Вспомните Римскую, Византийскую, а затем и Российскую империю. Вот они были самодержавными и православными, но находились силы и деятели, которые стремились поставить Церковь на колени. Временами наблюдалась относительная гармония между государством и Церковью, но Церковь и тогда страдала от вмешательств в церковные дела власть предержащих. Мне кажется, историю Церкви нужно вводить в обязательный общеобразовательный курс для детей и особенно юношества, потому как через историю Церкви наиболее полно и объективно отображается истинное положение дел в истории народов. Она как бы выхватывает из времени лучом истины деятельность тех или иных политиков, императоров, королей, реформаторов, революционных лидеров. В свете истории Церкви Христовой отображена жизнь всего человечества. И читая ее, познавая ее, начинаешь постигать законы войны и мира, процветания и упадка, мировых катаклизмов, которые растягивались иногда на долгие столетия. Возьмите хотя бы монголо-татарское иго, Османскую империю или кратковременное, но жуткое шествование нацизма по земле в прошлом веке.
Наконец, советская империя, атеистическая, которая своей идеологией пыталась заменить Церковь, и ей удавалось в какой-то мере это осуществлять почти столетие, владея умами многих поколений, в том числе и выдающихся людей. Но кончился культ отца народов Сталина, и он был предан осуждению, осмеянию и забвению, закатилась эпоха Ленина и Маркса, и теперь лишь всплывают из истории трагические ошибки и злодеяния, за которое расплачивается уже новое поколение, не знавшее ни того времени, ни его идеологии. Те деятели хотели свой мир построить, разрушив до основания старый. Но ничего у них не получилось, кроме личного бесславия и позора. Все это рушилось, распадалось, уничтожалось.
А Церковь, как видим, есть, была и будет. Потому что из Евангельского благовестия мы знаем слова Христа: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Потому что Церковь – это вечное установление, и глава ее — вечный Бог, Который неизменен и бессмертен. Конечно, сатана по-прежнему пытается подменить ценности, так же как пытался соблазнить Христа в пустыне с, предлагая камни сделать хлебами. Но Господь отверг это предложение, сказав, что не хлебом единым жив человек. Вот и правители мира сего каждый раз пытаются строить земной рай, как бы без Бога или забывая о Нем. Да так было и в дохристианскую эпоху. Египет блистал цивилизацией, культурой и красотой, расцвела Эллада, вознеслась до небес Римская империя. Но что удивительно, так называемый прогресс был налицо, но параллельно прогрессировало и нравственное разложение. Поэтому пророк и удивительный поэт Давид горестно восклицал в псалме: «К чему суетятся народы!»
Мы, люди, в каком бы сане ни пребывали, не решаем судьбы Церкви. Мы, священнослужители, не боремся с теми, кто вредит Церкви, но помогаем тем людям, которые находятся в ее лоне, обрести правильный путь. И каждый сам определяет для себя лично: быть ли с Церковью или вне ее. Меня как руководителя синодальной канонической комиссии УПЦ часто спрашивают журналисты, что такое каноны, зачем их придерживаться, почему в «вашей ортодоксии такая замороженность», мол, Бог везде, при чем тут каноны и прочее. Я поясняю обычно, что если бы Церковь лишилась канонов, она бы прекратила свое существование. Каноны Православной Церкви основаны на Евангелии, в них входят и апостольские правила, и постановления Вселенских соборов, учение и правила святых отцов. Каноны, говоря светским и несколько упрощенным языком , это конституция, которая определяет бытие Церкви, показывает, в каких рамках закона должны мы находиться, чтобы быть членами Церкви. Потому что Церковь – это корабль спасения. Не случайно, особенно в нашем крае, где превалируют греко-румынские сюжеты росписи, можно встретить изображение Церкви в виде плывущего корабля.
Что до пожеланий нынешнего Президента о создании поместной Церкви в Украине путем объединения с расколом Филарета, повторю за Блаженнейшим Митрополитом Владимиром: это невозможно и неосуществимо в силу церковно-догматических причин.
(После паузы, с улыбкой): — Вы знаете, даже при всей нашей немощи, нам легче понять структуру, скажем, администрации Президента, чем Президенту понять структуру Церкви. Наверное, потому, что мы, священнослужители, живем по законам государства, получаем образование, исполняем свои гражданские обязанности, участвуем в выборах, принимаем участие в государственных мероприятиях, вникаем в суть государственных процессов. Но, увы, наши политические лидеры в силу различных причин пытаются решать религиозные и церковно-государственные проблемы по упрощенной мирской схеме: вот я, дескать, думаю так, потому что это я так думаю. Но так не бывает. Нужно знать, как мыслит, действует, на чем зиждется Церковь во всей своей полноте. Нужно исходить из ее природы, которая охватывает видимый, человеческий мир, и невидимый мир – мир ангельский.
Сергей ГЕРУК, специально для «Профиля», Черновцы-Киев
Справка: Черновицкая епархия УПЦ в соотношении с УПЦ-КП, греко-католиками и представителями иных конфессий пребывает в соотношении 70:30%, имеет около 400 приходов, 11 монастырей, большинство из которых созданы при митрополите Онуфрии.