Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

12.03.2007. ТУЛЬЧИН. Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан выступил с заявлением по поводу дискуссии о каноническом статусе УПЦ

В заявлении управляющего Тульчинской епархией, направленном в церковные и светские средства массовой информации, говорится»: «И убоялись страха там, где нет страха!» Эти слова святого пророка Давида можно было бы смело вынести в заголовок настоящей статьи и адресовать тем православным братьям и сёстрам, которые, заботясь о сохранении единства Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом, были очень напуганы фразой из текста Обращения (письма) Священного Синода УПЦ к Президенту, Председателю Верховной Рады и Премьер-министру Украины (26 ноября 2006 года): «Мы также стремимся, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной сестрой в семье Православных Церквей».
В некоторых газетах появились обличительные статьи, обвиняющие епископат Украины, и даже Блаженнейшего Митрополита Владимира, «в измене» православному единству, в честолюбивом желании «получить патриарший белый клобук». В одной из публикаций прозвучали даже планы «отстоять Православие», путём изгнания украинских епископов сторонников автокефалии УПЦ с их кафедр.
Дорогие мои братья и сестры! Меньше всего меня, архиепископа Ионафана, можно причислить к сторонникам автокефалии УПЦ.
Вы помните, что за свою приверженность единству с РПЦ я много пострадал от бывшего митрополита киевского Филарета. Он лишил меня сана, выгнал на улицу. Оклеветанный, два года я скитался без крыши над головой и без куска хлеба, с диабетом и другими сопутствующими ему болезнями. Но Бог не оставил меня. Теперь — я епископ по милости Божией, а Филарет «анафема пред всем народом» за жестокость к собратьям и духовенству, за насаждение церковного раскола в Украине и по всему миру.
Своей православной позиции в вопросе единства православных Украины с Матерью-Церковью — с РПЦ, я никогда не скрывал и не скрываю сейчас. Я убежден, что перед лицом явной экспансии инославных «церквей» и сект в Украине, только в тесном единстве всех верующих РПЦ (в том числе и православных Украины), непобедимая сила Православия. И никто меня за это в УПЦ не преследует, не ссылает на другие кафедры и не пытается выдавить из Украины, как это писалось в некоторых листовках на Украине, в России и в интернетных публикациях. Да, разве, является нетерпимый стиль управления характерным для нашего Предстоятеля УПЦ благостного старца и святителя? — Никак!
Среди епископата УПЦ есть немало моих собратьев, которые близки к моим взглядам на сохранение всестороннего единства с РПЦ. И никто их сейчас в УПЦ за это не наказал, не наказывает и не изгоняет, как это делал в своё время «анафема» Филарет в отношении украинских владык: Агафангела, Онуфрия, Сергия, Феодора и других архиереев УПЦ, «дерзнувших» высказать, несогласное с ним, мнение по вопросу об автокефалии УПЦ. Слава Богу, наша Украинская Православная Церковь соборная и свободная. В ней уже более 15 лет (после низложения Филарета) можно открыто ставить самые острые вопросы и не бояться за них поплатиться своим саном или авторитетом. Но, согласитесь, всё должно быть у нас по правилам благочестия и «по чину» — по порядку — как учит святой апостол Павел.
Дорогие мои братья и сестры! Не о том сейчас должен быть среди нас спор: «Как административно должна управляться Украинская Православная Церковь, а о том: «Как нам всем спастись, сохраняя единство в союзе мира, охраняя благодатное Православие в Украине? А также: «Ч т о конкретно сделать для ограждения УПЦ от нападений изнутри и из вне «волков лютых», стремящихся расхитить стадо единой Церкви Христовой?».
Эта насущная забота о благодатной и спокойной жизни для УПЦ в нашей стране и была основной идеей Обращения (письма) Священного Синода в ноябре 2006 года к властям Украины и всей работы Архиерейского Собора УПЦ в январе 2007 года. А вовсе не провозглашение в «штурмовом» режиме какой то ещё одной незаконной «автокефалии» или создание «поместной церкви» в угоду нынешнему политическому курсу.
Вспомните, как учат святые Отцы? — «Там, где есть (канонический) епископ там и (истинная) Церковь».
УПЦ, самоуправляющаяся часть (местная Церковь) тысячелетней древней Русской Православной Церкви, содержащая святоотеческую православную веру, имеющая законный епископат и спасительные Таинства, — единственная каноническая истинная Церковь в Украине. УПЦ, благодатная ветвь единого Церковного Древа древней Руси, ведущего своё начало от времён великокняжеского Киева, Чернигова, Великого Новгорода, Пинска, Турова, Курска, Твери, Ярославля и Владимира на Клязьме.
Филарета же и других раскольников на Украине не признаёт за духовных лиц ни одна законная Поместная Церковь. Их не допускают к совместной молитве в алтарях канонических Православных Церквей всего мира. Их «церкви» — ворох высохшего хвороста, лишенный соков жизни благодати Христовой Церкви.
Поэтому архиереи УПЦ настаивают на том, что соединения с отлучённым от Церкви — анафематствованным Филаретом — не может быть никакого и что путь всем раскольникам в единую святую соборную и апостольскую Церковь возможен только через покаяние и возвращение в благодатное лоно канонической УПЦ.
Дорогие братья и сёстры! В письме Священного Синода УПЦ на имя руководителей Украины и в решениях последнего Архиерейского Собора УПЦ в январе 2007 года, участником которого Господь привёл быть и мне, нет никакой отмены прежних соборных или синодальных решений о преждевременности в настоящее время автокефалии для УПЦ В Украине не все согласны с отделением от РПЦ и архиереи понимают, что это может привести к новому расколу в УПЦ.
Согласитесь, сначала должны утихнуть везде политические страсти и обиды. Должно быть повсеместно прекращено гонение на православных священников и верующих на Украине и устранено давление на УПЦ со стороны властей в церковных вопросах. И только тогда, при общем спокойствии мы все ясно увидим: быть ли нам в будущем вместе или отдельно от наших православных братьев и сестёр РПЦ, да и то лишь в административном смысле. Потому что молиться вместе нам никто и ничто не вправе и в состоянии запретить никогда.
Что же до спорной фразы в письме Священного Синода УПЦ: «Мы (т.е. епископат УПЦ) также стремимся, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной сестрой в семье Православных Церквей», то её появление в этом документе обусловлено исключительно порядком голосования в Синоде УПЦ и на Архиерейском Соборе УПЦ.
Вы сами знаете, что в каждом большом духовном или светском собрании (Архиерейский Собор, Верховная Рада и т.д.) всегда есть разные взгляды, но в документах отражается мнение большинства. Что «большинство» может иметь перевес только в один голос и что председательствующий, даже если он имеет отличное от «большинства» мнение, просто обязан подписать и заверить печатью, принятый минимальным перевесом голосов обсуждаемый документ.
Скорее всего, так и было проголосовано п и с ь м о Священного Синода УПЦ руководству страны о положении УПЦ в Украине и о возможных путях преодоления раскола в украинском Православии. Мнение нескольких архиереев УПЦ, хотя и авторитетное, но не отменяет ранее принятые суждения Священного Синода УПЦ и решений Архиерейского Собора УПЦ в отношении преимуществ действующего автономного статуса УПЦ. Уверен, что никогда нынешний епископат УПЦ или её Предстоятель не позволят себе разорвать благодатное общение с Русской Православной Церковью.
Вместе тем, желание части епископата УПЦ иметь в семье Поместных Православных Церквей свой собственный «украинский» голос не новость последнего дня. Об этом открыто и много лет, например, пишет и говорит уважаемый мной владыка архиепископ Софроний — правящий архипастырь Черкасской епархии УПЦ. И это — законное право и его, и каждого архипастыря, пастыря и мирянина УПЦ.
Однако любое частное мнение епископа, священника или отдельного верующего не может быть поводом к угрозам или оскорблениям в их адрес и должно приниматься во внимание и с рассуждением. Ведь все мы свободные во Христе. И среди нас, по слову апостола Павла, могут быть и разногласия, дабы выявились искуснейшие, т.е. правые.
Вспомните, дорогие братья и сестры, споры о миссии Церкви были даже среди святых апостолов. Но Дух Божий постепенно устранял их разногласия для пользы Церкви Божией, иногда разводя спорящих о второстепенном во все пределы Римской Империи. Сами апостолы указали нам путь к согласию — путь соборного обсуждения всех спорных вопросов в духе благодатного мира и взаимной любви во Христе. Так не будем же считать своими врагами тех, кто только думает иначе в вопросе об автокефалии УПЦ.
Возможно, дабы избегать в будущем каких-либо недоразумений, для соборного и всестороннего обсуждения важных церковных и общественных вопросов было бы полезно организовать под эгидой Украинской Православной Церкви постоянно действующий «Всеукраинский Общественный Форум» (ВОФ) или всеукраинский «Православный Общественный Форум» (ПОФ) своего рода общественно-церковную трибуну для всех здравых сил в Украине.
При этом наше церковное единство в истинной вере и общение в единой Чаше Христовой, наше всеправославное свидетельство перед вызовами современного, часто безбожного мира, должны быть для каждого неприкосновенны и нерушимы.
Так, не убоимся же страха там, где его нет, и пусть всегда и во всём будет между нами мир Божий!»