Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

06.02.2007. МОСКВА. Журнал «Фома»: «Мы отстаем на двадцать лет или родовые муки православного кинематографа»

Мало кто может точно определить, что же такое православный кинематограф и какова его роль в нашей жизни. Воцерковившийся профессиональный режиссер и уверовавший любитель, взявший в руки камеру, естественно, снимают кино на совершенно разном уровне. Но бывает, что у опытного кинематографиста выходит фильм напыщенным и «неживым», а откровенно любительская лента вдруг поразит острым переживанием веры… Какой же путь предпочесть, открывая зрителю мир Православия? Наш собеседник – директор православного кинофестиваля «Покров» Александр АКУЛОВ.
– Александр Всеволодович, словосочетание «православный кинематограф» уже давно не режет слух, но никто толком не может сказать, что это такое. Это фильмы, снятые православными людьми? Или ленты, рассказывающие о жизни Церкви? Что такое православное кино для Вас?
– Я считаю, что православным можно назвать кино, в основе которого лежат такие вечные истины, как любовь и вера. Это доброе кино, светлое, каким, по сути, и является Православие. И совсем не обязательно, чтобы в каждом кадре были купола или свечи. Если фильм будет снят, например, о труженике, и герой ни разу не перекрестится и не причастится в кадре, то это еще не значит, что кино не православное. Главное, что фильм несет в себе, какие ценности утверждает.
Лично мне кажется, что людей интересуют судьбы. В нашем православном кинематографе почти нет драматургии, нет конфликтности, нет того, что могло бы заинтересовать зрителя, воздействовать на чувства. Люди не ждут окончания фильма с мыслью: «а что же будет с героем?», им все ясно с самого начала. Если в начале ленты показывают монаха, значит, рассказ пойдет о том, как он избрал монашеский путь. Такие фильмы нужны, но у них должна быть и альтернатива. Нам катастрофически не хватает лент о человеческих, мирских судьбах. Все люди ощущают, что у них есть душа, все чувствуют, что есть что-то Высшее, все Его ищут… Ищут по-своему, бросаясь от оккультизма к буддизму, бегут как по минному полю. Об этом и нужно снимать.
Зритель смотрит фильм, только если ему интересно. А это бывает в одном случае – если на экране отражается его собственная жизнь, его сомнения. Современному человеку нужно показывать решение современных проблем. Людей не интересуют отвлеченные материи, далекие от их собственной жизни. Мы все очень прагматичны и на подсознательном уровне избираем то, что нам пригодится. Это – закон, и его с успехом используют светские режиссеры. А режиссеры верующие избегают показывать метание души, они скорее покажут благообразного старца. Что это? Заявление, что мы не такие, как все? Но ведь это неправда, мы такие же точно, даже хуже – потому что, зная, где Истина, закрываемся от нее в повседневности.

– Из Ваших слов можно сделать парадоксальный вывод: православное кино – это кино для нецерковных людей…
– Да, я считаю, что по большому счету такое кино – для людей светских. А кто еще, кроме самих верующих, может просто и понятно рассказать человеку, далекому от Церкви, о глубине и радости Православия? Разными способами можно идти к Богу. Я, например, знаю случай, когда один бизнесмен никак не мог привести в храм свою жену. Так он придумал такой выход: за каждое посещение службы давал ей 500 долларов. И она ходила в храм, как на работу. Целый месяц. А потом что-то открылось в ее душе, и она стала ходить в храм по собственному желанию. Сейчас они очень помогают своему приходу. Сюжет, как из фильма, а ведь это – реальность.
Я думаю, православный человек не должен неряшливо одеваться, плохо выглядеть. Показное юродство – не для нашего времени, оно не поможет в деле миссионерства, а оно, как мне кажется, основная задача любого православного. Когда я сам пришел в храм, то понял такую вещь: необходимо участвовать в жизни Церкви, а раз я журналист, то я, естественно, должен заниматься миссионерством. Пришел к архимандриту Ионе в Свято-Троицкий Ионинский монастырь, выложил свои идеи, он меня благословил, и я пустился в плавание… Искал спонсоров, боролся за программы. Далеко не все было гладко, иногда приходило уныние, я не знал, нужно ли людям то, что я делаю. Было время, когда мне в монастыре даже давали деньги, чтобы я мог как-то жить. А потом появился первый спонсор, мы сделали радиопередачу, потом телепрограмму, теперь вот фестиваль. Мне кажется, что многое у нас складывается благодаря тому, что наш центр находится в монастыре, что есть молитва братии, благословение… Я советую всем, кто хочет чем-то подобным заниматься, найти себе духовного руководителя. Потому что без искушений не обойдется. Будут предложения снимать не православный фильм за десять тысяч, а за сто какую-нибудь эротику. Но когда твой якорь в Церкви, это не страшно. Важно, чтобы в какой-то момент тебе не дали свернуть с выбранного пути. А дальше Господь поможет.

– Вам не кажется, что сейчас кино гораздо более востребовано, чем литература?
– Да, сейчас кино быстрыми темпами замещает собой литературу. Сейчас по статистике, читающих людей около 20%, а остальные предпочитают телевизор.
А в церковной среде почему-то до сих пор продолжают в огромном количестве выпускать книги, а о фильмах речь не идет. У нас есть некоторая несостыковка с современностью, мы отстаем лет на двадцать. Но если мы все-таки хотим быть миссионерами, то в первую очередь должны реагировать на изменения, происходящие в мире, чтобы успеть вложить искру веры в фундамент любого начинания. Мне кажется, что архаичное понимание Православия складывается у современного общества как раз из-за нашего постоянного «запаздывания». Сейчас больше смотрят, сейчас есть спрос на кино, значит, мы и должны его делать! А мы печатаем литературу, пусть и хорошую, но которая пылится на полках в церковных лавках.
Нужно объединять усилия всех православных стран и делать рейтинговое кино. Почему бы, например, не снять блокбастер «Александр Невский», почему не показать Ледовое побоище со всякими спецэффектами? Есть же фильм «Александр Македонский» – это тоже историческая личность, но в этом фильме нет глубокой идеи, так как Македонский – завоеватель. А Александр Невский защищал свой народ, свою веру. Понятно, что такой фильм требует денег, но это стоит того, ведь его будут смотреть по всему миру!
Есть отличный сценарий Владимира Щербинина «Владимир Мономах», я считаю, что это образец для всех сценаристов. Мы планируем снять этот фильм совместно российско-украинскими усилиями.
В общем-то, фестиваль «Покров», директором которого я являюсь, и был создан для того, чтобы популяризировать православные фильмы, чтобы их смотрели, о них знали.

– А какие еще идеи лежат в основе кинофестиваля «Покров»? Как все начиналось, как он появился? Был ли первый блин комом?
– Да все и сейчас комом. Четвертый блин такой же, как и первый. Оплошностей хватает. А первый фестиваль появился в результате неудачи. В 2003 году я подал заявку на участие в одном фестивале и получил отказ. И мне пришла в голову мысль, что нужно самим организовать что-то подобное, ведь в Украине на тот момент не было аналога. Архимандрит Иона мою идею сразу поддержал и благословил. Все произошло просто молниеносно — в течение двух месяцев шла подготовка, нашлись спонсоры, и мы стартовали с первым фестивалем.
Конечно, цель фестиваля – не просто собраться на три-четыре дня, чтобы показать и посмотреть кино, хотя и это полезно. Но все же главное – миссионерское дело. Возможно, это громко звучит, но мы хотим, чтобы наши фильмы видели миллионы! Есть идея сделать фестиваль «Покров» выездным, это расширило бы круг потенциальных зрителей. Сейчас об этом ведутся переговоры со странами ближнего и дальнего зарубежья, такими, как Греция, Польша, Болгария, Германия. Нас хотят там видеть, но пока все упирается в финансовый фактор.
Также одна из основных задач фестиваля – продюсирование православных фильмов и каналов, их продвижение.
За прошедшие четыре года мы создали Фонд поддержки христианского кино «Покров», который, надеюсь, будет финансировать создание православных фильмов. В этом году увидел свет первый номер киноальманаха «Покров», который будет выходить четыре реза в год. Он посвящен кинематографу. Надеюсь, он поможет православным режиссерам и операторам исправить некоторые свои ошибки и увидеть, понять, каким же на самом деле должно быть православное кино, каковы его задачи и приоритетные направления.

– А какие, по Вашему мнению, самые частые ошибки режиссеров?
– Как ни странно, большой проблемой для режиссеров является такая простая вещь, как форматность. Почему-то наши режиссеры не знают и не понимают, что на телевидение принимают совершенно определенный формат фильма – 13, 26, 39 минут… А если ты придешь на канал с хорошим кино, которое будет длиться 44 минуты, то его и смотреть не станут. Нам нужно учиться снимать коротко и о главном.
Конечно, нужны и такие общеизвестные вещи, без которых не обходится ни одно кино: интересная идея фильма, хороший монтаж, дизайнерская обработка кадра, профессиональное сведение звука. Нельзя, чтобы титры шли славянской вязью (как это часто бывает) или чтобы обязательно было духовное пение, как фон. Важно помнить о миссионерской задаче православного кино. Иногда, посмотрев фильм, понимаешь, что режиссеру нравится эпоха столетней давности – и он пытается создать из своего фильма некую «машину времени», забывая, что зритель-то живет в настоящем!
К сожалению почти не снимаются игровые фильмы. Но «Остров» Павла Лунгина, который был представлен на нашем фестивале, доказал, что возможно снимать хорошие, глубокие игровые фильмы и они будут востребованы – удивительно, сколько людей было в зале, невозможно было пройти к сцене – люди сидели и стояли в проходах! И все равно для Украины было куплено всего десять копий для проката этого фильма, а показывать его согласился только один кинотеатр, да и то на утреннем сеансе. Нам говорят, что это артхаус, что людям это не интересно, что кино не прибыльное… Если даже «Остров» с Сухоруковым, Мамоновым и Дюжевым не востребован, то очень сложно говорить о других православных фильмах и о показе их на телеканалах.

– Чтобы кино было рейтинговое и чтобы его покупали телеканалы, необходимо, чтобы оно было качественным. Как Вы оцениваете качество современных православных фильмов?
– Качество, к сожалению, оно часто не высоко. Встречается существенный брак в съемке, звуке, или же кино просто абсолютно не интересное: около часа перед камерой сидит священник и поучает неразумных. Ну, и кто это будет смотреть? И здесь проблема не только в отсутствии средств – у нас элементарно не хватает профессионализма. Нужно воспитывать новые кадры, поддерживать молодых режиссеров и операторов, у которых есть оригинальные, может быть, смелые решения. Нужен новый подход к съемке православного кино. Почему в этом году мы объявили конкурс сценариев? Да потому что когда у нас была возможность и средства, чтобы снять фильм, ни одного хорошего сценария не нашлось. Ни одного стоящего, интересного сценария!

– А какие фильмы Вы смотрите «для души»?
– В основном советские. Они добрые, где-то наивные… Мне нравится вечером посмотреть старые фильмы – отдохнуть, отвлечься. А наше современное кино, честно говоря, мне смотреть тяжело, потому что сделано оно зачастую не качественно, часто режет глаза бездарная операторская работа. Конечно, радует, что в наших фильмах есть идеи, но оплошности съемки смазывают все впечатление. Если уж совсем честно, то я лучше посмотрю отлично снятый американский боевик, чем наше низкопробное кино.
Справка: Александр Всеволодович Акулов родился в 1964 году в Твери, окончил Винницкое Высшее военное училище радиоэлектроники по специальности инженер. В 1991 году начал работать репортером на РТР. С 1999 года стал заниматься православной журналистикой: автор проекта «Паломник», автор и продюсер документального фильма «Без слез» (2005), а также многих православных фильмов, радио и телепередач. Член редколлегии журнала «Отрок», директор международного православного кинофестиваля «Покров».
Беседовала Ксения Рындач