Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

29.01.2007. КИЕВ. В Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре совершена архиерейская хиротония архимандрита Митрофана (Никитина) во епископа Горловского и Славянского

28 января в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры была совершена архиерейская хиротония архимандрита Митрофана (Никитина) во епископа. Решение о рукоположении было принято на Священном Синоде Украинской Православной Церкви 24 января 2007 года.
Божественную литургию в Трапезном храме возглавил Предстоятель УПЦ Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, которому сослужили митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, епископ Васильковский Лука, епископ Святогорский Арсений и епископ Бориспольский Антоний. Архимандрит Митрофан был рукоположен во епископа Горловского и Славянского и назначен управляющим возрожденной Горловской епархией.
При наречении отец Митрофан произнес такие слова:
«Ваше Блаженство, Блаженнейший Владыко и Отец, богомудрые архипастыри, святители Христовы!
В этот священный час в великом смущении и с душевным трепетом стою я перед Вами, призванный изволением Духа Снятого и избранием Вашею Блаженства и Священного Синода Украинской Православной Церкви к высокому служению.
Что могу сказать я в эти трепетные для меня минуты, когда стою перед этим освященным собором, которому надлежит завтра возложить на меня грешного, святительские руки, дабы ввести меня в чреду епископского преемства. Епископ является не только строителем Таин Божиих, но и руководителем на пути спасения, как овец стада Христова, так и церковных пастырей, неся за них ответственность перед Богом, Священном ученик Игнатий Богоносец в своём послании к Поликарпу Смирнскому писал: «Епископ прежде всего должен иметь попечение о душах верующих, увещевать всех ко спасению, снисходить ко всем как к тебе Господь: ко всем имея терпение, бодрствуя, стяжав неусыпный дух».
С глубоким страхом и сознанием своею недостоинства вспоминаю слова святою апостола Павла определяющие нравственный облик епископа и характер епископского служения; «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель … держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1, 7-9).
Могу ли я себя почитатъ «Божиим домостроителем» (Тит. 1, 7), заслуженно ли принимаю на себя степень епископского служения?
В ответ на эти вопросы вспоминаю свою жизнь и искренне исповедаю сейчас перед Вами свою человеческую немощь и своё недостоинство. Но вместе с тем я верю, что решение священноначалия в отношение меня служит выражением воли Божией, Сознавая трудность архипастырского служения, я полагаюсь не на свои слабые силы, а на помощь Духа Святого «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая».
Утешаю себя надеждой на постоянное предстательство Царицы Небесной, да поможет Она, Пречистая, быть мне добрым руководи гелем врученною мне стада. Уповаю на молитвенное предстательство святых угодников Киево-Печерских и всех святых.
Благодарю Господа за Его милость ко мне и за Его Промысл, приведшею меня к столь высокому служению церковному.
В эти трепетные для меня минуты я не могу, не вспомни тех, кто помогал мне на пути монашеского и пастырского становления. Всем им приношу мою искреннюю благодарность.
Выражая глубокую сыновнюю признательность Вашему Блаженству, Священному Синоду, Украинской Православной Церкви за высокое доверие, я обещаю находиться в послушании и хранить верность канонической Православной Церкви.
Прошу Вас, святители Божий, всегда поминать меня в Наших святых молитвах, ибо только в молитвах Церкви моя крепость и сила, только Церковь для меня — столп и утверждение, покров и прибежище,
Благословите же меня на предстоящее служение, дабы Ко! сподобил беспорочно проходить его во славу святой, Единосущной и Животворящей Троицы — Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
Блаженнейший Митрополит Владимир благословил и окропил святой водой хиротонисаемого архимандрита.
По завершении Божественной литургии Митрополит Владимир совершил чин вручения жезла. Владыка поздравил нового епископа Украинской Православной Церкви, и, вручая жезл, произнес следующее:
«Возлюбленный о Господе Преосвященный епископ Митрофан!
Благодать Всесвятаго Духа, «всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи» сегодня соделала тебя преемником святых Апостолов. Через возложение рук собора архиереев в молитвенном единомыслии с боголюбивым верующим народом ты стал епископом Украинской Православной Церкви.
Пастыреначальник наш Господь Иисус Христос, положивший жизнь Свою за грехи мира (Ин.1, 29), вручает архипастырю для хранения и спасения святое Свое достояние и тебе вновь принявшему святительское посвящение «надлежит надзирать над ним не принужденно, но охотно и богоугодно… из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (Шетр. 5,2-3). Через епископа, по учению святых отцов, осуществляется видимым образом единство Вселенской Церкви Христовой. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин.17.20-21), — такими словами Спаситель обращается к Отцу Небесному в преддверии крестных страданий, смерти и славного Воскресения, молясь о единстве всех Своих последователей. Муж апостольский, святой священномученик Игнатий Богоносец своего ученика Поликарпа Смирнского так же наставляет: «Старайся о единении, лучше которого нет ничего».
Как Предстоятель Поместной Церкви, епископ является блюстителем веры и нравственности, что предполагает от него самого быть всем примером «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте»(1Тим.4,12). По слову апостола Павла, «надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1 Тим.3,7), поэтому ему необходимо постоянно преуспевать «в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим.6,11). И, самое главное, подражая во всем Христу, епископ должен быть готов на крестный путь богоуподобления в самопожертвовании, ибо в основании Церкви лежит Крестная Жертва Вочеловечившегося Бога.
Напоминаю тебе основные требования к архиерейскому служению не для устрашения, но дабы воспламенить в тебе «ревность по Бозе» (Числ.25, 13). Господь призывает тебя к епископству в молодые годы, когда ты полон сил, энергии и, наверное, богоугодных планов. Твоему попечению вручается епархия нашей Украинской Православной Церкви. Став правящим архиереем, эти качества будут тебе очень необходимы для созидания полнокровной церковной жизни вверенной тебе паствы. Помни: епископский сан — не итог или награда за добродетели и способности. С сегодняшнего дня начинается твой путь наивысшего иерархического, а значит наитруднейшего служения Богу, народу и своему Отечеству. Употреби молодость для спасения врученной тебе паствы и милость Божия будет тебя всегда хранить и восполнять силы.
Научись находить утешение и поддержку в молитве к Спасителю, Его Божественной Матери и святым небожителям. Проси помощи у преподобных Антония, Феодосия и всех Печерских угодников, на месте подвигов которых ты удостоился принять святительский сан.
А сейчас прими архиерейский жезл, символ епископской власти и знамение силы, ниспосылаемой тебе от Господа, как опору в твоем новом служении и преподай верующему народу первое архипастырское благословение».
Епископ Горловский и Славянский Митрофан. Биографическая справка
Епископ Горловский и Славянский Митрофан (в миру Никитин Андрей Викторович) родился 31 октября 1976 года в городе Ворошиловграде (ныне город Луганск) в семье рабочих. После окончания общеобразовательной школы в 1991 году поступил послушником в Курско-Коренную Рождества Богородицы пустынь Курской епархии.
В 1994 году по благословению духовника перешел во вновь открывшийся Свято-Успенский Святогорский монастырь (ныне Лавра) Донецкой епархии. 21 ноября 1994 года Преосвященнейшим Алипием, епископом Горловским и Славянским, был рукоположен в сан диакона, а 23 декабря того же года в Святогорском Свято-Успенском монастыре пострижен в монашество с наречением имени Митрофан в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского. 18 мая 1997 года Преосвященнейшим Алипием рукоположен в сан иеромонаха.
С 1997 по 2000 год нес пастырское служение в Мариуполе. С августа 2000 года — клирик храма Рождества Христова города Донецка. С 1996 по 2000 год обучался в Киевской Духовной Семинарии, а с 2001 по 2005 год — в Киевской Духовной Академии. С 2004 года несет послушание духовника и преподавателя Нового Завета на Отделении духовной культуры ФСДП Донецкого Национального Университета.