Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

23.01.2007. КИЕВ. «Профиль»: «Государство против Церкви. Вопросы реституции церковной собственности в Украине заполитизированы и нерешаемы»

Политики зачастую используют проблемы, связанные с церковной собственностью в узкопартийных целях. На деле же острейшие проблемы возврата церковной собственности в Украине никак не решаются, а эксперты прогнозируют новый виток обострения религиозных отношений благодаря
вмешательству в жизнь Церкви национал-демократов. Тогда как следовало бы напомнить, что Украина на государственном уровне взяла на себя обязательства перед Советом Европы возвратить храмам и монастырям имущество и землю. Так, существуют рекомендации СЕ №192 1995 г.
относительно восстановления прав верующих и соответствующие Рекомендации ПАСЕ №1556 2002 г., где пункт о реституции церковной собственности предваряет весьма тревожное обобщение: «В последнее время социально-религиозные события в посткоммунистических государствах отмечаются появлением фундаменталистских и экстремистских тенденций, активных попыток сделать религиозные лозунги и религиозные организации частью процесса военной, политической и национальной мобилизации в
служении воинствующему национализму и шовинизму, а также политизации религиозной жизни».
Тем не менее, наметился очередной кризис в среде украинских национал-радикалов — сегодня в виде раздробленной помаранчевой оппозиции. Он сопровождается всплеском их агрессивного интереса к
религиозным вопросам с подчеркнутой антипатией, если не сказать ненавистью к Украинской Православной Церкви. Нечто подобное происходило в начале 1990-х годов при Президенте Кравчуке, когда Украина стояла на грани религиозных войн, неоднократно вспыхивали политические баталии на религиозной почве и при правлении Кучмы, когда упомянутая оппозиция, мягко говоря, дышала на ладан. Видимо, по мнению политиков, это как-то стимулировало электорат и впрыскивало адреналин агрессии, возбуждало жизнедеятельность самих нардепов с выраженными антироссийскими настроениями.
И вот недавно представитель партии «Собор» из фракции «Наша Украина» Мыкола Яковина с трибуны парламента еще раз продемонстрировал виртуозность креативного мышления отдельных носителей национальных идей, препятствием в реализации коих, по их мнению, стоит Украинская Православная Церковь – и к ужасу народного посланца «пребывает в каноническом единстве с Московским Патриархатом». М.Яковина усмотрел прямую взаимосвязь в приезде Владимира Путина в Киев (визит состоялся 22 декабря 2006 года) с рассмотрением вопроса в Кабмине о передаче Кирилловской церкви (ХII в.) в постоянное пользование УПЦ и возобновлением деятельности комиссии по реституции церковной собственности. Депутат нарек это «угодничеством» перед северным соседом в вопросах нашего национального наследства и духовной жизни»…
Но если бы проблема возникла сегодня. Однако же вопрос с собственностью и пользованием объектов Кириловской церкови, увы, годами тянется и никак не решается. Напомним, что этот памятник ХII века входит в состав Национального заповедника «София Киевская», и расположен на отрогах Старокиевских холмов Сырецкого плато, где до ХУШ века размещался древний мужской великокняжеский монастырь, а ныне на территории в 60 га расположилась наибольшая в Украине психиатрическая лечебница, именуемая
в народе «Павловкой». Возобновившаяся в 1993 году православная Кирилловская община развернула здесь уникальную в своем роде деятельность по уходу за больными. Причем, по свидетельству психиатров, засвидетельствовала удивительный лечебный эффект благодаря участию пациентов в церковной жизни, так что община признана Синодом УПЦ одним из лучших больничных приходов в Украине. Кирилловский община по договору с Госстроем Украины, который курирует Кирилловскую церковь, пользуется храмом во время богослужений в праздничные и воскресные дни. Музей и
община совместно пользовались храмом на фоне достаточно сложных, часто драматических межконфессиональных и церковно-государственных отношений 1990-х годов. Затем последовали Указы Президента Украины (Л.Кучмы) о реституции церковной собственности, а за ним и ряд постановлений Кабмина о защите прав верующих и пересмотре их имущественных прав, что отвечало духу тех рекомендаций Украине, которые высказывали международные организации. Также была создана комиссия по реституции церковной собственности при Кабинете министров в 2004 году, деятельность которой
свернулась после помаранчевой революции. На нынешнем этапе вице-премьер-министр Дмитрий Табачник вернулся к реконструированию скоропостижно почившей комиссии. Напомним, что Межведомсвенная комиссия КМ по вопросам реституции церковной собственности была создана для разработки проектов о возврате экспроприированной советской властью церковной собственности религиозным организациям в свете восстановления прав верующих и религиозных организаций.
Кириловская община же ходатайствовала о передаче ей прав на пользование имуществом Кириловской церкви с сохранением музейной структуры, что казалось бы вполне согласуется с логикой действий властей и международных обязательств Украины по вопросам реституции. Тогда как руководство заповедника «София Киевская» уже пятый год «не щадя живота» ведет борьбу с общиной, изыскивая всевозможные аргументы, чтоб не уступить права Церкви на владение древним храмом. За эти годы пришлось услышать и прочесть такую уйму искаженной, чтоб не сказать цинично-клеветнической информации в адрес общины, что готов присягнуть: руководство «Софии Киевской»прикрывается зодчествоведческими идеями, за которыми не менее откровенно просматриваются бизнес-интересы.
(Достаточно познакомится с новыми коммерческими проектами на территории древней Софии Киевской с предоставлением офисов для высоких политиков, зала для фуршетов и других явно не культурологических феноменов. Как уверен бывший министр строительства Владимир Гусаков, который возглавлял Госстрой на протяжении восьми лет с 1990 по 1992 и с 1994 по 2001гг,
«финансовая политика Заповедника должна быть под бдительным оком контрольных государственных органов»).При этом в СМИ выходит достаточно много публикаций с соответствующей идейно-политической направленностью, которые напичканы откровенной ложью в адрес «заевшейся общины Московского патриархата». Например, в некоторых из них утверждается, что на богослужениях в Кирилловском храме
жгут свечи и копоть оседает на фресках, что верующие затирают плечами стены, что якобы поврежден иконостас и прочее. В действительности же в храме по благословению настоятеля всегда горит одна-единственная общая свеча, верующие вообще свечей здесь не зажигают, т.к. в храме отсутствуют подсвечники, а все стены отгорожены рядами стульев. Дошло до того, что настоятеля протоиерея Федора Шеремету, кандидата богословских наук и преподавателя Киевских духовных школ с 20-летним стажем обвинили в устремлениях разобрать мраморный иконостас, снять иконы Врубеля и замалевать фрески. Подобные откровения музейных специалистов были восприняты ярыми ревнителями возрождения национальной духовности как боевой индейский клич куперовских гуронов, так что православной общине после вступления в должность помаранчевого министра строительства Павла Качура (на сегодня уже бывшего) пришлось полгода молиться на улице перед закрытыми под предлогом реставрации земельного участка вратами Кирилловского храма. Сейчас храм открыт, но давление на общину не
прекращается.
Инцидент с Кирилловским храмом – весьма характерная иллюстрация в длинном ряду экспроприированных атеистической диктатурой храмов, соборов, монастырских комплексов Украины. Изменения к Закону о свободе совести и вероисповеданий, с поспешностью принятому в1994 г., столь несовершенному и противоречивому, десятки раз отклонялись в Верховной Раде трех последних созывов. Причем происходило это лишь в силу тех самых упомянутых СЕ «фундаменталистских и экстремистских тенденций» политиков, входящих и входивших в комитеты по вопросам духовности и культуры. Вопросы о реституции, о «земельном» законе для Церкви, о предоставлении Церквам статуса юридического лица вот уже второе десятилетие разбивается о камень раздора нашего поликонфессионального политикума. Возникают элементарные вопросы: если, скажем, УПЦ Киевского патриархата Филарета, зарегистрированная в Минюсте как новая религиозная организация в 1992 году, должна вступить в права обладания церковным имуществом, то как она может претендовать на передачу в собственность
того же кафедрального Владимирского собора, строившегося в Х1Х веке в честь 900-летия Крещения Руси на российские императорские деньги и исторически принадлежавший Русской, а затем Украинской Православной церкви? И может ли быть отдана Андреевская церковь Растрелли УАПЦ, которая объявилась из-за океана, как эхо забытой столетней эмиграции, также в начале 90-х? Следуя логике «всякой сестре по серьге», нужно позаботиться и о десятках бессовестно нарегистрированных Госкомрелигий в
пылу «демократической свободы совести» конфессий, которых нынче более ста, в том числе и таких, которые в ряде европейских стран признаны деструктивными, асоциальными и противозаконными.
Предстоятель Украинской православной церкви Блаженнейший Митрополит Владимир, который недавно встречался с президентом Ющенко в том числе и по вопросам церковной собственности, по поводу перспектив решения реституционных проблем сказал «Профилю»: «Декларирование свободы совести, которое включает в себя и правовые нормы верующих, должно начинаться с совести каждого политика. Нельзя ставить политические амбиции выше заповедей Господних, в которых Божье должно принадлежать
Богу и верующим в Него людям. Мы надеемся, что правда восторжествует, и Церкви будет возвращено исторически принадлежащее ей имущество».
Сергей ГЕРУК,специально для «Профиля»
Кстати: Национальный заповедник «София Киевская» включает в себя объекты: церковно-архитектурный ансамбль Софии Киевской, на территории которого находится и управление Заповедника; Андреевскую церковь (Киев), Кирилловскую церковь (Киев) и кирху в г.Судак (АР Крым). По некоторым данным, более 300 храмов в Украине находятся в ведомстве военных, архивных и спортивных организаций. В запасниках краеведческих музеев есть предметы культа (хоругви, церковная утварь, иконы, богослужебная литература), которые там попросту пропадают.