16.01.2007. КИЕВ. «Рабочая газета»: «Вето и «дело Филарета»
Прошедшая неделя была богата на события, но, как всегда, остановимся на двух, которые относятся к помпезным определениям “судьбоносные”, потому что явно “аукнутся” в будущем.
Ветопреодоление
Перед удивленной политической и неполитической публикой вдруг предстал сплоченный парламент, преодолевающий одно президентское вето за другим. Вслед за мораторием на землю последовал закон о Кабмине, за законом о Кабмине — законы об оппозиции и императивном мандате для депутатов местных советов. Четыре голосования подряд в 362 голоса из 450 — это серьезная заявка на будущую стабильность в государстве. Самое пикантное в этой ситуации, что непримиримую оппозиционность БЮТ никто не отменял. С одной стороны, можно предположить, что это действительно результат политических торгов, где что-то продается, а что-то покупается. Продается, скажем, регионалами “Закон о Кабмине”, а покупаются ими же законы “Об оппозиции” и “Об императивном мандате”. С другой стороны, подобные “торги” называются политическим компромиссом и, как инструмент, применяются во всем мире. И это значительно лучше слепой и разрушительной оппозиционности. Оппозиция, как противовес власти, тоже должна быть созидательной, что, собственно, и произошло.
Президент Ющенко, конечно же, очень огорчен единодушием парламента. Он рассчитывал, по его собственному признанию, на многочисленные уточнения, поправки, рассмотрения в Конституционном суде и т.д., то есть, в конечном итоге, либо непринятие “Закона о Кабмине”, либо принятие в “редакции” Секретариата президента. Особенно его поразило поведение Юлии Тимошенко: “Нет, по моему мнению, государственных аргументов такой позиции”. А вот государственных аргументов-то как раз хватает. И логики. Особенно с точки зрения Юлии Владимировны. Любой “пикейный жилет” знает о высоких притязаниях Тимошенко. Таким образом, фракция БЮТ голосовала за полномочия будущего премьер-министра Тимошенко, и за главу теперешней оппозиции Тимошенко. Тот же императивный мандат мгновенно меняет расстановку сил в киевской мэрии в пользу фракции БЮТ. А властные и оппозиционные надежды и претензии “Нашей Украины” уже больше похожи на мираж, это понимают в Украине даже не политики. И пусть Яценюк находит в “Законе о Кабмине” нарушение 11 конституционных норм, куда как интереснее другое его заявление о том, что закон был принят с нарушениями “всех договоренностей, которые были достигнуты на наивысшем государственном уровне”. Эта запальчивая фраза многое поясняет — вместо смутных “договоренностей” Кабинет Министров получил те властные полномочия, которые вытекают из конституционной реформы.
Разъединительное объединение
Последнее заявление Ющенко — “вопрос о единой поместной церкви уже решен” — вообще ставит вопрос об адекватности президента как политика. Во-первых, потому, что фраза эта была произнесена в присутствии только одного как бы представителя церквей — Филарета-Денисенко. Во-вторых, глава государства заявляет о “решении вопроса”, который никоим образом в его компетенцию не входит. Встреча с Филаретом и декларация об “уже решенном вопросе” имеет огромную общественную и политическую разрушительную силу. Прежде всего, это никакое не “объединение нации”, о котором, как о мечте, не устает повторять Ющенко, — это раскол нации на религиозной основе. Вне зависимости от желаний Ющенко в православном мире Киевский патриархат — “псевдоцерковная структура”, а Михаил Денисенко, называющий себя митрополитом Филаретом, отлучен от Церкви. Украина, согласно Конституции, светское государство. Если гарант Конституции вмешивается в церковные дела, он попросту нарушает Конституцию. А это, кстати, уголовно наказуемое деяние.
Но дальше — больше… Взлелеянный Ющенко документ под названием “Универсал”, на который, как на Новое Писание, он любит указывать своим политическим оппонентам, гласит: при “уважительном отношении к объединительным стремлениям верующих, государство и политические силы не должны вмешиваться в этот процесс”. Как с этим документом, не говоря уже о Конституции, сочетается президентская программа будущего украинского православия, “совместная богословская комиссия”, целью которой представляется создание новой церкви, и “группа специалистов” из президентского секретариата, “которая через 70 дней представит свой проект по формированию диалога в межцерковной среде”.
Понятно, что с раскольником Денисенко ни одна каноническая Православная Церковь объединяться не будет. Так что “объединение” в единую и поместную, чисто украинскую, возможно только насильственное. Объявление православных Московского патриархата “пятой колонной Москвы” (что уже происходит), экспроприация церквей (что уже происходило), запрет “неправильной” церкви, гонения и, как следствие, появление тайной, катакомбной церкви. Как во времена первохристиан. Вряд ли это произойдет, у нас все-таки не Римская империя эпохи распада. А бомба, заложенная под каноническое православие, может рвануть совсем не там, куда ее подложили.
16.01.2007. ХЕРСОН. Управляющий епархией встретился с народным депутатом Игорем Козаковым