Андрей Коваль. Международные новости за октябрь-ноябрь
Обзор зарубежной прессы за октябрь – ноябрь
Православный мир<
Известный сербский режиссер Эмир Кустурица принял крещение и построил храм
Как известно, Эмир Кустурица родился в Сараево в семье сербов-мусульман, несколько поколений назад принявших ислам во времена турецкого владычества. Примечательно, что сам режиссер не раз говорил о том, что в его семье всегда помнили о том, что раньше они были православными сербами. В последние годы в общении с прессой Кустурица постоянно подчеркивал, что чувствует свою неразрывную связь и идентифицирует себя именно с сербской культурой.
Режиссер вместе со своей женой Майей уже успел стать ктитором храма во имя свт. Саввы Сербского в построенной по его собственному проекту деревне на Мокра горе. Храм был освящен 23 января 2005 года епископом Жичским Хризостомом.
Митрополит Кирилл призывает не препятствовать православной проповеди некоторых рок-музыкантов
Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил, что не видит причин бороться со стремлением некоторых православных рок-музыкантов свидетельствовать о Православии через свое творчество. «Если мы увидим, что современная рок-культура способствует нравственному росту личности, мы будем ее поддерживать. Сейчас же, по крайней мере, не надо ей препятствовать», – заявил владыка Кирилл, отвечая на вопросы студентов в среду вечером после лекции в МГУ. Он отметил, что отдает себе отчет в том, что «в молодежной среде большинство людей испытывает некоторое вдохновение в связи с рок-музыкой», и за последнее время для митрополита Кирилла, по его собственному признанию, «стало ясно, что они (молодые люди) связывают это вдохновение с религиозными переживаниями».
«Если сто или двести человек черпают некоторое религиозное вдохновение в этой музыке, неужели ее надо запрещать? Я не вижу причин бороться с этим явлением, если они (рок-музыканты) сопрягают свое творчество с проповедью Евангелия или призывом отказаться от наркотиков», – заявил представитель Московского Патриархата. По его словам, зачастую бывает так, что рок-музыканты на концерте «говорят несколько фраз о Православии, которые производят на молодежь большее впечатление, чем долгая проповедь в храме».
Молдавские чиновники препятствуют расколу в Кишиневской митрополии
Руководители молдавских районов и муниципальных образований отказываются соглашаться с решением ряда представителей духовенства из приходов на их территории перейти в юрисдикцию Румынского Патриархата. Группа православных священников Унгенского района заявила о своем намерении перейти из Кишиневско-Молдавской митрополии Русской Православной Церкви в т.н. «Бессарабскую митрополию» Румынского Патриархата. Основной мотив решения священников – несогласие с недавним назначением главой новообразованной Унгенской епархии Русской Православной Церкви бывшего викария Кишиневской епархии епископа Ниспоренского Петра (Мустяцэ), из-за его якобы несоответствия необходимым для архиерея моральным нормам. Между тем многие представители местных властей отказываются выдавать новообразованным общинам Румынского Патриархата регистрационные свидетельства, мотивируя это необходимостью согласования своих действий с митрополитом Кишиневским и всея Молдавии Владимиром. «Решение примкнуть к другой митрополии должны принимать не одни лишь священники, а целые общины и обе митрополии. Я не нарушил никакого закона, решение должны принимать верующие», – объяснил в интервью изданию свой отказ регистрировать общину «Бессарабской митрополии» мэр города Калараш Валериу Руссу.
Опубликован «Акт о каноническом общении» и другие материалы комиссий Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата
На официальных сайтах Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви опубликован окончательно утвержденный текст основного документа, совместное подписание которого Святейшим Патриархом Алексием II и Митрополитом Лавром будет означать восстановление единства Церкви в России с ее заграничной частью.
Ожидается, что это событие произойдет в Москве в будущем году. Решения по этому вопросу должны будут принять Синоды Московского Патриархата и Зарубежной Церкви в декабре этого года. «Акт о каноническом общении» разрабатывался комиссиями Московского Патриархата и РПЦЗ на протяжении двух лет и, по словам секретаря московской комиссии протоиерея Николая Балашова, составляет «главный итог» их работы. В мае этого года документ был оглашен на IV Всезарубежном Соборе в Сан-Франциско, где состоялось его развернутое обсуждение. Последующий Архиерейский Собор РПЦЗ предложил некоторые дополнения к тексту «Акта», которые обсуждались на заседании комиссий в июне. В июле эти изменения были утверждены Священным Синодом Русской Православной Церкви, а в сентябре – Архиерейским Синодом Зарубежной Церкви.
Опубликовано также «Приложение» к «Акту о каноническом общении», в котором предусмотрен переходный период для урегулирования положения бывших приходов Русской Зарубежной Церкви на канонической территории Московского Патриархата.
Митрополит Кирилл сравнил российские «катакомбные церкви» с канализационной трубой, очищающей церковную жизнь от нечистот
Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл считает, что сегодняшние псевдоцерковные организации, называющие себя «катакомбными», играют роль маргиналов церковной жизни, и для Русской Церкви исключено стремление к воссоединению с подобными радикально оппозиционными по отношению к ней структурами. «Сегодня возникают маргинальные группы, которые принимают на себя этот брэнд, чтобы придать некую значимость своей «миссии», – заявил владыка Кирилл.
Он отметил, что понятие «катакомбной церкви» является сегодня в России очень условным и что подобные организации действительно существовали в Советском Союзе в 1920-1930-е годы, однако уже к началу Великой Отечественной войны никаких структур катакомбных церквей не действовало. Современные же организации, называющие себя «катакомбными церквами», по словам владыки Кирилла, «сегодня играют роль канализационной трубы, которая локализует нечистоту», существующую в сегодняшней церковной жизни.
Католицизм
Власти Турции не хотят принимать Бенедикта XVI как религиозного лидера
Власти Турции не намерены расценивать предстоящий визит в страну Папы Римского Бенедикта XVI как визит религиозного лидера. Приезд понтифика в Анкару будет рассматриваться турецкими властями исключительно как визит «главы иностранного государства», сообщает турецкая газета.
При этом издание сделало прогноз относительно возможного нарастания «дипломатического кризиса» на почве определения статуса Папы в предстоящей поездке. Так, Ватикан ранее охарактеризовал визит Бенедикта XVI как «религиозную миссию». Однако власти Турции заявили, что с момента получения Папой приглашения от турецкого президента Ахмеда Неждета Сезера понтифик будет приниматься в Анкаре как «лидер иностранного государства».
В Чили приговорили к регулярному посещению мессы грабителя, пойманного на краже в католической церкви
18-летний Алексис Аранеда также приговорен к общественным работам в качестве чернорабочего в хозяйстве при церкви св. Антония Падуанского в городе Эрсилья (в 580 километрах к югу от Сантьяго). Альтернативное наказание было предложено властями на основании изменений, произошедших в чилийских правовых нормах. Аранеда был приговорен за то, что в апреле, возвращаясь с вечеринки, на которой выпил с друзьями горячительных напитков, он украл из церкви цилиндры со сжиженным газом, которые использовались для обогрева помещения, а, кроме того, нанес повреждения церковному имуществу.
В Италии мечеть для радикалов строят…католики-францисканцы
Новый скандал с участием мусульман разгорелся на этот раз в Италии. После долгих споров францисканская церковь Генуи согласилась предоставить часть своей земли радикальной исламской организации. Кроме того, в качестве жеста доброй воли францисканцы примут участие в строительстве мечети неподалеку от собственного монастыря. Многие в Италии были шокированы таким решением Католической Церкви. Журналист египетского происхождения Магди Алам опубликовал статью, в которой подверг францисканцев жесткой критике. «Если бы я написал, что Папа Римский решил построить мечеть в Ватикане, да еще и передать его под контроль радикальным исламистам, проповедующим ненависть и насилие, меня бы сочли сумасшедшим», – пишет журналист, добавляя, что речь не идет о межрелигиозном согласии. «Эти исламские лидеры присоединились к движению «Мусульманское братство», которое призывает к уничтожению Израиля, поддерживает террористов-смертников в Палестине, Ираке и Афганистане, а также стремится к всемирному господству», – пишет Алам в своей статье.
Кардинал Клаудиу Хуммес выступает против марксизма в католическом богословии
Новый префект ватиканской Конгрегации по делам духовенства кардинал Клаудиу Хуммес считает, что «марксистский анализ веры приводит теологию к материализму и атеизму, а затем к вооруженной революции».
В Бразилии – стране, где очень высокий уровень бедности, популярны идеи «теологии освобождения» – католической богословской школы, близкой к марксизму. Известно, что кардинал Хуммес находится в хороших отношениях с некоторыми сторонниками этого учения. В интервью, опубликованном бразильской «O Globo», прелат отметил, что когда Папа Бенедикт XVI был префектом Конгрегации вероучения, он консультировался с Хуммесом по поводу взаимоотношений теологии освобождения и Ватикана. Бразильский прелат отметил, что он сейчас, как и прежде, придерживается убеждения, что следование марксистской модели излишне политизирует церковную жизнь. То, что сторонники теологии освобождения использовали марксистскую систему анализа, стало «камнем преткновения» между «левыми» латиноамериканскими богословами и Ватиканом и послужило причиной конфликта между ними и будущим Папой, утверждает кардинал Хуммес. «Некоторые теологи использовали при анализе реальности марксистские взгляды, как если бы они были научны, – говорит архиепископ Сан-Паулу. – Против этого предостерегал Папа Иоанн Павел II и, конечно же, в этом мы сошлись во мнениях с кардиналом Ратцингером. В марксистском анализе гораздо больше идеологии, чем науки».
Протестантизм
Челябинский суд приговорил к 20 годам рецидивиста-убийцу, ставшего служителем Пресвитерианской церкви
Челябинский областной суд признал виновным в убийстве и разбое неоднократно судимого Салавата Кадырова, скрывавшегося от правосудия и работавшего служителем Пресвитерианской церкви в Самаре. По сведениям прокуратуры, до 1997 года С. Кадыров был неоднократно судим за кражи, подделку документов, трижды попадал в колонию, начиная с несовершеннолетнего возраста. В 1997 году его освободили из колонии условно-досрочно на месяц раньше истечения срока наказания. В этот период, как следует из приговора, он и совершил двойное убийство. Согласно материалам дела, в мае 1997 года С. Кадыров, вооруженный двумя самодельными пистолетами, а также охотничьим ножом, пришел в квартиру двоюродного брата в Челябинске, где нанес ему и его жене многочисленные смертельные ранения. Из квартиры С. Кадыров вынес золотые украшения и более $2 тыс. После этого он был объявлен в федеральный розыск, а в 1999 году осужден заочно за сбыт краденых украшений. В 2005 году подозреваемого нашли в Самаре, где он работал в пресвитерианской церкви: участвовал в богослужениях, во всем помогал пастору. В материалах дела имеются характеристики подсудимого, составленные служителями церкви, которые охарактеризовали его как «человека исключительных личностных качеств и глубоко верующего». Судебно-психиатрическая экспертиза признала С. Кадырова психически здоровым как во время совершения преступления, так и сейчас.
Проповедь среди ведьм закончилась для протестантского пастора отлучением от церкви
Дружба с ведьмами стала причиной отлучения американского пастора от пятидесятнической «церкви Евангелия», членом которой он был около 27 лет. Жителям американского городка Салем (штат Массачусетс) известно, что настоятель здешнего небольшого евангелического прихода пастор Фил Уимэн дружит с местными язычниками, которые называют себя ведьмами. Это обстоятельство необычно даже для Салема, привлекающего туристов некоторыми страницами своей истории. Дело в том, что в 1692 году, в период широко развернувшейся здесь «охоты на ведьм», в Салеме за колдовство были казнены 20 мужчин и женщин. В 1999 году пастор Фил Уимэн со своей женой и двумя детьми начал проповедь здесь – среди многочисленных ведьм, телепатов, алхимиков, мистиков и виккан, для которых Салем стал родным домом, – надеясь обратить кого-нибудь в христианство. В прошлом году местные священники стали поговаривать, что Уимэн слишком сблизился с ведьмами. На его интернет-сайте есть ссылки на языческие страницы, а на одной из фотографий он, похоже, даже целует руку ведьме. Уимэна обвинили в уклонении от истинного христианского пути, лишили духовного сана и отлучили от церкви.
Протестантский пастор подал в суд на Пентагон
Капеллан Гордон Клингеншмитт, ушедший из военной службы после того, как ему запретили упоминать Христа на общих религиозных церемониях, подал иск против Пентагона. Отставной флотский священник утверждает, что подобный запрет нарушает его гражданские права, гарантированные первой поправкой к конституции США. Клингеншмитт считает, что руководство вооруженных сил насаждает «светскую религию» и подавляет его права на свободу вероисповедания, заставляя произносить молитвы, объединяющие представителей различных религий. Между тем представителей евангелистской церкви обвиняют в прозелитизме – агрессивной пропаганде своих догматов и обращении военнослужащих других вероисповеданий в евангелистскую конфессию. Правовую помощь Клингеншмитту окажет юридическая фирма, ранее подававшая иск против министерства обороны США с требованием отменить введенное приказом Пентагона обязательное ношение мусульманских головных уборов для американских военнослужащих, дислоцированных в Саудовской Аравии.
Мусульманство
В Британии не стихают споры о допустимости ношения религиозных символов
Масла в огонь добавило отстранение от занятий с детьми учительницы- мусульманки Аиши Азми, отказавшейся появляться на уроках без традиционной чадры. Премьер-министр Тони Блэр на ежемесячной пресс-конференции заявил, что понимает причину этого решения. «Исламская чадра – это символ отличия. Именно поэтому ее ношение вызывает неприятие у части людей, не имеющих отношения к мусульманской общине. Никто не говорит о запрете на право носить чадру, но я считаю, нам стоит провести дискуссию о способах интеграции людей в наше общество».
Таким образом, Блэр поддержал бывшего министра иностранных дел Великобритании, а ныне лидера лейбористов в Палате общин Джека Стро. Именно он развязал дискуссию, попросив в открытом письме мусульманок, которые приходят в его депутатскую приемную, по возможности, снимать чадру. Религиозные споры коснулись не только мусульман. На грани увольнения оказалась и стюардесса авиакомпании British Airways Надя Эвеида, отказавшаяся спрятать под униформой христианский крестик.
Секты, ереси
В США мормон, убивший семью из пяти человек, потребовал отложить свою казнь как «неприятную и болезненную»
Американцу Джеффри Лундгрену, религиозному фанатику, убившему в 1989 году семью из пяти человек, удалось отсрочить исполнение смертной казни. Судья постановил, что казнь должна быть перенесена до конца рассмотрения иска, который подали шестеро осужденных. Приговоренные к смерти говорят, что способ приведения приговора в исполнение при помощи инъекции яда, принятый в штатах Огайо, Миссури, Делавэр и Нью-Джерси, слишком болезненный. Лундгрен подчеркивает, что для него – диабетика, страдающего от ожирения – процедура казни будет особенно неприятна и болезненна. Иск о негуманности способа смертной казни подали в США пятеро заключенных. К этому иску присоединился и Лундгрен. Истцы полагают, что впрыскивание яда неконституционно жестоко и болезненно.
В Архангельске «адвентисты седьмого дня» завлекают адептов с помощью бесплатной медицины
Нетрадиционные христиане не должны заниматься врачебной деятельностью, считает руководство Архангельской областной офтальмологической больницы. Поводом для такого заявления стало проведение бесплатного курса восстановления зрения и избавления от очков по одной из психолого-педагогических методик в Духовном центре секты «Адвентисты седьмого дня». Представитель руководства больницы отметил, что на проведение любой врачебной деятельности требуется наличие лицензии. «К тому же прежде, чем начать лечение зрения, необходимо провести соответствующую диагностику», – пояснили в офтальмологической больнице. По словам организатора курса, сотрудника Духовного центра Дмитрия Дурасова, лицензии на проведение лечения у него нет. И как выяснилось, сам он не является медиком по образованию. Отрицательное отношение к мероприятиям по врачеванию на территории религиозных центров высказал и представитель одного из архангельских храмов отец Димитрий. «Бесплатное лечение – это только повод для того, чтобы завлечь людей в сектантскую структуру, – сказал он. – Если бы у меня были проблемы со зрением, я бы обратился к профессионалу».
Разное
В одном из храмов Генуи найдена незаконченная картина кисти Караваджо
Картина, написанная знаменитым итальянским художником Микеланджело да Караваджо, случайно обнаружена в церкви Святого Варфоломея на окраине Генуи. Полотно размером 203 на 166 сантиметров было найдено на чердаке храма. Картину отправили во Флоренцию на реставрацию, во время которой специалисты обнаружили, что имеют дело с абсолютно не известным им произведением искусства. Дальнейшее его изучение показало, что автором картины действительно является Караваджо. Он не завершил свою работу, и поэтому нижнюю часть полотна дорисовывали генуэзские художники. Скорее всего, картина написана в 1605-1610 годах.
В США на экраны выходит фильм об Иисусе Христе с афроамериканцем в главной роли
На экраны США выходит фильм «Цвет креста» – первая в истории картина, в которой Иисуса Христа играет афроамериканец. По словам Жан-Клода ла Мара, автора фильма, исполнившего также главную роль, изображение чернокожего Иисуса – самый яркий способ поднять расовые вопросы, поскольку чернокожие христиане – представители единственной расы, которая поклоняется Богу, не похожему на них. Во всем остальном «Цвет креста» не противоречит евангельскому сюжету. Картина, посвященная последним 48 часам жизни Спасителя, основана, по словам его авторов, на неких исторических документах, в которых якобы указывается на возможное африканское происхождение Христа. В соответствии с этим, считают авторы картины, Христос вполне мог быть темнокожим. Премьера фильма состоялась в мае этого года на Каннском кинофестивале.
По материалам электронных СМИ подготовил Андрей Коваль
Анрей Коваль. Духовная жизнь глазами кинематографа
01.12.2006. ХАРКІВ. Митрополит Никодим – почесний громадянин Харківської області