Александр Корчинский. Белое братсво: 13 лет спустя
Белое братсво: 13 лет спустя
Александр Корчинский
Ровно 13 лет назад члены религиозного движения «Белое братство» во главе со своими духовными лидерами Юоанном Свами (Юрием Кривоноговым) и Марией Дэви Христос (Мариной Цвигун) захватили православную святыню — храм Святой Софии в Киеве. Шабаш на святом Престоле в храме закончился вызовом милиции и задержанием ворвавшихся. Если бы не вмешательство правоохранителей, все могло завершиться массовым самосожжением. Одновременно по всей Украине задержали свыше 600 человек.
К истории секты
Напомним, что духовным «родителем» секты в 1990 году стал кандидат технических наук, ученый-кибернетик Юрий Кривоногов. По некоторым данным, с 1980 года по спецзаказу КГБ он разрабатывал психотропные методы воздействия на людей. В том же 1990 году в Донецке познакомился с журналисткой Мариной Цвигун. Впоследствии они поженились. В 1992-м к руководству движением пришел и Виталий Ковальчук («папа живой церкви Иоанн-Петр Второй»). Секта быстро развивалась, благодаря психообработке при вербовке. Особенно активизировались «братья» весной 1993 года. Молодые «братья» врывались в православные храмы и дебоширили там. По их словам, они добивались того, чтобы верующие их… убили, тогда бы удалось попасть прямо на небо в качестве «святых». Кульминацией стали события 10 ноября в Киеве. Руководителей секты судили 9 февраля 1996 года. Цвигун получила 4 года общего режима, а Кривоногов и Ковальчук — 7 и 6 лет усиленного режима соответственно. Но вышли все раньше — по амнистии. Кривоногов с этой сектой «завязал» и ведет сейчас (под другой фамилией) в Киеве жизнь обыкновенного гражданина. А Марина и Виталий, поженившись, продолжают руководить обновленным «Белым братством». Точное местонахождение Марии Дэви неизвестно. Время от времени она появляется и в Киеве, и в Донецке, и в России. С журналистами встречаться категорически не желает (считает, что раньше «акулы пера и камеры» ее действия и мысли извратили).
Братчики «стучали» друг на друга
В начале 90-х нынешний замгенпрокурора Виктор Шокин был следователем по особо важным делам прокуратуры Киева. Ему и поручили расследовать дело братства. По словам Виктора Николаевича, все началось с заявлений родителей, которых покинули юноши и девушки, одурманенные «учением». Молодые люди уносили с собой ценности и передавали их духовным лидерам, бросали учебу, голодали… Допросить (до задержания) Марину Цвигун и Юрия Кривоногова не удалось, по вызову они не являлись. Пришлось официально объявить их в розыск. Но поймать было непросто. Они не сидели в Киеве и в Украине, много путешествовали…
Захват храма
Вся община, по словам Шокина, разбивалась на «пятерки», в каждой был старший. И каждый член «пятерки» ежедневно писал на своих же товарищей по этой ячейке некие донесения руководству. О состоянии духа, о мыслях, о разговорах и поступках… В итоге все это ложилось на стол Марине и Кривоногову, так что они прекрасно знали, кто чем «дышит» в общине.
План захвата Софии был, утверждает Виктор Шокин, тщательно разработан Кривоноговым. «Братья» купили новые замки, чтобы сменить существующие, запереться в храме и совершить коллективное самосожжение. Для этого приобрели канистры, наполнили их бензином и принесли с собой в храм. Были разработаны специальные опознавательные знаки типа «свой-чужой».
«Сейчас ходят слухи, будто Кривоногов был провокатором, чуть ли не нашим агентом, засланным в братство для его развала, — говорит Шокин. — Потому, мол, и повел людей в Софию, чтобы там всех «повязали»… Но это чушь. Как он мог быть засланным, если Марина сама к нему пришла? Она ударилась в религию после десятого аборта, когда несколько мгновений побывала за гранью жизни в состоянии клинической смерти. И ей якобы было там видение, изменившее ее жизнь. Она почувствовала себя мессией…
Когда «братья» ворвались в Софию, там были посторонние люди, экскурсанты. Хорошо, что сотрудники музея сразу вывели их на улицу и вызвали милицию. Та прибыла оперативно, потому никто не успел разлить бензин и поджечь себя. Но внутри кое-что покрутили, нанесли ущерб музею… А вообще, мы даже отрабатывали версию, что там, в храме, должны были убить Марию Дэви Христос, сделать из нее жертву. А потом, наверное, она должна была воскреснуть…
В сизо
После задержания всех доставили в райуправление милиции. Я там был через 15 минут. Марина настолько уверовала в свою миссию Марии Дэви Христос, что и там из образа не выходила и на контакт не шла. Только называла нас антихристами и обещала кары небесные. С этого момента ее сторонники объявили серьезную голодовку. Только после семи суток многочасовых бесед с нею мне удалось уговорить Марину выступить перед журналистами в Московском РУ милиции и передать разрешение снять голодовку.
Как-то мы перехватили в СИЗО записку Кривоногова Марине, где он советовал ей не упираться, найти контакт и общий язык со следствием… То есть рекомендовал сотрудничать с нами!
Потом, когда мы дали им возможность встретиться, он упал перед Мариной на колени и стал каяться в этом. Правда, говорил как-то в общем, но по смыслу было понятно. Так же, как было понятно и то, что он всячески выставляет вперед Марину, оставаясь как бы на вторых ролях. Мол, вот она главная, Мать мира, я перед ней никто, потому валяюсь на коленях… Хотя он создал общину, и он на то время ею руководил на деле.
Марина и Кривоногов содержались в Киевском СИЗО СБУ (сейчас такие изоляторы по всей стране расформированы). Обвинения им предъявили такие: массовые беспорядки, захват собора и причинение вреда здоровью членов общины (голодовки и пр.). Ни до суда, ни на процессе никто из них не раскаялся…
Газета «Сегодня»
01.12.2006. ХАРКІВ. Митрополит Никодим – почесний громадянин Харківської області