Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

29.12.2006. МОСКВА. «Московские новости»: «Узреть в едином миге. Какой след в религиях оставил 2006 год?»

Что есть год в истории, в жизни религий, существующих тысячелетия? Миг единый. Тем более если этот год — один из череды в эпоху глобализации, из вереницы не вполне еще осознанных перемен. Что мы видели, что запомнилось, чему стали свидетелями, участниками?
РПЦ и РПЦЗ
Сближение Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом происходит небыстро и негладко, однако неуклонно, и проект «Акта о каноническом общении» — результат длительной совместной работы комиссии Московского патриархата по диалогу с Русской зарубежной церковью и комиссии Русской зарубежной церкви по переговорам с Московским патриархатом. Документ уже одобрен священноначалием РПЦ и РПЦЗ. Сближение ветвей некогда единой Церкви, разделившейся в драматический период отечественной истории, — событие историческое, важное в общенациональном масштабе. Речь идет о преодолении серьезного разделения, началом которого во многом считается «Декларация», как еще называют Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя от 16/29 июля 1927 года митрополита Сергия. Послание касалось принципов церковной политики и стало отправной точкой фактически произошедшего раскола: прекращения канонического общения, административного разрыва. В принятых ныне документах сказано, что и тогда «Декларация» «расценивалась церковным народом как болезненный, трагический компромисс, но не как свободный голос Христовой Церкви». За время работы комиссий были подготовлены совместные документы, в том числе «Об отношении Православной церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям», «Об отношениях Церкви и государства». Завершением рассмотрения ряда тем, заявленных в дни визита в Москву Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра в мае 2004 года, стал документ «Об итогах совместной работы комиссий Московского патриархата и Русской зарубежной церкви». Мирянам уже сейчас предписано не смущаться, принимая причастие, будь то в храмах РПЦ или РПЦЗ.
Религии и демография
Уровень смертности в России за последние четыре года, по данным Всемирного банка, увеличился на 20% и является одним из самых высоких в мире. Борьба с абортами, которую активно ведет Русская православная церковь, не дает результатов: для простого воспроизведения населения женщина в среднем должна рожать двух детей, пока же суммарный коэффициент рождаемости намного ниже.
Европейские страны при высоком уровне потребления также не являются в этом смысле благополучными. Подобное происходит в то время, как население Земли растет — прогнозисты говорят, к концу XXI века оно удвоится, более того, в некоторых странах молодежь составляет 75% от всей численности населения. Как заявил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, нынешнее демографическое положение в России — следствие таких печальных констатаций, как «духовное неблагополучие нации, забвение высоких нравственных ценностей, утрата благоговения перед священным Божием даром жизни». Не потому ли и идея воскресений, которые проповедовал Грабовой, наделала такого шума? В здоровом обществе истерия по такому баснословному поводу вряд ли была бы возможна.
Попытки стимулировать рождаемость путем мизерных выплат натыкаются на возражения. Правда, некоторые специалисты полагают, что «в России найдется некая категория женщин, которая родит ребенка лишь для того, чтобы воспользоваться пособием».
Основы православной культуры: за и против
Перспективы введения основ православной культуры в школах, духовное окормление в армии. Аргументация у сторон, принимающих участие в обсуждении вопроса, можно ли вводить основы православной культуры в школе в качестве обязательного предмета, хорошо известна, многажды отточена в словесных баталиях и по сути остается прежней. Представители Церкви и сторонники таких уроков — депутаты, общественные деятели — говорят, что введение основ православной культуры повысит общий культурный уровень учащихся, что надо знать историю религии и детали одной из наиболее распространенных религий своей страны, что ничего плохого уж точно не будет, если ввести дисциплину. Ссылаются на опыт западных стран: во многих давно ведется преподавание сходных предметов. А у нас уже написан учебник. Противники ОПК — в их число традиционно входят представители других конфессий, и в особенности мусульмане, но также и атеисты или просто сторонники светского образования, как глава Министерства образования и науки Андрей Фурсенко, — напоминают: Россия — многонациональное государство, возможностей получить соответствующие знания у всех интересующихся достаточно, введение предмета будет ущемлением свободы вероисповедания. Тем временем школьница из Петербурга подает в суд на Министерство образования и науки, потому что считает, что вместо дарвиновской теории происхождения видов необходимо преподавать Библию, а в отдельных областях (например, Самарской) основы православной культуры вводятся в качестве так называемой «региональной компоненты». Основная проблема, связанная с введением этой дисциплины, как представляется, — вопрос преподавания. Этично ли возлагать подобную миссию на учителей, которые, как предполагается, пройдут необходимую дополнительную профессиональную подготовку в сжатые сроки? За счет каких предметов будет введена новая дисциплина, или она станет дополнительной нагрузкой?
Институт штатных полковых священников, о котором говорил ряд законотворческих инициатив, встречает примерно то же отношение: по словам главы Совета муфтиев Равиля Гайнутдинова, «это будет серьезный конфликт внутри самих Вооруженных сил». При этом отсутствие такого рода регулярного церковного института не отменяет возможности работы священника в войсках, но иногда ставит его в довольно трудное положение.
Мусульманская активность
В феврале нынешнего года разразился «карикатурный скандал» — в сентябре датская газета напечатала «сатирические комиксы» на Мохаммеда, через полгода сразу несколько европейских газет перепечатали их. Это повлекло выступления мусульман по всему миру против Дании, протесты, бойкот датских товаров, даже гибель людей. Происходящее отозвалось в России: вологодская газета «Наш регион» перепечатала рисунки, волгоградское издание «Городские вести» опубликовало карикатуру собственного художника под статьей, призывающей к примирению. Оба издания были закрыты, через некоторое время «Наш регион» вновь получил регистрацию, но обвинение в разжигании национальной розни с газеты не снято.
В сентябре в Регенсбургском университете (Германия) папа римский Бенедикт XVI выступил с лекцией для философов и теологов, она касалась теоретических вопросов: соотношения веры и разума, христианского взгляда на некоторые философские понятия. В числе прочего он заговорил о такой животрепещущей проблеме современности, как насилие во имя веры. Он дважды оговорился в своей речи, что цитирует византийского императора Мануила II Палеолога, слова которого были записаны неким ученым греком: «Покажи мне, что нового принес Мохаммед, и ты найдешь там только нечто злое и бесчеловечное, такое, как его приказ распространять мечом веру, которую он проповедовал». За эту цитату сомалийский шейх Абубакар Хассан Малин призвал мусульман всего мира «выследить и убить» папу Бенедикта XVI: «Кто бы ни оскорблял нашего пророка Мохаммеда, тот должен быть убит на месте ближайшим мусульманином» И далее: «Мы обращаемся ко всем исламским общинам мира с просьбой отомстить пустому критикану, называющему себя папой римским». Это лишь одно из целого потока выступлений. Более мирно настроенные мусульмане потребовали безоговорочных извинений. Послы двадцати двух мусульманских государств побывали в резиденции папы, где он выразил сожаление в связи с произошедшим: «Я хотел бы вновь подчеркнуть глубочайшее уважение, которое я испытываю по отношению к мусульманскому миру». Для того чтобы визит папы с миссией мира в Турцию прошел «без инцидентов», были предприняты поражающие воображение меры безопасности. Не известно, повлияет ли заявление папы на деятельность экстремистских мусульманских организаций, но сама ситуация свидетельствует о кардинальных сдвигах в мировом общественном религиозном сознании. Фактически мусульмане требуют полного пересмотра принятых на сегодняшний день норм свободы слова. И не встречают в этом никакого противостояния европейского общества: так, на одном из самых крупных телеканалов Великобритании в связи с «острыми дебатами в обществе о праве на ношение религиозных символов, высказываниями папы римского в адрес ислама, карикатурами на пророка Мохаммеда» телезрителей с Рождеством поздравит мусульманка в чадре с узкой прорезью для глаз. Из опасений, как бы не оскорбить чувства мусульман, в Европе не первый год изымают христианскую символику из обрядов рождественских праздников, в нынешнем году почти три четверти британских компаний отказываются от традиционных праздничных украшений из соображений политкорректности. Открытки выпускаются без всякого намека на религиозный смысл Рождества.
Во время визита в Турцию папа римский Бенедикт XVI называл Константинопольского патриарха Варфоломея вселенским, что вызвало новый виток напряжений. Это заявление имеет политический смысл и провоцирует опасения, что суверенитет Турции окажется под угрозой — Турция считает Константинопольскую патриархию турецким общественным институтом, и в заявлении официальных лиц говорится: «Мы не признаем экуменизм». Другим смыслом подобного титулования аналитики считают желание католиков видеть в Константинопольском патриархе фигуру, главенствующую в православном мире.
Таким образом, налицо противостояние, приобретающее характер не столько религиозного, сколько политического и цивилизационного. Для ряда стран ислам не просто «религия подавляющего большинства населения», но неотъемлемая часть внутри- и внешнеполитической жизни, определенные государственные установки. В Европе христианство, напротив, сдает позиции. В России происходят свои болезненные процессы. Цитата из речи византийского императора, которую папа привел в своей речи, оказалась поводом к разрастанию конфликта, хотя еще некоторое время назад она могла быть воспринята спокойно или, во всяком случае, не вызвала бы волнений по всему миру. Многие светские СМИ высказались в том смысле, что приводить подобные слова, не разделяя позиции их автора, неосторожно, или призывали папу к большей толерантности — если необходимо было подкрепление мысли о недопустимости распространения веры путем насилия, надо было взять пример из истории католической церкви.
Другие газеты вышли под заголовками: «Хватит извинений». Недоумение общественности вызывает вопрос: почему, хотя насилие не имеет отношения к истинной сути ислама, любое неосторожное высказывание на эту тему вызывает немедленную агрессивную реакцию?
Женское священство
В обществе, где религии играют заметную роль, людям необходимо некоторое религиоведческое противоядие. В противном случае вместо знающих существо своей религии верующих мы имеем дело с обществом также верующих, только неведомо во что, — тех, кто совмещает в своей личной «духовной жизни» трансцендентальную медитацию и Иисусову молитву, шаманские камлания и походы к гадалкам и астрологам. Для любого верующего, который придерживается традиционной религии, гибельность таких экспериментов очевидна, но многие именно в подобных, грозящих душевному здоровью стихийных совмещениях видят некую истину. Вера — это не только сумма догм или учение, но и культ, то есть регулярная практика, и не просто молитвенная, а образ жизни. В современном обществе смещаются базисные этические нормы. То, что еще несколько лет назад казалось непредставимым, становится обыденностью.

Впервые Епископальную церковь в США возглавила женщина: Катарина Джеффертс Шори, она не только посвятила себя пастырской деятельности, но и поддерживает «нетрадиционную сексуальную ориентацию среди священнослужителей». Поборники этого знаменательного события находят несомненное достоинство в расширении паствы, которая составляет 2,3 миллиона, за счет представителей сексуальных меньшинств. Другие свидетельствуют, что такое присоединение вызывает внутренний раскол церкви и отпадение от нее консервативно настроенных приверженцев. Еще в 2005 году пятничный намаз совершили две женщины — Амина Вадуд в Нью-Йорке и Аслима Алладдин-Маджид в Канаде — и эти новости произвели эффект взрыва, но события были недвусмысленно и жестко расценены как провокация и получили строгое осуждение мусульманских духовных лидеров. Женщины-священники в конгрегации Англиканской церкви в США и Канаде появились в 1976 году, но впервые женщина стала главой.
Летом нынешнего года восемь женщин после рукоположения, признанного католической церковью неканоническим, стали «священницами» — и это не первый случай. Такие рукоположения происходят всегда на борту кораблей, так как водная территория не подпадает под юрисдикцию диоцеза, что не мешает, впрочем, епископам отлучать «священниц» от церкви вместе с теми, кто рукополагал их или даже просто присутствовал на церемонии. Однако призывы ввести женское священство, отменить целибат — звучат, несмотря ни на что.
Религиозные ценности и права человека
Какие бы позиции ни занимал каждый из нас в отношении тех или иных вопросов, ясно, что традиционные религиозные ценности вступают в конфликт с современными, пусть разноречивыми, представлениями о правах человека. Об этом говорилось на X Всемирном Русском народном соборе «Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд», на котором была принята декларация «О правах и достоинстве человека». Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своем выступлении, озаглавленном «Права человека и нравственная ответственность», говорил о том, что «с 1991 года страны, образовавшиеся в результате распада Советского Союза, юридически закрепили права и свободы человека в качестве центральной нормы общественно-политических отношений. И сегодня этот выбор не ставится под сомнение. Напротив, политическое руководство и общественные лидеры постоянно подтверждают верность этим принципам». Но постепенно в концепции прав человека проглядывает нечто такое, что неприемлемо не только для верующего, но и для человека, воспитанного в традиционных представлениях о нравственности. Концепция приоритета прав человека над всеми нормами морали в сущности поддерживается государством, которое обладает средствами к принуждению человека одобрять или закрывать глаза на то, что он считает грехом. Люди не возражают против универсальных норм общежития, но универсальны ли права человека в качестве таких норм? Митрополит Кирилл так поставил вопрос: «Если, ссылаясь на права и свободы человека, мы раскрепощаем грех и не останавливаем проявления человеческой дикости, когда в центре Москвы, в Манеже, рубят иконы, проводят выставки «Осторожно религия!», а в других местах издеваются над чувствами верующих посредством карикатур, то почему мы удивляемся появлению людей, способных на убийства по национальному и религиозному признаку?»
Получают социальное одобрение неоднозначные, мягко говоря, модели поведения. По словам митрополита Кирилла, «резолюция, принятая в январе этого года Европарламентом, предписывает вести воспитание в школах в духе приятия гомосексуализма и даже фиксирует день в году, посвященный борьбе с гомофобией. Что же получается? Общество не просто призывается к уважению жизни определенного меньшинства, но ему также навязывается пропаганда гомосексуализма как некоей нормы».
От рассуждений о природе зла, в том числе социального, митрополит Кирилл выходит на вполне практические выводы, которые предложено реализовать в реальности современного общества: речь идет о законодательном отражении нравственных норм, разделяемых большинством общества. Речь идет также о необходимости ввести преподавание основ православной культуры в школе. В принятой «Декларации» сказано: «Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности, как вера, нравственность, святыни, Отечество». В совокупности такой подход диктует определенную политическую доктрину Церкви, которая находится в русле «Основ социальной концепции Русской православной церкви», принятых в 2000 году Архиерейским собором.
Действительно, приоритет прав человека над правами общества приводит к некоторой понятийной аберрации. Так, акция представителей сексуальных меньшинств в ноябре в Иерусалиме под названием «Парад гордости» была организована и проведена, несмотря на противодействие иудейской и христианской общин города, несравненно более многочисленных, чем количество «демонстрантов». Это свидетельствует о парадоксе современной демократии, при которой мнение большинства не учитывается или лишается социальной значимости из опасений, как бы его приятие не стало знаком тоталитаризма. Меньшинство становится правым уже потому, что оно меньшинство.
Эвтаназия
Вопрос о допустимости «врачебного» умерщвления тяжело больных людей тесно связан с вопросом о том, существует ли Бог. «Раз Бога нет, значит, все позволено», сказал Достоевский, а нам сейчас приходится констатировать, что теоретические обсуждения темы сделали возможным еще один «качественный скачок»: если раньше эвтаназия обосновывалась (и осуществлялась) в отношении тяжело больных взрослых или пожилых людей, то теперь Королевский Колледж педиатров и гинекологов (Лондон) выступил с заявлением о том, что «активная эвтаназия» расширяет «спектр возможных управленческих решений для самых тяжелобольных новорожденных». Эвтаназия «полезна», так как сокращает число абортов — мать может родить, а потом решать, жить ребенку с тяжелым пороком сердца, например, или не стоит. Профессора биоэтики приветствуют новую возможность развития событий, поскольку, если аборт по медицинским показаниям допустим на самых поздних сроках беременности, то и плод, «прошедший через родовые пути» и уже явившийся на свет, пока остается лишь плодом. Возможно, если пойти чуть дальше по этому логическому пути, окажется, что раз он не стал пока равноправным членом общества, то и человеком вообще пока не является, а стало быть, и самостоятельного права на жизнь у него нет — неотчуждаемого, основополагающего, фундаментального права, согласно Конвенции. Новое слово в этике, сказанное современными спартанцами, еще ждет своего осмысления. Только вот выводы из такого осмысления — вполне философского — будут, скорее всего, чисто практическими.
Гибель за веру
Трагическая гибель отца Андрея Николаева и его семьи — жены и троих детей, — которые в ночь с 1 на 2 декабря сгорели заживо в собственном доме в селе Прямухино, потрясла общество. Но не так чтобы очень. Эта шокирующая новость не во всех газетах попала на первую полосу, да и реакция Церкви отчего-то последовала не сразу. Как сообщают, дом был облит бензином и подожжен, входная дверь подперта, а на окнах были решетки. В селе осуществлялись попытки грабежа храма, священник охранял храм по ночам и неоднократно просил власти о помощи. В октябре незамеченным прошло сообщение о том, что отцу Андрею и его семье угрожают смертью. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил в Тверскую епархию соболезнование о гибели пастыря, на общем епархиальном собрании призвал молиться за погибших и сказал, что следует ждать результатов расследования. Он назвал событие «предупреждающим и очень серьезным знаком», который свидетельствует о том, что «есть и противники, и злые силы, которые пытаются помешать духовному возрождению нашей страны». Патриарх выразил надежду, что «правоохранительные органы проявят профессионализм и настойчивость в расследовании причин этого страшного преступления, а виновные получат заслуженное воздаяние».
Руководитель пресс-службы внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко заявил: «Если действительно был поджог, то это свидетельствует о нравственной одичалости людей, которые это совершили», и сказал, что власть должна содействовать восстановлению сельских храмов. Заместитель главы Отдела внешних церковных связей епископ Егорьевский Марк назвал отца Андрея Николаева «мучеником, борцом за правду Христову».
Священноначалие Тверской епархии проявило обеспокоенность стремлением средств массовой информации превратить трагедию в сенсацию, использовать непроверенные данные и огульно очернить жителей села Премухино, которые в ряде информационных сообщений были названы алкоголиками, покушавшимися на утварь храма. Новость оказалась поводом к очернению российского села вообще.
Лидеры традиционных конфессий России оказались единодушны в своей оценке произошедшего: в специальном заявлении Совета муфтиев трагедия названа «чудовищной»; сочувствие выразили Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России, представители католической, евангелически-лютеранской церквей. Семью священника хоронили сотни людей.
Практически каждый год гибнут и получают увечья священнослужители. В 1993 году в Оптиной пустыни были убиты иеромонах Василий (Рослянов) и иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев). В 1996 году в Чечне пропал без вести священник Анатолий Чистоусов, он был в плену, в лагере так называемого «департамента шариатской госбезопасности Чеченской Республики Ичкерия» в Старом Ачхое, его пытали и расстреляли. В 2005 году в Подмосковье был убит настоятель Вознесенской Давидовой пустыни, благочинный церквей Чеховского района Московской области архимандрит Герман. Многие трагические события в христианском мире, в отличие от исламского, к сожалению, не получают широкого общественного резонанса.
Василина ОРЛОВА