Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

19.12.2006. ДОНЕЦК. Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион: «Секты очень опасны, но борьба с ними — дело государства»

Православная Церковь на Украине не будет применять нетрадиционные методы борьбы за паству, в ближайшее время в кафедральном Свято-Преображенском соборе в Донецке возобновятся богослужения, а любимый поэт управляющего Донецкой епархии – Владимир Высоцкий. Об этом в интервью РИА «Новый Регион» рассказал митрополит Донецкий и Мариупольский Иларинон

- Как сегодня в Донецкой области идет восстановление храмов, разрушенных в советское время? Когда будет восстановлен кафедральный Свято-Преображенский собор?
Митрополит Иларион: По количеству приходов мы перешагнули уровень 1917 года. Если по статистике в областном центре до 1930 года было 8 храмов, то сейчас 43.
Много разрушенных церквей еще ждет своего восстановления. Нельзя все сделать сразу.
Что касается Свято-Преображенского собора, то построенный и покрытый куполом храм — это только 30 процентов работы. Предстоит еще много сделать. В храме будут резные, выполненные в барочном стиле иконостасы.
Я думаю, что если все будет, слава Богу, скоро можно будет говорить о частичном начале богослужения.
- Как в Донецкой епархии видят возможность преодоления церковного раскола на Украине?
Митрополит Иларион: Раскол — это очень болезненная проблема. Это уже третий раскол в истории Церкви.
Первый был еще в XI веке, когда христианство разделилось на католичество и Православие. Уже почти тысячу лет не можем соединиться. Но мы всегда осуждали со стороны Ватикана экспансию и прозелитизм по отношению к Православию.
Второй раскол связан с Брестской унией 1596 года, когда часть духовенства на Западной Украине перешла в юридическое подчинение Римского Папы, сохранив только обрядность. Православная Церковь никогда не признавала унию. Я помню, с какими нарушениями совершалась в начале 90-х годов прошлого века захваты православных храмов греко-католиками в западных областях.
Тогда же имел место третий автокефальный, филаретовский раскол. Кто-то думал, что можно так сделать. Это стало возможным благодаря поддержке людей, враждебно настроенных к России.
Трудно говорить о преодолении раскола. Государственным приказным путем это сделать не удастся. Единственный путь к спасению и соединению — это покаяние. Они должны возвратиться в лоно Православной Церкви.
- Собирается ли Православная Церковь использовать новые методы борьбы за паству? Не боитесь, что прихожан переманят секты?
Митрополит Иларион: Ну, допустим, соберу я тоже людей на площади, возьму оркестр, устрою песнопения. Разве это правильно? Буду ли я тогда православным? Мы никого за собой не возим, не заказываем транспорт, не платим денег, не раздаем гуманитарную помощь. Нельзя всегда бежать за новым.
Вот, мы увидели, что делает биоинженерия — некачественные продукты, биодобавки. Разве это вкусно?
Вы видели, что у нас было — привезли Папу. Миллионы людей собрались. Вот видно Папу, папомобиль, окружение. Есть ли там место для Христа? Нет, там только личность Папы.
В Православии сокрыта огромная духовная сила. Вот недавно у нас побывала икона, которая излечивает онкобольных, так эта маленькая иконка привела в движение всю область.
Да, секты очень опасны, но борьба с ними — это дело государства. Сама Церковь не может с ними бороться. Вот в России осудили иеговистов, а у нас нет. Вот они и множатся.
- Как вы стали священником? Ваша семья была верующей?
Митрополит Иларион: Я родился во Львове. Моя семья всегда была православной. Наши корни из Холмщины, которая после раздела территории перешла к Польше. В ходе насильственной депортации, когда в массовом порядке выселялись украинцы, родители оказались на территории Украины. Сначала они попали на Донбасс, а потом возвратились во Львов. В семье по линии бабушки были священнослужители. В прошлом году я ездил в Холм на церемонию прославления Холмских новомучеников. Среди них есть и мой прадед, который был убит поляками.
У нас не было особых знамений и шествий к Богу, но от пупка матери мы были связаны с Богом. В семье строго хранили православную веру. В годы атеистических гонений мы всегда ходили в церковь по глубокому убеждению. Большую роль в выборе моего пути сыграли приходские священники, которые крестили и воспитывали меня, но два человека оказали особенно сильное влияние. Это — моя бабушка и митрополит Львовский Николай, который 14 лет возглавлял кафедру. 19 лет я был на послушании, потом поступил в Одесскую духовную семинарию. В 1991 году был призван благочинным на Ивано-Франковскую кафедру. В следующем году переведен на Херсонскую кафедру, которую занимал четыре года. С 1996 года — на Донецкой кафедре.
- У вас есть любимые книги?
Митрополит Илларион : Вы знаете, для монаха любимые книги — это религиозная литература. Бывает, читаешь и светские книги — исторические и детективы. Вот недавно прочел детектив «Пелагея». Но на свободное чтение времени не хватает.
- Глава Донецкого облсовета Анатолий Близнюк как-то признался, что очень любит Высоцкого. А у вас есть любимые поэты ?
Митрополит Илларион : Правда? Высоцкого я тоже люблю. Мне нравится его стиль исполнения. Он смело заявлял, не молчал в то время, а говорил правду через песню. Я согласен, что он и сегодня актуален.
«Единое Отечество»