Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Василий Анисимов. Религиоведение как зеркало воинствующего атеизма

Религиоведение как зеркало воинствующего атеизма

К 15-летию секты безбожников
Полемические заметки

Василий Анисимов

Агония последнего реликта атеистического ГУЛАГа в Украине – отделения религиоведения Института философии НАНУ, – похоже, не на шутку затянулась. На всем постсоветском пространстве воинствующий атеизм давно уже разогнали, у нас же отставной козы барабанщиков пригрели при НАНУ, пестуют как живой памятник 70-летнего господства духовного тоталитаризма. Весь цвет неубиенного воинствующего атеистического религиоведения (А. Колодный, А. Саган, С. Здиорук и пр.) вошел в рабочую группу по вопросам свободы вероисповедания при Секретариате Президента Украины. Если бы Лаврентий Павлович Берия и Трофим Денисович Лысенко дожили до наших дней, то, несомненно, возглавили бы при Секретариате рабочие группы по правам человека и по генетике. Может, кто и удивится, но ведь у нас запросто совмещают несовместимое и в одной голове, и в государственных структурах.

О ножках и рожках
Сами религиоведы, судя по всему, давно потеряли ориентацию во времени и пространстве, запутались в количестве своих «пятилеток безбожия». Атеистическое религиоведение, то бишь «научный атеизм», у нас ныне именуется «академическим религиоведением». В главном религиоведческом издании «Религиозная панорама» (религиозно-аналитический журнал) №5 (68) за 2006 год, редактируемом заместителем директора Института философии, руководителем отделения религиоведения доктором философских наук А. Колодным, указывается: «Академическое религиоведение Украины отмечает свое пятнадцатилетие». В тексте же говорится о другой дате: «Академическая религиоведческая наука начинает в Украине свою историю с 1 июля 2001 года, когда в структуре Института философии им. Григория Сковороды было создано на автономных началах Отделение религиоведения». Так пять или пятнадцать? А может, 75? Ведь в «Религиоведческом словаре» в статье «История религиоведения в Украине» А. Колодный указывает на создание еще в 1931 году антирелигиозного сектора в структуре Института философии и природоведения, а также на выпуск журнала «Безвірник». А еще справедливее – отмечать 85-летие: именно в 1921 году Дзержинский предложил поручить борьбу с Церковью ВЧК. Тогда произошло соединение идеологов с карателями. Вот откуда растут и ножки, и рожки наших академических религиоведов.
В юбилейном материале не без гордости говорится: за 10 лет Отделением религиоведения «опубликовано более 250 монографий, научных сборников, брошюр и журналов, сотрудниками – больше 600 научных статей и тезисов. Среди наших достижений: «Академическое религиоведение» (К., 2005), «История религии в Украине» (К., 1999), «Религиоведческий словарь» (К., 1996), шесть томов десятитомника «История религии в Украине», десять выпусков ежегодника «Религиозная свобода», 38 – бюллетеней «Украинское религиоведение» и т.д. Дух перехватывает, кровь в жилах стынет.
Если люди, считающие Христа Спасителя мистификацией, Святой Дух зооморфизмом и т.д. (См. «Религиоведческий словарь»), написали такую прорву «трудов», по сути, возродив приснопамятную антирелигиозную пропаганду и агитацию, то бедные религии Украины, бедные верующие! То, что отцы религиоведов недовытоптали, сами дотопчут!
Причем конторка-то оказывается вполне самодостаточной, дважды автокефальной: независимой ни от религии, ни от науки (ведения). «Институция, вещают религиоведы, фактически является единственным научным подразделением в Украине по специальности. Она имеет свой Ученый Совет, Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, координационный совет, свою научно-исследовательскую проблематику, свои научные связи…» Религиоведствует сама с собою, имеет 6 «докторов» наук (каких?), 12 кандидатов, еще 4 трудятся в «докторантуре», а 10 «молодых исследователей» учатся в аспирантуре.

Кто есть «ху»?
Впрочем, обратимся к сугубо «научным» трудам наших «академических» религиоведов – последним выпускам «Религиозной панорамы». Тем более что есть повод. Если раньше А. Колодный лишь клеветал и хулил Украинскую Православную Церковь, ее священноначалие, то теперь перешел и на журналистов.
«Голословность, ехидность, желчность, брань, поверхностность – это характеризует писания пресс-секретаря Московско-Православной Церкви Украины Василия Анисимова в отношении Отделения религиоведения и его сотрудников. Именно так давно оценивают их многие читатели нашего издания. Они обращаются к нам с претензиею, почему мы уже столько времени на них не реагируем. Сразу признаемся, что, жалея напрасно тратить время, их просто не читаем. Ведь надо читать что-то разумное, а не какую-то там дурню». Нечего сказать, хлестко, научно, академично. Но возникает вопрос: зловредный Анисимов, 25 лет публикуясь в центральной прессе, ни разу и ни одной строки не напечатал ни в атеистическом, ни в религиоведческом издании, в том числе и в «Религиозной панораме». Спрашивается, каким образом и «з якого переляку» читатели последней могут оценивать его «писания», да еще и обращаться к Колодному с претензией? Ведь полемика – это не академическое религиоведение и не философия Института Сковороды: в ней нужно придерживаться хотя бы элементарной логики. Во-вторых, почему А. Колодный, не читая всякую «дурню», соглашается с тем, что она голословная, ехидная, желчная, бранная и т.д.? Более того, он оказывается глубоким знатоком биографии, источников доходов и стиля автора этой «дурни». Вещает, что в советское время Анисимову платили одни, и он «писал по-комсомольски», сейчас гроши платит «московская Церковь», и он пишет по-другому, но до сих пор «не избавился от когда-то присущего ему компартийного стиля и принципов мышления, когда лишь одна идеология признавалась единоистинною». Если ветеран Компартии и савонарола ленинизма Колодный изобличает журналиста, никогда не состоявшего ни в одной партии, в компартийстве – не забавно ли это звучит? Еще и наглости хватает сравнивать журналистскую работу с научно-атеистической. Чем занимались журналисты «Комсомольского знамени» – «Независимости», крупнейшего перестроечного издания Украины с полуторамиллионным тиражом? Отстаивали гласность, свободу, демократию, прошли Чернобыль, «горячие точки» Союза, гибли от рук мафии в Киеве и регионах. Эта газета оказалась единственным общеукраинским изданием, с первого дня путча выступившая против ГКЧК и призвавшая народ к сопротивлению. Это, кстати, отмечено специальным постановлением Верховной Рады, принятым по инициативе Вячеслава Черновола, друга газеты. А чем занимались в эти дни воинствующие атеисты и прочие любители «давить демократию танками»? Уж не списки ли на аресты демократов составляли?
Любопытно, что деньги, арестованные на счетах запрещенной после путча Компартии, решили отдать структурам, выступившим против путча, в том числе и газете «Независимость». Однако тогдашний Голова Верховной Рады Леонид Кравчук и тогдашний председатель Совмина Витольд Фокин перечислили их более надежному партнеру – «товарищу Антонову» (Филарету), который успел поблагодарить родную власть за полученные 31 млн. компартийных рублей. Если учесть, что Филарет прихватил еще и 4 млрд. крб. УПЦ (финансов верующих того же Экзархата «московской церкви») и в этой «прихватизации» вместе с КГБ и нардепами самое непосредственное участие принял Анатолий Колодный (он в первых рядах на видеозаписях преступного сходняка июня 1992 года, объявившего изгнанного из Церкви Филарета «правопреемником» всего имущества и средств УПЦ), то становится очевидным то, что воинствующие религиоведы во главе с Колодным, которые кучкуются и кормятся вокруг анафемы уже пятнадцать лет, жируют на средства и «московской церкви», и Компартии. Сейчас КПУ, добившись отмены решения о запрете, собирается разобраться, а на что же пошли экспроприированные у нее финансы, в том числе и утекшие к Филарету? Так что А. Колодному недолго осталось есть у Филарета ананасы и жевать рябчиков. Пора Анатолию Николаевичу спускаться в погреб, доставать спрятанный в ленинском ПСС партбилет и чухать на ковер, на суд родной рабоче-крестьянской партии. Думаю, за все свои совместные с Филаретом аферы, перегибы, уклоны, предательства, а также за оппортунизм, ревизионизм и т.д. уже «строгачем» в учетную карточку вряд ли отделается, придется партбилет на стол класть.
А. Колодный признает, что в его отделении трудится один сотрудник бывшего института атеизма, а остальные, мол, «нетутэшние». А откуда же они взялись, из какого гнезда выпали, коли все – воинствующие атеисты, лба никто перекрестить не может. Хоть бы для смеха завели бы на все отделение религиоведения одного верующего человека. А то всю страну религии учат, а в Бога-то никто и не верует. Сам Колодный, оказывается, до работы в институте трудился в Житомире и Черновцах. А что он там делал? Может, сеял научное, доброе вечное? Нет же, боролся с религией, пропагандировал атеизм, преследовал православных верующих. За это партия его и кормила. Сегодня за ту же работу Колодного и его со-трутников кормит уже украинская держава и многочисленные антиправославные секты и фонды, которые спонсируют «научную» деятельность подколодной религиоведческой братии.

Азбука религиоведения
Сегодня некоторые высокопоставленные чиновники, в частности заместитель мэра столицы Виталий Журавский, считают, что прочитанный для учителей курс религиоведения позволит им качественно преподавать религиозные дисциплины в школе. Чему же научат религиоведы учителей?
Сделаем такую выборку на основе «Религиозной панорамы».
Во-первых, ненависти к Украинской Православной Церкви. А. Колодный не находит «оснований считать ее украинской». «Переход на украинский язык богослужения еще не делает ее такой», утверждает он, поскольку она «по своей структуре остается отражением Московского патриархата с его жестокой монархической формой правления». УПЦ не уважает «соборноправность и демократичность», присущие украинскому Православию, пребывает в «неуважении ко всему духовно другому», «со служением обряду и календарем русско-православной общности» («РП» № 5 за 2006, с. 48). Поэтому главный атеист Украины, а с ним и все «академическое религиоведение» именуют тысячелетнюю крупнейшую Церковь страны не иначе, как Московско-Православной Церковью в Украине. К «национальным» же религиям Украины относят РУН-веру, огнепоклонников и т.д. «Собственно украинскими церквами» объявлены униаты и, естественно, филаретовцы.
Список «преступлений» УПЦ перед украинским народом, распространяемый религиоведами, очень длинный, поэтому в качестве примера приведем лишь основные. Эта «церковь-домовына» довела украинцев до полной деградации, можно сказать, скотского состояния. «Они забыли даже свою этническую принадлежность», пишет Колодный. «Когда украинцев спрашивали: кто вы? То они тупо отвечали: мы – православные». При этом он ссылается на поэта Владимира Сосюру. По Колодному, УПЦ утверждает, что Украина – «окраина какой-то Восточно-славянской общности», «что такого народа, как украинский не существует», «что Юг и Восток Украины не являются украинскими землями», «что такого языка, как украинский, не существует», «что это язык не сакральный, а базарный». (Там же, с. 47). Она «глумится над исторической памятью украинцев» (с. 11), «следует своим колонизаторским позициям, что наследовали оригинальный фашизм Московских светских властей» (с. 13), хочет «прокрутить историю назад и возродить российскую царскую империю» (№6, с. 12), «развернула информационную войну на Крымском полуострове против собственно украинских церквей – УГКЦ и УПЦ-КП» (№7, с. 3); «вместе с политиками Востока и Юга объявила войну украинскому языку», (№7, с. 5), в Черновцах уничтожает живую природу и «в сердце камень носит» (№7, с. 17), «путинская администрация использует РПЦ на нашей территории как способ пропаганды российской державной стратегии» («РП» №5, с. 7), «Российский православный фашизм очень коварный. Его не сравнить с немецким, который открыто шел на захваты. Тут мы имеем коварную и тихую сапу» («РП» №6) и т.д. и т.п.
Этот антиправославный мусоросборник, смесь клеветы и тупости, издаваемый «докторами философских наук» из Института философии Национальной академии наук, можно цитировать и цитировать. Вот она какая нынче «академическая наука». Поражает другое: авторы – престарелые коммуно-атеисты – всю сознательную жизнь себя под Лениным чистили, чтобы плыть в революцию дальше. А. Колодный, судя по всему, Библию только по классикам и учил. Да и мечтал всю жизнь, как верный ленинец, быть похороненным у кремлевской стены, поближе к своему духовному вождю и учителю. Откуда же такая ненависть к Первопрестольной, сердцу мировой революции? Видимо, мстит своей духовной родине за отречение от научного атеизма, который в России выбросили на помойку истории.

Родовые пятна религиоведов
Второе, чему учат религиоведы, это кощунственное глумление над православными святынями. «Православная Церковь Киевского Патриархата, – пишет Колодный, – решила не отставать от Московского, который возит по Украине то какие-то чудотворные иконы, а то кусочки мощей какого-то там святого – то ли голову, то ли ноги (бедные люди: им и после смерти лежать не дают)» («РП» № 4, с. 11). «Можно спокойно воспринимать поклонение нетленным мощам святых, если они целые, не разодранными на куски – на голову, руки, ноги, ногти, волосы. Если же их возят отдельными частями, то встает вопрос, а где остальное, ибо оно тоже есть святым, но почему-то его отдельно не возят. Или его стыдно возить? Есть ли предел этому издевательству? … Жаль Предтечу, что его мощи так разодрали» («РП» №6, с. 19). Как нетрудно догадаться, это продолжение мерзких традиций Емельяна Ярославского и журнала «Безбожник» по разоблачению святынь, уже, правда, с сексуальным уклоном. Так дряхлеющий научный атеизм, задрав штаны, бежит за молодежью.
По учению Колодного, православные верующие в отличие от протестантских никак не хотят идти «прямою дорогою до Бога», путем личного общения с ним в молитвах. «Они придумывают разных посредников, заступников, которым потом молятся больше, чем Богу-Отцу или Иисусу Христу. Это православное язычество особенно характерно для Церкви Московского Патриархата. Среди ее святых скоро будут чуть ли не все русские цари, военачальники, а еще и юродивые появляются. Такой была, в частности, и юродивая матушка Алипия (в миру – Агапия Тихоновна Авдеева), которая жила в заброшенной хате в Голосеево, где и умерла в 1998 году. Ее могила на Лесном кладбище стала местом проповедничества кликуш и доверчивого паломничества кое-кого из православных. Может таким способом те, которые творили культ Алипии, легко зарабатывали средства для существования у слепо доверчивых» («РП» № 6, с. 36). Освящение мест Колодный считает «игрой в языческие обряды» и не советует заниматься этим даже своим братьям-филаретовцам («РП» №.4, с. 26). Язвит по поводу религиозности украинцев: «В дни страстной седмицы украинцы находят дела поважнее молитв. Большинство из них каяться в каких-то там грехах не собирается. Когда об этом спросили у политиков, то сложилось впечатление, что они вообще не понимают, о чем идет речь. И это при том, что многие из них, следуя моде, святят свои авто и рабочие кабинеты, даже иконы держат в офисах» («РП» №4, с. 52). Конечно, если бы не «мода», у нас все поголовно были бы атеистами!

Враги, опять враги!
Третье направление научной деятельности наших религиоведов – это изобличение непатриотов, русофобия, и, конечно же, антисемитизм.
Присутствие «неукраиномовного» нового мэра Л. Черновецкого на панихиде по Тарасу Шевченко подается религиоведами как «надругательство над памятью совести Украины» («РП» №5, с. 64). Через две страницы указывается, что у Филарета «позиция выдающегося патриота Украины», а «Черновецкий, как и Сабодан, – не патриоты». Колодный высмеивает «украинскость» Блаженнейшего Митрополита Владимира, который «удивительно влюблен в украинские древности, Кобзаря и т.д.». Он считает, что митрополит должен возрождать украинское православие таким, каким оно было до 1686 года (до воссоединения с РПЦ). «А то, что кто-то что-то там коллекционирует, еще ни о чем не говорит. В Киеве есть ученый, который коллекционирует нэцкэ, но из-за этого он японцем не становится» («РП» №4, с. 48). Архиепископ Львовский и Галицкий Августин, по Колодному, враг Украины, поскольку белорус: «Лукашенковскую денационализованность Белоруссии архиепископ Львовский УПЦ МП Августин пытается реализовать и в Украине». Более того, он какой-то неполноценный: «Наверное, белорусскость (думаю, точнее сказать, русскость) пана Маркевича не дает ему возможности уяснить…» («РП» №4 с. 46-47).
Критерии вполне расистские. А сам-то Колодный кто по национальности будет? Чует мое сердце, что украинец он лишь по паспорту. А жена Л. Филиппович тоже религиовед? Ее-то национальность дает ей возможность уяснить, за кого замуж вышла? Вообще это любопытная особенность наших религиоведов: брать на себя функции, определяющие, кто больше, кто меньше патриот, в какой конфессии какой уровень украинскости. Это свойственно не только Колодному, но и Здиоруку, и Сагану, и Степовику, и их поэтической музе – религиоведчице Кларе Гудзик из марчуковской газеты «День». Этакие патриотомерчики и украиномерчики: их можно, как градусник, под мышку или еще куда запихивать для определения температуры патриотизма и украинства в человеке (или организации). Если зашкалит – ну, полный религиовед!
Я, кстати, еще лет пятнадцать назад писал о том, что если поскрести всякого брызжущего слюной патриотомера, то без труда обнаружишь либо компартийного оборотня, либо обыкновенного гебистского стукача. Наши религиоведы органично соединяют в себе оба начала: научные атеисты рука об руку, щека к щеке с чекистами душили Церковь в УССР. И это трогательное единство сохраняют до сих пор. В цитадели воинствующего религиоведения Украины – Госкомитете по делам религий, который был упразднен лишь в прошлом году, – одним из заместителей председателя всегда был штатный офицер или даже генерал КГБ, а потом СБУ.
Если взять исторический тип украинца, описанный Грушевским или Яворницким, то ни один наш религиовед, как его ни верти, под эти описания не подходит: то уши, то нос, но глаза не те. Ну и само собой, – ментальность. Доказано, что украинец в принципе не может быть атеистом (атеизм у него отторгается еще на генном уровне). Так что религиоведам, и прежде всего Анатолию Колодному, надо внимательно пересмотреть свою родословную. А то ведь бывает так, что человек убедил себя, будто он правоверный украинец, и не может понять, почему, например, его тянет поклоняться крокодилам. А изучил родословную – и уразумел, что он негр, а в Африке традиционно поклоняются рептилиям.
Не меньше, чем москалям, от религиоведов достается евреям, которые и ныне развращают украинский народ. «Исследование израильских реклам и прессы засвидетельствовало, что они не особенно стремятся использовать в своих деяниях секс как способ поднятия имиджа. Так лишь 4% телепередач обращаются с рекламной целью к каким-нибудь элементам поведения, которые имеют какое-то отношение к сексу. Часто сексуальные проявления ограничиваются достаточно невинными поцелуями и объятиями. Поучиться бы этому и многому другому евреям-редакторам газет-массовок Украины, телепередач, ибо вопреки такой черте украинской ментальности, как девственность, именно эти редакторы стремятся всеми способами кормить украинцев тем, что противоречит их духовности. Одновременно отметим, что в еврейской периодике Украины, адресованной еврейскому читателю, отсутствуют какие-либо проявления секс-рекламы. Этого избегают и собственно украинские издания. Поэтому надо иметь голову на плечах, а не действовать против «комиссии Томенко», как недавно кое-кто реагировал на законные требования украинцев к неукраинским массовкам перестать морально развращать украинский люд» («РП» №5, с. 22).
«Обрусению украинцев, отстаиванию идеи государственного двуязычия, возвращению к союзу с Россией и Белоруссией служат газеты «2000», «Сегодня», другие украинонередактируемые (!) газеты и журналы. Даже в газете «По-украински» какой-то Кац обеспокоенность Н. Жулинского состоянием украинской культуры сопровождает словами Шопенгауэра «Патриотизм – последние пристанище подлеца», сравнивает украинский патриотизм с «осужденным мировой общественностью фашизмом». Удивительно то, что в Украине активными защитниками русского языка являются еврейские авторы, которые почему-то при этом, ссылаясь на Европейские законы, не болеют за язык коренного народа страны их проживания, за его сохранение и культивирование в Украине. Поэтому позиция кацов становится украинофобной». («РП» №6, с. 12).
Даже не всякая бульварная газетенка каких-нибудь отморозков-самоедов рискнет публиковать такие пассажи о евреях-развращенцах и кацах-украинофобах, а вот академическое религиоведение – запросто. Причем из номера в номер, годами. Любопытно, читает ли Мирослав Попович, директор Института философии НАН Украины, опусы своего заместителя. Много ли здесь «философии» и какой?

О политкорректности
Следующим «пунктиком» религиоведов можно назвать крайнюю заангажированность и стремление к политизации религиозной жизни. «В оранжевой революции определилось две линии – подхалимско-угодливая В. Ющенко, который даже называл Кучму своим батьком, а потому все кучменята являются его братьями, и ультрареволюционная Ю. Тимошенко. Миролюбие Ющенко к тем, кто, по его словам, как бандиты, должны сидеть в тюрьмах, кто якобы собирался отравить его, привела к тому, что и в стане Московской Церкви подняли хвост те, которые за сепаратистские действия и фальсификацию должны быть арестованы. Президент ходит на соборование к настоятелю Киево-Печерского монастыря владыке Павлу, который был вдохновителем провластных акций из Киево-Печерской Лавры в пользу Януковича в дни президентских выборов. Из-за своего угодничества Ющенко оказался неспособным откинуть старую кучмовско-московскую эпоху, возглавить национально-демократические силы в их стремлении завершить процесс национального возрождения, в желании утвердить в национальном бытии собственно Украинские Церкви… Тимошенко если не сразу, то вскоре станет в Украине персоной номер один… В любой ипостаси Юлия Владимировна после выборов «фатально» начнет следующий виток освободительного движения, который с каждым шагом будет удалять нас от сказившегося в своей ненависти к Украине «старшего брата». («РП» №4, с. 53). Толерантность религиоведов так и плещет через край. Или вот погромщик православных храмов Червоний был назначен Ющенко губернатором Ровенской области. Естественно, всю хозяйственную работу завалил: бить не строить. Даже «Наша Украина» потребовала его снятия за «дискредитацию Президента». Ющенко долго не решался, но, наконец, премьер-министр Юрий Ехануров поехал снимать неумеху. Колодный же и тут со своими пятью копейками. Оказывается, Еханурову все «чуждо, что делал для утверждения в области Киевского патриарха» Червоний, поскольку премьер, «а особенно его супруга» показывают «свою склонность к Церкви Московского Патриархата» («РП» №6, с. 13). Городской суд Ровно решил одно из дел в пользу православной общины – тут же «наезд» Колодного, который советует судье обратиться к положениям Римского права, чтобы найти более убедительные оправдания своему коварному «замыслу»: «способствовать сохранению на Волыни приходов Московской Церкви». («РП» №5, с. 7) Есть ли в Украине большее преступление?

Попам – тюрьмы!
Очень забавной выглядит пиар-кампания религиоведов по привлечению к уголовной ответственности священников и епископов, из чьих храмов украли иконы или чьи храмы сгорели. «Доколе? Такой вопрос появляется сразу, когда читаешь в газетах о новом ограблении храмов, о краже из них драгоценных вещей или об уничтожении церковного добра еще одним пожаром в церкви. На этот раз обокрали православную церковь в Великих Мостах на Львовщине. Наше издание уже поднимало вопрос о судебной ответственности епархиальных владык и священнослужителей храмов. Можно же поставить преграду этому варварству, а они проявляют тупое равнодушие, затягивают. А может, таким образом прячут следы краж, ведь откуда-то берутся сотни тех икон, которые время от времени ловят на границе таможенники» («РП» №4, с. 2). «Еще одна церковь сгорела на Буковине. Она принадлежала УПЦ МП. Храму более ста лет. Пожар списывают на строителей, которые, делая ремонт в деревянной церкви, подогревали олифу на газовой плите. Сколько же святынь будет гореть на Буковине?» («РП» №4, с. 12).
С чего бы это А. Колодному так вдруг обеспокоиться судьбой икон и церквей? Все его книги, в том числе и «Атеизм – познанная истина», пропитаны ненавистью и к религии, и к иконам, и к церквам. Только в Киеве воинствующие атеисты разрушили 145 православных храмов. После закрытия Лавры иконами дороги устилали, печи топили. Большего вора, грабителя и разрушителя православных святынь, чем атеистическое государство, идеологами которого были и остаются наши религиоведы, мир не видывал. Ни один пожар, ни одна война или землетрясение столько храмов не уничтожили (по данным комиссии А. Яковлева, в СССР было уничтожено 100 тысяч церквей). В Украине, по отчетам Леонида Кравчука, только с 1981 по 1987 год было закрыто, перепрофилировано под культурно-хозяйственные нужды 893 храма. В это время Анатолий Колодный был уже «большим ученым», насаждал воинствующий атеизм в разных областях Украины, в том же Житомире и Черновцах. Сколько храмов было закрыто, разорено и разрушено с его участием на той же Буковине? Может, Анатолию Николаевичу поднапрячь память и припомнить, что уполномоченные делали с иконами, церковной утварью из этих храмов? Да и к уголовной ответственности привлечь за уничтожение национального достояния. А то у религиоведов, куда ни кинь, всюду священнослужители виноваты. И 85, и 75, и 40, и 15 лет назад, и сейчас. У них какое-то маниакальное стремление посадить служителей культа по любому поводу. Священник не за решеткой для них – нонсенс.
Священнослужителей преследовали за то, что не хотели признавать атеизм как истину, защищали свои многовековые храмы. Их тысячами казнили по решениям троек, сотнями тысяч отправляли в Сибирь. Священнические роды выжигали каленым железом. Священномученик митрополит Киевский Константин (Дьяков) был из вдовых священников, вступил на кафедру в 1934 году, после гибели пяти его предшественников. У него была замужняя дочь. Не только старого больного митрополита, но и всю семью репрессировали, причем изуверски: сначала казнили зятя, затем дочь, наконец, самого убили во время допроса в Лукьяновской тюрьме. Потомков священнослужителей как детей врагов народа обезличивали, меняли фамилии, «распыливали» по детдомам и макаренковским колониям, где из них ковали поколение нового светлого атеистического будущего. Репрессированы были миллионы украинцев, и это был геноцид, поскольку преследовали лишь по одному признаку: веры в Бога. И репрессии продолжались до перестройки. Студент Михаил Литвиненко (ныне знаменитый регент митрополичьего хора) в 1947 году на суде сказал, что «верил и будет верить в Бога». Только за это обвинитель потребовал для мальчишки высшую меру наказания! И пошел он по ГУЛАГу. Освобожден при Хрущеве, но с поражением в правах, снова десятилетия скитаний. Архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим за проповедь, т.е. за «антисоветскую агитацию и пропаганду», получил шесть лет при Андропове, был освобожден уже при Горбачеве.
Воинствующий советский атеизм, знамя которого так гордо несут в Украине колодные, здиоруки, саганы и примкнувшая к ним Гудзик – это не европейское философствующее безбожие, а преступление против человечности, человеконенавистническая идеология и практика, жертвами которых стали миллионы православных, и он должен быть осужден, как фашизм на Нюрнбергском процессе. Руки религиоведов по локоть в крови. И в какие бы шаровары поверх галифе наши религиоведы ни рядились, какие бы патетические, патриотические речи сегодня ни произносили, они должны предстать перед судом истории. Кровавый террор, изломанные судьбы миллионов – это и есть истинная история научного атеизма, то бишь, «академического религиоведения» в Украине.
Чем объясняется эта вакханалия, непримиримая борьба наших религиоведов с Украинкой Православной Церковью длиною в последние 15 лет? Только тем, чтобы скрыть свои преступления, переврать историю, заморочить голову общественности, доказать, что репрессированная Церковь достойна была репрессий. Не зря, мол, религиоведы в советское время трудились! Оказывается, это не Колодный и присные выращивали в Украине денационализированную «новую историческую общность – советский народ», краеугольным камнем которой был «научный атеизм», денационализацией украинцев, по Колодному, занималась Православная Церковь, причем с 17 века. Почему не с 13-го, когда кафедра Киевских митрополитов была перенесена в сегодняшнюю Россию?
Не ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ с «товарищами Антоновыми» и колодными занимались физическим и духовным насилием над народом Украины, «насильницей» опять же объявлена Православная Церковь. Хотя за тысячу лет она никого не убила, ничего не разрушила, а только созидала, возводила, была со своим народом во всех невзгодах и первая шла с ним на плаху. Но у религиоведов «своя» концепция – церковноборческая.

Давить и не пущать!
Чем еще примечателен религиоведческий «катехизис»? Пропагандой сект, стремлением доказать, что светочи украинской культуры (например, Иван Франко) были людьми нецерковными, в Бога не веровали, ну, и, конечно же, провокациями. Скажем, на Всемирном русском соборе, крупнейшем международном форуме, в этом году рассматривалась концепция религиозных прав человека. Она отличается от прав человека секулярной Европы тем, что учитывает традиционные религиозные ценности, отвергающие эвтаназию, однополые браки и т.д. Собор призвал связать права человека с ответственностью за жизнь и учитывать это в строительстве общеевропейского дома. Эта концепция не православная, а именно религиозная, ее поддержали мусульманские, протестантские, иудейские деятели из многих стран мира, принимавших участие в форуме. Полную солидарность с ее положениями выразил Ватикан устами Римского папы. Выступивший на форуме архиепископ Львовский и Галицкий Августин высоко оценил концепцию религиозных прав человека и сравнил православных Украины с «отрядом», который готов ее отстаивать. Наши религиоведы, которые, естественно, являются маргиналами в общеевропейской религиозно-общественной мысли (из-за своего примитивного научно-атеистического уровня понимания религии они просто никому не интересны и не нужны), услышали звон, но даже не поняли, о чем он. Колодный разразился статьей «УПЦ МП – отряд России в Украине», где навешал на УПЦ штатный набор собак, от «пятой колонны» до украинофобии. Нашел повод для травли. Бездарно, подло, глупо. С таким же основанием в «пятую колонну» России он мог зачислить и всю Римско-католическую Церковь. Такое вот у нас «религиоведение».
Я пролистал лишь три номера журнала «Религиозная панорама». Утомительное занятие. Можно еще долго разбирать глупости, несуразности, некомпетентность наших религиоведов. (Колодный, например, называет известного современного религиозного деятеля митрополита Кирилла «Фроловым», хотя председатель ОВЦС Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и российский церковный публицист Кирилл Фролов – разные люди). Но, думается, с «научностью», «компетентностью» здесь и так все ясно.
И вот все это в виде «знаний о религиях» натягивают на уши нашим бедным студентам, а теперь еще станут натягивать и учителям, которые понесут всю эту ахинею в ученические массы. Сами же религиоведы в каждом номере поднимают целую бучу против преподавания религиозных дисциплин в школах. Публикуют открытые письма Президенту с протестами («РП» №5. с.2), не брезгуют даже «бульварной» аргументацией. «Христианское воспитание, которое получил в своей семье Андрей Ющенко – сын Президента, оказалось малоэффективным. Он уже трижды подводит отца, совершив в этот раз, как пишут, вместе со своим водителем избиение бориспольского прокурора Александра Кузовкина и даже нанеся ему огнестрельное ранение. Поэтому распоряжения В. Ющенко о введении в школах христианской этики будет скорее всего таким же результативным». («РП» №5, с.4). «Наезжают» и на братьев-филаретовцев. Вот какой-то филаретовский лжесвященник обвиняется в развращении малолетней. Колодный подает такой комментарий: «Священник из Кременца Церкви Киевского Патриархата обвиняется в развращении 15-летней девочки. С целью «замять» дело он предлагает ее матери большие деньги, нашел «понимание» у правоохранителей. Хотя патриарх Филарет своим постановлением запретил священнику проводить богослужения, он продолжает править в церкви. Гляди еще и пойдет в государственную школу преподавать христианскую этику, на чем настаивает группа так называемых традиционных церквей, и о такой возможности говорил патриарх Филарет в своем радиовыступлении 20 июня. Сам факт свидетельствует, что разговоры о христианской морали имеют нулевой эффект, хоть эта мораль преподавалась этому священнику в духовной семинарии» («РП» №6, с. 11).

О происхождении религиоведов
С чем можно согласиться, так это с утверждением Анатолия Николаевича Колодного, что наше религиоведение – феноменальное. Аналогов ему в мире, действительно, нет. Покойный Мстислав Скрыпник, племянник Симона Петлюры, «патриарх УАПЦ», вернувшийся в Украину после 70-летней иммиграции, был в ужасе от общения с религиоведами. Кстати, с тем же А. Колодным. Он вообще не понял, что это за люди: прожив жизнь в Европе и США, он таких никогда не видывал и не слыхивал. Воинствующие безбожники, чье богоборчество – профессия! Бессмысленная, бесполезная и, по сути своей, глубоко антинародная.
Есть несколько версий их происхождения. Первая – материалистическая, она основана на знаменитой работе Фридриха Энгельса «О происхождении семьи, частной собственности и государства». Согласно этой гипотезе, религиоведы произошли от некой сознательной и прогрессивной обезьяны из Южной Абиссинии, начитавшейся Людвига Фейербаха во время долгих муссонных дождей. Говорят, отсюда и их генетическая ненависть к Православию, поскольку местные жители-христиане прогоняли обезьян, не давая им поедать рассаду овощей и молодые побеги зерновых на своих огородах. Затем она прошла большой и славный эволюционный путь, рыскала по Европе, где и встретилась с призраком коммунизма. Их потомки, благодаря революционному движению, распространились по многим странам. У этой гипотезы есть немало противников. В частности, некоторые утверждают, что в Абиссинии дожди никогда не бывают долгими, поэтому ничего фундаментального обезьяна изучить не могла, была полуграмотной, что и позволило ей в дальнейшем слиться с невежественными восставшими массами (См. исследование Ортеги-и-Гассета «Восстание масс»).
Вторая гипотеза происхождения воинствующих религиоведов связана с рассекречиванием архивов спецслужб тоталитарных государств, которые вели исследования по изменению природы человека. Она гласит, что атеистические религиоведы произошли от особого вида сперматозоидов, выведенного в секретных лабораториях Киевского филиала Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС. Работы, разумеется, курировало КГБ. Их цель заключалась в том, чтобы вывести породу людей, которые безболезненно, как птичий грипп, мутируют в любой общественно-политической среде, мимикрируют, при этом сохраняя неповрежденным лишь один ген воинствующего атеизма. Его они должны сохранить и передать грядущим поколениям в надежде на возрождение новой эпохи тотального мирового атеизма. Поэтому религиоведы пресмыкаются при любых режимах, всегда ползут в президиум. Им все равно, за что бороться – мировую революцию, коммунизм, советскую родину, независимую Украину, интернационализм, национализм и т.д., главное, чтобы эта борьба была атеистической. Такие у них гены. Эта точка зрения весьма распространена среди религиозной общественности. Поэтому церковные иерархи, богословы очень редко обращают внимание на вой религиоведов. О чем можно спорить и в чем можно обвинить заблудившуюся хромосому, даже если она доктор философских наук академического института?
Православные братства считают религиоведов «каиновым племенем», сатанистами, вооруженными марксисткой общественно-политической терминологией. Прогрессивные социалисты полагают, что вообще никакого «феномена» украинского религиоведения нет, а есть группа перепуганных атеистов, которых подкармливают заграничные антиправославные структуры, чтобы они тявкали на Православную Церковь из всех подворотен.
Мне же украинское религиоведение, действительно, представляется феноменальным и даже трагедийным. Это трагедия холуйства, трагедия надзирательства. Она гениально раскрыта в романе харьковчанина великого писателя-эмигранта Георгия Владимова «Верный Руслан». Руслан – это кличка сторожевой овчарки, охранявшей с собратьями одну из колоний ГУЛАГа. Собаки были научены конвоировать, надзирать и даже загрызать арестантов. Для них зона была естественным миром, и профессия их была естественной для них и нужной, в ней они видели смысл жизни. Но вот рухнул ГУЛАГ, опустела зона, овчарок отпустили (это художественный вымысел: на самом деле их пристреливали). А они ни к чему, кроме как конвоировать людей, не приучены. Отправили на голодную собачью смерть. Оказалось, что их преданность, верность, бесстрашие в выполнении служебного долга никому не нужны и никем не оценены.
То же произошло с религиоведами. Сторожевые псы государственной атеистической идеологии, они верой и правдой служили делу партии. Почитаешь труды А.Колодного и присных того времени – мороз по коже пробирает, страшно, как в войну, за социалистическое отечество, молодежь, светлое будущее. Только на минуту потеряй бдительность, поблагодушествуй в деле атеистической пропаганды и воспитания – попы, подрывные зарубежные религиозные центры в миг все разложат, отравят и уничтожат. Атеисты привыкли держать Церковь за колючей проволокой, а если на воле, то под надзором. Шаг влево, шаг вправо или наружу – стреляю!
Когда рухнул государственный атеизм, о верных Русланах атеистического ГУЛАГа тоже никто не позаботился. Вышвырнули, как щенят. Религиоведы этого родной партии не простили: посыпали голову пеплом, себя переименовали из научных атеистов в знатоков вер, коммунизм обозвали «религией», с которой вроде бы тоже надо бороться на общих основаниях. Религиоведам повезло: первый Президент Украины Леонид Кравчук долгие годы курировал атеистическую работу в ЦК КПУ, поэтому не сдал своих. Повесил на шею державе. До сих пор висят. Формируют политику государства в отношении Церкви, всякие президентские комиссии возглавляют. И в этом феномен. Были мы страной воинствующего атеизма, стали страной воинствующего религиоведения. Та же идеология, те декорации, те же герои. «При любой власти мы этих попов давили, давим и будем давить», – сказал мне пару лет назад высокопоставленный, но честный религиовед. Я ему верю. Цель осталась прежняя, изменились лишь «формы и методы», которые воинствующие атеисты с советских времен предлагали «менять и совершенствовать». Никто не понимал, что это такое, а Анатолий Николаевич взял и воплотил «совершенствования» в жизнь.
Юбилей религиоведения засвидетельствовал, что жив курилка – государственный воинствующий атеизм, а потому надежды на существование свободной Церкви в свободной державе придется оставить на будущее.